Справочники > Архив > Архив новостей > Бюллетень "Новости Татарстана" 1999 г. > "Новости Татарстана" NN8-9 за период 22.02.99-08.03.99
НОВОСТИ ТАТАРСТАНА
Еженедельник информационного агентства "Татар-информ" NN 8 - 9, 22 февраля - 8 марта 1999 г.

Делегация Швеции в столице Татарстана
Опыт соглашений между Москвой и Казанью
Создан совет авиастроителей
Кто оживит экономику
КамАЗ наращивает обороты
Татарская кухня в Москве
Сотрудничество ученых
Новая сотовая сеть
В Казани открылся Республиканский центр перевозки почты
Начала работу новая АТС-15 телефонной компании "Телесет"
В Казани расцветает сакура
Серебряная нить блеснула талантами
Открылся евразийский центр
Татары - читающая нация

ДЕЛЕГАЦИЯ ШВЕЦИИ В СТОЛИЦЕ ТАТАРСТАНА

9-10 марта в Казани находилась с визитом официальная делегация Швеции, возглавляемая Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Швеции в РФ Свеном Хирдманом.

9 марта Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов принял Чрезвычайного и Полномочного посла Королевства Швеция и Российской Федерации Свена Хирдмана и сопровождающих его лиц.

Августовский кризис в России ощутимо отразился в шведских деловых кругах, сделавших ставку на российский рынок. Тем не менее, как заверил г-н Хирдман, Швеция не намерена сокращать свое экономическое присутствие здесь.

Татарстан традиционно импортирует из Швеции изделия из пластмассы и черных металлов, продукцию легкой промышленности, различное оборудование и аппаратуру, спортивный инвентарь. В прошлом году поставлено значительное число телефонов и телеграфных аппаратов. Взамен Татарстан поставляет, в основном нефтепродукты. Поставки остальных видов товаров не отличаются стабильностью, за исключением оптических приборов и мебели.

Перспективными направлениями сотрудничества специалисты считают молочную отрасль, автомобилестроение, создание совместных производств по упаковке пищевой продукции, оснащение медицинских учреждений Татарстана, а также ряд проектов в сфере спорта и туризма. Участвовавший в беседе первый заместитель Премьер-министра Равиль Муратов, недавно побывавший с деловым визитом в Швеции, особо подчеркнул большие выгоды, которые сулит наметившееся сотрудничество КамАЗа и Volvo.

Согласившись с высказанным мнением, что шведские предприниматели знают о нашей республике мало, собеседники признали необходимым проведение в Швеции презентации привлекательных инвестиционных проектов Татарстана.

10 марта состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Швеции в Российской Федерации Свена Хирдмана и Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина.

Во встрече принимали участие супруга Посла Марианн Хирдман и торговый советник Посольства Швеции Ян-Улоф Нюстрем. Татарстанскую сторону представляли директор Департамента внешних связей Президента Татарстана Тимур Акулов, председатель Постоянной комиссии Госсовета по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей Валентин Паймухин и председатель Постоянной комиссии Госсовета по вопросам экономического развития и реформ Марат Галеев. Во встрече также принял участие советник Департамента по связям с субъектами федерации, парламентом и общественно-политическими организациями Министерства иностранных дел Российской Федерации Юрий Арутюнов.

Фарид Мухаметшин подробно рассказал о том, какой путь пришлось пройти до подписания Договора с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. По его словам пять лет, истекшие с момента подписания документа, показали, что Договор и межправительственные соглашения, заключенные в его рамках, работают в том числе и на Российскую Федерацию. Он отметил, что Татарстан заметно укрепил межпарламентские связи, рассказал о подготовке новых межправительственных соглашений, в частности, о гражданстве и о судебно-правовой реформе.

Отвечая на вопросы Посла Швеции, спикер татарстанского парламента рассказал о том, как происходит назначение министров в республике, как функционирует Государственный Совет и какова его структура.

Комментируя высказывание Евгения Примакова о необходимости сильной вертикальной власти в России, председатель Госсовета РТ отметил, такой подход естественнен при трудном экономическом положении страны, но он категорически не согласен с тем, что глав таких субъектов, каким является Татарстан, должен назначать российский Президент. По его мнению, в сложившейся ситуации целесообразно поднимать ответственность руководителей субъектов.

