Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > Доклад Председателя Политсовета Ф.Х. Мухаметшина на III съезде Республиканского общественно-политического движения "Татарстан - новый век" - "Татарстан - яна гасыр" "О политической ситуации и задачах движения"
Доклад Председателя Политсовета Ф.Х. Мухаметшина на III съезде Республиканского общественно-политического движения "Татарстан - новый век" - "Татарстан - яна гасыр"
"О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ЗАДАЧАХ ДВИЖЕНИЯ"
"О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ЗАДАЧАХ ДВИЖЕНИЯ"
Хармэтлэ кунаклар hэм делегатлэр!
Уважаемые делегаты и гости съезда!
За период, прошедший после 2-го съезда Движения "Татарстан - новый век" - "Татарстан - яна гасыр", политическая жизнь республики во многом определялась теми изменениями, которые происходили в Российской Федерации. Перемены в обществе на рубеже веков отражают начало новой политической эпохи, будущее страны на длительную перспективу. Все это побуждает нас по-новому осмысливать складывающуюся общественно-политическую ситуацию.
I. С избранием В.В. Путина на пост Президента России начались процессы крупномасштабного государственного переустройства. Идет поиск новых форм административно-политических отношений, направленных на повышение эффективности деятельности институтов власти. Обществу как никогда нужна сильная и ответственная власть. Без восстановления дееспособности государственных органов нельзя создать полноценную демократическую систему с развитой рыночной экономикой. Учреждение федеральных округов, реформирование Совета Федерации, введение новых правовых основ функционирования вертикали власти - все эти инициативы Президента Российской Федерации, по сути дела, направлены на удовлетворение накопившихся социальных ожиданий по "наведению порядка" и обеспечению верховенства Закона в стране.
Движение "Татарстан - новый век" с пониманием относится к необходимости укрепления исполнительской дисциплины, совершенствования работы органов власти на всех уровнях, но в то же время считает, что эти процессы не должны идти в ущерб сложившимся демократическим принципам и нормам.
Вместе с тем, некоторые методы, которые использует федеральный центр для достижения поставленных целей, не могут не вызывать опасения. Все отчетливее проявляется желание отдельных политиков федерального уровня вернуться к прежним формам отношений с регионами, когда все определялось сверху.
Один из стереотипов, от которого нужно уйти в федеративном строительстве, - это стремление уравнять всех и вся. Повышение влияния государственной власти в стране и ее консолидация - разные процессы. Истинная консолидация требует умения объединять усилия различных общественных и политических сил для выполнения воли народов России. Только этот путь может дать перспективу созидания и благополучия стране.
Серьезную тревогу вызывают решения и действия по ограничению федеративных основ государства, курс на административную и финансово-бюджетную централизацию. Благая цель по выравниванию социально-экономического положения субъектов Федерации может обернуться развертыванием совершенно противоположных процессов. Число регионов-доноров, достигшее к 2000 году 18-ти, может снова сократится до 5-7. При нынешней системе межбюджетных отношений регионы уже лишены стимулов к саморазвитию. Судьбы людей на местах вновь начинают зависеть от благорасположенности московских чиновников, а не от собственной инициативы и предприимчивости.
Перспективы федерализма в России выступают сегодня фундаментальной проблемой будущего российской государственности. За последние 10 лет страна изменилась настолько, что любая механическая централизация власти, любая попытка выйти на унитарное государство исторически обречена на провал. Мы глубоко убеждены, что есть только один путь, который позволит России избежать новых социальных потрясений. Это путь превращения ее в подлинно федеративное государство, объединенное не силой и страхом, а интересами регионов и сложившимися традициями.
Очень важно, чтобы нации и народы, населяющие Россию, могли свободно реализовывать выбранную ими форму национального и государственного устройства. Поскольку федерализм в его современном звучании - это не просто формула государственного устройства и принцип взаимоотношений Центра с регионами. Это, прежде всего, особое мировоззрение, сущностью которого является умение ценить уникальность исторических судеб народов, придающих любому государству максимально больший потенциал для саморазвития. Поэтому главным направлением совершенствования федерализма должна стать разработка и принятие федеральных законов, в которых будут четко прописаны механизмы и процедуры разграничения полномочий и предметов ведения на всех уровнях власти.
