Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > "Суверенитет и независимость"(интервью)
СУВЕРЕНИТЕТ И НЕЗАВИСИМОСТЬ

В 1994 году Республика Татарстан получила беспрецедентные полномочия в рамках Российской Федерации. Впервые в истории Россия предоставила одному из своих регионов такую высокую степень самостоятельности. Это стало возможным в силу выбора Россией демократического пути развития общества, и этот путь, как сказал Президент Татарстана, лежит через развитие федерализма.

Татарстан находится в самом центре Российской Федерации. Поэтому его полная независимость от России со всеми атрибутами (границы, армия и т д.) невозможна. Мы приняли Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан, которая провозгласила право республики на владение своими природными богатствами, равные права граждан независимо от национальности, равноправие татарского и русского языков, и которая стала основой для разработки и принятия Конституции нашей республики. Вместе с тем в республике никогда не ставился вопрос о независимости. Здесь активно обсуждался вопрос о суверенитете, реализуемом через экономические права и решения, вопрос о разграничении полномочий между республикой и центром.

Российско-татарстанский Договор закрепил разграничение полномочий между центром и субъектом в части принятия решений относительно вопросов развития экономики, формирования бюджета, республиканских органов, конверсии, транспорта, культуры, образования, международной и внешнеэкономической деятельности, других областей жизни на республиканской территории. Стремление к большей самостоятельности, зрелость в принятии на себя больших функций и большей ответственности, привели к изменению властных республиканских структур. В результате сегодня органы государственной власти республики самостоятельно определяют механизмы социально-экономического развития Татарстана, решают, какие направления развития являются приоритетными и куда в первую очередь необходимо вкладывать средства.

Иначе, чем в советские времена, формируется и бюджет. Если раньше все собранные в республике налоги отправлялись в Москву, а затем из Москвы возвращалась какая-то часть этих средств на республиканские нужды, то теперь в центр направляется лишь часть средств, необходимая для обслуживания общефедеральных функций, затрагивающих интересы Татарстана. Эта часть в процентном выражении закрепляется в межбюджетном соглашении, которое заключается в рамках большого Договора между РТ и РФ. Практика заключения таких соглашений существует и в других сферах деятельности. Это естественно, поскольку мы живем в едином экономическом пространстве и единой рублевой зоне, и на основе таких соглашений происходит распределение средств, прав и обязанностей сторон.

КРИЗИС

В настоящее время Россия переживает непростую ситуацию. Методы проведения экономических реформ оказались несостоятельными и не оправдали возлагаемых на них надежд. Что мы имеем сегодня? Громадный государственный долг, боязнь богатых очередной экспроприации, высокий уровень преступности, хроническую невыплату заработной платы, слабый средний класс, неработающее производство.

Несмотря на то, что нашей республике не удалось избежать вышеперечисленных негативных факторов, могу отметить, что нравственная атмосфера в Татарстане лучше, чем в других российских регионах, знакомых мне. Это связано, в частности с тем, что мы стараемся сохранить имеющийся потенциал и на его базе организовать что-то новое. Например, Россия потеряла свои азиатские рынки сбыта, а Татарстан их удержал. Более того, Татарстан стремится заполнить те ниши, которые остались пустыми после ухода России с рынков сбыта. Речь идет об экспорте наших грузовиков КамАЗ, вертолетов, компрессоров. Татарстан продолжает поставку запасных частей к ним и обслуживание по их ремонту.

Я связываю надежды на улучшение ситуации с деятельностью правительства Примакова. Думаю, если бы оно появилось лет пять назад, сегодня мы не проходили бы через этот страшный кризис.

Что мешает развитию промышленности в республике? Одна из основных причин - отсутствие оборотного капитала. Как следствие, мы сталкиваемся с трудностями при организации производственных циклов на уже готовых площадях, например, грузовых автомобилей на заводе КамАЗ, нового лайнера ТУ-214 на авиационном предприятии города Казани, танкеров и катеров на судостроительном заводе в Зеленодольске. Нам необходимы капиталовложения в производство. К сожалению, дело движется очень медленно.

Татарстан - нефтяная республика, но в связи с падением мировых цен на углеводородное сырье, рядом других факторов нефтехимический комплекс республики испытывает достаточно серьезные проблемы. Падение цен на нефть естественно отражается и на бюджете республики.