В завершение встречи Посол Свен Хирдман проинформировал о том. что в прошлом году в Москве при участиии шведского посольства прошел семинар о работе шведского парламента, и пригласил Фарида Мухаметшина принять участие в таком же семинаре, который состоится в этом году.

***

10 марта Чрезвычайный и Полномочный посол Королевства Швеции в России г-н Свен Хирдман с супругой посетил Казанский государственный университет.

Шведский гость предложил руководству КГУ для поддержания культурных связей между Татарстаном и Швецией представить для изучения программу летних языковых курсов для иностранных студентов - славистов.

***

Затем Посол Королевства Швеции побывал в соборной мечети Аль Марджани, где встретился с руководством Духовного управления мусульман республики. Первый заместитель муфтия Валиулла хазрат и исполняющий обязанности ректора Российского исламского университета Сулейман хазрат рассказали гостям об истории создания мечети, о доброжелательных отношениях между различными конфессиями в республике, развитии дальнейших международных связей в области религии. В свою очередь Посол поведал о жизни мусульман и представителей других вероисповеданий в Швеции. В последние годы эмигрантов из Ирака, Ирана, Пакистана и других стран становится все больше. Строятся мечети. развиваются религиозные общины. Причем, как и в Татарстане, подчеркнул господин Посол, отношения между представителями конфессий вполне нормальные и доброжелательные.

***

Члены делегации, среди которых представители банковских, деловых и промышленных кругов Швеции, в течение двух дней провели ряд встреч со своими татарстанскими коллегами. По словам торгового советника Посольства Яна-Улофа Нюстрема, за время визитов было установлено более 50 контактов. "В Москве мы регулярно проводим встречи с представителями шведских фирм, и на очередной встрече 24 марта я доложу им о перспективах сотрудничества с Татарстаном", - сказал он.

За прошлый год внешнеторговый оборот Татарстана со Швецией составил 7 миллионов долларов при общем обороте более 1,7 миллиарда долларов, и Швеция занимает по этому параметру 31-е место среди других зарубежных партнеров республики. При этом из Татарстана в Швецию экспортируется продукции на 1,5 миллиона долларов, а импорт из Швеции составляет 5,5 миллиона. До сих пор в республике активно работала в сфере телекоммуникации шведская фирма "Эрикссон", а фирма "Сандвик" имела контакты с АО "КамАЗ". На этот раз в Казани побывали представители банка "SEB", концерна "Сандвик" (металлообработка), фирмы "БТЛ - Восток" (транспортировка), ЗАО "Шенкер - БТЛ", фирмы "ЛУКС" (медоборудование).

Ян-Улоф Нюстрем выразил заинтересованность в сотрудничестве шведских университетов с высшими учебными заведениями Татарстана.

ОПЫТ СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ МОСКВОЙ И КАЗАНЬЮ

Василий Лихачев, постоянный представитель РФ при Европейских сообществах.

Российско-Татарстанские договоренности 90-х годов по актуальным вопросам государственного строительства в России (основы и механизм федеральных отношений, исключительная и совместная компетенция РФ и РТ, источники правового регулирования, способы преодоления коллизий и решение споров, проблемы правотворчества, ответственности органов государственного управления и многие другие), а также процесс их реализации и соблюдения стали заметным политико-правовым явлением в развитии теории и практики современного федерализма.

Оценивая этот государственно-правовой опыт критически (что вполне естественно в силу его новизны), надо видеть в нем прежде всего позитивные стороны. Речь идет о его формировании на основе Конституции РФ. Так, статья 5 закрепила принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации наряду с принципами государственной целостности, единства системы государственной власти, а также самоопределения народов РФ в качестве стратегических элементов ее федеративного устройства. Статья 11 в качестве конкретных инструментов регулирования федеративных отношений в России называет (п.3) федеративный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. С учетом того очевидного факта, что все принципы федеративного устройства РФ взаимосвязаны, можно считать, что их функционирование в национальном (внутригосударственном) праве специфически отражает международно-правовые обязательства России, в частности те, которые связаны с обеспечением таких императивных норм, как территориальная целостность, право народов на самоопределение и равноправие, уважение прав и свобод человека и другие. Согласно статье 15 (п.3), "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Исходя из этого, во-первых, следует говорить о правомочности конституционно-договорной формы регулирования отношений федерального Центра с субъектами Федерации, ее соответствии Основному закону страны, а во-вторых, о том, что, применяя подобные механизмы, Российское государство в специфических формах реализует международные стандарты, касающиеся прямо или косвенно статуса наций и народов.

