НОВОСТИ ТАТАРСТАНА
Еженедельник информационного агентства "Татар-информ". NN8-9. 16 февраля - 2 марта 1998 г.

О ПОЛОЖЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Выступление Президента М.Ш.Шаймиева в связи с годичным посланием Государственному Совету Республики Татарстан

Поскольку полный текст моего послания Государственному Совету Республики Татарстан вам роздан, позвольте не зачитывать его, а остановиться лишь на основных, принципиальных положениях.

Как известно, в 1997 году в Республике Татарстан продолжалась дальнейшая стабилизация социально-политической и экономической жизни, укреплялся ее авторитет в Российской Федерации и за рубежом. Всесторонне анализируя результаты нашей деятельности, мы можем утверждать, что экономика республики постепенно увеличивает темпы роста, у наших граждан уверенности за свое будущее стало больше, чем несколько лет тому назад, а политика органов государственной власти поддерживается большинством населения. Это важнейший итог прошедшего года.

Основная задача 1998 года состоит в том, чтобы, закрепляя достигнутое, сосредоточиться на отстающих сферах, использовать политический и экономический потенциал Татарстана для заметного повышения жизненного уровня населения. Решению этой задачи будут способствовать наши активные действия в области внутренней и внешней политики, отношений с Россией, выбора социально-экономических приоритетов, духовной, интеллектуальной жизни населения.

На протяжении 1997 года в республике продолжалось формирование институтов гражданского общества. Одним из них является многопартийность. В прошедшем году в республике появились десятки новых общественных движений различной направленности. Немало среди них и политических организаций. На смену митинговым методам работы приходит повседневная забота о становлении их организационных структур, пропаганда своих взглядов через СМИ, аналитическая деятельность. Безусловно, позитивно оценивается общественностью начавшийся в республике процесс консолидации демократических реформаторских сил, в котором принимают активное участие многие центристские партии и движения. Переговоры между ними уже привели к созданию Союза поддержки социально-экономических реформ, который объединил их на основе принципиального одобрения общей стратегии проводимых реформ. Это такие республиканские организации, как "Наш дом - Россия", "Реформы - новый курс", Партия российского единства и согласия, а также партия Татарстана "Единство и прогресс". Это объединение ведет в настоящее время переговоры с блоком "Равноправие и законность" на предмет заключения с ним соглашения о сотрудничестве. Заметным явлением стало проведение организационного собрания Конгресса интеллигенции Татарстана.

Хотелось бы выразить надежду, что делу консолидации нашего общества будут содействовать и татарские общественные организации, в частности ТОЦ. Судя по первым заявлениям его председателя Ф.Ш.Сафиуллина, можно понять, что он настроен на конструктивное взаимодействие, что мы и приветствуем.

Как и прежде, руководство республики готово к тесному сотрудничеству со всеми конструктивными общественными силами во имя сохранения гражданского мира и межнационального согласия, продвижения республики по пути прогрессивных преобразований.

Прошедший год стал новым этапом в развитии республиканских средств массовой информации, что явилось важным проявлением и свидетельством дальнейшей демократизации общества. В Татарстане значительно возросла конкуренция в сфере электронных СМИ, стали выходить многие новые печатные издания. По их количеству республика находится на третьем месте в Российской Федерации, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. На тысячу человек приходится 488 экземпляров различных изданий. Журналисты работают более раскованно и инициативно, смело ставят в своих репортажах, статьях самые острые проблемы общественного развития.

Вместе с тем, между средствами массовой информации, особенно в последнее время, происходят и отдельные трения. Что касается Президента или других руководителей республики, то мы терпимо относимся к критике, к различным взглядам на происходящее в жизни. Я думаю, что, освещая непростые процессы, происходящие на пути построения демократического общества, средства массовой информации должны быть терпимы и друг к другу.

Мы, безусловно, за конструктивную критику со стороны средств массовой информации. Надо отметить и то, что сегодня, видимо, пришло время расставлять акценты несколько иначе. В обществе за последние годы критики хватает с избытком, но она почему-то всегда направлена непосредственно в адрес высших органов, прежде всего государственной власти, если даже вопрос и не касается их функциональных обязанностей. Критика должна быть более адресной. Безусловно, на всех уровнях органов государственной власти немало различных недоработок, и следовало бы эту критику направлять на тех, кто ответствен за тот или иной участок, кто не справляется со своими обязанностями.

