Справочники > Архив > Другие материалы > Прогноз основных показателей социально-экономического развития республики на 2002 год
Прогноз основных показателей социально-экономического развития республики на 2002 год
Доклад заместителя Премьер-министра - министра экономики и промышленности С. Когогина 21 ноября 2001 года на десятой пленарной сессии Государственного Совета Республики Татарстан.
В 2001 году в экономике Республики Татарстан сохранилась позитивная динамика, набранная в предыдущие годы. В январе-октябре, по предварительным данным, объем промышленной продукции составил 174,2 млрд. рублей и возрос на 7,4% по сравнению с соответствующим периодом 2000 года. Наибольший прирост производства достигнут в машиностроении - 18%. Увеличилась доля безубыточных предприятий - с 60% в начале года до 62% по состоянию на 1 октября.
Большой вклад в совокупный объем промышленного производства в республике вносит химическая и нефтехимическая отрасль, сказал докладчик. Её удельный вес в общем объеме промышленной продукции составляет 19 %.
По итогам 10 месяцев 2001 года объем промышленного производства в отрасли увеличился на 11%. Наибольших темпов роста достигли "Нижнекамскшина" - 127%, "Нэфис" - 137%, "Нижнекамский завод технического углерода" - 189%, "Казанский завод СК" - 117%.
На протяжении последних месяцев 2001 года машиностроение и приборостроение обеспечивают более половины всего прироста объемов производства в реальном секторе экономики республики. Продолжает расти удельный вес отрасли в общем объеме промышленного производства, который с начала года увеличился с 21 % до 24%.
Инвестиции в основной капитал в январе-октябре т.г. достигли 40,4 млрд. рублей, что на 22,2% выше уровня января-октября 2000 года.
Положительные тенденции в развитии экономики отразились на уровне жизни населения республики. Реальные денежные доходы за девять месяцев 2001 года возросли на 10,5%, в октябре они увеличились на 17,4% по сравнению с соответствующим периодом 2000 года. Ожидается, что реальные денежные доходы населения в среднем за 2001 год возрастут на 11,2%. Опережающими темпами по сравнению с инфляцией (123%) растет заработная плата. Она увеличилась за 9 месяцев на 48%. Среднемесячная заработная плата одного работающего в январе-сентябре 2001 года составила 2862 рубля, в сентябре - 3143 рубля.
Предполагается, что в 2001 году будет достигнут уровень прогнозных пороговых значений в основном по всем индикаторам, характеризующим уровень жизни населения республики. А по таким важным индикаторам, как уровень регистрируемой безработицы, соотношение среднего денежного дохода на душу населения к минимальному потребительскому бюджету, соотношение среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы и минимального потребительского бюджета и другим, мы несколько превысим заданные параметры.
Год назад, сказал далее С.Когогин, Правительство продекларировало основные принципы своей промышленной и в целом экономической политики. В частности, мы планировали поддерживать экономически самодостаточных товаропроизводителей, а также тех, кто сумел подтвердить свою управленческую и экономическую состоятельность. Правительство свои намерения реализовало. Приведу несколько цифр, иллюстрирующих результаты этих шагов. Предоставленные за девять месяцев т.г. легкой промышленности льготы на сумму 34 млн. рублей позволили сократить число убыточных предприятий на 21%, увеличить объем продукции на 10%- на сумму более 150 млн. рублей.
Промежуточные материалы по итогам работы за 2001 год показали, что все предприятия, заключившие соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, а их почти 40, дополнительно получили 69 млн. рублей налоговых льгот и при этом дополнительно внесли в бюджет 161 млн. рублей.
Вторая очень важная декларация Правительства в области экономики была ориентирована на поддержку предприятий, производящих товары-лидеры. Предположительно по итогам года картина будет следующей. В этом году два самолета Ту-214 переданы в лизинг ГУАП "Дальавиа". В 2002 году планируется строительство четырех самолетов, в том числе двух для ГТК "Россия". В вертолетном объединении успешно идет освоение производства многоцелевого легкого вертолета "АНСАТ", который будет сертифицирован в 2002 году. К нему уже сегодня проявляют интерес потенциальные заказчики. Ведутся доработка машин Ми-38 и модификация Ми-8.