К этому следует добавить и то, что юридическую базу договорных инструментов функционирования Федерации составляют и правовые акты самих субъектов России - конституции республик, учредительные акты областей и т.д. Поэтому вопросы координации, согласования двух уровней регулирования (общефедеральный и региональный), устранения противоречий между ними имеют особое значение для прогрессивного развития России как федеративного государства.

Среди положительных моментов конституционно-договорного опыта - добровольный характер волеизъявления сторон, готовность федеральных и региональных органов власти идти на компромисс (но в рамках конституционного поля) и принятие на себя высокой ответственности за выполнение сформулированных договоренностей. С этой точки зрения крайне важно, что государственно-правовая позиция Республики Татарстан опиралась на Декларацию о государственном суверенитете РТ и Конституцию РТ, а также (и это тоже глубокая особенность отношений РТ-РФ) на итоги общереспубликанского референдума, который в марте 1992 г. показал устойчивый общественный интерес, государственные потребности в установлении нового масштаба и объема отношений с федеральной властью, четкого определения правового статуса республики. Значение при этом имели и Декларация о государственном суверенетете РФ, и Федеративный договор 1992 г. Добровольность, целенаправленность сторон на конкретный результат привели не только к искомому - договору от 15 февраля 1994 г., - но и заложили особую атмосферу доверия в процессе подготовки и выполнения договора.

С учетом согласованной работы договор РФ-РТ стал своего рода сигналом движения к реальному федерализму, движению от де-юре (конституционные нормы, положения Федеративного договора и т.д.) к де-факто - созданию целой совокупности федеративных отношений с использованием договорного инструментария. При всех критических оценках, юридические акты по вопросам разграничения и делегирования полномочий между органами государственной власти стали серьезным подтверждением намерения российской власти учитывать политические и экономические реалии, находить баланс интересов с регионами, гибко сочетать расширение полномочий субъектов, предоставление им большей государственной, административной самостоятельности с добровольным признанием ими и большей ответственности за состояние дел на местах, соблюдение прав и свобод граждан. С учетом того, что сегодня такими договорами и соглашениями охвачено значительное число субъектов Российской Федерации (более одной трети), что они имеют под собой юридическую основу, их действие можно рассматривать и как некую фактическую гарантию россиийского федерализма, отказа от политики жесткого унитаризма. Для усиления такой функции целесообразно было бы провести своего рода кодификацию или систематизацию подобных актов, определить общие черты и особенности с целью учета в дальнейшей законодательной работе по вопросам федерализма в России. Эта работа необходима по крайней мере по двум причинам. Первая состоит в том, что регионализация государственной жизни - это объективная тенденция, которая активно себя заявляет, имея под собой политическую (демократизация) и экономическую (развитие рыночных отношений) детерминизацию. Это, естественно, не может пройти мимо России с ее собственными историческими и культурными традициями. Второй момент. Федерализм для России - страны многонациональной, поликонфессиональной - больше чем просто форма государственного устройства. Это и стабильность государства, его безопасность, баланс интересов Центра и регионов, оптимизация их взаимодействия. Это, наконец, возможность реального построения и функционирования России как правового государства, в котором обеспечиваются права и свободы человека, развивается социально ориентированная экономика. Вот почему совершенно логичным шагом, который, с одной стороны, подводил бы итоги работы конституционно-договорного развития федерализма в России, а с другой - вносил бы соответствующие коррективы, идущие от жизни,от реформирования государства и общества, был бы некий кодекс поведения субъектов Российской Федерации или кодекс федеративных отношений, идея которого уже обсуждалась в Совете Федерации в последние годы. Важно, чтобы при этом взвешенная позиция анализа сохранялась, исключались как завышенный оптимизм, так и нигилистическое отношение к разграничению полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Федерации и ее субъектов в качестве института конституционного права.

