Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > "Международные связи РТ на современном этапе" (доклад)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В феврале этого года наша Республика отметила пятую годовщину подписания Договора с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Этот документ, положивший начало формированию принципиально новых отношений центр-регион, определил не только правовую базу, но и фундамент политической стабильности нашего общества, основу экономических реформ.

Договор сформировал законодательное поле международной деятельности Татарстана на среднесрочную перспективу, позволил наполнить суверенитет нашей республики конкретным содержанием в области внешних связей.

Сегодня, на пороге нового тысячелетия, мы вправе подвести некоторые итоги своей деятельности.

Ни одно государство, не имеет и не может иметь серьезных перспектив развития, не участвуя активным образом в международных материальных, информационных и культурных обменах. На современном этапе развитие государства возможно лишь через вовлеченность в мировое развитие.

Международные связи Республики Татарстан представляют одну из форм самоопределения нашего народа в рамках федерации, эффективный механизм развития нашей государственности. Мы будем неуклонно идти цивилизованным путем к реализации своих полномочий в этой области, осуществлению стоящих перед нами задач.

У нас для этого есть все условия. Географически республика обладает международной открытостью, импортирует из-за границы такие факторы производства как капитал, труд и услуги, активно участвует в международной торговле. Татарстан имеет свои зарубежные институты, обладает прямыми транспортными связями с иностранными государствами, активно участвует в научных, культурных, образовательных программах и проектах с партнерами из зарубежных стран.

За последнее десятилетие на мировой арене появились новые действующие лица, что поставило под вопрос традиционную роль унитарных государств как основных участников международных отношений. Тенденция очевидна: субъекты федераций играют все более активную и непосредственную роль в международных делах посредством новых нетрадиционных форм дипломатии.

Сегодня внешний фактор деятельности субъектов становится одним из важных вопросов в российской международной политике и отражает меняющиеся геополитические и экономические интересы самой Российской Федерации. На передний план выходят характер и степень взаимоотношений российских регионов с мировой экономикой. В результате регионы начинают играть заметную роль в формировании внешней политики России.

В то же время глобализация экономики и коммуникаций способствует расширению географии связей субъектов различных федераций, что, в свою очередь создает сеть международных участников на уровне субъектов.

В соответствии с Конституцией РТ "Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения". Вопрос о международной правосубъектности образований, входящих в состав федеративных государств, вызывает оживленные, не всегда однозначные дискуссии во многих странах мира и говорит о том, что само время и объективные предпосылки требуют детального рассмотрения этого вопроса и его законодательного оформления в рамках международного права.

Пока мы можем говорить лишь об ограниченной международной правосубъектности Татарстана и факте делегирования Российской Федерацией части своего суверенитета в области внешней деятельности своим субъектам.

Тем не менее республика имеет большие права по выходу на международную арену, и это важно для развития нашей экономики и культуры. Объективные предпосылки говорят в пользу того, что статутная и функциональная ассиметрия субъектов России будет сохраняться и в сфере международной деятельности. Такой принцип обеспечивает каждой нации и народности свободу развития в меру сил и зрелости. В этом плане подписанный в 1994г. Договор между Россией и Татарстаном приобретает особую значимость.

Вместе с тем бoльшие права означают и бoльшую ответственность. Мы хорошо понимаем, что самостоятельность в международных и внешнеэкономических вопросах не означает вседозволенность и неограниченность действий. Во внешней политике как нигде опасны крайности.

Совсем недавно принят федеральный Закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Таким образом, федеральное правительство в лице Министерства иностранных дел стремится упорядочить внешнюю деятельность республик, краев и областей, увязать международные контакты субъектов федерации с общими направлениями внешней политики центра, создать эффективный правовой механизм взаимодействия между федеральными и региональной властями. В Законе нашли свое отражение организационные, протокольные и другие вопросы осуществления международной и внешнеэкономической деятельности субъектов федерации, отражены процедуры согласования при заключении соглашений и открытии представительств. Фактически Закон закрепляет сложившуюся на сегодняшний день практику взаимоотношений субъектов федерации с иностранными партнерами.

В то же время между Конституцией Татарстана и принятым Законом существуют определенные противоречия. Имеющиеся противоречия между республиканским и федеральным законодательством, в том числе и в области внешней деятельности, не означают, что Татарстан должен в одностороннем порядке менять свою Конституцию. Население республики поддерживает нынешний статус Татарстана и договорные отношения с Россией, и конституционный процесс должен проходить в виде встречного движения друг к другу центра и субъектов федерации, в ходе которого и создается единое правовое пространство.

