Общая характеристика транспортного комплекса Республики Татарстан

Республика Татарстан занимает уникальное транспортное географическое положение в европейской части России, по ее территории проходят ключевые магистральные железнодорожные и водные пути, автомобильные дороги и воздушные трассы, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров во всех направлениях. Уникальность такого положения характеризуется четырьмя факторами:

  • прохождением кратчайшей трансконтинентальной железнодорожной магистрали в направлении "Запад-Восток", а также железнодорожного пути, связывающего поволжские крупные промышленные города по направлению "Северо-Запад - Юг";
  • наличием и слиянием судоходных путей главных европейских рек России: Волга и Кама, а также рек Белая и Вятка, обеспечивающих не только водную связь с северо-западными и южными, но и северо-восточными, приуральскими промышленными регионами;
  • прохождением автомобильных дорог федерального значения в трех направлениях: "Запад-Восток", "Запад-Юго-Восток" и "Северо-Запад-Юг";
  • прохождением воздушных трасс во всех направлениях.
Центром пересечений указанных магистральных транспортных коммуникаций является Казанский транспортный узел. Казанский железнодорожный узел связан с речным грузовым портом, что позволяет осуществлять смешанные перевозки.

Транспортный комплекс Республики Татарстан объединяет шесть видов транспорта (автомобильный, городской электрический, внутренний водный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный) и дорожное хозяйство.

Суммарный вклад транспортной отрасли в ВРП Республики Татарстан за последние три года составляет 5-6%.

Автотранспортными предприятиями республики в 2009 г. перевезено 184 млн. пассажиров. Общий доход составил 3 млрд. рублей.

В 2009 г. приобретено 242 автобуса на условиях лизинга на сумму более 200 млн. рублей, общий объем финансирования строительства метрополитена составил 3,5 млрд. рублей.

В секторе железнодорожного и воздушного транспорта наблюдается уменьшение объема пассажирооборота, услугами аэропортов Татарстана в 2009 г. воспользовались более 850 тыс. пассажиров.

Согласно концепции «Развития внутреннего водного транспорта Татарстана до 2015 года» в Булгарах запланировано строительство причальной стенки. Принято решение о выносе грузового речного порта за пределы Казани. Имеющиеся мощности будут перенесены на территорию проектируемого Свияжского логистического центра с наделением функций базового речного порта республики.

Фоторепортаж "Транспорт"

clear
Прибытие теплохода в речной порт Казани, май 2004 г.
Прибытие теплохода в речной порт Казани, май 2004 г.
clear