Хотелось бы сказать также о встречающемся порой необъективном освещении средствами массовой информации отдельных процессов. Недавно была опубликована заметка в газете "Эмет", в которой с помощью журналистов вовсю критикуется высшее руководство - и в непонимании забот ветеранов, а даже в том, что у этой газеты нет тиража. Я считаю, что если уж организовываются какие-то издания, то, наверное, их издателям надо бы начинать не с нас. Им самим надо думать о привлекательности своих средств массовой информации.

Или другой пример. В последнее время, говоря о задолженности по выплате заработной платы, показывают респектабельного директора или руководителя крестьянского хозяйства - хорошо одетого, сытого. Когда его спрашивают, почему же нет зарплаты, он начинает объяснять, рассуждать, находит сотни причин. В результате получается, что в происходящем виноват кто угодно, но только не он сам. Неважно, что это акционерное общество или кооперативное хозяйство. Журналисты не могут быть в таких случаях сторонними наблюдателями. Было бы правильнее раскрыть, почему у одного руководителя дела ладятся, а у другого не идут, и на этом примере помочь предприятиям, руководителям научиться работать.

Я хотел бы сказать вообще о задачах средств массовой информации, особенно в такое время, по воспитанию чувства ответственности человека перед обществом, коллективом, перед семьей, перед детьми и так далее. Ведь нередко мы наблюдаем такие вещи. Скажем, где-то случилось какое-то несчастье. Например, пожар по вине пьяного человека. И тут мы виним не его самого, ищем других виновников, хотя несчастье произошло по его вине и затронуло интересы многих окружающих. Или другой пример. Когда погода сильно портится, между Казанью и Набережными Челнами не всегда удается обеспечивать бесперебойный проезд транспорта. Природа есть природа. Синоптики заранее предупреждают об изменениях погоды. Но немало таких людей, особенно среди молодежи, которые, не обращая внимания на предупреждения синоптиков, отправляются в путь с семьями, с детьми и застревают, тем самым создавая столько хлопот многим людям соответствующих служб. Спрашивается, где же у них чувство ответственности, хотя бы перед своими близкими?

Я привел всего несколько примеров, но их у нас множество. Средства массовой информации должны вести активную, целенаправленную работу по воспитанию людей. Мы с вами делаем одно дело, работаем на оздоровление общества. Путем проведения политических и экономических реформ, какими бы радикальными они ни были, мы так скоро человека не переделаем. Мы идем в цивилизованное общество, и, чтобы быть его достойными гражданами, нам надо приложить максимум совместных усилий. У средств массовой информации в этой части есть огромные возможности.

В то же время хотел бы обратить ваше внимание на количество средств массовой информации. Все ли они нам нужны, есть ли в них потребность? Если они создаются на коммерческой основе, не за счет денег налогоплательщиков, - это одно дело. При подготовке послания мы изучили и этот вопрос. Только министерствами и ведомствами, входящими в состав Кабинета Министров, издается за счет средств государственного бюджета 27 различных газет и журналов. Каждое министерство, ведомство, как только появляется, начинает издавать свою газету или журнал. Причем на хорошей бумаге. А ведь сейчас фактически недостатка в информации нет, но есть дублирование.

Поэтому и Министерству информации и печати и Кабинету Министров надо обратить на это очень серьезное внимание. МВД имеет несколько изданий, Министерство образования имеет 5 изданий, Министерство здравоохранения - 4, Министерство экономики - 2 издания, Госкомтруд тоже начал издавать свой журнал. Госкомимущества, Министерство чрезвычайных ситуаций - то же самое. Я уже не говорю о тех, кто издает газету "Площадь Свободы". У них появились не только печатные издания, но и иные средства массовой информации. Министерство печати имеет 7 изданий (может быть, это оправданно), Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов - 2 издания и т.д. В данном случае мы вправе спросить, есть ли необходимость в этом?

В последние годы созданы Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. Экологический фонд. Министерство лесного хозяйства как было, так и есть со всеми своими структурами. Вы посмотрите прежде всего вокруг крупных городов: улучшилось ли природопользование? Ухудшилось. К сожалению, сейчас, когда все нормативные акты работают в полную силу, расслаблены в какой-то степени ответственность человека и сама дисциплина. Скоро у нас природа вокруг городов может не выдержать. Кому не лень на корню вырубают молодые березы, чтобы торговать на рынках метлами. Представляете, с каким трудом деревья когда-то были посажены, выращены, а их на корню вырубают? Что, в условиях рынка Министерство лесного хозяйства или другие службы не могли бы заняться сами этими делами? Не такое это сложное дело - изготовить рабочий инструмент для дворника.

