Справочники > Архив > Архив новостей > Бюллетень "Новости Татарстана" 1999 г. > "Новости Татарстана" NN1-2 за период 01.01.99-17.01.99
НОВОСТИ ТАТАРСТАНА
Еженедельник информационного агентства "Татар-информ". NN1,2. 01 . 17 января 1999 г.

СОТРУДНИЧЕСТВО ТАТАРСТАНА И "ТРАНСНЕФТИ" РАСШИРИТСЯ
НОВОСТИВ НЕСКОЛЬКО СТРОК
ПРАВИТЕЛЬСТВО НАМЕРЕНО РАБОТАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЗАРАБОТАЛА ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ТАТАРСТАН ПРОДОЛЖАЕТ РЕАНИМАЦИЮ КАМАЗА
ЗАПАДНЫЕ ПАРТНЕРЫ ТОЖЕ ИДУТ НА БАРТЕР
ЭКСПОРТНЫЕ ПЛАНЫ "ТАТНЕФТИ"
В ИНТЕРНЕТЕ ПОЯВИЛАСЬ ЛИЧНАЯ СТРАНИЧКА ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА
ЭКОНОМИКА
ФИНАНСЫ
РЕЛИГИЯ
НАГРАДЫ
КУЛЬТУРА
СПОРТ

СОТРУДНИЧЕСТВО ТАТАРСТАНА И "ТРАНСНЕФТИ" РАСШИРИТСЯ

11 января в Казанском Кремле Президент Татарстана Минтимер Шаймиев принял президента ОАО "Транснефть" Дмитрия Савельева. Во встрече также приняли участие Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, вице-премьер, министр экономики и промышленности РТ Ринат Губайдуллин, первый вице-президент ОАО "Транснефть" Александр Кумулганов, генеральный директор Торгового дома акционерного общества Сергей Демьянов, президент нефтяной компании "НОРСИ-ойл" Вадим Воробьев.

Как сообщил Дмитрий Савельев, цель визита конкретна - тесное сближение и работа с крупными предприятиями Татарстана, расширение партнерских отношений "Транснефти" с одним из крупнейших регионов России. В частности, гости высказали заинтересованность в приобретении техники, производимой "КамАЗом", авиационным и моторостроительным предприятиями, вертолетным заводом. В их планах размещение на предприятиях Татарстана заказов на поставку различного оборудования, которое сегодня закупается за рубежом, что поможет поддержать отечественных производителей и снизить в нынешних условиях затраты.

Президент Татарстана отметил, что республика готова к взаимовыгодному сотрудничеству, основанному на уверенности в завтрашнем дне и реальных гарантиях. Эту работу со стороны Татарстана должен возглавить вице-премьер Ринат Губайдуллин.

***

Вечером того же дня был подписан договор о партнерстве и сотрудничестве до 2005 года между ОАО "Транснефть" и ОАО "КамАЗ". Он предусматривает поставки самой разнообразной нестандартной техники, производимой Камским автогигантом, например, экскаваторов на базе большегрузов, переход имеющейся у "Транснефти" техники камазовского производства на прямое сервисное обслуживание, сотрудничество в области науки. Договор скрепили подписями генеральный директор ОАО "КамАЗ" Иван Костин и президент ОАО "АК Транснефть" Дмитрий Савельев.

Также была достигнута договоренность о возобновлении поставок сырья и дальнейшем развитии взаимоотношений "Татнефти" и "НОРСИ-ойл".

НОВОСТИ В НЕСКОЛЬКО СТРОК

6 января заместитель Председателя Госсовета РТ Зиля Валеева приняла советника по вопросам России и СНГ Министерства международных отношений Квебека Александру Берранини. В ходе переговоров обсуждалось политико-правовое положение Республики Татарстан, вопросы взаимоотношений Татарстана с федеральным центром, межпарламентские связи Госсовета РТ и сотрудничество между Квебеком и Татарстаном.

***

10 января Президент РТ М.Шаймиев встретился в Москве с министром финансов России М.Задорновым. Состоялся обстоятельный разговор по проблемам межбюджетных отношений между Республикой Татарстан и Российской Федерацией в 1998-99 финансовом году, а также по вопросам реструктуризации долгов КамАЗа.

