Общество > Ассамблея народов Татарстана > О создании Ассамблеи народов Татарстана
О создании Ассамблеи народов Татарстана
Доклад председателя Правления Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан С.К.Джаксыбаева
Уважаемые делегаты Съезда народов Татарстана!
Уважаемый Минтимер Шарипович!
Уважаемые гости!
Прошло 15 лет со дня проведения I Съезда народов Татарстана. Пятнадцать лет на общественных, организованных началах проводится этнонациональная работа в соответствии с предписаниями прошедшего Съезда.
Поэтому я думаю, что было бы правильным в представляемом докладе коротко охарактеризовать результаты нашей работы за 15 лет.
Вначале об общих принципиальных результатах. Число «голосов» народов, от имени которых мы говорим, выросло за это время от 9 до 35. При этом очень важно, что голоса эти равные. Один народ – один голос. Этот результат глубоко осознан, прочувствован и в конечном результате безоговорочно нами принят. Для нас одинаково важны культура, традиции, обычаи, а также самочувствие как 130 ассирийцев, так и 130 000 чувашей.
Именно этот принцип, который мы отстаивали все прошедшие 15 лет, объединяет все наше многонациональное сообщество. Именно равенство этих голосов является самой яркой иллюстрацией благополучия межнациональных отношений и стабильности общественно-политической ситуации. За прошедшее время мы уже убедились, что подчеркивание какой- то особой, главной роли отдельного народа, какими бы благими намерениями оно не обосновывалось, обязательно вызовет негативную реакцию «не главной» части народа. Кратко резюмируя этот принцип, хотелось бы, чтобы он лег и в основу Концепции национальной политики.
Следующим важным и принципиальным результатом является достигнутое конструктивное сотрудничество нашей общественной организации с государственными структурами различных уровней. По сути, выстроена надежная, устойчивая платформа, на которой общественные национально-культурные организации, с одной стороны, и государственные службы с другой могут обсуждать и решать этнокультурные, этносоциальные проблемы. Яркие примеры этому - наши образовательные программы, программы решения миграционных проблем. Мы признаны, мы узнаваемы, наши проекты, обращения принимаются, изучаются и, как правило, находят решение. Конечно же, без «шипов» не обходится, но при наличии хорошего терпения и настойчивости проблемы решаются. К тому же работа на этой платформе - есть яркий и убедительный пример построения элементов гражданского общества.
Это, по крупному, то, что мы сделали, чего достигли. И в этой связи, я хотел бы высказать искреннею и сердечную благодарность Президенту Республики М.Ш.Шаймиеву, который явно или не явно присутствует во всех наших деяниях. Без его личного участия в решении наших проблем мне трудно представить, что мы смогли бы достичь таких результатов.
И еще, сердечная благодарность руководителям и активистам национально-культурных организаций. Это их бескорыстным трудом на общественных началах мы достигли хороших результатов в решении национальных и межнациональных проблем многонационального Татарстана.
Остановлюсь на конкретных результатах. Деятельность Ассоциации финансируется из республиканского бюджета. Хотя средства эти небольшие, но нам удается финансировать общественно значимые мероприятия отдельных общин и Ассоциации, издание журнала «АНКО», хозяйственную деятельность.
В 2007 году Ассоциация выиграла конкурс Президента РФ по поддержке некоммерческих организаций. Благодаря данному конкурсу стали возможны материальное оснащение Ассоциации, проведение семинаров, первого в Татарстане межнационального турнира по мини-футболу, первого в Татарстане многонационального летнего лагеря. Данные мероприятия планируется сделать традиционными.
В заявке на бюджетное финансирование на 2008 год мы запросили значительное увеличение финансирования с учетом того, что Ассоциация будет преобразована в Ассамблею народов Татарстана. Мы ожидаем, что соответственно, будет значительно увеличена сферы и функции деятельности вновь организованной Ассамблеи. Будет значительно расширена международная деятельность. В сферу влияния и деятельности Ассамблеи войдет все этнокультурное движение республики. Расширится работы по реализации принципов народной дипломатии, содействуя расширению всесторонних связей Татарстана с исторической родиной представителей народов, проживающих у нас.
Деятельность Ассоциации осуществляется в Доме Дружбы народов Татарстана. Нам удалось добиться его самостоятельного, республиканского статуса. Сегодня практически завершены работы по ремонту, реконструкции и обустройства обоих очередей Дома Дружбы, и мы получаем в свое распоряжение мощную материальную базу для нашей работы. Хотелось бы от всей души поздравить вас с этим замечательным событием, а также выразить нашу искреннюю признательность властям республики, лично Мухаметшину Фариду Хайрулловичу – председателю оргкомитета по организации и проведению Съезда народов Татарстана. Он лично оказал существенную поддержку в решении наших вопросов.
Ассоциация освещает свою деятельность в журнале «Актуальное национально-культурное обозрение», на сайте
Особое место в деятельности Ассоциации занимает сотрудничество с МВД РТ и УФМС РТ в решении миграционных проблем.
В рамках заключенного нами многостороннего Соглашения создан Координационный Совет АНКО - МВД, действует Республиканское агентство занятости и правовой помощи иммигрантам, разработана специальная программа решения миграционных проблем.
Этот опыт оценен и признан во многих регионах российской федерации, Казахстане, Киргизии, Таджикистане. В октябре 2005 года. в Казани прошло Совещание Приволжского федерального округа «Взаимодействие национально-культурных общественных организаций и правоохранительных органов в решении социальных проблем мигрантов», на котором изучался наш позитивный опыт.