Федерализм соответствует провозглашенному нашим Движением принципу прагматизма. Он позволяет отрабатывать и совершенствовать различные новации и социально-экономические модели в рамках отдельных регионов, а лучшее - распространять на всю Россию. Политический прагматизм позволяет учитывать интересы субъектов, гармонизировать их с высшими интересами государства. На рубеже двух столетий общество сделало выбор в пользу демократии, а это - выбор в пользу федерализма.
Прошедший год был связан с кампанией по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. Процесс этот непростой. И вот почему. Во-первых, далеко не все федеральные законы являются образцовыми. В регионах зачастую принимаются более качественные и востребованные жизнью решения. Во-вторых, - есть проблема вторжения федерального законодательства в компетенцию субъектов.
Наше твердое убеждение - речь должна идти не о "приведении в соответствие", а о гармонизации федерального и регионального законодательств. Сама по себе унификация не является панацеей от низкой эффективности правовой системы. При таком подходе станет невозможным учет региональных особенностей, а, следовательно, возникнет вероятность "пробуксовки" федеральных законов.
Созданная по инициативе республики согласительная комиссия с участием представителей Приволжского федерального округа и Татарстана проделала большую работу по анализу действующего законодательства. Некоторые татарстанские законы признаны более прогрессивными, чем федеральные. Это относится к Земельному Кодексу, Закону "О занятости населения", законодательству по местному самоуправлению.
Ряд спорных вопросов, по которым не удалось достичь взаимопонимания, нам пришлось решать в судебных инстанциях. Мы отстояли в Верховном суде Татарстана, а затем и в Верховном Суде России законы РТ "О местных органах государственной власти и управления" и "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов". Сложнее обстоит дело с Конституцией Татарстана. Она была принята раньше Конституции России и некоторые ее положения уже не отвечают современным реалиям. Но процесс совершенствования Основного Закона республики не может быть односторонним. Он должен идти одновременно с пересмотром федеральных законов и Конституции России. Только в этом случае можно получить стабильную, действительно работоспособную систему права, преодолеть существующие правовые коллизии.
Судьба демократии в России, ее соответствие требованиям нового века во многом будет определяться развитием многопартийности в обществе. Как известно, Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона "О политических партиях". Согласно этому законопроекту общефедеральные партии становятся единственным видом политических объединений, имеющих право выдвигать кандидатов в органы государственной власти и местного самоуправления. Не допускается деятельность региональных партий. Возможность принятия этого законопроекта в существующем виде вызывает опасения, поскольку он резко противоречит принципам демократии и федерализма.
В России практически все партии, прошедшие в Думу, в своих программных документах выражают интересы тех или иных социальных групп. Процесс партийного строительства при всей своей противоречивости имел существенный плюс - в основном он шел "снизу". Поэтому, принципиально важно, чтобы сегодня этот процесс не останавливался. Должны появляться не карманные партии, а партии, активно формирующие власть, выдвигающие из своих рядов ярких лидеров, способных создавать эффективно работающие команды единомышленников.
Уважаемые делегаты!
II. Наше Движение создавалось в критическое для страны время, когда в результате поспешных реформ экономика России оказалась в состоянии глубокой депрессии. Авторитет центральной власти резко упал. Люди устали от чехарды и неразберихи в верхах, от склок, противостояний и непродуманных решений властных федеральных структур. Тем самым, возникновение движения "Татарстан - новый век" явилось своеобразным ответом общественности республики на эти процессы. "Сильный, благополучный Татарстан - сильная Россия" - этот тезис стал основной целью нашего Движения.
С момента создания ТНВ прошло около 2-х лет. В период между Учредительным и вторым съездами происходило организационное становление Движения. Во всех городах и районах республики создавались территориальные отделения, местные отделения - в рабочих поселках и крупных селах, большое внимание уделялось пропаганде идей, целей и задач Движения.