***

Президент РТ высказался категорически против любых попыток изменения Конституции РФ, отметив, что при нынешнем составе Думы "это нереально". "Конституция, безусловно, требует изменений, но делать это надо не сейчас, когда до новых парламентских выборов осталось чуть меньше года", - уверен глава республики. Как только будет избран новый состав Думы и пройдут в соответствии с конституционными сроками выборы президента страны, "тогда и можно будет вплотную заняться Конституцией".

***

13 января в Москве состоялась встреча заместителя Председателя Правительства России Валентины Матвиенко с вице-премьером Республики Татарстан Аделей Конюшевой и директором Центра экономических и социальных исследований при Кабинете министров РТ Алевтиной Кудрявцевой. Во время встречи подробно обсуждались вопросы взаимодействия федеральных органов власти с республикой в процессе реализации социально-экономической политики, а также определены меры по решению наиболее острых проблем.

***

13 января в Альметьевске прошли торжества по случаю 60-летия генерального директора АО "Татнефть" Рината Галеева.

В них приняли участие Президент РТ Минтимер Шаймиев, а также Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов, председатель Национального банка РТ Евгений Богачев, другие официальные лица.

Юбилей Р.Галеева, сказал М.Шаймиев в интервью корреспонденту ИА "Татар-информ", это не только личное событие. Ринат Галеев - один из организаторов нефтяной промышленности республики, за которым стоит большой трудовой коллектив с его добрыми делами. Человеческий фактор был и остается на первом месте.

ПРАВИТЕЛЬСТВО НАМЕРЕНО РАБОТАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЗАРАБОТАЛА ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Какой будет экономическая политика Кабинета министров РТ в новом году? Об этом интервью, которое дал агентству "Татар-информ" вице-премьер, министр экономики и промышленности РТ Ринат Губайдуллин.

- Ринат Шайхуллович, при обсуждении бюджета на сесссии Госсовета РТ бросалось в глаза, что все были заняты дележом расходной части и почти никто не предлагал путей повышения доходов, возможностей заработать побольше денег, чтобы было что делить. И так из года в год...

- Конечно, нужно увеличивать доходы. Но как? Чтобы что-то получить, следует сначала вложить средства в какие-то быстро окупаемые программы. Мы предлагали парламенту определить несколько конкретных приоритетных инвестиционных проектов и выделить для их реализации деньги в бюджете развития. Однако доходная часть оказалась так мала, что ее не хватило даже для обеспечения жизни населения по минимальным стандартам. Вечный заколдованный круг: казна бедна, так как низка собираемость налогов, а налогов нет, так как не работает производство. Мы попытались его разорвать, поддержав товаропроизводителя: снизили ставки некоторых налогов. Отдачу придется подождать, пока же в наличии приличная сумма выпадающих доходов. Правительство предложило компенсировать их за счет повышения налогового бремени для наиболее обеспеченной части населения. Например, увеличить налог на имущество и размер коммунальных платежей для имеющих несколько квартир, дач, машин. Однако депутаты эти предложения отвергли. Не прошла даже попытка ввода трехпроцентного налога, взимаемого при приобретении частными лицами автомобилей. Видимо, в этом случае задеваются интересы групп, которые лоббируют в Госсовете некоторые депутаты.

Тем не менее, правительство отрабатывает механизм осуществления финансовых вливаний, естественно на, возвратной основе в конкретные инвестиционные проекты. Видимо, создадим специальный фонд, в который будут поступать средства, "выигранные" в результате грамотной тарифной, кредитной, налоговой политики, строгого контроля за товарными и финансовыми потоками внутри РТ и за ее пределами. Поддерживаться из него будут быстро окупаемые проекты общей стоимостью до 10 млн. долларов. В текущем году фонд должен заработать. Кроме того, есть ряд проектов, традиционно привязанных к фондам НИОКР и Дорожному. Например, за счет последнего финансируется строительство моста у Сорочьих гор и реконструкция казанского аэропорта. А вообще я убежден, что в Татарстане поддерживать предприятия надо в следующем порядке: сначала обеспечить вливания в нефтехимический комплекс, определив в нем ряд приоритетов; затем, за счет перелива части полученных в нефтехимии средств, - в машиностроение; и только после этого - в легкую промышленность. Сегодня бесполезно помогать швейным фабрикам - их продукцию никто не будет покупать, так как у людей просто нет денег. Они появятся только в том случае, если заработают и начнут регулярно выплачивать зарплату своим работникам и налоги в бюджеты всех уровней базовые производства республики - нефтехимия и машиностроение. А бюджеты, в свою очередь, - исправно рассчитываться по собственным счетам.