Сегодня все отношения Татарстана с иностранными государствами и международными организациями, подписание межправительственных соглашений, открытие зарубежных представительств строятся в строгом соответствии с законодательством. Все шаги в этом направлении согласовываются с МИДом РФ и российские государственные органы вряд ли могут упрекнуть Татарстан в этом вопросе. В этом плане республика строго придерживается положений нашего Договора.

За прошедший период накоплен значительный международный опыт, позволяющий республике уверенно смотреть в будущее. Сегодня Татарстан не только способен самостоятельно участвовать в международной деятельности, активно развивать свои зарубежные контакты, но и вносить существенный вклад в развитие федерализма, укрепление авторитета России на международной арене.

Основными приоритетами международной деятельности Татарстана продолжают оставаться дальнейшее развитие принципов федерализма, расширение торгово-экономического, научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, гибкая стратегия привлечения иностранных инвестиций и формирование эффективной структуры поддержки конкурентоспособности экспорта, развитие связей с диаспорой, проживающей за пределами республики, интеграция Татарстана в международную экономику, обеспечение благоприятных внешних условий для всестороннего внутреннего развития Татарстана, для укрепления его суверенитета.

В соответствии с Договором о разграничении полномочий с Россией "Республика Татарстан участвует в международных отношениях, устанавливает отношения с иностранными государствами и заключает с ними соглашения не противоречащие Конституции и международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан и настоящему Договору, участвует в деятельности соответствующих международных организаций".

Как известно международные отношения - это совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и иных связей между государствами, основными социальными, экономическими и общественными движениями, действующими на международной арене, т.е. между народами в широком смысле этого слова.

Как и любое государство Республика Татарстан для осуществления международных отношений обладает государственными органами, с помощью которых осуществляются связи с другими странами и международными организациями.

Во-первых - это внутригосударственные органы, которые находятся на территории республики. Это Государственный Совет в ведении которого находится определение внешней политики Татарстана, Президент Республики, который представляет Татарстан в международных отношениях и Кабинет Министров, в полномочия которого входит осуществление внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых - это зарубежные органы, которые подразделяются на постоянные и временные. Постоянные органы - это наши полномочные, постоянные и торгово-экономические представительства в различных странах; временные - это делегации нашей республики, направляемые в другие государства для ведения переговоров, участия в международных конференциях, церемониальных мероприятиях и др.

В соответствии с Указами Президента РТ от 1 августа 1995г. и 1 августа 1997г. создан Департамент внешних связей Президента РТ, на который возложены функции координации отношений государственных органов Республики Татарстан с иностранными государствами и международными организациями. В функции Департамента также входит координация и оперативное руководство деятельностью всех полномочных и постоянных представительств Республики Татарстан в других странах, международных организациях, представительств в субъектах Российской Федерации.

Процесс формирования институтов Республики Татарстан, занимающихся внешней деятельностью, носил длительный и непростой характер. Все мы хорошо помним насколько непросто было Татарстану пробиваться на международный уровень на фоне противодействия и неприятия со стороны федеральных органов. Сегодня ситуация изменилась, у нас существует взаимопонимание с МИДом РФ, посольства и консульства России за рубежом оказывают необходимое содействие в организации и проведении визитов делегаций нашей республики.

При Министерстве иностранных Дел РФ создан Консультативный Совет субъектов федерации по международным и внешнеэкономическим связям, который занимается выработкой стратегии и тактики регионального аспекта внешней политики России, публикует в издаваемом бюллетене выступления руководителей регионов, представляет международную деятельность субъектов федерации, дает свои рекомендации. В Москве регулярно проводятся заседания Консультативного Совета в которых наша республика принимает активное участие.

В структуре МИДа РФ образован Департамент по связям с субъектами федерации, парламентом и общественно-политическими организациями. Именно этот орган осуществляет координацию международных связей субъектов федерации, организует взаимодействие с посольствами и консульствами России в зарубежных государствах.

Таким образом мы можем с уверенностью констатировать, что на данном этапе создана организационно-правовая база осуществления международных и внешнеэкономических связей.

Среди основных форм осуществления международной деятельности нашей республики можно выделить зарубежные визиты Президента Татарстана; правительственных делегаций, делегаций министерств и ведомств Республики Татарстан; презентацию республики на международном уровне; межпарламентские связи; приемы в республике зарубежных делегаций различного уровня; проведение переговоров; подписание соглашений и протоколов в конкретных областях сотрудничества; изучение опыта стран с федеративным устройством; открытие представительств Татарстана в иностранных государствах; зарубежных представительств в нашей республике; участие в работе международных организаций; проведение международных конференций; торгово-экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество; развитие местного самоуправления через партнерство городов; побратимские связи; участие в межрегиональных программах развития; механизмы постепенной интеграции экономики Татарстана в международную систему; экологию, инвестиционные программы; информационное сотрудничество; научные, культурные, молодежные, общественные и другие контакты и обмены; туризм; различные формы народной дипломатии.

