Мечеть сегодня

Здание мечети Кул Шариф расположено в западной части Казанского Кремля во дворе бывшего Юнкерского училища. С учетом перепада рельефа участка двор мечети разделен на две платформы - верхнюю, для ритуальных целей, и нижнюю, для музейно-экскурсионных мероприятий. В комплекс мечети входят два павильона и декоративно-теневые навесы. Здание мечети относится к типу центрально-купольной мечети с несколькими минаретами. В основу планировки положен принцип, неоднократно использовавшийся в зодчестве мусульманского мира, и сочетающий два квадрата, наложенных один на другой под углом 45 градусов. Простые геометрические фигуры - квадрат и круг - использованы здесь для создания гармоничных архитектурных объемов. Центричная композиция мечети формируется зальным объемом, увенчанным куполом на световом барабане, и четырьмя основными минаретами высотой 58м, поставленными по диагональным осям на стилобат.

С северной и южной сторон мечети расположены два малых минарета. В верхней части входного портала установлены также декоративные элементы в виде куполов минаретов. Главный купол стрельчатых очертаний поставлен на наружный барабан, орнаментальные формы которого воспроизводят популярный в искусстве тюркских народов мотив тюльпана.

Мечеть имеет четыре уровня. На нижнем уровне, выполненном в виде стилобата, расположены: музей развития Ислама в Татарстане, женский распределительный вестибюль и гардеробы, мужской и женский залы для омовения, административные и технические помещения. На уровне первого этажа находится мужской вестибюль, гардеробы, кабинет имама. На втором этаже расположен молитвенный зал площадью 500 кв.м., рассчитанный на 720 человек (размеры - 23х23м). Для женщин предусмотрена галерея, нависающая над молитвенным залом, вместимостью 300 человек. Высота зала до верхней отметки купола - 32 м. Диаметр внутреннего опорного кольца - 16 м.

Снаружи мечеть облицована белым мрамором. Со стороны входа на стенах выполнены рельефные коранические надписи. Купол мечети и шатры минаретов покрыты металлической черепицей бирюзового цвета. Полумесяцы купола и минаретов изготовлены из сплава тринитротитана.

Мечеть Кул Шариф возводится как величественный памятник духовного возрождения татарского народа, гордость и украшение Казани. Она должна стать культурно-просветительским и научным центром, включающим Музей исламской культуры Поволжья, Музей древних рукописей, библиотеку.

Воссоздание мечети Кул Шариф ведется на территории Казанского Кремля. Государственный музей-заповедник "Казанский Кремль" включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Республики Татарстан, а также зафиксирован в реестре памятников истории и культуры ЮНЕСКО.

Проектирование и строительство такого крупного ансамбля религиозно-общественного назначения, не имеющего прямых аналогов в современной мировой градостроительной практике, потребовали от авторов проекта максимального проявления не только профессиональных способностей. Потребовалось знание специфики крупных культовых сооружений, которые не строились в нашем регионе с периода завоевания Казанского ханства.

Проведение в Татарстане международного конкурса на проект мечети Кул Шариф стало не просто импульсом к поиску путей развития современной исламской архитектуры. По существу, открылось новое направление в архитектуре. На конкурс было представлено 16 проектов, разработанных различными архитектурными бюро. В ходе творческих дискуссий было найдено оптимальное архитектурное решение мечети Кул Шариф.

Работа по проектированию интерьеров комплекса оказалась творчески интересной и сложной. Проект базируется на трех принципах. Это отражение общих исламских эстетических норм, татарских национальных художественных традиций, а также воплощение духа современности. Проектирование интерьеров мечети охватило период с 1998 по 2001 год и осуществлено Архитектурным бюро "Кул Шариф" (архитекторы Айвар Саттаров, Михаил Сафронов).

Самым сложным этапом был поиск образного решения главного помещения мечети - молитвенного зала. Авторы проекта разработали несколько вариантов, одновременно обогащая свой опыт изучением классической исламской архитектуры в Египте и Турции, а также знакомством с современными культовыми комплексами в Объединенных Арабских Эмиратах.

Основное впечатление зрителя, попадающего в молитвенный зал, - легкость и торжественность.