По сравнению с промышленностью сельское хозяйство республики развивается стабильно и имеет очень неплохие перспективы. В прошлом году был собран рекордный урожай зерновых - 6 млн. тонн. В этом году в связи с засухой такими же успехами республика похвастаться не может. В то же время мы располагаем достаточными запасами твердой пшеницы, из которой производится хлеб, и нам не приходится закупать ее извне. Татарстан производит большой ассортимент мясной продукции, которой мы можем обеспечить наше население. В то время когда соседние республики стали распускать колхозы, ориентируясь на новую аграрную политику, руководство нашей республики повело себя иначе. Когда в соседних регионах резали скот при роспуске колхозов и совхозов, наши руководители покупали живой скот и передавали его в республиканские хозяйства, не настаивая при этом на роспуске колхозов и совхозов. В итоге сегодня у нас достаточно мясных, молочных и других продуктов питания. Могу с уверенностью сказать, что голода у нас не будет.

Несмотря на события 17 августа, разрушение банковской системы и финансовый кризис, думаю, что сегодня сложилась благоприятная ситуация для отечественных производителей. Их шансы возросли в условиях взлета цен на импортную продукцию.

Я уверен, что мы сможем выйти из кризиса. Для этого необходимо время. Если при этом немного поднимутся цены и на нефть, то улучшение ситуации в РТ произойдет быстрее.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В международном сотрудничестве республики упор делается на поиск разумного баланса между западными и восточными партнерами. Татарстан подписал соглашения со многими зарубежными партнерами, открыл свои представительства в США, странах Европейского Сообщества, в Азии и Австралии. Республика успешно торгует со многими странами мира, активно участвует в научных, культурных, образовательных программах и проектах с партнерами из зарубежных стран. Реализуется гибкая стратегия привлечения иностранных инвестиций, формируется эффективная структура поддержки конкурентоспособности республиканского экспорта.

Особое внимание уделяется сотрудничеству со странами СНГ. Со многими бывшими советскими республиками, являющимися в настоящее время независимыми государствами, подписаны взаимовыгодные экономические соглашения. Среди них Украина, Беларусь, Узбекистан, Азербайджан, Казахстан, Киргизстан. Мы убеждены, что активность Татарстана на просторах СНГ способствует процессам стабилизации и интеграции в Содружестве, созданию и развитию эффективного экономического Союза.

Республика заинтересована в международном сотрудничестве. Создана прочная законодательная база привлечения иностранных инвестиций, имеются инвестиционные программы. Приоритетными формами инвестиционного сотрудничества являются долгосрочные кредиты и совместные с иностранцами капиталовложения в производство, создание совместных предприятий.

Гарантией зарубежных инвестиций в экономику Татарстана являются Президент, Закон "Об иностранных инвестициях", Указ Президента РТ "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций", Закон "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора", Закон "О внешнеторговой деятельности", Закон "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан".

Мы живем в едином экономическом пространстве и зависим от российского налогового законодательства. Но в рамках нашего суверенитета, наших прав мы можем предоставлять более благоприятные налоговые условия для инвесторов в Татарстане.

В республике постоянно ведется работа над механизмами и гарантиями привлечения иностранного капитала в Татарстан. Вместе с тем, мы сторонники работы зарубежных капиталов в производстве, а не дутых финансовых пирамид с целью извлечения "быстрых" доходов.

Есть много людей, сделавших на таком "бизнесе" очень большие деньги. Есть и другой тип "инвесторов", кричащих сейчас на весь мир, что они потеряли деньги в России. Действительно, играя с российским государством, выстроившим пирамиду из ГКО, они потеряли значительные средства. Однако невозможно представить, что, находясь в здравом уме, можно рассчитывать на ежемесячную прибыль в US$ 70 с каждых US$ 100, абсолютно ничего не производя. Эти "инвесторы" играли на ситуации в стране и сами стали жертвами спекуляций. В такой финансовой игре нет правых и виноватых.

Нам нужны инвестиции, но инвесторы должны понимать, что им предстоит тяжелая и рискованная работа. Те, кто хочет вложить деньги в промышленность или сельское хозяйство Татарстана, не должны ждать быстрой отдачи. В течение 2-3 лет прибыли не будет. Это время необходимо для стабилизации производства, обучения персонала и, наконец, на понимание особенностей российского рынка самими инвесторами.

Но тот, кто всерьез хочет развивать свое дело и получать свою прибыль здесь, в Татарстане и России, имеет грандиозные перспективы. Тот, кто рискнет вкладывать деньги в нашу экономику, в будущем окажется в выигрыше. На всех мировых рынках идет жесточайшая конкуренция, которая в свете глобализации и информационной экспансии с каждым годом будет все более и более обостряться. Единственный пока свободный рынок - это Россия, которая в перспективе имеет прекрасные возможности занять свое место в международном разделении труда. И многие зарубежные партнеры понимают это и готовы серьезно работать над освоением этого рынка и его развитием.

Акулов Тимур Юрьевич
Директор департамента внешних связей -
Государственный советник при Президенте Республики Татарстан по международным вопросам