Посмотрите, что в лесах. Где угодно прокладываются трассы. Имеются заброшенные линии электропередачи, продуктопроводы, которые никто не демонтирует. Никто не занимается рекультивацией этих земель, вообще никто за это не отвечает. Во что мы превращаем среду своего обитания? Скоро же людям некуда будет выезжать, а сами говорим, что хороших мест отдыха должно быть много. Эти вопросы затрагивают каждого из нас, почему же мы должны быть к ним безразличны?

Вы знаете, мною подписан указ об организационном изменении структуры "Татар-Информа". Сейчас информационным обеспечением будет заниматься Министерство информации и печати. Я думаю, что это дополнение к содержанию самого названия министерства. Возможно, нам нужно так же поступить и с пресс-центрами органов государственной власти республики. Если Василий Николаевич Лихачев и Фарид Хайруллович Мухаметшин проявят инициативу в создании единого пресс-центра, с моей стороны не будет возражений. Потому что нельзя устраивать гонку, гонки хороши на ипподромах. Тут была бы и определенная экономия государственных средств, а также более объективное, выдержанное освещение деятельности государственных органов республики всех уровней.

Более интенсивно в республике стал развиваться процесс этнокультурного возрождения. Растет самосознание наших народов. Как следствие этого процесса, возросло влияние Ассоциации национально-культурных обществ, которой руководит Сагид Джаксыбаев. Ряды этого объединения сейчас пополняют и другие вновь образованные культурные общества. Особенно хорошо поставлена эта работа в городе Набережные Челны. Заметно оживилась культурная жизнь в районах компактного проживания коренных народов республики. Например, в Балтасях состоялся третий съезд удмуртов района. В Кукморе прошла научно-практическая конференция по проблемам сохранения родного языка и развития национального образования марийского населения республики. Стали традиционными фестивали фольклорных коллективов финно-угорских народов. Неотъемлемой частью культурной жизни всего многонационального народа Татарстана являются русские народные празднества. Все это, безусловно, значительно обогащает содержание праздников Дня республики и проходящих повсеместно национальных праздников Сабантуй, которые стали уже интернациональными для всего многонационального народа нашей республики. Хорошим стимулом повышения эффективности работы этнических общин республики стала финансовая помощь, впервые выделенная республиканским бюджетом в 1997 году на нужды этнокультурной деятельности народов республики.

1997 год запомнится многим как год Второго Всемирного конгресса татар. Сама подготовка к нему обратила внимание местных властей, прежде всего в России, на проблемы татар. Он стал важным консолидирующим событием для татарской диаспоры. Сегодня важнейшей задачей является перевод решений Конгресса на язык конкретных дел.

Новым явлением последнего времени стало образование национально-культурных автономий в Российской Федерации. Это очень важно, потому что они сейчас приобретают особый вес в политической жизни всей России. В связи с этим, безусловно, повышается координирующая роль как государственных органов, так и исполкома Всемирного конгресса татар и Ассоциации национально-культурных обществ. Я думаю, что после Второго конгресса татар деятельность исполкома во главе с Индусом Ризаковичем Тагировым в этом плане намного активизируется.

Особенно зримы перемены в сфере религиозной жизни, развития отношений между конфессиями и государством. Думаю, что даже самые непримиримые критики вынуждены будут признать, что в Татарстане соблюдаются принципы отделения государства от мечети и церкви, существует реальная свобода для религиозных организаций.

В то же время, будучи отделенными от государства, религиозные организации не отделены от общества. Поэтому государство осознает необходимость конструктивного сотрудничества с конфессиями в решении многих социально значимых проблем, и прежде всего это касается консолидации нашего общества.

Именно этому, мы считаем, способствовал визит в республику Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который продемонстрировал глубокое уважение к государственности Татарстана, выявил высокую степень готовности к сотрудничеству православной и мусульманской конфессий.