- Всем памятен эксперимент по выводу из кризиса нефтехимического комплекса РТ. Не думается, что татарстанским нефтехимикам льготы оказались во вред, так как позволили расслабиться?

- Все беды татарстанской нефтехимии в разобщенности комплекса, которому сам бог велел действовать в рамках единой экономической и финансовой политики, в конечном итоге обеспечивающей максимальные доходы каждому из входящих в него предприятий. Попытка соединения его в единое целое была предпринята несколько лет назад при создании Татнефтехиминвест-холдинга. Но тогда идея не была реализована до конца: интересы директоров отдельных предприятий возобладали над интересами республики. А у руководства РТ в то время не хватило воли настоять на своем. Очевидно, что вопрос объединения, интеграции сегодня актуален как никогда.

- Но ведь уже обсуждались вполне конкретные схемы объединения, вплоть до перехода всего нефтехимического комплекса на единую акцию. Однако тогда эта идея разбилась о серьезное противодействие иностранных инвесторов Татнефти. Они не в шутку пригрозили сбросить все акции компании в случае, если ей на шею повесят чуть живую нефтехимию.

- Я уверен, что в 1999 году решение об интеграции все-таки будет принято. Иного выхода повысить эффективность производства, загрузить полностью мощности просто не существует. Другое дело, что нужно выбрать оптимальную модель интеграции, учитывающую интересы всех заинтересованных сторон и, конечно, акционеров. Кроме того, сегодня очень важно решить техническую часть этого проекта: обеспечить комплекс сырьем, которым не располагает республика. Мы ведем переговоры с потенциальными поставщиками не с пустыми руками, а с несколькими вариантами схем взаимных поставок. То есть Татарстан взамен на необходимые продукты предлагает свою высоколиквидную продукцию. В настоящее время схемы изучаются и, надеюсь, в этом году они начнут работать.

Для нормальных деловых отношений вовсе не обязательно становиться собственником части имущества партнера. Вопрос спорный, но я вообще не сторонник инвестиций Татарстана на чужих территориях, пока собственная не освоена. Существует мнение, что надо быстрее осваивать рынки других регионов России, например, ударными темпами строить там спиртзаводы и АЗС (на этом, кстати, построена рыночная стратегия Татнефти). В то же время у нас под носом обосновываются другие компании. Например, НК "Лукойл" одну за другой открывает свои замечательные суперсовременные АЗС, на которых всегда , даже в пору бензиновых кризисов, есть топливо. Почему мы безропотно уступаем свой рынок? Татнефтепродукт только в последнее время активизировался. Кстати, поинтересуйтесь, чем он торгует. Значительная часть реализуемых нефтепродуктов произведена из нефти самых разных компаний. Татнефть же торгует нефтепродуктами из своего давальческого сырья на московском и других рынках, на "чужих" АЗС. Никто не убедит меня, что это логично. Однако только намек на то, что правительство хотело бы отдать прерогативу торговли ГСМ из местного сырья , вызвал взрыв недовольства бензоторговцев, кстати, поддержанных СМИ.

- Ринат Шайхуллович, Вы не только министр, но и председатель Совета директоров АО "Татнефть". После 17 августа компания оказалась перед угрозой дефолта. Над ней все еще висит "удавка" внутренних и внешних долгов. Удастся ли справиться с ситуацией? Каким образом ведут себя кредиторы?

- Давайте сразу разделим долги на внутренние и внешние. Cначала о первых. У Татнефти огромные дебиторская и кредиторская задолженности. Без доведения их до разумного минимума о финансовом здоровье компании говорить не приходится. В то же время эти долги почти сбалансированы: Татнефти должны практически столько же, сколько должна она. Однако денег для расчетов нет ни у одной из сторон. Зато структура долгов такова, что большинство их можно погасить, проведя взаимозачеты. Казалось бы, почему не сделать это немедленно. Увы, никто не соглашается. И не из-за упрямства, а потому, что при существующей системе это очень невыгодно. Стоит провести взаимозачет, как возникает необходимость платить налоги, причем живыми деньгами. А денег-то как не было, так и нет. Что делать? Заставить. Каким образом? Только экономическими методами. Для этого в настоящее время разрабатывается структура корпоративного казначейства Татнефти, которая должна упорядочить финансовые и товарные потоки, отладить систему расчетов, пробить "тромбы", блокирующие осуществление текущих платежей.

