Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > "Мусульманский вектор внешней политики России" (доклад)
Мусульманский вектор внешней политики России

К началу нового тысячелетия Россия оказалась в непростой ситуации. В силу сложных и болезненных преобразований, политической, экономической и социальной трансформации значительно ослабли ее позиции в мировой политике и экономике, обнажилась крайняя финансово-экономическая слабость страны, возросла степень ее зависимости от Запада. Не могло это не сказаться и на внешней политике Российской Федерации.

Существуют, безусловно, объективные причины такой ситуации. Вместе с тем, неточное понимание внешнего мира, неадекватное определение приоритетов, переоценка ресурсов способствовали тому, что страна упускала многие из имеющихся возможностей. Это относится и к отношениям России с мусульманскими странами.

Сегодня в мире насчитывается более 1 миллиарда мусульман. Они составляют большинство населения в 48 странах. В Европе и Америке быстро растет мусульманское меньшинство. Если сегодня число мусульман в нашей стране колеблется в пределах 20 миллионов человек, то, по некоторым расчетам, уже лет через 15 в России будет насчитываться около 30 миллионов мусульман.

Россия всегда являлась частью мусульманского мира, на ее территории, по крайней мере, уже три столетия развивается уникальная евразийская цивилизация, в которой христиане и мусульмане играют основную роль. Межэтнические браки создали не просто полиэтническое общество, а миллионы семей, где трудно определить коренную национальность. Можно сказать, что по ряду ключевых компонентов православие ближе к исламу, чем к западному христианству, а российская евроазиатская цивилизация чем-то ближе к исламской.

Вот почему для настоящего и будущего России отношения с миром ислама имеют значение, которое трудно переоценить.

Россия и ислам на нынешнем этапе своего развития, на наш взгляд, решают одинаковую историческую задачу: стремятся укрепить ростки открытости и эффективности, интегрируются во всемирный процесс развития при сохранении своей культурной идентичности. Сегодня в мире идет жесткая борьба различных культур, идей, технологий. И Восток в ней пока проигрывает.

Мобилизация мусульманского мира против Запада происходит не столько потому, что люди молятся разным богам и имеют разную культуру, сколько потому, что мусульманские страны недовольны попытками Запада, особенно США, доминировать в мире и, как многие считают, эксплуатировать его. В силу исторических причин, мусульманские государства (к ним обычно относят государства-члены Организации Исламская конференция) не принимали участия в процессе формирования основных контуров современной системы международных отношений.

Вместе с тем совершенно очевидной является все возрастающая роль мусульманских государств в мировой политике. Несмотря на то, что система международных отношений носит светский характер, религиозные воззрения того или иного народа играют определенную (а иногда и весьма существенную) роль как во внутриполитической жизни отдельных стран, так и в развитии межгосударственных связей. Хотим мы того или нет, но религиозный фактор становится важной составляющей международной жизни.

Увеличивается число мусульманских государств, лидеры которых начинают отдавать предпочтение (по крайней мере на словах) "мусульманскому кругу стран" в своей внешней политике: большее внимание уделяется вопросам координации позиций мусульманских государств, например, в ООН, позитивнее воспринимаются инициативы, направленные на реализацию идей исламской солидарности, активнее начинают работать уже существующие международные межправительственные организации мусульманских государств, прежде всего Организация Исламская конференция, и возникают новые.

С другой стороны запад, опасаясь так называемого "исламского фактора", стремиться изолировать эти государства от процесса принятия важнейших решений в мировой политике и экономике.

Это противостояние рассматривается некоторыми политиками как конфронтация между христианством и исламом и преподносится как конфликт "глобальных мировых религий".

Задача России - противопоставить этой конфронтационной модели теорию и практику "совместной ответственности" (на примере православия и ислама) за судьбы евразийской и мировой цивилизации. Только на этом пути Россия сохранит себя как один из основных геополитических центров XXI века.

Несмотря на сложное положение, у России пока еще сохраняются достаточно существенные ресурсы. Убежден, что грамотное выстраивание наших взаимоотношений с зарубежным мусульманским миром позволит не только существенно усилить внешнеполитические возможности страны, но и значительно укрепит межнациональные отношения внутри самой Российской Федерацией.

Вместе с тем, необходимо создать надежный барьер проникновению из этого региона чуждых нам влияний экстремистского и террористического толка под прикрытием ислама.

В развитие связей России с мусульманским миром вносит свой вклад и Республика Татарстан. И это не случайно. Татары являются второй по численности нацией в Российской Федерации, самой "северной частью мусульманского мира". У нашей республики - исторические связи с мусульманским населением не только в ряде стран СНГ, но и в дальнем зарубежье. Единая религия, общие традиции, история и культура позволяют нам значительно лучше понимать друг друга, решать многие проблемы без излишней подозрительности. Сегодня мы говорим о "модели Татарстана", которая противопоставляется "чеченскому варианту решения конфликта". Появлению этой модели во многом способствовало и такое понятие как "евроислам", который формировался на территории современного Татарстана в течение многих столетий. У татар свое собственное религиозное направление. Это джадидизм. Он возник в прошлом веке в среде татарской интеллигенции как движение религиозной реформации в исламе. Джадиды объявили отношения с Аллахом частным делом, в которое не может вмешиваться ни мечеть, ни мулла. Трактовать Коран имеет право каждый верующий, а не только ученые-богословы, как в ортодоксальном учении. Поэтому, в некотором смысле, татарская культура ближе к европейской, чем к восточной.