Непростые процессы, как известно, протекают в мусульманской общине республики. Тем не менее, ведущей тенденцией стало стремление к консолидации, разрешению организационных и иных споров. Надеюсь, что открывающийся на днях съезд мусульман пройдет в конструктивном русле, и будет способствовать единению нашего духовенства. Как бы ни старались отдельные силы преподнести это в негативном свете, в целом из средств массовой информации видно, что в обществе есть понимание необходимости единения. В данном случае государство и материально, и в организационном плане будет способствовать тому, чтобы съезд прошел на высоком уровне. Религиозные конфессии сейчас переживают примерно те же процессы, какие общество проходило в своей политической жизни несколько лет тому назад. Президент и иные органы государственной власти приложили свои усилия, чтобы выйти на консолидацию. Я надеюсь, что наш голос будет услышан и съезд пройдет успешно, потому что все население нашей республики заинтересовано в этом.

Все это вновь и вновь подчеркивает необходимость проведения нами инициативного, рассчитанного на перспективу внутриполитического курса. Только так Татарстан может подтвердить свой имидж лидера в проведении реформ. Только так мы можем сохранить сегодня и обеспечить на будущее социальную стабильность.

Стабильность политического и экономического положения Татарстана во многом зависит от политического курса Российской Федерации. Татарстан не раз выступал с позитивными инициативами по государственному переустройству России. В связи с ростом роли регионов мы и впредь должны занимать более активную позицию в этом вопросе.

Жизнь подтвердила, что именно Договор и целый ряд соглашений Российской Федерации с Татарстаном и другими регионами привели к стабилизации политической ситуации и послужили переходу к подлинному федерализму как единственно приемлемой форме государственного устройства для такой огромной страны, как Россия.

Вызывает большое недоумение, когда представители некоторых государственных структур, и даже отдельные группы в Госдуме выступают с новыми законодательными инициативами, направленными на ужесточение мер по отношению к республикам. К таковым я отношу и конференцию по федерализму, проведенную под началом, к сожалению, Председателя Совета Федерации Егора Строева. Надо же учитывать, что Россия состоит из народов и регионов, чьи интересы и должны быть отражены в Конституции и федеральных законах. Ярким подтверждением тому является вопрос введения новых российских паспортов. В прессе проблему свели почему-то только к графе "национальность", хотя вопрос тут гораздо глубже и серьезнее. Россия своей же Конституцией признается многонациональной, а в Законе о гражданстве записано право на двойное гражданство - республиканское и общероссийское. Следовательно, паспорт должен отражать политические реалии существования помимо русского, и других государственных языков, а также необходимость закрепления республиканских гражданств. В предложенном виде паспорт для республик неприемлем. И Государственный Совет нашей республики высказал свое отношение к этому на своих заседаниях.

Гражданство Татарстана - атрибут, органически присущий нашей республике. Раз Татарстан признается государством, тем более суверенным, то он не может не иметь своего гражданства. При этом наше гражданство не противостоит российскому, а лишь дополняет его, учитывая те особенности, которые существуют в республике.

Будущее России связано с подлинным федерализмом, демократией, учитывающей интересы всех народов и регионов. Свою долю ответственности за эти процессы в рамках Договора несет наша республика. С любой иной постановкой вопроса Татарстан не может согласиться. Во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации Договор и соглашения остаются первичными. И никто не должен забывать, что Татарстан не подписал в свое время спущенный сверху Федеративный договор. Он имеет особый договор об особых отношениях с органами государственной власти Российской Федерации.

Опыт Республики Татарстан как стабильного региона, проводящего социально ориентированную политику экономического развития, вызывает интерес во многих странах мира.

В последнее время, наряду с развитием отношений со странами СНГ, Европы и Америки, восстанавливаются исторические, торговые и культурные связи с Востоком. В прошедшем году открыты дополнительные полномочные представительства в этих странах. Вчера состоялся обстоятельный разговор на встрече всех наших представителей за рубежом, которую проводили руководитель Департамента внешних связей Т.Ю.Акулов и заместитель Председателя Государственного Совета З.Р.Валеева. Необходимо, чтобы те установки и договоренности, к которым они пришли, претворялись постепенно в жизнь. Главное, наши представительства должны содействовать активизации экономических, научно-технических, культурных связей с теми регионами, с теми республиками, государствами, которые входят в сферу их деятельности. Приоритетные задачи в дальнейшем расширении внешних связей - это приобретение современных технологий и знаний, привлечение долгосрочных инвестиций, создание эффективного механизма поддержки экспортной конкурентоспособной продукции предприятий республики, что является одним из основных условий постепенной интеграции Татарстана в мировую экономику.