Ассоциация национально-культурных объединений Республики Татарстана за время своего существования налаживала и поддерживала тесные контакты и связи с другими региональными и федеральными этнокультурными организациями. Мы изучали и перенимали позитивный опыт их деятельности и, в свою очередь, делились своим опытом. Отмечу, что наиболее востребованным при этом оказался наш опыт решения миграционных проблем, опыт взаимодействия с силовыми структурами.
Также особое внимание мы уделяем взаимодействию с Ассамблеей народов России, возглавляемой Р.Г.Абдулатиповым, по моему мнению, являющимся не только крупным специалистом в области этнических и межэтнических проблем, но и человеком, который болеет душой за их решение.
Именно во взаимодействии с Ассамблеей народов России мы постигаем и осознаем как опыт регионов, так и негативный опыт нерешенности этих проблем на уровне федеральных властей. По этому поводу Рамазан Гаджимуродович написал «Манифест этнонациональной политики Российской Федерации», который является серьезным предупреждением о крайней опасности затягивания решений этнонациональных проблем России.
Деятельность Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан и структур, учредителем которых выступает АНКО, неоднократно получала высокую оценку и в республике, и в России, и в международных организациях. Приведу некоторые высказывания. Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес в интервью радио «Эхо Москвы», делясь впечатлениями о пребывании в Республике Татарстан с 24 по 27 июля 2004 года, в рамках которого он посетил Дом Дружбы народов и встречался с Правлением Ассоциации, назвал впечатляющим мирную совместную жизнедеятельность разных национальностей и разных религий. В частности он подчеркнул: «Что, кстати, позитивное очень в Казани и что интересно - это количество самых разных людей, которые сосуществуют, которые имеют право получать образование на своем языке, на разных языках. Это не составляет проблемы. И между этими людьми нет взаимного насилия, нет проблем. И мне кажется, что в Татарстане есть такой диалог, которого в других местах России нет. Это сосуществование рядом, плюс к тому, еще и различных конфессиональных общин. Они говорят между собой на одном языке. Здесь есть такой момент, как культура диалога, которая вырабатывается в многообразии. Там столько разных религий и столько разных культур, что поневоле надо сосуществовать. Для меня это была реальность, которую в России я до этого не видел. Я рад, что могу об этом говорить. Есть хотя бы несколько мест в Европе таких цивилизованных, которые можно приводить в пример - одно из них как раз Казань».
Докладчик ПАСЕ Дэвид Аткинсон в завершение встречи с руководителями национально-культурных организаций, входящих в состав АНКО РТ, 12 октября 2004 года заявил следующее: «Нам до сих пор не приходилось встречаться с подобным многонациональным сообществом, которое так активно взаимодействует как внутри себя, так и с государственными структурами. Я думаю, что такая практика Татарстана заслуживает того, чтобы ее распространять, причем не только в других регионах России, например, на Северном Кавказе, но и, почему бы нет, в других странах мира».
В последние годы этнокультурные организации стали принимать активное участие в мероприятиях неправительственных организаций, которое сопровождают авторитетные международные форумы, как то «гражданская восьмерка» при саммите восьмерки в Санкт –Петербурге в 2006 г., программы неправительственных организаций Европейского банка развития и реконструкции - Казань 2007 года.
С одной стороны, надо признать, что «гражданское сопровождение» солидных международных форумов позволяет учесть мнение широкого круга общественности, повышает к ним доверие. Но опыт нашего участия в этих мероприятиях, наши выступления, дискуссии показали и «обратную сторону» этой деятельности. Российские неправительственные организации, в подавляющем большинстве – правозащитные, выносят на обсуждение этих форумов только сугубо негативные моменты, активно и агрессивно противодействуя обсуждению каких-либо конструктивных, позитивных предложений, опыта. При этом надо отметить, что иностранные неправительственные организации подходят к этим вопросам намного более объективно.
На первом и втором форумах мы рассказывали об опыте нашей работы по решению миграционных проблем и были агрессивно атакованы российскими правозащитниками, обвинившими нас в том, что мы приукрашиваем действительность, что этого не может быть.
Думается, что опыт гражданского сопровождения значительных форумов может быть взят на реализацию и в республике, но только надо учитывать «печальный» опыт, не «отфильтровывать» их по одному критерию, необходимо чтобы там обязательно присутствовали разные точки зрения, как бы не неудобно было это в работе.
Все сказанное в целом подтверждает, что задачи, поставленные первым Съездом народов Татарстана выполнены, этап становления и возмужания этнонационального движения Республики успешно завершен.
Имея в виду, что проблемы национальной политики и межнациональных отношений не теряют своей актуальности, в этой связи есть необходимость и настало время перейти на качественно новый уровень этнонационального движения многонационального Татарстана.
Прошедшая накануне Съезда IX Конференция АНКО РТ, обсудив состояние этнонациональных отношений в республике, поддержала предложение Президента Республики М.Ш.Шаймиева, высказанное в его Послании Государственному Совету о преобразовании АНКО РТ в Ассамблею народов Татарстана.
Думаю, что основное внимание должно быть уделено расширению сферы влияния и деятельности Ассамблеи, которая должна охватывать все этнокультурное движение республики. Следует также значительно, на системной основе усилить международный аспект деятельности Ассамблеи, который укрепит его авторитет и более наглядно покажет актуальность решения этнонациональных проблем.
Крайне важно и необходимо добиться должного информационного отображения этнонациональных проблем, в особенности - отображения позитивного опыта, которого вполне достаточно в нашей республике.
Несомненно, что деятельность Ассамблеи должна быть преемственна всему позитивному опыту Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан.