Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > "Проблемы и перспективы развития сотрудничества с партнерами в странах-участницах СНГ" (доклад)
Проблемы и перспективы развития сотрудничества с партнерами в странах-участницах Содружества Независимых Государств

За время, прошедшее после распада СССР в странах Содружества произошли значительные перемены, возникли существенные различия в хозяйственных механизмах и законодательствах, в принципах и способах регулирования внутренней и внешней экономической политики.

Несмотря на предпринимаемые усилия по созданию эффективного Экономического Союза, объединяющего страны участницы СНГ, приходится констатировать, что на этом направлении не удалось достичь желаемых результатов.

Сегодня у республик и регионов Российской Федерации в области развития сотрудничества с ближним зарубежьем значительно больше проблем, чем путей их решения.

Мы безусловно понимаем, что эти проблемы носят системный характер, связаны с темпами экономических и социально - политических реформ и не могут быть решены в короткие сроки.

Основные сдерживающие факторы развития экономического сотрудничества хорошо известны. Это продолжающийся на всем пространстве СНГ спад производства; слабость экономик; проблема взаимных неплатежей предприятий; переориентация экспортных ресурсов на рынки дальнего зарубежья в целях получения твердой валюты; конкурентные преимущества товаров стран дальнего зарубежья не только по уровню качества и себестоимости, но и надежности торгового партнерства; сознательная диверсификация импорта странами СНГ с целью уменьшения импортной зависимости от России по стратегически важным товарам в пользу дальнего зарубежья; неработоспособность системы реальной конвертации национальных валют; отсутствие действенного механизма платежно-расчетных отношений; значительный рост транспортных тарифов, что делает в ряде случаев экономически нецелесообразным традиционный товарообмен.

Сегодня всем очевидна острая необходимость эффективной реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, ликвидации технических барьеров и других ограничений, мешающих развитию свободного товарооборота, потребность в совершенствовании порядка взимания косвенных налогов, исключающем двойное налогообложение для товаропроизводителей, необходимость содействия отечественным банкам в развитии сети филиалов в странах Содружества, снижения уровня железнодорожных тарифов, унификации правил таможенных процедур с последующим переходом к более тесному таможенному и платежному взаимодействию.

Незрелость рыночных институтов, слабость в странах Содружества, в том числе и в России, среднего предпринимательского класса заставляет вести поиск новых принципов развития сотрудничества на макро- и микроуровне,

Межгосударственный экономический Комитет стран Содружества представил концепцию экономического интеграционного развития СНГ, в которой нашли свое отражение приоритеты социально-экономического развития в условиях углубления межгосударственных экономических отношений, пути, мероприятия, механизмы и этапы их практического осуществления.

Вместе с тем вызывает определенное беспокойство стремление решения многих проблем исключительно политическими методами. В деятельности Содружества прослеживается ощутимый разрыв между уровнем политических контактов и темпами экономического сотрудничества. Отсутствие доверия, разобщенность целей, непоследовательность ставят политические интересы выше необходимости экономической интеграции и заставляют страны СНГ искать центры притяжения вне рамок Содружества. В результате растрачивается потенциал и те конкурентные преимущества, которые могли бы быть обращены на благо всех стран участниц. Маловероятно, что в ближайшие годы СНГ способно стать интегрирующим началом по типу Группы Общего рынка МЕРКОСУР. С нашей точки сам ход политических и экономических реформ должен привести к такому важному шагу. Но вместе с тем необходимо предпринимать все возможные шаги в этом направлении. Эффективным и действующим механизмом экономической интеграции могла бы стать форма равноправного партнерства на основе учета взаимных интересов.

Попытки же искусственно форсировать процесс с целью создания нового союзного государства (как в случае с Беларусью) вызовет множество проблем в самой Российской Федерации. Как подчеркнул в своем заявлении Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев в этом случае и Татарстан, и ряд других республик Российской Федерации заявят о своем месте в новом государстве.

В соответствии с имеющимися полномочиями правительство нашей республики всячески поддерживает расширение и углубления торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с партнерами в странах участницах СНГ. С 1 марта 1996г. действует постановление Кабинета Министров РТ о расширении торгово-экономического сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Сегодня у Татарстана установлены устойчивые связи практически со всеми странами СНГ. В республике ведется последовательная работа по реализации заключенных межправительственных соглашений со странами Содружества, а также соглашений между городами и хозяйствующими субъектами. Разработаны протоколы, конкретизирующие формы взаимодействия, в ряде случаев созданы рабочие комиссии.

Татарстан имеет свои представительства на Украине, в Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, которые в сегодняшних непростых условиях предпринимают все возможное для сохранения имеющихся связей и поиска новых, более эффективных форм развития сотрудничества по всем направлениям.

Необходимо отметить, что в условиях динамично меняющейся ситуации в экономике, приходится адаптировать подходы к практике государственного контроля за взаимопоставками в рамках заключенных торгово-экономических соглашений. Хотя не могу не отметить, что из-за таможенных барьеров, неотлаженности банковских расчетов и других объективных причин продолжается переориентация республиканских товаропроизводителей на рынки российских регионов, рынки зарубежных стран.

Несмотря на резкое сокращение торговли, страны ближнего зарубежья остаются одними из приоритетов во внешней деятельности нашей республики. Во всех странах СНГ проживает та или иная часть татарской диаспоры, с которой установлены тесные связи. Татарские культурные центры и организации в этих странах получают необходимую литературу, проводят различные культурные мероприятия, семинары, конференции. Татарстан поддерживал и будет активно поддерживать это направление сотрудничества, которое, на наш взгляд, является не менее значимым, чем экономическая составляющая и способствует интеграции в рамках СНГ.

Всемирный Конгресс Татарстан получил статус наблюдателя при Межпарламентской Ассамблее СНГ. Убежден, что такая форма сотрудничества будет также способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания в рамках Содружества.

В рамках развития взаимовыгодного сотрудничества ведется поиск эффективных форм совместной производственной, научно-технической, инвестиционной и коммерческой деятельности, учреждаются совместные предприятия с участием партнеров из стран СНГ, создаются благоприятные условия для всесторонних контактов физических и юридических лиц, включая их участие в выставках и ярмарках, в обмене информацией и других формах сотрудничества.

Республика Татарстан старается в рамках имеющихся возможностей поддерживать расширение связей и обменов с партнерами в странах СНГ в области культуры и искусства, по линии общественных объединений, религиозных, экономических и иных ассоциаций, способствует развитию сотрудничества между молодежными организациями и обмену студентами.

Вместе с тем важнейшей проблемой остается сокращение объемов торговли. Данные за 11 месяцев текущего года свидетельствуют о том, что несмотря на предпринимаемые усилия внешнеторговый оборот нашей республики со странами СНГ продолжает снижаться. В этом году в сравнении с 1997г. объем оборота сократился на 30%. В прошлом году эта цифра составляла почти 40%.

Основными экспортными товарами являются нефть и продукция нефтехимии, которые составляют около 45% всего экспорта Татарстана в страны СНГ. Среди остальной продукции - машины, промышленное оборудование, приборы и транспортные средства. Значительную часть импорта из стран СНГ (45%) составляют трубы и черные металлы. Мы также импортируем машины, оборудование, транспортные средства и продукты питания.

Вызывает беспокойство тот факт, что в общем объеме республиканского внешнеторгового оборота доля стран СНГ составляет лишь 19%. 81% приходится на торговлю со странами дальнего зарубежья. В ряде странах СНГ вводятся новые порядки взимания налогов с импорта, что делает неконкурентоспособными нашу продукцию. В отдельных случаях происходит вытеснение наших товаров с рынков этих государств компаниями третьих стран. Причины, как я уже говорил выше вполне объективные и трудно ожидать от наших товаропроизводителей реальных результатов без ощутимой поддержки государства на федеральном уровне. Нам представляется, что в этом плане МИД РФ, другие федеральные организации должны активнее способствовать сохранению позиций наших предприятий на рынках стран Содружества и использовать любую возможность для закрепления и развития успеха.

Без преувеличения можно сказать, что имеющийся потенциал сотрудничества российских регионов с партнерами из стран СНГ огромен и признается всеми сторонами. Убежден, что в среднесрочной перспективе нам удастся совместными усилиями переломить негативную ситуацию и выйти на уровень позитивных перемен в развитии взаимных торгово-экономических отношений государств - участников СНГ.

Т.Ю. Акулов,

Выступление на заседании консультативного Совета Министерства иностранных дел Российской Федерации,
20 января 1999 г.