Прошедший 1997 год был труден для экономики республики. Тем не менее, как вам известно, валовой региональный продукт увеличился на 1,5 процента, объем промышленного производства вырос на 3,5 процента. Если учесть, что республика обеспечивает третий год подряд рост промышленной продукции, это очень важные показатели. Нам удалось стабилизировать добычу нефти, возросли объемы производства ряда нефтехимических продуктов. Продолжалось строительство жизненно важных объектов для республики. Хотя мы и выражаем неудовлетворенность уменьшением инвестиций, я должен сказать, что в деле их привлечения мы заметно отличаемся от наших соседей. В прошлом году мы инвестировали в экономику республики, прежде всего на цели строительства, 11,2 трлн.неденоминированных рублей. В Нижегородской области эта цифра составляет 6,9 трлн.рублей, в Самарской - 8,1 трлн.рублей. Тем самым мы создаем лучшую базу для дальнейшего стабильного развития нашей промышленности. Нам часто задают вопрос: можно ли строить в такое непростое время те или иные крупные объекты? Да, мы действительно взялись за строительство моста через Каму, что требует триллионы рублей. Когда он будет сооружен, практически третья часть территории Татарстана сможет организовать в условиях рынка свою хозяйственную деятельность на экономически более выгодных условиях. О социальном значении этого объекта непосредственно для населения и говорить не приходится. Как бы сложно ни было, мы будем заниматься строительством этого жизненно важного для нашей республики объекта.

Строительство моста через Каму одновременно решает и другую назревшую проблему. В свое время, когда строилась дорога Казань - Набережные Челны, "камазовская дорога", как в народе ее называют, она была спроектирована в две ветки. Одна из них должна была работать в одном направлении, другая - в противоположном. Сейчас эта дорога перегружена. В связи со строительством моста через Каму будут проложены новые и улучшены используемые участки дорог, ведущих в нефтяные районы и в сторону Нурлатской зоны нашей республики с выходом на окружную дорогу в Московском и восточном направлениях. Строительство моста и в экономическом, и в социальном плане всячески оправдано. Тогда на ближайшие несколько десятилетий отпадает необходимость в строительстве второй ветки дороги Набережные Челны - Казань.

Мы взялись и за реконструкцию Казанского аэропорта. По состоянию авиационной техники он отстал за эти годы. По заключению специалистов, если мы не будем форсировать реконструкцию, через год-два аэропорт может закрыться из-за аварийного состояния взлетно-посадочных полос. Поэтому с целью быстрого завершения и данный проект должен форсироваться под нашим контролем.

В средствах массовой информации много вопросов задают по строительству метро в Казани. Мы как-то уже об этом говорили. Города с миллионным населением в свое время успели построить метро или много сделали для начала его строительства. В то время мы не смогли начать это дело. Но как бы то ни было, мы приступили к строительству метро. Может быть, нам не удастся вести его теми темпами, какими хотелось бы, но работа должна быть продолжена. Хочу сказать, что это не должно исключать или снимать с повестки дня проблему строительства четвертой дамбы через Казанку. Сейчас транспорта стало намного больше, даже зимой на дорогах образуются большие заторы. А что будет летом? Поэтому строительство четвертой дамбы остается важной проблемой. Но все это должно вестись параллельно со строительством метро, а может быть, даже с некоторым опережением.

В 1997 году мы построили более 1 млн. 400 тыс. квадратных метров жилья. По нынешним меркам это совсем немало. Мы не раз уже говорили о проблемах ветхого жилья. Да, оно обходится дорого и затрагивает интересы наших налогоплательщиков. Могли ли мы отложить этот вопрос на более поздний срок? Нет. Можно сколько угодно спорить по этому вопросу, но отложить мы его не могли. Чем дальше мы бы откладывали решение этого вопроса, тем острее он бы становился. Поэтому мы тратим порядка миллиарда по нынешним деньгам на ежегодное выполнение этой программы.

Единственное, что начинает нас беспокоить, да и люди задают эти вопросы: почему в центре столицы, где сносится ветхое жилье, остаются необустроенные места? Тут необходимо принять соответствующие меры, чтобы эти работы велись параллельно. Возможно, в будущем в какой-то степени придется скорректировать в связи с этой проблемой саму программу ликвидации ветхого жилья. Думаю, было бы неплохо, если бы мы сумели привлечь инвестиции, особенно коммерческих структур, под обустройство этих территорий путем создания для себя офисов и других объектов.