Сегодня действуют более 50 договоров, соглашений и протоколов о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными государствами, подписанных от имени Республики Татарстан и Правительства нашей республики. Среди них соглашения с правительственными органами Литвы, Кубы, Венгрии, Беларуси, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы, Украины, Испании, Германии, Турции, Болгарии, Казахстана, Кыргызстана, Италии, Франции, Польши, Ирака, Ирана, Словакии, США, Австралии, Египта, ОАЭ, Малайзии, Чехии, Квебека.

В рамках межправительственных соглашений подписан целый ряд межведомственных документов, которые конкретизируют формы и механизмы сотрудничества, определяют планы работы по реализации совместных проектов и порядок работы совместных комиссий.

Вместе с тем не могу не отметить и недостаточную эффективность реализации подписанных документов. Есть и объективные причины, однако приходится констатировать и недостаточное использование собственного потенциала. Одна из важнейших задач республиканских органов, занимающихся внешними связями, в самое ближайшее время добиться изменения ситуации на этом направлении.

На сегодняшний день республика имеет 16 представительств в 13 странах мира и Российской Федерации.

Несмотря на отсутствие законодательной базы о представительском корпусе Татарстана, за прошедшие годы удалось создать основу функционирования зарубежных институтов РТ, сформулировать принципы их работы, обеспечить необходимые условия деятельности в странах пребывания. Имеющиеся цифры говорят о том, что деятельность зарубежных институтов нашей республики напрямую влияет на формируемый за рубежом имидж Татарстана, на приток иностранных инвестиций, на отношение к республике как к "де факто" субъекту международного права.

Зарубежные представительства являются механизмом реализации внешних связей республики, ее лицом во внешнем мире. Их укрепление и развитие - основа дальнейшего развития связей Татарстана с международным сообществом.

Республика Татарстан является членом-учредителем Организации Непредставленных Наций и Народностей, членом Ассамблеи регионов Европы. Совсем недавно Всемирный Конгресс Татарстан получил статус наблюдателя при Межпарламентской Ассамблее СНГ. Убежден, что такая форма сотрудничества будет также способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания в рамках Содружества.

Татарстан поддерживает контакты с такими крупнейшими международными организациями как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИДО, МОТ, Совет Европы, Конгресс местных и региональных властей Европы, Международный Союз местных властей, Совет Европейских коммун и регионов, рядом других международных и региональных организаций.

Представители республики регулярно принимают участие в различных всемирно известных форумах, конференциях, семинарах, выставках и симпозиумах, мероприятиях, проводимых международными экономическими и финансовыми организациями.

Одним из приоритетов внешней деятельности нашей республики является проведение политики, учитывающей интересы татар, проживающих за пределами Татарстана, восстановление их связей с республикой, возрождение этносоциальных и культурно-нравственных ценностей татарского этноса. Во всех странах СНГ, в дальнем зарубежье проживает та или иная часть татар, с которыми установлены тесные связи. Татарские культурные центры и организации в этих странах получают необходимую литературу, проводят различные культурные мероприятия, семинары, конференции. С нашей точки зрения такая форма международных контактов в немалой степени способствует сближению и процессам интеграции.

В республике ведется целенаправленная работа по развитию и расширению деятельности Татарстана на международном уровне, постоянно идет поиск новых, более эффективных и совершенных форм развития международного сотрудничества.

Внешнеэкономическая деятельность в Договоре выделена в отдельный пункт: "Республика Татарстан самостоятельно осуществляет внешнеэкономическую деятельность. Разграничение полномочий в области внешнеэкономической деятельности осуществляется отдельным Соглашением". Она является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики. Подписание Договора и Соглашения в области внешнеэкономических связей значительно расширило возможности Республики Татарстан в сотрудничестве с зарубежными странами.

