Благовещенский собор Казанского Кремля
Закладку деревянной церкви на месте будущего собора возводят к деяниям царя Ивана Васильевича Грозного, который "избрал место для сооружения соборной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сам положил ей основание, сам же водрузил животворящий крест на месте, предназначенном для престола". Соборная церковь, срубленная в три дня, была освящена 6 октября 1552 года также в присутствии царя.
Строительство каменного собора на месте деревянной церкви закончилось уже в 1562 году – 15 августа храм был освящен.
Собор относят к псковской школе русского зодчества. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля).
Казанский кафедральный собор был первоначально сплошь каменным (построен из известняка, который добывался "ломцами" на правом берегу Волги) шестистолпным храмом с пятью главами и тремя апсидами в алтарной части. С северной и южной стороны его окружали два боковых придела, которые соединяла паперть, огибающая центральный кубовидный объем собора с южной, западной и северной сторон. Фасады членились вертикальными лопатками. К восточной стороне храма примыкают три алтарные апсиды, украшенные у карниза узорчатой каймой. Излюбленный псковскими мастерами рисунок каймы перекликается с пояском барабана средней главы храма.
Главы собора имели первоначально шлемовидную (полукруглую) форму, но в 1736 году были переделаны. Четыре главы стали луковичными, средняя глава собора была устроена в стиле украинского барокко, покрыта медью и вызолочена.
П.Заринский, автор "Очерков Древней Казани" (1877 г.), восторженно отзывался об архитектурных формах собора, тесно связанных с древнерусской традицией: "Барабаны глав очень изящны, их украшения напоминают наши лучшие древние образцы. Видно, что мастера – Постник Яковлев и Иван Ширяй – были хорошо знакомы с древними храмами своих родных городов, Пскова и Новгорода. Архитектура Казанского кафедрального собора напоминает архитектуру Новгородского Софийского собора, церквей – Спаса в Нередицах (близ Новгорода), Николы в Липе, Федора Стратилата, Дмитрия Солунского, Преображения Господня, Успения на Волотовом поле в Новгороде и церкви Варлаама Хутынского в Пскове".
Э.Турнелли. Литография I пол. XIX в. |
Стены собора были впервые покрыты фресковой росписью во второй половине XVII века при митрополите Маркелле. В дальнейшем стенное письмо в соборе неоднократно обновлялось, после пожаров стены заново покрывались штукатуркой и расписывались. После пожара 1815 года, сильно повредившего штукатурку, собор долго стоял без настенной росписи. В 1870 году из Вязниковского уезда Владимирской губернии был вызван иконописец Н.Л.Сафонов, прославившийся к тому времени своими иконописными работами во многих городах России. Работами по украшению собора руководил сам архипастырь Антоний, который вместе с художником составил проект распределения священных изображений на стенах и сводах храма.
С Благовещенским собором связана деятельность святителей Казанских, он является также местом погребения их праха. В подвальном этаже собора, под низкими тяжелыми его сводами, покоятся тела почивших Казанских архипастырей – архиепископа Тихона I Хворостинина (1575-1576), митрополитов Лаврентия II (1657-1673) и Маркелла (1691-1698). Здесь устроена церковь-усыпальница во имя Всех Святых, освященная в 1896 году архиепископом Казанским Владимиром. Здесь же погребены тела усопших архиепископов Казанских Афанасия (1857-1866), Владимира II (Петрова, 1892-1897) и Димитрия (Самбикина, 1905-1908). Некоторые другие Казанские архипастыри, скончавшиеся в Казани, покоятся в Благовещенском соборе по северной и южной стенам от трапезы, а также в придельном Борисоглебском храме.
Память о первом архипастыре Казанском Святителе Гурии также связана с Благовещенским собором. В 1841 году была обнаружена келья святителя, находившаяся под правым Борисоглебским приделом. Келья возникла одновременно с храмом, в ней святитель провел многие часы молитвенного уединения. На восточной стене кельи была обнаружена фреска с изображением Спаса Нерукотворного. В 1630 году в храм были перенесены мощи Гурия, ставшие главной святыней кафедрального собора. Чудотворные многоцелебные мощи были поставлены в соборе у северной стены, в 1702 году рака с мощами была установлена в середине соборного храма, где и оставалась до перенесения мощей в церковь Ярославских чудотворцев в 1918 году.
В начале XX столетия Благовещенский собор утратил многое от своего великолепия. Ансамбль зданий, возникший вокруг древнего собора в течение нескольких столетий, в 1920-е годы был разрушен: снесена многоярусная каменная колокольня с храмом под звонницей, разобраны барабаны декоративных главок, а также западное крыльцо и каменная ограда. Немногое дошло до наших дней из веками собиравшихся сокровищ ризницы – облачений драгоценного шитья, вышитых покровов и хоругвей, икон и напрестольных крестов с мощами, золотых и серебряных церковных сосудов. От первоначального облика храма сохранились центральный объем здания с тремя апсидами, основания двух боковых каменных приделов, следы внутренней фресковой росписи (в западной части храма), масляная живопись XIX века и ряд декоративных элементов.
Указом Президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева от 1995 года комплекс Благовещенского собора передан в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника "Казанский Кремль". Научная реставрация собора, которая ведется в последние годы, направлена на восстановление его исторического облика. К 1000-летию Казани и 450-летию Казанской епархии интерьер кафедрального собора предстанет во всем великолепии. После долгих лет забвения собор примет верующих, в нем зазвучит церковная служба.
Материалы предоставлены ООО "Мастер".