В республике интенсивно идет строительство школ. Мы не имеем большого напряжения по сменности занятий, тем не менее продолжаем расходовать немалые средства из бюджета на строительство школ. Это объясняется тем, что в очень плохом состоянии находятся школы в отдельных деревнях, а то и в райцентрах. Коль мы взялись за обустройство не просто столицы, других городов, но и всей республики, мы не можем не тратиться на эти цели. Без хорошей школы не может быть и хорошего образования, а главное - решения проблемы семьи и воспитания детей.

Продолжается строительство дорог. На днях мы рассматривали ход выполнения программы газификации сельских и городских населенных пунктов. Ее плановые показатели выполняются, но я должен сказать, что самая сложная работа остается на последние два года программы, включая 2001 год. Одна из задач здесь заключается в том, чтобы все дома действительно газифицировать. Для этой цели нам надо мобилизовать и средства населения.

Недавно я встречался с руководителем ПЭО "Татэнерго" Р.М.Хазиахметовым и обсудил с ним один важный вопрос. Там, где экономически невыгодно строить газопровод, скажем, в населенных пунктах, имеющих всего 15-20 домов, их надо переводить на электроотопление. Сейчас Правительству дано поручение проработать вопросы приемлемых тарифов на электроэнергию для малонаселенных пунктов, а разницу возьмем на республиканский бюджет. В конце концов, мы должны отказаться от завоза угля. Тонна угля по стоимости сейчас даже чуть выше, чем тонна пшеницы, особенно если он завозится в республику с Дальнего Востока. За счет вот этой экономии мы можем себе позволить решение данной проблемы.

Вам известно, что мы подписали очень крупный даже в масштабе России контракт о строительстве производств аммиака и карбамида на Новоменделеевском заводе минеральных удобрений. Его объем составляет 440 миллионов долларов. Подготовительные работы начались, несмотря на обвал мировых финансов. Почему мы решились на это? Потому что это дает возможность в дальнейшем иметь эффективное производство в республике. Без аммиачного производства не будет работать нынешний завод, имеющий мощности на производство 450 тысяч тонн аммиачной селитры. Фактически они сейчас не работают из-за отсутствия производства аммиака на месте. Поэтому мы считаем, что этот проект жизненно необходим для нашей республики.

Вкладываются большие инвестиции в нефтяную отрасль. Вы знаете, что с участием нефтяников (контрольный пакет у них) сейчас начато строительство нефтеперерабатывающего завода с использованием установок на Нижнекамском нефтехимкомбинате. Идут проработки проекта на строительство, кроме этого, еще одного завода по переработке карбонной нефти. Недавно я принимал участие в работе совета директоров АО "Нижнекамскнефтехим". Покрыв убытки предыдущих лет, объединение в 1997 году впервые за последние 2-3 года дало прибыль, правда, пока небольшую - 350 миллиардов рублей в деньгах 1997 года. Сейчас за счет собственных средств там вводят несколько новых производств, и я считаю, что "Нижнекамскнефтехим" в результате интеграции с нашими нефтяниками может стать хорошей доходной базой для республики. Там заложены огромные возможности. Как в свое время говорил Гаяз Зямикович Сахапов, это действительно не просто нефтеперерабатывающий, а нефтехимический комплекс, единственный, который производит продукцию нефтехимии в виде каучука и иных продуктов. Мы должны использовать возможности этого крупного, уникального комплекса, одновременно развивая и нефтепереработку.

В связи с развитием этих мощностей мы должны продумать и стратегию сбыта той продукции, которая появится на данных предприятиях республики. Ведь все товаропроизводители сегодня сталкиваются с проблемой рынка сбыта. Если, создавая такие мощности, не будем думать о реализации дизтоплива, бензина, авиационного керосина и масел, пусть даже хорошего качества, мы окажемся плохими рыночниками. Чтобы иметь рынок сбыта, нам нужны стратегические партнеры. Поэтому объединению "Татнефть", нефтехимикам надо уже сейчас думать о совместных действиях с крупными российскими компаниями. Об этом у нас недавно состоялся обстоятельный обмен мнениями во время неоднократных встреч, и я думаю, что эта работа должна сейчас приобретать реальные черты.

