Общество > Религия > Православие > Благовещенский собор Казанского Кремля > Некоторые сюжеты и образы росписи собора
Некоторые сюжеты и образы росписи собора
Грузинская икона Богоматери. Иконографический тип образа – Одигитрия. Первоначально находилась в Грузии, в 1622 году ее захватил в числе других святынь персидский Шах Аббас. В 1625 году была куплена в Персии и привезена в Ярославль, затем в 1629 году - в Красногорский Богородицкий монастырь Архангельской епархии, где прославилась многими чудотворениями. Была привезена в Москву, когда там в 1654 году свирепствовала моровая язва. Список с иконы находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Никитниках близ Варварских ворот Китай-города, другой список – в Успенском соборе Московского Кремля. Грузинская икона была возвращена в Красногорский монастырь, где в ее честь в 1723 году построили соборный храм.
Седмиезерная икона Смоленской Божией Матери, по преданию принадлежала иноку Евфимию из города Устюга Великого Вологодской губернии, который после 1615 года пришел в Казанскую землю и основал в 17 верстах от Казани, в уединенном месте, окруженном семью озерами, скит, получивший название Седмиезерного. Впоследствии Евфимий был взят в митрополичий дом и принес туда свою икону. На месте скита со временем образовалась Казанская Седмиезерная Богородицкая пустынь. Позже в Смоленский храм пустыни была поставлена Седмиезерная икона. Церковное предание гласит, что в 1654 году этот образ прославился заступничеством от моровой язвы. По видению инокини Мавры Седмиезерную икону принесли в Казань, где горожане встретили ее с чудотворной Казанской иконой. В тот же день на этом месте в память обретения иконы была устроена часовня и водружен крест, а впоследствии был сооружен Кизический Введенский монастырь. Икону пронесли по всем домам города, и чума прекратилась. Этой иконе приписывают избавление и от чумы 1771 года. Ежегодно икону с крестным ходом приносили в Казань. Ее чтили не только православные жители Казани, но и люди других вероисповеданий. Иконографический тип образа – Смоленская Одигитрия.
Казанская икона Богоматери. По иконографическому типу приближается к погрудному варианту Одигитрии, однако рук Богоматери не видно, а у младенца видна только правая, благословляющая рука. По преданию в 1579 году после страшного пожара Пресвятая Богородица явила там Свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в христианской вере обращенных из тамошних жителей, не веровавших же – расположить к ней. Богоматерь неоднократно являлась во сне благочестивой девятилетней девочке Матрене и повелела сообщить архиепископу Иеремии и градоначальнику, чтобы они взяли из земли Ее икону и указала самое место. При раскопках в этом месте 8 июля именно девочка нашла икону, которую торжественно перенесли в приходскую церковь во имя святителя Николая Тульского, настоятелем которой был священник Гермоген, впоследствии митрополит казанский, затем патриарх, погибший в Смуту. Он и описал явление иконы. После молебна икону перенесли в Благовещенский собор, где она прославилась чудесными исцелениями. Казанская икона стала всероссийской святыней, и многочисленные почитаемые списки с нее появились в тысячах храмах.
Семь Вселенских соборов. Вселенские соборы – чрезвычайное «собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной», или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных церквей, составляющееся с целью свидетельства об общей вере их. В православной церкви Вселенскими соборами признаются следующие семь: I Никейский (325 год), I Константинопольский (381 год), Эфесский (431 год), Халкидонский (451 год), II Константинопольский (553 год), III Константинопольский (680-691 годы) и II Никейский (783-787 годы).
Материалы предоставлены ООО "Мастер".