Все это сказалось на общей динамике развития экономики. Как я уже сказал, число прибыльных предприятий в текущем году увеличилось и в настоящее время составляет 62%. Число регионов-доноров в этом году будет 18.
При этом доля добавленной стоимости возросла по всем регионам-донорам. В целом по республике в 2001 году рост валового регионального продукта составит 4,9%.
Вместе с тем, подчеркнул выступающий, регионы-реципиенты продолжают снижать долю добавленной стоимости. В них невысокая заработная плата и, учитывая систему закрепления налогов за субъектами Федерации, не очень оптимистичные перспективы повышения уровня самодостаточности. В связи с этим с начала 2001 года Правительство при поддержке Президента республики приступило к пилотному проекту системы территориального управления с целью отработки типовых элементов и их распространения на районы республики. В качестве пилотного проекта в этом году выбраны город Елабуга и Елабужский район.
Сегодня эти шаги как никогда важны, ведь рост добавленной стоимости, доли заработной платы в ней и самой заработной платы являются теми факторами, с помощью которых нам удастся в будущем сохранить свою налоговую базу. Как вы видели, уже по итогам 9 месяцев 2001 года поступления от подоходного налога в бюджет по сравнению с прошлым годом возросли на 57%. В прогнозах на следующий год поступления от подоходного налога оцениваются уже на уровне 80% от налога на прибыль.
Вхождение в единое налоговое поле, повышение налоговой нагрузки на "нефтяной" рубль поставило перед нами задачу поиска резервов увеличения доходной части бюджета. При росте ВРП с 204,3 млрд. рублей в 2000 году до 242 млрд. рублей в 2001 году доля доходов консолидированного бюджета без поступлений из РФ уменьшилась с 28,6% до 16,4%. При этом, как пример, показательны поступления от спиртовой и ликероводочной промышленности - они в текущем году уменьшились в 3,6 раза.
Если соотнести поступления в бюджет с объемом государственной финансовой помощи, то обращает на себя внимание тот факт, что нарастает разрыв между объемом этой помощи и поступлениями в бюджет от агропромышленного комплекса. Это говорит о том, что в этой отрасли необходимы серьезные структурные изменения.
Говоря о резервах в экономике, мы придаем большое значение таким направлениям, как углубление переработки нефти и нефтепродуктов, химического сырья. Именно этот сектор должен стать одним из наиболее привлекательных, в том числе для малого и среднего бизнеса.
Для эффективного использования бюджетных средств очень важным направлением является оптимизация расходов, в том числе на содержание действующей сети учреждений социальной сферы. С.Когогин отметил, что в соответствии со стратегией социально-экономического развития республики в настоящее время проводится работа по установлению государственных социальных гарантий обеспечения населения социальными услугами. С их учетом формируется пятилетняя программа капитальных вложений, предусматривающая оптимизацию действующей сети социальной инфраструктуры. В основу программы заложен показатель обеспеченности бюджетными средствами на одного жителя. Это позволит увеличить обеспеченность всех районов республики объектами социальной сферы.
В 2001 году сформирована новая структура Правительства республики. Для обеспечения необходимой эффективности системы управления и мониторинга за состоянием дел на местах во всех районах республики созданы территориальные органы министерств. Уже сейчас сформированы плановые задания районам на следующий год и с помощью территориальных органов будет обеспечена необходимая периодичность получения информации о реальном положении дел в отраслях и, следовательно, станет возможной реализация следующих шагов по повышению эффективности управления реальным сектором экономики со стороны государства.
В основу прогноза на 2002 год заложены такие параметры: инфляция - 13-15%, рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы - 28%, курс доллара - 31,5 руб./долл., стоимость нефти на экспорт - 20 долларов за баррель.
По прогнозу, объем валового регионального продукта составит в 2002 году 281,2 млрд. рублей и возрастет на 3,5% по сравнению с оценкой 2001 года.
Объем промышленного производства в 2002 году, по прогнозу, составит 251,7 млрд. рублей (104,0% к уровню 2001 года).