Посмотрите, что происходит на российском нефтяном и нефтехимическом рынках. Там сейчас совместно с банковским капиталом создаются промышленные гиганты, монстры. В этой ситуации мы не имеем права остаться малыми. У нас есть возможности быть такими же крупными, а может быть, даже более крупными. Я считаю, что нам необходимо продолжить работу в части создания вертикальных структур по нефтяному и нефтехимическому комплексу.

Холдинговую компанию, которую несколько лет назад мы с трудом создали, все же до конца не удалось сделать такой, какой хотели, потому что экономических рычагов, финансовой базы было передано этому холдингу недостаточно. Думается, наши нефтяники, химики, нефтехимики должны сейчас быть готовыми к добровольной интеграции, более масштабно подходя и понимая происходящее в целом в российском экономическом пространстве.

О ЕлАЗе. Мы действительно финансируем отчасти и дали налоговые льготы Елабужскому автозаводу. Задача тут одна - перейти от отверточной сборки машин на конвейер с тем расчетом, чтобы больше загружать своих товаропроизводителей на территории нашей республики. Эта задача остается и на сегодня, и на будущее.

Очень большая работа по реструктуризации долгов проводится на КамАЗе. Совместно с российскими банками, министерствами финансов и экономики, надо быстрее находить решение, ибо без реструктуризации долгов КамАЗа трудно говорить о привлечении стратегических партнеров и представить эффективную работу этого гиганта.

Сейчас все крупные автомобильные компании России находят зарубежных партнеров для совместной работы. Если мы не будем решительно действовать в этом направлении, то можем надолго застрять с проблемой КамАЗа. Я считаю, что Р.Ф.Муратову, И.М.Костину, их команде, не исключая и всех нас, необходимо целенаправленно заняться этой непростой проблемой. Это касается и руководства Набережных Челнов. (Обращаясь к мэру Р.З.Алтынбаеву): Оно, Рафгат Закиевич, не может стоять в стороне от камазовских проблем. Мы много говорим, что в Набережных Челнах предпринимательские структуры дают значительную часть доходов в бюджет республики, и это так. Но без КамАЗа не будет и этих предпринимательских структур. Тут надо глубже понять значение всего того, чем располагают Набережные Челны.

Мы поставили задачу обеспечить в 1998 году четырехпроцентный рост объема промышленной продукции. Рост валового регионального продукта должен составить 1,7 процента. Уже сегодня можно сказать, что этот год простым не будет. Возможно, он будет более сложным, чем 1997 год. Сейчас Россия снижает планку роста промышленной продукции, которая была первоначально намечена. Повышение процентов банковских ставок во многом лишает возможности крупных товаропроизводителей быстрее оборачивать свои средства, не говоря уже о долгосрочных инвестициях. В то же время я должен сказать, что в этих непростых условиях ряд предприятий республики работает инициативно и эффективно.

Возьмите моторостроительное объединение (генеральный директор Александр Филиппович Павлов). Если бы не команда этого человека, которая с началом перестройки взялась искать новые решения, основанные на высоких технологиях, что было бы сегодня с этим объединением? А ведь там десятки тысяч работающих? И успешно работают. Вот что значит умение предвидеть. Или взять вертолетное объединение - генеральный директор Александр Петрович Лаврентьев с командой. Они же практически весь мировой рынок захватывают. А каким трудом это достается, мы хорошо знаем. Или вот ПО "Теплоконтроль", устойчиво работающее все эти годы под руководством Владимира Константиновича Кулагина. Здесь можно назвать Челнинский картонно-бумажный комбинат (Сергей Павлович Титов), альметьевское АО "Алнас" (Александр Иванович Прошечкин) и АО "Трубный завод" (Александр Михайлович Токарев), казанское АО "Хитон" (Рафаэль Абдрахманович Каргин) и завод "Электроприбор" (Геннадий Валерьевич Дивавин).

Мы много говорим о пищевой и легкой промышленности, что там плохо, тяжело. А почему у Зураба Ильясовича Хубулавы неплохо получается? Этот человек был рыночником еще в те времена, когда никакого рынка не было. Он сейчас развернулся во всю мощь, производство развивает. За год он увеличил платежи в бюджет более чем на 30 процентов. Вот вам роль команды.