Говоря о значении договора РФ и РТ от 15 февраля 1994 г., нельзя ограничиваться только внутрироссийским аспектом. Появление этого документа, отразившего в юридической форме многие объективные и субъективные реалии, потребности Российского государства и общества в реформировании экономики, политической надстройки, области государственного строительства, совпало по историческому времени с поиском во многих странах (например, в федеративных государствах Европы, унитарных государствах с автономными образованиями, государствах с многонациональным составом и т.д.) ответа на вопросы эффективной и оптимальной организации государства в конце XX в. Мировое сообщество в различных регионах уже почувствовало их актуальность, столкнувшись с трудностями решения подобных государственно-правовых проблем в виде целой серии кризисов и рисков. В ряде случаев они уже вышли за рамки национальных границ и квалифицируются как реальная угроза международной безопасности и стабильности (наглядный пример - события в Косово). Естественно, на этом фоне любой позитивный опыт в государственном строительстве той или иной страны сразу приобретает международное звучание с точки зрения прагматизма.

Судя по обзорам зарубежных СМИ, научным публикациям на Западе, включая диссертационные исследования, особый интерес проявляется к первому документу из этой серии - Договору "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", подписанному в Москве 15 февраля 1994 г. Мимо этого факта, а главным образом тех последствий, которые вызвала практика реализации российско-татарстанских договоренностей (своего рода разрядка напряженности в цивилизованной форме в отношениях между Москвой и Казанью, компромиссность поведения сторон, влияние на формирование федералистского менталитета, стимулирование законодательства, усиление координации действий федеральной и региональной властей, формирование современной модели выхода из внутригосударственных конфликтов, механизмы укрепления государственной и общественной безопасности и т.д.), не прошли и такие международные организации (насколько можно судить по их документам), как Организация Объединенных Наций, Евросоюз , Совет Европы и другие. Подход, который демонстрируют эти международные структуры, весьма и весьма рационален. Критерии, применяемые ими в анализе конституционно-договорной практики российского федерализма, подчас значительно отличаются от тех, которые можно встретить в российском общественном мнении (здесь присутствует действительно большой разброс мнений: от тезиза татарских национал-радикалов об утрате РТ своего суверенитета до обвинений ультраунитаристов в сепаратизме, от осторожности сторонников взвешенных оценок до гиперболизации договора и противопоставления его Конституции РФ). На какие аспекты развития современных отношений России и Татарстана и соответственно на какие стороны договора 1994 г. обращается внимание? Их несколько. Прежде всего это заявленные согласованно и отраженные в преамбуле договора РФ-РТ цели и приоритеты российско-татарстанских отношений. Среди них есть такие, которые объясняют специфику этих соглашений и выражают их стратегический характер. В частности, обязательства (политические директивы) уважать общепризнанное право народов на самоопределение, принципы равноправия, добровольности и свободы волеизъявления; гарантирование сохранения территориальной целостности и единства экономического пространства; забота о безопасности народов; ответственность за реализацию приоритета основных прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий. Не менее важно и то, что стороны, регулируя свои отношения, действуют на основе Конституции РФ и Конституции РТ.

Для зарубежных исследователей особым предметом анализа оказалась способность договора быть инструментом разрядки, взаимопонимания спорящих сторон, источником доверия в ходе последующего выполнения принятых ими обязательств. Исходя из этого, можно утверждать, что российский опыт разрешения внутригосударственных коллизий на базе принципов права и справедливости, начало которому положил договор и соглашения России и Татарстана, признается сегодня в качестве возможного аналога совокупности подходов и средств в решении сложных проблем с учетом, естественно, всех особенностей конкретного конфликта, которые, конечно, различны в отдельных регионах. Республика Татарстан, например, никогда официально не заявляла о своем выходе из России. Более того, подобный вопрос не выносился и на народный референдум. Между РТ и РФ никогда также не было и вооруженного противостояния. Имея в виду эти оговорки, большой цивилизаторский потенциал договора РФ и РТ 1994 г., той методологии, которая применялась при его подготовке (прямой диалог президентов РФ и РТ, руководителей двух правительств, постоянно действующие группы специалистов на переговорах, заключение предварительных отраслевых соглашений, а затем выход на подготовку и подписание договора 1994 г. и т.д.), а также позитивные последствия его реализации, российско-татарстанский опыт государственного обеспечения федерализма, опыт решения вопросов государственной и общественной безопасности и т.д. могут быть задействованы, если не прямо, то косвенно, не в полном, а в сегментарном виде применительно к ситуации вокруг Нагорного Карабаха, Абхазии, Приднестровья, Косово и других регионов Европы.