Серьезным испытанием для нас стали выборы в Государственную Думу Российской Федерации, Государственный Совет Республики Татарстан и местные Советы народных депутатов, которые прошли 19 декабря 1999 года. На выборах в Госдуму мы поддержали блок "Отечество - Вся Россия" как наиболее конструктивную политическую силу. Своим долгом мы считали участие в формировании качественно нового состава нижней палаты Федерального Собрания, увеличении в законодательном органе страны сторонников подлинно демократического федерализма.
Сегодня Татарстан имеет в Государственной Думе депутатов, избранных при поддержке ТНВ и последовательно отстаивающих интересы республики. Есть у нас и своя фракция в Государственном Совете республики, депутатские группы в ряде местных Советов. В процессе предвыборной работы актив Движения приобрел бесценный политический опыт. Укрепились ряды Движения, увеличилось число его сторонников: в настоящее время их численность составляет свыше 15 тысяч.
Важным этапом в деятельности Движения стали выборы Президента Российской Федерации и органов местного самоуправления Республики Татарстан. ТНВ поддержало кандидатуру Владимира Путина как сторонника укрепления федеративных отношений в России. Участие Движения в формировании институтов народовластия позволило нам провести немало своих представителей в органы местного самоуправления.
Сегодня мы получили реальные возможности оказывать через систему местной власти помощь людям, решать их проблемы, реализовывать наши программные цели. Очень важно, чтобы структуры Движения постоянно взаимодействовали со своими депутатами, чувствовали живую связь с единомышленниками, которая должна крепнуть и носить созидательный характер.
Именно в этот период началась активная работа по созданию молодежного крыла ТНВ. Было разработано Положение о молодежном отделении. В марте 2000 года состоялась его Учредительная конференция. В настоящее время молодежные секции созданы при 32 территориальных отделениях. По инициативе их лидеров летом прошлого года был организован "Агитрейс-2000" на теплоходе "Павел Миронов". Участники акции (а их было более 140 человек) на встречах с молодежью республики пропагандировали идеи Движения, обменивались опытом работы, обсуждали перспективы деятельности молодежного объединения. Считаю, что такие добрые начинания надо приветствовать и сделать традиционными.
Молодежные секции оживили деятельность Движения, разнообразили его формы. Прошли зональные соревнования по волейболу в Арском и Алексеевском районах; по хоккею - в Тюлячах и Кайбицах. В Казани, Мамадыше, Лениногорске прошли творческие фестивали и семинары, конкурсы песни с участием молодежи из Мензелинска, Елабуги, Нижнекамска и многих других районов республики. При Казанском, Набережночелнинском, Алексеевском территориальных отделениях началось объединение детских и юношеских организаций в движение "Юность Татарстана - новый век".
За последний год молодежное крыло Движения укреплялось и сейчас уже можно сказать, что в республике сложилась новая молодежная структура, активно сотрудничающая с детско-юношескими и студенческими организациями Татарстана. Политсовету, Исполкому, территориальным отделениям необходимо оказывать всемерную помощь и поддержку молодежному крылу ТНВ, расширять ряды его участников, содействовать превращению во влиятельную общественную силу.
В дни празднования 55-летия Победы в Великой Отечественной войне в городах и районах под эгидой Движения состоялись чествования ветеранов войны и тыла, благотворительные акции: "День пожилого человека", "День матери", "Декада инвалидов", "Розовая ленточка на лацкане" (Казанское территориальное отделение). Прошли благотворительный марафон "Спешите делать добро" (Спасское ТО), культурно-массовые мероприятия "Молодежь против СПИДа" (Зеленодольское ТО), "Жизнь без наркотиков" (Кукморское ТО). В Алексеевском районе открыт Центр детского творчества.
Говорю об этом столь подробно неслучайно. Движение должно всячески содействовать продвижению гражданских инициатив, "больших" и "малых дел", оказывать практическую помощь всем, кто нуждается в общественной поддержке, - т.е. быть повсюду, где можно и нужно общаться с людьми. Мы обязаны научиться работать именно так, поскольку нет другого способа получить массовую поддержку населения. Уверен, что такая работа во сто крат эффективнее любого административного ресурса.