Добыча нефти составит не менее 27,5 млн. тонн.
В условиях нестабильности цен на нефть, сказал далее докладчик, особую роль играет увеличение глубины переработки нефти и использования углеводородного сырья. В 2002 году продолжится строительство Нижнекамского НПЗ, планируется ввод в эксплуатацию объектов базового комплекса.
Еще больше возрастает значение интеграции нефтегазохимического комплекса республики. Следует отметить большую роль нефтяных компаний в стабилизации обеспечения углеводородным сырьем нефтехимических предприятий республики. Как показало недавнее рассмотрение выполнения программы развития шинного производства в Республике Татарстан, привлечение ОАО "Татнефть" способствовало восстановлению позиций ОАО "Нижнекамскшина" на российском рынке.
По прогнозу на 2002 год, за счет всех источников финансирования ожидается освоение инвестиций в основной капитал на сумму 53,8 млрд. рублей.
Значительная часть государственных средств в виде бюджетных инвестиций направляется на оздоровление экономики. С этой целью ежегодно формируется Республиканская инвестиционная программа. Объем финансирования программы за 9 месяцев 2001 года составил 8,3 млрд. рублей (91,7% к годовому плану). В текущем году расширился спектр предоставляемых форм государственной поддержки. Предприятиям, привлекающим кредиты банков для реализации инвестиционных проектов в приоритетных направлениях развития экономики республики на конкурсной основе, оказывается государственная поддержка в виде предоставления субсидий на погашение до 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
К концу текущего года выделение субсидий предприятиям на указанные цели позволит привлечь более 340 млн. рублей средств коммерческих банков при мобилизации бюджетных средств в сумме 50 млн. рублей в расчете на год, т.е. происходит многократное увеличение средств, привлекаемых в реальный сектор экономики.
Проект Республиканской инвестиционной программы на 2002 год сформирован в сумме 19,5 млрд. рублей. Через механизм предоставления субсидий на погашение части ставки рефинансирования Центрального банка РФ предусмотрено привлечение банковского капитала для реализации приоритетных инвестиционных проектов на сумму более 400 млн. рублей.
Предусмотрена государственная поддержка на реализацию Республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы", "Программы развития приоритетных направлений науки в Республике Татарстан на 2001-2005 годы". Предусматривается дальнейшее развитие лизинга. Это особенно важно, так как в условиях, когда отменены льготы на прибыль, стали еще более очевидными преимущества лизинговых схем. Они позволяют относить лизинговые платежи на себестоимость, тем самым уменьшая для предприятий налогооблагаемую базу.
Фонд заработной платы в 2002 году составит 68,1 млрд. рублей и увеличится к уровню 2001 года на 30,5%. Предусматривается рост средней заработной платы одного работника с 3000 рублей в 2001 году до 3900 рублей в 2002 году.
При этом ожидается, что в будущем году произойдет увеличение более чем на 10% соотношения средней заработной платы в расчете на одного работника и прожиточного минимума на члена типовой семьи, что по сути означает рост покупательной способности заработной платы. На среднюю ее величину возможно будет приобрести, согласно прогнозу, 3,3 набора прожиточного минимума. В 2002 году предполагается сохранить положительные тенденции роста реальных денежных доходов, темпы роста которых будут не ниже ныне достигнутого уровня.
Решая проблемы удовлетворения базовых потребностей общества, Правительство уделяло и уделяет внимание крупному бизнесу, развитию деятельности наших крупных бюджетообразующих и градообразующих предприятий. Одновременно формировались нормативно-правовая база, инфраструктура и другие условия для развития среднего и малого бизнеса. Реализуется Государственная комплексная программа РТ по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 годы.
В рамках реализации Указа Президента Республики Татарстан "О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан" принят ряд нормативных документов, направленных на улучшение условий деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
Разрабатывая прогноз социально-экономического развития на 2002 год, заметил в заключение С.Когогин, мы были нацелены на создание в республике социально ориентированной экономики. Для этого в республике есть необходимые ресурсы, позволяющие достичь поставленных целей.