Схема начнет реализовываться следующим образом. В банке "Девон-кредит" будет открыт счет корпоративного казначейства. Внутри его открывают счета все структуры Татнефти, обслуживающие ее сервисные компании, другие смежники, всевозможные поставщики. То есть все, кто хочет работать с нефтяной компанией на основе цивилизованной системы расчетов (в этом и будет заключаться экономическая диктатура). Затем под строгий контроль берутся все расчеты участников системы. Если у кого-то нет долгов, тот распоряжается своими средствами свободно. Но те, у кого они есть, садятся на картотеку и заключают договор о защищенных статьях, то есть о первоочередном получении средств на зарплату и обязательные платежи. Все остальное идет на погашение взаимных долгов. И так до тех пор, пока тромбы не будут пробиты и платежи не потекут свободно и "живыми" деньгами. Конечно, на это потребуется время. Ускорить процесс выброса на-гора "живых" денег позволит подключение к этой системе энергетиков. Татэнерго так же откроет счет в нефтяном казначействе. Сделать это ему выгодно, так как все без исключения участники схемы - его должники. Полагаем, что если поставщикам Татнефти гарантировать, что компания впредь станет платить им 50 процентов оплаты за поставки или услуги "живыми" деньгами или высоколиквидными нефтепродуктами, то и они согласятся 50 процентов долга за энергию заплатить "живыми" деньгами. И это уже даст реальный, а не виртуальный оборот.

Следующим шагом станет присоединение к этой системе нефтехимических монстров - Нижнекамскнефтехима и Нижнекамскшины, то есть технологической цепочки, потребляющей нефть. Могут ли они отказаться? Конечно. Но прежде им придется подумать, где брать сырье для своих производств. Ведь в случае отказа они автоматически теряют не только основного поставщика, но и поддержку правительства.

- И через эту схему вы выходите на интеграцию?

- Таким образом, конечно, при доброй воле всех участников можно в полгода ликвидировать кризис неплатежей и вместе двинуться дальше , да-да, по пути интеграции.

Теперь о внешних долгах. С евробондами на 17 августа они превышали один миллиард долларов. Из них 100 млн. долларов уже зачтены. Эту сумму, вырученную за августовские и сентябрьские поставки нефти за рубеж, кредиторы удержали в своих банках, поняв, что в сентябре труба для компании будет закрыта из-за неуплаты таможенных сборов и платежей за транспортировку сырья. Эти деньги они сами поделят между собой в счет долга Татнефти. По поводу реструктуризации остальной суммы идут активные переговоры. Более того, кредиторы вот уже три месяца принимают участие в распределении выручки компании, соглашаясь на выделение средств для оплаты экспортного акциза и транспортных расходов, что обеспечивает дальнейший экспорт, а также выплаты зарплаты нефтяникам, чтобы они продолжали работать. И лишь оставшиеся после этого суммы направляются на выплату процентов по кредитам. Кредиторы отлично понимают ситуацию и помнят, как она возникла. Ведь деньги занимались на пять лет. Однако из-за технических неувязок, которые нужно было решить с Центробанком, договорились оформить кредиты временно, а через полгода переоформить. А тут грянуло 17 августа. И кредиторы сразу востребовали все деньги. Если бы Татнефть была банком, от нее уже осталось бы мокрое место. Но это, слава богу, мощная компания. И кредиторы прекрасно понимают, что их деньги отлично обеспечены: в недрах достаточно нефти, и это подтверждено авторитетными международными аудиторами. Только поэтому они и не объявили Татнефти дефолта. И, думаю, не объявят, так как это не выгодно прежде всего им самим. Посмотрите, как заботливо они относятся к выплате купонов по евробондам Татнефти - ведь и эти средства идут через их банки к их клиентам. А вообще все зависит от цены на нефть. Сегодня она предельно низка. Но даже при таком рынке мы могли бы расплатиться в течение 5-7 лет. На этот срок мы и хотели бы реструктуризировать долг. Надеюсь, нам это удастся.

- Какой будет банковская политика правительства в 1999 году?