Главным смысловым акцентом молитвенного зала является михраб, и, по сложившейся многовековой традиции, он становится средоточием богатого декоративного оформления. Михраб мечети Кул Шариф имеет оригинальную конструкцию, обусловленную конфигурацией плана и конструкции подкупольного пространства. Нишу предваряет декоративная ажурная решетка, открывающаяся наподобие портала. Она усиливает символическое звучание михраба как напоминания о Рае - Фирдаус. По обе стороны михраба выполнены коранические надписи.

Справа от михраба установлен монументальный мраморный минбар, украшенный резьбой.

Особое внимание в ансамбле интерьера уделено оформлению пола коврами. В молитвенном зале ковровое покрытие разбито на организованные рядами бесчисленные ячейки отдельных молитвенных ковриков, воспринимающихся как необозримость мусульманской уммы. Следует отметить, что эти ковры ручной работы изготовлены в Иране и переданы в дар мечети правительством Исламской Республики Иран.

Освещение молитвенного зала осуществляется с помощью центральной люстры и оригинальной подсветки подкупольного пространства.

Стены молитвенного зала облицованы мрамором светлых оттенков. Цветовая гамма внутреннего пространства выдержана в светло-голубых оттенках, в сочетании с надписями золотом. Коранические надписи и панно с "Прекрасными именами Аллаха" размещены на парусах подкупольного пространства. Высокие и узкие оконные проемы, завершенные стрельчатыми арками, заполнены цветными витражами, которые окрашивают потоки света, струящегося внутрь. Опорное кольцо купола обегает кораническая надпись с текстом суры "Имран", выполненная позолотой на голубом фоне. Купол украшен декоративной росписью, в которой звучат мотивы татарского орнамента, центральная купольная розетка также замкнута каллиграфическим бордюром. В угловых нишах главного зала помещены каллиграфические панно с текстами сур "аль-Ихлас" (Очищение) и "ан-Нас" (Люди) в фигурных картушах.

Образ молитвенного зала стал ключом к оформлению интерьеров двух вестибюлей - мужского и женского, которые играют роль распределительных залов, - отсюда потоки верующих поднимаются по лестницам в молитвенные залы. Основная идея здесь - парадность и торжественность. Богато оформлены резьбой деревянные двери, потолки украшены росписью, бордюры стен и потолочных балок облицованы декоративной керамической плиткой с орнаментом. Лаконичные и строгие колонны облицованы белым мрамором. В боковых нишах установлены четыре орнаментальных панно из фаянсовых изразцов с подглазурной росписью. Общий цветовой строй мужского вестибюля - охристо-голубой, женского - охристо-зеленый.

Особое значение в пространстве мечети придается залу Музея исламской культуры в Татарстане. В основе его образного решения лежит идея преемственности исламских традиций в культуре татарского народа. Беломраморные, стоящие попарно колонны несут декоративную балочную конструкцию, имеющую очертания восьмилучевой звезды. В центре круглого зала под стеклянным саркофагом размещается главная реликвия - старинное издание Корана. По периметру зала расположены витрины с экспонатами, рассказывающими о проникновении ислама и его современном развитии на территории Татарстана. Здесь представлена коллекция рукописей и старинных изданий. Одним из результатов деятельности Фонда финансовой поддержки мечети Кул Шариф стало собрание изданий Корана на многих языках мира, насчитывающее более 300 экземпляров.

Интерьер Зала приемов имама имеет выраженный восточный характер. В центре зала - окруженный креслами стол переговоров, вдоль стен расставлены диваны. Обивка кресел и диванов выполнена из набивных тканей с характерным декоративным рисунком. Стены обтянуты золотистой тканью. Боковые стены зала украшают два шамаиля, выполненные в техниках казанской узорной кожи (кожаной мозаики) и вышивки - традиционных видах татарского декоративно-прикладного искусства. На стенах вестибюля, ведущего в зал имама, мрамором выложены виды Мекки и Булгара.

Комнаты омовений облицованы керамической плиткой с мотивами татарского орнамента. Колонны, расставленные по оси зала, выполнены из белого мрамора. Сантехнические приборы выполнены из латуни.

Информация предоставлена ООО "Мастер"