За прошедший период Движение приступило к реализации одного из важнейших направлений своей деятельности. Я имею в виду поддержку малого и среднего бизнеса. В апреле 2000 года проведены кустовые совещания по обсуждению проекта Государственной комплексной программы развития малого предпринимательства, подготовленной по инициативе ТНВ. В ноябре она прошла экспертизу на парламентских слушаниях, и в феврале текущего года принята Государственным Советом. Весьма примечательно, что эта Программа активно поддержана Президентом Татарстана и будет реализовываться под его непосредственным патронажем.
Претворение в жизнь Программы должно стать и приоритетным направлением деятельности всех структур нашего Движения. Мы должны поддерживать предпринимательские инициативы, защищать конкретного предпринимателя от чиновничьего произвола. Зарождающийся средний класс - это основа стабильности общества, решения многих социальных проблем. Это огромный ресурс привлечения в наши ряды новых сторонников.
В процессе своего развития Движение обогащалось эффективными формами деятельности. Получили право на жизнь кустовые (зональные) совещания актива с участием лидеров ТНВ. Это дало свои позитивные результаты: стали возможными обмен опытом работы отделений, получение, что называется "из первых рук", участниками Движения информации о положении в Татарстане, его взаимоотношениях с Центром.
Удачной находкой явилось создание при Политсовете Движения Пресс-клуба, целью которого является объективное и оперативное информирование общественности о деятельности ТНВ. Гостями пресс-клуба были депутаты Госдумы РФ М.Р. Рокицкий, О.В. Морозов, Ф.И. Гайнуллина, Н.К. Хуснутдинов, Ф.Ш. Сафиуллин, Ф.Г. Зиятдинова, народные депутаты РТ М.Г. Галеев, И.Р. Тагиров, член Политсовета Р.С. Хакимов, председатели территориальных отделений, руководители министерств и ведомств.
Особо следует отметить важность начатой на местах работы по организации деятельности общественных приемных. Первыми за нее взялись в Лаишевском, Высокогорском и Тюлячинском районах члены Политсовета Рокицкий М.Р. и Туфетуллова Р.Р. В настоящее время общественные приемные действуют в Алексеевском, Балтасинском, Буинском и Мамадышском районах. В целом же, надо честно признать, мы несколько запоздали с этим делом, а ведь общественные приемные являются неотъемлемым атрибутом серьезной общественно-политической организации.
Их предназначение - оказание помощи гражданам в решении повседневных проблем. Прием граждан следует проводить активистам Движения вместе с народными депутатами. Важно привлекать к этой работе профессиональных юристов, медицинских и социальных работников, которых немало среди наших сторонников.
Мы должны не только знать потребности и настроения людей, но и находить адекватные способы их осуществления: придавать им форму законодательных актов и решений властных органов. Иными словами - стать реальным связующим звеном между гражданским обществом и государством. Необходимость и перспективность подобной формы работы не вызывает сомнений. Вот почему Политсовет Движения утвердил Положение об общественных приемных и обязал территориальные отделения повсеместно организовать их работу. Мы будем внимательно контролировать исполнение данного решения.
III. Безусловно, перечень доброго и положительного в деятельности Движения можно было бы продолжить. Однако думаю более полезным будет сказать о наших недоработках и недостатках.
Успех деятельности Движения слагается из усилий его территориальных отделений. И у нас есть ряд структур, работа которых заслуживает высокой оценки. Немало интересных дел и начинаний на счету Казанского (председатель Р.З. Закиров), Алексеевского (П.Б. Королев), Лениногорского (М.Г. Хамидуллин), Мензелинского (М.А. Мифтахова) и ряда других отделений. Но в целом уровень работы на местах назвать удовлетворительным нельзя. Что же мешает территориальным отделениям стать авторитетными структурами Движения?
Первое. Это зачастую формальное отношение многих председателей территориальных отделений к исполнению уставных положений. Вот почему работа - по подбору руководящих кадров на местах, смелое выдвижение молодых людей, с новым мышлением, из среды предпринимателей, интеллигенции, творческих работников - остается по-прежнему актуальной.