- Прежде всего, нужно отметить, что, несмотря на кризис, банковская система республики устояла. С помощью правительства РТ и, безусловно, с помощью Национального банка РТ. Руководитель последнего - Евгений Богачев - "выбил" в Москве стабилизационный кредит для "Ак Барса", который позволил обеспечить погашение РКО. Был обеспечен аналогичный кредит "Девон-кредиту", однако нефтяники сумели справиться, не залезая в новые долги. В ближайшее время получат ломбардные кредиты еще два банка РТ. Сегодня правительство республики делает ставку на пятерку республиканских банков. В их числе, кроме "Ак Барса" и "Девон-кредита", Волжско-Камский банк, Татфондбанк и банк "Казанский". Этот список будет представлен и Центробанку - известно, что его глава Виктор Геращенко заявил о намерении поддержать самые устойчивые банки в регионах России.

Надеюсь, что в текущем году нам удастся начать процесс возвращения в республику финансовых потоков крупных промышленных предприятий. До сих пор многие из них предпочитали хранить деньги за пределами республики, в основном в Москве. Например, некоторые предприятия оборонки имели десятки счетов и в то же время не платили налогов, месяцами не выдавали зарплату. Проверить же наличие на счетах средств было невозможно. Сегодня правительство ограничило возможность перевода денег за пределы РТ для предприятий-должников. Им просто не выдаются необходимые для открытия счета справки. Вернуть в республику средства, переведенные раньше, правительство намерено с помощью "пряника" в виде инвестиционных и налоговых кредитов, снижения тарифов на энергоресурсы и прочих льгот для "возвращенцев".

- Как вы относитесь к возможности прихода в РТ иностранных банков? Или к участию оных в уставном капитале "Ак Барс" банка?

- Знаете, я пока не заметил особого энтузиазма по этому поводу со стороны западных банкиров. Что касается "Ак Барса", то было бы неплохо - продать серьезному западному инвестору пакет его акций. Это значительно повысит его статус, повлечет за собой повышение профессионального уровня менеджмента. Однако пока дальше переговоров дело не шло. Как более реальный я оцениваю проект создания банка развития РТ. Помочь в этом вызвался Эксимбанк США и при этом указал американский банк, готовый к сотрудничеству. Сейчас идут переговоры, которые, естественно, несколько затормозил финансовый кризис. Основную задачу этого банка я вижу не столько в привлечении им инвестиций, с этим вполне могли бы справиться и имеющиеся в РТ структуры, сколько в обеспечении продвижения произведенных в Татарстане товаров на рынки России и стран СНГ. Он мог бы выдавать долгосрочные связанные кредиты регионам специально для покупки необходимых татарстанских товаров. Гарантии сбыта позволили бы полностью загрузить мощности заводов и фабрик, намного превышающие потребность самой республики. Ей не требуется столько самолетов и автомобилей, сколько они в состоянии выпустить. А производить выгодно именно большие партии. И это к тому же новые рабочие места, поступления в бюджет. То есть то, к чему мы и стремимся. Надеюсь, что этот проект, как, впрочем, и другие, у нас получится.

Галина Печилина.

ТАТАРСТАН ПРОДОЛЖАЕТ РЕАНИМАЦИЮ КАМАЗА

Власти Татарстана продолжают принимать меры по выводу КамАЗа из затяжного кризиса ( в минувшем году КамАЗ сократил выпуск товарной продукции на 60 процентов). Так, 12 января вступил в силу закон о бюджетной системе республики на 1999 год, в котором ставка налога на имущество КамАЗа составит всего 0,1 процента налогооблагаемой базы (для других предприятий республики - 2 процента).

Кроме того, в наступившем году Татарстан вновь предоставил КамАЗу инвестиционный налоговый кредит (то есть попросту освободил от выплат) в размере годовых платежей в целевые бюджетные фонды республики, за исключением Фонда занятости и Фонда обязательного медицинского страхования. В очередной раз получили инвестиционный налоговый кредит и производители комплектующих для КамАЗа. Поставки на автозавод освобождаются от налогов на прибыль на добавленную стоимость в части, зачисляемой в республиканский бюджет (22 и 35 процентов ставки налога на прибыль и 10 из 20 процентов ставки НДС).

Таким образом, правительство Татарстана не только простило КамАЗу его долги (ведь получение 25 процентов акций в обозримом будущем не принесет никаких дивидендов), но и принимает меры для того, чтобы не вешать на завод новых долгов, требующих немедленной оплаты.

"Известия", 14 января 1999 г.