Мы считаем, что на территории современного Татарстана удалось создать ту общность и то религиозное учение, которое могло бы выступать эффективным звеном в связях России с мусульманским миром и мусульманского мира с западными традициями.

К сожалению в Россию проникают различные радикальные течения ислама, как, например, ваххабизм - учение о "чистом исламе". Наша конституция провозглашает, что религия отделена от государства. Однако это вовсе не означает, что мы должны стоять в стороне, ограничиваясь ролью пассивного наблюдателя за религиозными процессами. В этой связи уместно было бы напомнить, что религия не отделена от общества. И поэтому необходимо какое-то взаимодействие между религиозными и государственными структурами.

Мы уже сталкивались с конкретными случаями, когда люди, получившие религиозное образование за рубежом, начинают преподавать в наших медресе и других духовных учебных заведениях основы радикального ислама. В этой ситуации в Республике Татарстан было принято решение рассмотреть совместно с Духовным управлением учебные программы всех духовных учебных заведений, чтобы привести их содержание и методику к традиционно сложившимся в Татарстане формам ислама, носящим более толерантный характер по отношению к светскому государству. Не дождавшись каких-либо конструктивных откликов на наше предложением федеральному центру о создании исламского университета, мы вынуждены были собственными силами создать в Казани Российский исламский университет, который уже работает. В этом университете можно было бы готовить мусульманских священнослужителей и для других регионов России, включая и Кавказ.

В своей международной и внешнеэкономической деятельности Татарстан делает упор на поиск разумного баланса между западными и восточными партнерами. Наряду с развитием связей с Германией, Францией, США, Великобританией, республика активизирует контакты с Турцией, Египтом, ОАЭ, Малайзией, Ираном, Ираком, другими мусульманскими государствами, активно развивает торгово-экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество с этими странами. Многие мусульманские страны - это достаточно емкие рынки сбыта машиностроительной, военной, нефтехимической и другой продукции.

Зарубежные визиты Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева и правительственных делегаций в мусульманские страны проходят на самом высоком уровне, что свидетельствует о большом авторитете первого президента Республики Татарстан. В период 1996-1999 годов делегации Татарстана выезжали в Египет, Иран, Малайзию, Турцию, Индию, Пакистан, ОАЭ. М.Ш.Шаймиев встречался с президентом Египта Х.Мубараком, президентом Ирана А.Хомейни и председателем парламента Ирана Н.Нури, с королем Малайзии Я.Агонгом, с вице-президентом Индии К.Кантом, министрами иностранных дел, обороны, финансов и промышленности ОАЭ.

Регулярные контакты с президентом Турции С.Демирелем, президентом Казахстана Н.Назарбаевым и президентом Азербайджана Г.Алиевым переросли в теплые дружеские отношения.

При этом необходимо отметить, что все контакты происходили при согласовании и поддержке со стороны МИД России и все домыслы о независимой, сепаратисткой политике Татарстана не выдерживают никакой критики. Все подобные встречи направлены, прежде всего, на укрепление авторитета России на международной арене, создание благоприятного фона для развития сотрудничества.

Республику регулярно посещают послы мусульманских стран, аккредитованные в Москве, высокопоставленные делегации из стран мусульманского мира. Открытие в 1996 году в Казани Генерального консульства Турции оказало значительное содействие расширению контактов Татарстана с партнерами из этой страны.

Одним из приоритетов внешней деятельности Татарстана является проведение политики, учитывающей интересы татар, проживающих за пределами Татарстана, особенно в странах СНГ, восстановление их связей с республикой, возрождение этносоциальных и культурно-нравственных ценностей татарского этноса. Татарстан имеет свои представительства в Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, которые учитывают мусульманский фактор в своей деятельности.

Многие татарстанские компании ведут активную работу по закреплению на рынках мусульманских стран, подчас именно там, где в недалеком прошлом оставил свои позиции бывший СССР. В качестве примера можно привести компанию Татнефть, ведущую целенаправленную работу в Ираке и Иране, предприятия нефтехимического (Нижекамскнефтехим, Нижнекамскшина, Оргсинтез) и машиностроительного (Казанский вертолетный завод, КамАЗ и др.) комплекса.

И мы находим там поддержку, стараемся, что наши отношения с мусульманскими партнерами не были подвержены конъюнктурным соображениям.

Сегодня мы являемся свидетелями попыток изолировать Россию или снизить ее влияние в арабском и мусульманском мире. Среди примеров - разжигание "горячего исламского фактора" на ее границах, попытки снижения российского влияния в каспийском регионе, на Балканах и на Ближнем Востоке, идеи возрождения "Великого Шелкового пути" без российского участия, препятствия интеграционным процессам в СНГ. Как нам представляется, решение некоторых из этих проблем несколько бы упрощалось при наличии стройной и продуманной внешнеполитической линии в отношении мусульманских стран, учитывающий потенциал и возможности мусульманских регионов самой России.

К сожалению, пока мы еще не научились извлекать политические выгоды в целом для страны из международной и внешнеэкономической деятельности регионов, как это с успехом делается в других государствах.


Директор Департамента внешних связей -
Государственный советник при Президенте РТ
по международным вопросам

Выступление в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
29 мая 2000 г.