Пятилетний опыт действия Договора РФ и РТ доказал свой прагматизм, способность влиять на прогрессивное развитие Федерации в целом и конкретного, подготовленного к этому уровню и этапу (экономически и политически) региона. Потенциал заложенных в договоре политических и правовых норм, свобод и обязательств очень большой. Можно сказать, стороны договора только недавно это осознали, и впереди их ждет серьезная работа. Нет сомнений в том, что на основе и с учетом Конституции РФ, ответственности федерального Центра и регионов следует развивать договорную практику, укрепляя и совершенствуя тем самым общее экономическое и правовое пространство России.

Опыт взаимодействия федеральных и татарстанских органов власти на основе Конституции РФ, Конституции РТ, на базе действующего между ними договора от 15 февраля 1994 г. при всех его, еще раз повторимся, недостатках, противоречивости отдельных положений позитивен, так как опирается на объективные тенденции развития современного федерализма - ответственность субъектов, их солидарность, обеспечение территориальной целостности, общего экономического и политико-правового пространства, соблюдения и гарантирования основных прав и свобод человека и гражданина, уважения прав народов и наций, этнических меньшинств, других групп населения. И, если к этому нашему труднослагаемому опыту присматриваются за рубежом, присматриваются строго и из-за своих конъюнктурных проблем, значит, он чего-то стоит. Важно не растерять достигнутое, а, опираясь на него, идти дальше по пути правового демократического государства.

СОЗДАН СОВЕТ АВИАСТРОИТЕЛЕЙ

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал указ "О создании Республиканского совета по делам авиационной промышленности".

Согласно документу, совет создается в целях стабилизации работы авиационных предприятий РТ, эффективного использования их производственного, научного и технического потенциала, развития производства в смешанных отраслях и в целом экономики республики.

В совет по делам авиастроительной промышленности вошли практически все руководители крупнейших предприятий авиастроения и приборостроения: КАПО имени Горбунова, КВЗ, КМПО, "Электроприбора", "Радиоприбора", авиационного научно-технического комплекса имени Туполева, опытно-конструкторского бюро имени Сухого и главы администраций.

Решение было принято после того, как все руководители названных предприятий высказались в пользу организации подобной структуры.

Единственным не совсем традиционным участником альянса можно считать ОКБ Сухого, до сих пор не кооперировавшееся с татарскими авиастроителями. Но не следует забывать, что год назад ОКБ Сухого начало устанавливать контакты с КАПО и даже заявило о возможности производства в Казани одноместных сельскохозяйственных самолетов С-38Л.

Возглавил совет Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин, заместителем председателя совета назначен советник Премьер-министра РТ Назир Киреев.

Как сообщил председатель постоянной комиссии Госсовета РТ по вопросам экономического развития и реформ Марат Галеев, также вошедший в совет, этот орган не будет заниматься текущими вопросами, главная его задача - выработка концепции дальнейшего развития авиационной промышленности РТ, координация и концентрация усилий предприятий авиастроения. По словам Марата Галеева, именно разрозненность авиапредприятий, НИИ и КБ приводит к тому, что мы сдаем позиции. В этом убеждает мировой опыт: сегодня фактически осталось только две крупные компании - Boeing и Airbus - продолжающие выпускать крупные пассажирские самолеты. Выжить в конкурентной борьбе им помогла именно координация усилий ряда стран.

Одной из задач совета по делам авиационной промышленности станет доведение перспективного проекта по производству самолета Ту-214. По своим качественным характеристикам он может стать вполне конкурентоспособной машиной на отечественном и международном рынке.

КТО ОЖИВИТ ЭКОНОМИКУ

Кабмин РТ утвердил Программу развития единой государственной политики в отраслях экономики республики до 2005 года.

Она подготовлена Госкомимуществом и Госкомтрудом РТ и должна создать условия для оживления экономики, повышения конкурентоспособности продукции. Необходимы для этого квалифицированные кадры. В повышении квалификации и переподготовке нуждается 1,3 миллиона рабочих, специалистов и руководителей, в том числе 200 тысяч человек, занятых в негосударственном секторе экономики.

О практической реализации программы шла речь за <круглым столом> в Госкомимуществе РТ. Участие в нем приняли ректоры вузов Казани, специалисты ГКИ, Минэкономпрома РТ.

КАМАЗ НАРАЩИВАЕТ ОБОРОТЫ

ОАО "КамАЗ" возобновило свои экспортные поставки: в феврале за рубеж отправлены первые 73 автомобиля.