.ЗАПАДНЫЕ ПАРТНЕРЫ ТОЖЕ ИДУТ НА БАРТЕР

Администрация Нурлатского района и немецкая фирма "Агриво" заключили контракт о поставке местным свекловодам средств защиты растений от вредителей и сорняков.

Сделка примечательна тем, что впервые партнеры не только не потребовали предоплаты валютой, а согласились на бартер: осенью Нурлатский завод будет возвращать кредит своим сахаром по вполне взаимоприемлемым ценам.

Одновременно на небольших делянках района будут проходить испытания новейшие гербициды. Если сегодняшними средствами защиты поле обрабатывается в течение лета пять раз, то новинку достаточно внести всего один раз за сезон. Гербициды уже применяются в Германии, Франции, но фирма "Агриво" решила все же проверить новинку в районе рискованного земледелия.

ЭКСПОРТНЫЕ ПЛАНЫ "ТАТНЕФТИ"

АО "Татнефть", согласно экспортному графику, поставит в первом квартале текущего года за пределы таможенной территории России 1765 тысяч тонн углеводородного сырья. Это чуть более 7 процентов общероссийского экспорта нефти, запланированного на январь-март 1999 года.

За этот же период нефтяная компания "ЛУКойл" вывезет 4277 тысяч тонн сырья, "ЮКОС" - 2921 тысячу, "Сургутнефтегаз" - 2611 тысяч, Тюменская нефтяная компания - 1433 тысячи, "Роснефть" - 1377 тысяч, "Сибнефть" - 1278 тысяч, "Славнефть" - 1167 тысяч и "СИДАНКО" - 1163 тысячи тонн нефти.

Через морские терминалы в Новороссийске, Туапсе, Одессе и Вентспилсе будет перевалено 14149 тысяч тонн нефти, объем прокачки по магистральному нефтепроводу "Дружба", берущему начало, как известно, в Татарстане, составит 10617 тысяч тонн.

В ИНТЕРНЕТЕ ПОЯВИЛАСЬ ЛИЧНАЯ СТРАНИЧКА ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА

С сегодняшнего дня о Президенте Татарстана смогут узнать все пользователи Интернета, где появилась специальная страничка Минтимера Шаймиева.

Она состоит из шести разделов с фотографиями, каждый из которых для удобства дробится на подразделы. Так в разделе "Жизненный путь" можно ознакомиться с биографией Президента РТ, его воспоминаниями о детстве. Жизненным принципам Минтимера Шаймиева посвящен раздел "Кредо", а о его жене, сыновьях рассказывает "В кругу семьи". Самый большой раздел "На работе" включает данные об Аппарате Президента РТ, тексты посланий, выступлений, интервью главы Татарстана, информацию об общественных формированиях, действующих при Президенте, хронику событий экономической, политической и культурной жизни республики и многое другое. Об увлечениях Минтимера Шаймиева рассказывает раздел "Минуты отдыха", а поделиться своими мыслями, задать наболевшие вопросы руководителю республики можно, написав в раздел "Письмо Президенту".

Новая страничка будет периодически обновляться и выходить на трех языках - татарском, русском, английском. Ее английский вариант должен появиться в феврале, татарский - в марте этого года.

Найти в Интернете страничку можно по адресу www.tatar.ru/president. Кстати, уже год здесь существует Web-узел www.tatar.ru, где размещается информация о государственном устройстве Татарстана, его экономике, истории, политике и культуре. Здесь же можно ознакомиться с порядком регистрации СП в республике, льготами, предоставляемыми иностранным инвесторам, информацией о существующих партиях и общественно-политических движениях, о таможенном законодательстве, системе налогообложения, порядке получения визы и другой самой разнообразной деловой и потребительской информацией. Всего Web-узел включает более 500 тематических подразделов, 300 из которых - на русском языке, 200 - на английском.

Существующие Web-узел и страничка Президента Татарстана разработаны и обновляются Департаментом внешних связей Президента РТ, а в подготовке информации для них участвуют около 50 министерств и ведомств республики.

ЭКОНОМИКА

АО "Татнефть", добывшее за 11 месяцев прошлого года 22,5 миллиона тонн нефти, входит в пятерку крупнейших нефтегазодобывающих компаний России. Для сравнения, по данным АМИ, лидер российской нефтедобычи компания "ЛУКойл"добыла за указанный период около 48,9 миллиона тонн сырья.

***

Ножи для мясной промышленности и мединструменты собирается выпускать с этого года ТПО "Свияга". Для этого создается совместное предприятие с московской фирмой "Мелита К".