Второе. Это недостаточная работа с населением. Многие из тех, кто симпатизирует Движению, разделяет его цели и задачи, и готов сотрудничать с нами, не вовлечены в наши ряды. Тем самым, не достигнута главная цель, поставленная в выступлении Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева на 2-м съезде ТНВ - "дойти до каждого жителя республики".
Третье. Проблемой остается дефицит инициатив, предложений по поддержке и защите малого предпринимательства. Непонимание важности малого бизнеса для решения важнейших социальных проблем жизнеустройства республики со стороны всех структур Движения.
Четвертое. Недостаточно используются возможности городских и районных СМИ для пропаганды деятельности Движения и его отделений, особенно за пределами временных рамок избирательных кампаний.
Пятое. Без должного внимания руководства ТНВ на всех уровнях остаются местные (низовые) структуры, а ведь именно они ближе всех к населению и по их работе судят в целом о деятельности Движения.
Общей проблемой территориальных отделений является отсутствие финансовых средств для их полноценной деятельности. Многие на местах в решение этой проблемы рассчитывают на "вливания" из Казани. Конечно, мы пытаемся помогать вам, когда имеем такую возможность. Но согласитесь, и наши возможности ограничены теми спонсорскими пожертвованиями, на которые Движение, согласно Уставу, существует.
Между тем, все территориальные отделения являются юридическими лицами, имеют расчетный счет и имеют право на предпринимательскую деятельность. Надо учиться зарабатывать. Конечно, это труднее, чем просить. Но другого пути, если мы думаем о развитии ТНВ и будущем, - просто нет.
Далее. На сегодня в Движение входят 23 общественные организации. Во время избирательной кампании 1999 года многие из них проявляли повышенную активность, стимулированную естественным и понятным желанием их лидеров стать депутатами разных уровней. Не у всех это получилось. Вы знаете, что наше Движение выступало и выступает за честные и чистые выборы. Мы не назначаем депутатов. Выбирает, как известно, избиратель. Тем не менее, на нас кое-кто обиделся и практически перестал работать. По этому поводу скажу следующее: нам в Движении мертвые души не нужны, так же как попутчики и имитаторы. Нам нужны активные, мыслящие люди, способные проявлять инициативу, вносить свои предложения и отстаивать их на любом уровне.
Руководящим органом Движения между его съездами является Политсовет. Именно он определяет направление деятельности ТНВ, разрабатывает его стратегию на конкретных этапах, тактику достижения поставленных целей, своевременно реагирует на важнейшие события в жизни Татарстана и России. За истекший период состоялось 5 заседаний Политсовета и 8 - его Президиума, рассмотрено около 20 вопросов.
Вместе с тем, значительная часть членов Политсовета (а всего у нас их 48) только присутствует на его заседаниях, да и то ведет себя весьма пассивно. На кустовых совещаниях, в газетах, на телевидении, на заседаниях Пресс-клуба фигурируют в основном в разной последовательности три фамилии - Галеев, Хакимов и Мухаметшин. Хорошо, что выручают наши депутаты Государственной Думы: Михаил Рафаилович Рокицкий и Фарида Исмагиловна Гайнуллина. Следует отметить и неравнодушие, активность Риммы Атласовны Ратниковой. Можно вспомнить еще две-три фамилии - и все: Этого явно недостаточно. Члены Политсовета должны быть политическими лидерами. Ведь все мы добровольно взяли на себя большую ответственность и не можем стоять в стороне от проблем ТНВ. А для этого каждому из нас необходимо бывать на местах, искать и привлекать в наши ряды неравнодушных, инициативных людей.
Несколько слов о работе Исполкома Политсовета. В целом он справляется со своими обязанностями. Налажено взаимодействие с территориальными структурами, качественно готовятся заседания Политсовета и Пресс-клуба. Члены Исполкома выступают со статьями в газетах, участвуют в политических теле- и радиопрограммах. Вместе с тем, нельзя не сказать и о недостатках, ответственность за которые лежит на исполнительном органе.