Продолжает увеличиваться выпуск товарной продукции. В феврале на рынок ее поступило почти на 345 миллионов рублей: грузовые и легковые автомобили, запасные части и другая продукция по заказу потребителей. Это самый высокий результат за последние 20 месяцев работы. Покупатели получили 983 грузовых и 2140 малолитражных автомобилей, запчастей на 48,7 миллиона рублей, на 34,9 миллиона - другой продукции.

Однако данные темпы все же ниже запланированных: объем выпуска продукции по корпорации за минувший месяц составил лишь 93 процента. Сказывается недостаток оборотных средств, сдерживающий дальнейшее увеличение производства.

ТАТАРСКАЯ КУХНЯ В МОСКВЕ

9 марта в Москве начался фестиваль татарской кухни.

Ежедневно по 17 марта в ресторане "Тайга" отеля "Аэростар", что на Ленинградском проспекте, 37, можно отведать популярные блюда, приготовленные казанскими поварами по классическим народным рецептам, а по телефону 213-90-00 желающие могут заказать столик. В ресторане можно послушать татарские мелодии и даже приобрести картины из частной коллекции московского художника Рауля Мир-Хайдарова.

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧЕНЫХ

Вопросы взаимовыгодного сотрудничества Академии наук Татарстана и Московского государственного института международных отношений - университета МИД РФ обсуждались на днях в Москве во время встречи президента Академии наук РТ М.Хасанова и ректора МГИМО-университета А.Торкунова.

А.Торкунов дал высокую оценку прошедшей в институте в ноябре прошлого года научно- практической конференции по проблемам российского федерализма и выступлению на ней с докладом Почетного профессора МГИМО, Президента Республики Татарстан М.Шаймиева.

Академик М.Хасанов обсудил с ректором МГИМО-университета вопросы проведения в Казани в сентябре 1999 года научной конференции "Евразийство - концепция общности судьбы народов России". А.Торкунов заверил гостя, что ученые руководимого им вуза примут самое непосредственное участие в работе предстоящей конференции. Президент АН РТ посетил музей истории МГИМО и ознакомился с собранием редких книг музея.

В Полномочном представительстве Республики Татарстан в Российской Федерации состоялась встреча М.Хасанова с представителями татарской научной интеллигенции. Главной задачей Академии наук РТ ее президент определил сохранение сложившихся традиций в рамках республиканских научных школ, развитие фундаментальных научных исследований.

В заключение М.Хасанов высказал ряд рекомендаций по развитию сотрудничества между институтами Академии наук Татарстана и научными кругами Москвы.

Председатель Татарского общества академической науки профессор А.Ахтамзян ознакомил Президента АН РТ с деятельностью академического общества, подчеркнув, что некоторые научные исследования ученых-татар Москвы могли бы найти достойное применение в республике.

По итогам встречи был намечен план работы Татарского общества академической науки на 1999 год. Кроме того, Президент АН РТ М.Хасанов вручил знаки почетного члена Академии наук РТ профессорам А.Ахтамзяну, В.Галиуллину, академику РАН Р.Сюняеву за большой вклад в развитие отечественной науки.

НОВАЯ СОТОВАЯ СЕТЬ

Важным событием в информационной жизни России стало открытие 3 марта в Казани сотовой цифровой сети САНТЕЛ формата GSM-900.

Этот формат является одним из самых перспективных по техническим возможностям и, соответственно, по темпам распространения. Уже сегодня операторы GSM-900 обеспечивают междугородный и межденародный роуминг, позволяющий использовать телефон в большинстве стран мира. Кроме того, этот стандарт экологически безопасен и надежно защищает клиентов от прослушивания.

Контракт стоимостью около 50 миллионов долларов между шведской фирмой Ericsson и татарской компанией "ТАИФ-Телком" был подписан в позапрошлом году. В России этот проект не единственный. Сотовая связь GSM успешно работает в Москве и Петербурге.Однако татарстанский вариант от них выгодно отличают размах и оснащенность сети самой современной версией программного обеспечения.

Развертывание сети GSM в Татарстане предлагается провести в четыре этапа. На первом, в марте-апреле этого года, ее пользователями станут примерно 10 тысяч татарстанцев. (Пока сеть охватит район Татарстана от Зеленодольска до Альметьевска, а к 2000 году - всю республику). К 2003 году число пользователей достигнет ста тысяч.