***

Партнером признанного лидера в области операционных программ корпорации Microsoft в Татарстане станет "ICL-КПО ВС", специализирующееся в области производства информационных технологий. Кроме работы с крупными предприятиями и организациями, оно станет проводить консультации для рядовых пользователей по телефону.

***

Согласно рейтингу трехсот наиболее крупных и эффективных предприятий России, опубликованному в "Российской газете", совхоз "Майский" занимает 40 место, агрофирма "Бирюли" - 58 место, ГУП "Весенний" - 63 место. Кроме того, среди сельхозпредприятий Татарстана отмечены птицефабрики "Тукаевская", "Красный Ключ", "Казанская", "Юбилейная", совхозы "Ворошиловский" и "Кощаковский".

***

В ДК Строителей г.Казани прошло городское собрание, посвященное итогам трехлетней работы по Программе ликвидации ветхого жилого фонда.

Эта программа - испытание нашего суверенитета, - отметил в своем выступлении Президент РТ М.Шаймиев. - И реализация ее говорит об огромном потенциале татарстанцев и нашей республики.

Мы начинаем гордиться нашей Казанью, и она должна стать лучшей столицей среди всех регионов Российской Федерации.

Отмечена недостаточная работа по освоению освобождающихся площадей - мало инвесторов. Часть средств программы в будущем году должна пойти на реконструкцию центра города.

ФИНАНСЫ

Согласно официальным данным Минфина РТ, на 1 января 1999 года внутренний долг республики составил 449,8 миллиона рублей, внешний - 411 миллионов.

***

В "Интехбанке" произошла смена руководства. Новым председателем правления стал 31-летний Константин Тимофеев, возглавлявший ранее аналитическое управление банка.

РЕЛИГИЯ

Для отделки мечети Кул Шариф выбран отечественный мрамор цвета топленого молока, добываемый под Челябинском. На днях представители ЗАО "Коелгамрамор" прибыли в Казань, чтобы окончательно договориться с дирекцией музея "Казанский Кремль" об объемах, цене и сроках поставки. Уже к концу августа мы сможем увидеть мечеть Кул Шариф во всей красе.

НАГРАДЫ

Национальная театральная премия "Золотая маска" по итогам сезона 1997-98 годов в номинации "За поддержку театрального искусства России" присуждена Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Вторым лауреатом в этой же номинации стал институт "Открытое общество" (Фонд Сороса).

***

За оказание активной помощи органам внутренних дел М.Шаймиев награжден нагрудным знаком "Почетный сотрудник МВД" Российской Федерации.

***

Совет редакторов Американского биографического института присвоил художнику Ильдару Зарипову почетное звание человека года по итогам 1998 года.

КУЛЬТУРА

Московскому Центральному концертному залу "Отрадный" присвоено имя заслуженного артиста Российской Федерации, народного артиста Республики Татарстан Ильгама Шакирова.

СПОРТ

Финал ралли "Гранада-Дакар" наступил 17 января на берегу Розового озера.

Преодолев последние километры, под восторженные крики болельщиков и гудки автомобилей на подиум по одному въехали мотоциклы, джипы и грузовики. Дакар приветствовал всех, ведь даже просто добраться до финиша - это уже великая победа. А если ты призер ралли - нет звания выше в мире автоспорта.

В почетные списки победителей ралли внесены имена спортсменов из Татарстана. Второе место - у Виктора Московских, Семена Якубова и Владимира Чагина. Седьмое место - у Фирдауса Кабирова, Айдара Беляева и Владимира Голуба.

А первым в классе грузовиков Т4 стал экипаж главного соперника камазовцев, чешского гонщика Карела Лопраиза на "Татре". В классе прототипов победу одержал Жан-Луи Шлессер, в классе джипов Т2 - Юта Кляйншмидт на "Мицубиси", никого не пропустил вперед мотоциклист Сайнст на "БМВ".

Подводя итоги Дакара-99, руководитель команды "КамАЗ-Мастер" Семен Якубов сказал:

По большому счету, это была наша гонка, мы ехали быстрее и лучше других, победили почти на всех этапах. Роковую роль сыграла поломка полуоси на машине Виктора Московских и обидная авария у Фирдауса Кабирова. Но мы счастливы, что дошли до Дакара и, можно сказать, победили. А более весомые победы у нас были и будут еще.