Редкие выезды на места работников Исполкома стали одной из причин безынициативности и пассивности ряда территориальных отделений. Не была организована планомерная совместная работа структур Движения с депутатами разных уровней. Актуальной остается задача персонифицировать работу с активом, смелее вносить предложения по кадровому обновлению. Только мощная команда единомышленников в центре и на местах, готовая полностью посвятить себя интересам общего дела, способна придать ТНВ необходимый динамизм.
В определенном смысле структурой Движения можно считать и депутатскую группу ТНВ в Государственном Совете республики. Ее деятельность - это, образно говоря, витрина ТНВ. По ней избиратели судят о дееспособности Движения в целом. Безусловной заслугой фракции является принятие Государственной программы развития малого предпринимательства. Вместе с тем, мы ждем от наших представителей в законодательном органе более четкой и энергичной политической позиции. На наш взгляд, им следовало бы отреагировать на явно политизированное определение Конституционного суда Российской Федерации, затрагивающее суверенитет Татарстана; на проект федерального Закона о политических партиях; побудить парламент республики выступить с законодательной инициативой в Государственной Думе по вопросу создания региональных партий.
Депутатская фракция должна вести активный диалог с правительством республики, поддерживая его там, где реализуются наши программные установки. Жестко оппонировать исполнительной власти, когда она затягивает решение вопросов повышения конкурентоспособности экономики, поддержки малого предпринимательства, обеспечения прав и свобод человека и ряда других. Активная работа ТНВ в Государственном Совете стала бы хорошим стимулом для депутатских групп Движения в Советах других уровней.
Признавая собственные просчеты, мы должны сделать соответствующие выводы. У нас есть знания, энергия и воля людей, готовых отстаивать провозглашенные ТНВ ценности и принципы. Это поистине бесценный политический капитал, позволяющий уверенно идти вперед. Мы должны смелее овладевать новыми политическими инициативами, конкретными делами доказывать свою политическую состоятельность.
Уважаемые делегаты!
IV. Сегодня нам предстоит принять Программу Движения ТНВ. Как известно, за последнее время в обществе произошли существенные изменения. Мы не можем стоять в стороне от происходящих перемен. Программа - это лицо, визитная карточка любой общественно-политической организации. Поэтому она должна быть ясно изложенной, концептуально выверенной, четко реагирующей на исторические вызовы времени.
Более года назад для разработки Программы была создана инициативная группа, которой пришлось работать в непростое время. В проект Программы вносились неизбежные коррективы. Он несколько раз рассматривался на заседаниях Политсовета, зональных совещаниях с участием актива Движения. Было высказано немало замечаний и предложений, многие из которых учтены в проекте Программы.
Я не буду подробно излагать содержание этого Документа, поскольку съезду предстоит заслушать доклад по этому вопросу члена Президиума Политсовета Р.С. Хакимова. Хочу лишь подчеркнуть, что реализация положений Программы потребует от нас серьезных усилий по разъяснению политического и экономического содержания суверенитета республики, значения договорных отношений с Центром. Мы должны твердо поддерживать политическую линию Татарстана на создание подлинной Федерации.
Мы будем способствовать тому, чтобы социально-экономическая политика Татарстана строилась в соответствии с принципами "Хартии Земли" - документа Организации Объединенных Наций, в котором международное сообщество сформулировало требования гармоничного взаимодействия Человека и Природы. Движение примет самое активное участие в реализации проекта "Татарстан - территория "Хартии Земли".
Наша политическая деятельность должна носить правоцентристский характер, что предполагает ориентацию на углубление демократических преобразований, создание либеральной рыночной экономики, укрепление индивидуальной свободы человека и гражданина.
ТНВ приложит все усилия для того, чтобы республика стала регионом европейского уровня, которому присущи высокие стандарты качества жизни, развитое гражданское общество и демократическое государственное устройство.