В настоящее время представителями компании Ericsson проводят окончательную наладку оборудования.

В Казани открылся Республиканский центр перевозки почты. Он расположился в просторном трехэтажном здании, построенном возле железнодорожного вокзала.

Начала работу новая АТС-15 телефонной компании "Телесет". В число оказываемых ею услуг, помимо телефонных, входят факсимильная, цифровая связь и подключение к Интернету.

В КАЗАНИ РАСЦВЕТАЕТ САКУРА

В столице Татарстана проходит фестиваль "Японская весна", организованный Госкомитетом РТ по делам детей и молодежи при содействии Посольства Японии в России, Японской телерадиовещательной корпорации NHK.

Открылась "Японская весна" конкурсом-выставкой "Оригами - красота и фантазия". Далее в фестивальной программе - выставка рисунков детей "Японские мотивы", Праздник девочек, Праздник семьи, конкурс стихов хайку, вечер японской поэзии и музыки. Татарско-японский культурно-информационный центр "Сакура" открыл в эти дни свой видеосалон деловой и культурной информации.

Федерация каратэ-до РТ, Японская ассоциация каратэ подготовили сюрприз для казанских болельщиков. 6 марта в спорткомплексе "Батыр" состоялся турнир каратэ-до. Почетным гостем соревнований стал директор JKA, обладатель 8-го дана каратэ сенсей Танака Такенори.

СЕРЕБРЯНАЯ НИТЬ БЛЕСНУЛА ТАЛАНТАМИ

3 марта в Государственном большом концертном зале Республики Татарстан состоялся финал первого межрегионального конкурса "Серебряная нить-99" - "Национальные традиции в современной моде", организованного Министерством торговли и экономического сотрудничества РТ совместно с Министерством культуры РТ, фирмой "Ильдан" и ГТРК "Татарстан" при содействии культурного фонда "Артес" (Москва).

Добрым знаком для модельеров Татарстана стало присутствие на финале Президента РТ. Это говорит о поддержке мероприятия на самом высоком государственном уровне.

На суд жюри модельеры из Татарстана, республик Марий Эл, Чувашии, Удмуртии и других регионов России представили более 500 костюмов. По итогам отборочного тура к участию в финале были допущены 22 модельера.

Председатель жюри конкурса директор программы "Неделя Высокой моды в Москве" Наталья Журавлева особо выделила коллекцию "Ильдан" казанского модельера Ирины Солдатенковой, которой удалось решить главную задачу: переплавить национальные традиции в современные силуэты, современные линии.

Ирина Солдатенкова уехала с конкурса на новенькой "Оке" с "Серебряной нитью" на капоте. Второе место получили модельеры "Мелиты" Светлана Антонова и Елена Новикова за коллекцию "Зимние свадьбы". А 27-летний модельер из Ижевска Александр Красноперов за коллекцию по мотивам Золотого века Римской Империи получил третье место и швейную машинку "Тойота", а также специальный приз от компании "Вера-тур" - путевку в Париж.

ОТКРЫЛСЯ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЦЕНТР

В музее известного русского художника Константина Васильева состоялось открытие Казанского Евразийского центра - центра евразийских геополитических и культурных инициатив.

Идея евразийства, сформулированная в 20-х годах нашего века и развитая в трудах великого российского историка и философа Льва Гумилева, превратилась в многомерную идеологию, дополненную современными геополитическими и социологическими исследованиями ( давним сторонником теории Льва Гумилева является и Минтимер Шаймиев).

Каждую субботу в Центре читаются лекции по геополитике, этногиенезу и истории Евразии.

ТАТАРЫ - ЧИТАЮЩАЯ НАЦИЯ

410 библиотек, помимо центральной библиотечной системы, обслуживают татар в России и за ее границами.

Разумеется, Татарстан тут не учитывается. Зато сосчитаны библиотеки в России и за ее пределами.

Конечно, ситуация пока далека от идеальной. Например, в Молдове, татарская диапора обслуживается всеми без исключения книгохранилищами, но литературы на татарском у них нет. Татароязычным читателям приходится довольствоваться литературой о Татарстане на русском языке. Зато в Свердловской области на 38 татарских населенных пунктов приходится 26 библиотек с национальной литературой на родном языке. Литва имеет две библиотеки с подобными изданиями.

Так что и за пределами родины татары не теряют духовной связи со своей нацией.