Сегодня Татарстан имеет торговых партнеров более чем в 100 странах мира. С участием зарубежных компаний действует более 150 совместных предприятий. Республика заявила о себе как о перспективном регионе для взаимовыгодного сотрудничества, создала благоприятное для иностранных инвесторов законодательство, сформировала правовой механизм развития внешнеэкономической деятельности. Достаточно перечислить те нормативно-правовые акты, которые были приняты в республике за прошедшее время для создания благоприятного инвестиционного климата. Это закон "Об иностранных инвестициях", Указ Президента РТ "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций", Закон "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора", Закон "О внешнеторговой деятельности", Закон "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан".

В республике принята концепция развития внешнеэкономической деятельности, которая определяет приоритеты, долгосрочные и среднесрочные цели внешнеэкономической политики. Целенаправленно ведется формирование эффективной структуры поддержки конкурентоспособности экспорта, проводится изучение новых рынков сбыта промышленной продукции и услуг предприятий и компаний Татарстана. Поэтапно реализуются программы привлечения иностранных инвестиций по пакету республиканских инвестиционных проектов, внедряются механизмы предоставления финансово-имущественных гарантий для иностранных инвесторов, ведется работа по созданию залогово-страхового фонда, экспортно-импортного банка Республики Татарстан с участием ведущих западных банков и финансовых групп, поддерживается курс на создание в Татарстане локальных свободно-экономических зон.

Успехи на этом направлении очевидны. Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые усилия, нас не могут удовлетворить объемы нашей внешней торговли. Создалась ситуация, когда наблюдается ежегодное падение торгового оборота со странами СНГ.

Сегодня у республик и регионов Российской Федерации в области развития сотрудничества с ближним зарубежьем значительно больше проблем, чем путей их решения.

Здесь мы вправе упрекнуть федеральные органы власти за несостоятельность в создании эффективного экономического, таможенного, торгового и платежного союза на просторах СНГ.

Вызывает определенное беспокойство и стремление федеральных властей решать многие экономические проблемы исключительно политическими методами. К сожалению в деятельности Содружества прослеживается ощутимый разрыв между уровнем политических контактов и темпами экономического сотрудничества.

Усилий Республики Татарстан в части стимулирования своих экспортеров и привлечения иностранных инвестиций явно недостаточны. Татарстан находится в едином экономическом пространстве России и вынужден пожинать плоды экономических просчетов и ошибок общефедерального масштаба. В условиях динамично меняющейся ситуации в экономике, высокого политического и экономического риска осуществления предпринимательской деятельности в России приходится постоянно адаптировать подходы к практике республиканских обязательств в рамках заключенных торгово-экономических соглашений.

Трудно ожидать от наших товаропроизводителей реальных результатов без ощутимой поддержки государства на федеральном уровне. Нам представляется, что в этом плане МИД России, другие федеральные организации должны активнее способствовать сохранению позиций наших предприятий на рынках стран Содружества, рынках зарубежных стран и использовать любую возможность для закрепления и развития успеха.

Мы надеемся, что с созданием министерства торговли и экономического сотрудничества нашей республики нам удастся продвигаться в этом направлении более высокими темпами.

Необходимо отметить и тот факт, что настало время совместно с федеральными органами Российский Федерации активизировать работу по уточнению и конкретизации положений Соглашения между Россией и Татарстаном о разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей и заключению нового Соглашения в этой области на ближайшую перспективу. Пять прошедших лет показали, что Татарстан способен эффективно участвовать во внешнеэкономической деятельности не в ущерб интересам страны, а в духе конструктивного сотрудничества, с учетом согласования интересов республики и центра.

В заключении своего выступления мне бы хотелось подчеркнуть, что несмотря на непростые процессы преобразований, происходящие сегодня в Российской Федерации Татарстан уверенно входит в новый XXI век имея за плечами существенный опыт международной деятельности. Этот опыт нельзя игнорировать или недооценивать. Внешние связи нашей республики с каждым годом приобретают все больший вес и значение. Они не сразу дают свои плоды и требуют кропотливой работы. От них в большей степени зависят инвестиционная политика, масштабы развития экономики, конкурентоспособность продукции, технологическое совершенствование промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства. И сегодня внешние связи это средство продвижения наших интересов, реальный механизм налаживания партнерских отношений.

Нельзя сказать, что этот путь легок и проходим мы его без ошибок. И все же за прошедшие годы удалось сделать немало. Но предстоит еще больше. И у нас есть все условия и возможности для того чтобы международные и внешнеэкономические связи республики стали эффективным инструментом в реализации стратегии экономического и социального развития нашей республики.


Директор Департамента внешних связей -
Государственный советник при
Президенте Республики Татарстан
по международным вопросам

К 5-летию Договора России и Татарстана о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий
Доклад на международном семинаре в институте истории АНТ
11 февраля 1999 г.