Мы обязаны продолжить объединение всех созидательных и здоровых сил республики, желающих внести свой вклад в процветание Татарстана. А это значит - необходимо вести терпеливый, непрерывный диалог со всеми, кто конструктивно подходит к происходящим в республике преобразованиям. Мы готовы к межпартийной дискуссии, гарантирующей обществу демократическое развитие, защищающей его от диктатуры и тоталитаризма. Движение уже доказало, что может работать на консолидацию общества, защиту интересов государства в целом и конкретного человека.
Вся последующая деятельность ТНВ будет определяться его Программой. Выполнение ее положений позволит реализовать главную задачу Движения - отстаивание интересов самых широких слоев населения республики.
Уважаемые делегаты и гости съезда!
V. Сегодня мы стоим на пороге важнейшего политического события в жизни Татарстана. 25 марта нам предстоит избрать Президента нашей республики. Народ Татарстана должен решить, кто в ближайшие годы будет ответственен за судьбу политических, экономических и социальных реформ. Кто будет отстаивать интересы республики во внутренней и внешней политики, в отношениях с федеральным центром. Кто станет гарантом Конституции на следующие пять лет.
Убежден, что избирательная компания не может оставить никого равнодушным. Предстоящие выборы носят поистине судьбоносное значение для многонационального народа Татарстана. Роль лидера государства в формировании оптимальной стратегии развития, эффективном управлении, стабильности общества - очевидна. Именно от Президента зависит, - насколько крепка будет система власти, каким будет ее авторитет, будет ли власть пользоваться доверием общества.
Сейчас Татарстан выходит на качественно новый рубеж развития. Нам предстоит непростой путь, поскольку XXI век несет новые политические, социальные и технологические вызовы. Нам нужно дать достойные ответы на них, укрепиться как государству, обеспечить суверенитет республики. Мы считаем, что достигнутые в последние годы социальная стабильность, межэтническое, межконфессиональное согласие и гражданский мир - это необходимые условия стратегии поступательного развития республики.
У нашего Движения не было, да и не могло быть колебаний - кого из кандидатов на пост Президента Республики Татарстан поддерживать на выборах. 17 февраля Политсовет ТНВ единогласно принял решение о том, что нашим кандидатом должен стать Минтимер Шарипович Шаймиев, - политик и руководитель, чей авторитет и заслуги признаны не только в России, но и далеко за ее пределами. Мы убеждены, что в непростой политической обстановке, которая сложилась в России, руководить республикой должен Президент Шаймиев, умеющий в любой ситуации находить конструктивные решения, твердо и последовательно отстаивать интересы многонационального народа Татарстана.
Сразу после объявления даты выборов ТНВ включилось в проведение избирательной кампании. Наши представители с правом решающего голоса вошли во все 63 территориальные избирательные комиссии и в большинство участковых избирательных комиссий. Председатели территориальных отделений и активисты Движения возглавляют 17 региональных штабов в поддержку кандидата - Шаймиева.
В оставшиеся до выборов дни нам нужно работать, как говориться, не покладая рук. Помещения территориальных отделений должны стать неформальными штабами, где избирателям ответят на интересующие их вопросы, объяснят позицию Движения по поддержке нашего кандидата. Расскажут о перспективах республики, о значении и смысле ее суверенитета, о роли нашего кандидата в отстаивании принципов подлинного федерализма.
И, разумеется, всему нашему активу в эти дни надо быть среди избирателей. Дойти до каждого - вот главная задача этих решающих дней. Нам есть, что сказать людям, и мы обязаны это сделать.
Я уверен, что Движение ТНВ сделает все, чтобы НАШ КАНДИДАТ - М.Ш. Шаймиев, - добился убедительной победы. Это будет свидетельствовать о твердой поддержке многонациональным народом избранного курса на превращение Татарстана в процветающую республику.
Еще раз хочу подчеркнуть, что став участниками Движения "Татарстан - новый век" - "Татарстан - яна гасыр", мы приняли на себя высокую ответственность за реализацию его созидательных целей. Убежден, что, приложив максимум творческой инициативы, используя накопленный опыт и энергию наших сердец, мы оправдаем надежды людей, поверивших в нас.
Желаю всем нам на этом пути больших успехов!
Казань, 17 марта 2001 г.