Посмотрите, как пошли дела на АО "Казанькомпрессормаш" при новом директоре. Правда, бывший директор с экрана телевизора все нас учит, как нужно работать, но при нем, при всем уважении, к его личности, люди уже выходили перекрывать трамвайные линии из-за того, что зарплату не получали. А новая команда во главе с И.Г.Хисамеевым намного улучшила обстановку. Трудно себе представить, что было бы с крупнейшим предприятием ПО "Радиоприбор", если бы не новое руководство в лице Р.У.Апакова. Или ПО "Завод им.Горького". Директор Г.И.Алексеев находит заказы фактически на весь год и даже на будущее. Неплохо работает АО "Сантехприбор", где директором А.Х.Мухаметзакиров. Что только не пытались делать с АО "Казанский льнокомбинат"! Как только пришел Б.С.Селиваненко, дела пошли на лад. Сейчас подает надежды и КАПО им.Горбунова. Обстановка там до сих пор непростая, потому что слишком специфично производство. Но трудно себе представить, что бы там было, если бы не Наиль Гумерович Хайруллин. Так что люди, желающие и умеющие работать, почувствовали в себе силу в условиях рынка и постепенно меняют обстановку в лучшую сторону. У нас есть люди, пришедшие из бизнеса, которые за короткий период начинают ставить на ноги крупные заводы и производства. Все решают команды.

К сожалению, в тяжелом положении пока остаются КПО СВТ "Терминал", ПО "Свияга", ПО "Завод им.Серго", ПО "Тасма", АО "КОМЗ" и ряд других предприятий. Поэтому я считаю, Фарид Хайруллович, что вам надо лично заняться теми предприятиями, крупными товаропроизводителями, где долгое время мы не находим эффективных путей оздоровления производства. Дальше так не может продолжаться. Мы должны решать судьбу этих предприятий.

Это касается и ряда научно-исследовательских институтов. У нас их почти 70. Мы сделали анализ: во многих осталась где десятая, где третья или четвертая часть работников. Некоторые из этих институтов надо объединить, где-то сказать, что их уже не будет, чтобы не обнадеживать людей. Одним словом, мы должны вести сейчас большую промышленную политику, что очень важно.

Это касается и легкой промышленности. Хотя она занимает небольшой удельный вес, но по социальной значимости это не просто рабочие места. Потеря своей легкой промышленности - это еще и потеря денег республики, потому что ту продукцию, которую мы производили и потребляли, начали завозить со стороны. Значит, наши деньги уходят в другие регионы. Нам нужно сохранить легкую промышленность. Иначе ее нишу займут другие российские регионы своими конкурентоспособными товарами, хотя они может быть, и не того качества, но имеют свой слой потребителей. Поэтому в дальнейшем очень важно заняться судьбой отрасли, как и всей промышленности в целом.

Если посмотреть итоги 1997 года, в доходах бюджета республики поступление от прибыли составляет 19,5 процента, от подоходного налога - 13,4 процента. Поступление доходов от прибыли уменьшилось, от подоходного налога - увеличилось. В связи с этим надо подумать: может быть, действительно постепенно выходить на уровень минимальной зарплаты, соответствующей минимальному потребительскому бюджету, который сейчас равен 1 миллиону 40 тысячам неденоминированных рублей. При этом выросло бы поступление в бюджет подоходного налога, а отчисления от прибыли можно было бы уменьшить. По-видимому, удалось бы отказаться и от части дотаций за счет бюджета республики.

Есть много интересного, если вплотную заняться анализом. Для этого на крупных заводах нужно создавать команды, привлекать людей. Один-два человека там сейчас судьбу не решают, если нет команды, умеющей анализировать, по-новому подойти к происходящему в экономике и финансах. Очень важно при этом организовать учебу с привлечением самых квалифицированных специалистов.

Непростая обстановка сложилась в целом по России в связи с принятием отдельных нормативных актов в области экономики. Учитывая реальную ситуацию, Ассоциация промышленных предприятий республики предложила продолжить практику использования определенной части средств в первоочередном порядке на выплату заработной платы. Думаю, что Кабинет Министров подготовит соответствующее предложение в виде проекта указа или в иной форме. Мы их примем, но подходы к решению вопроса должны быть селективными по группам предприятий, по отраслям.

Очень много сейчас предложений по сфере связи, где столько желающих инвестировать. Я считаю, что, имея в виду эффективность этой сферы, надо бы учесть предложение Министерства связи республики придерживаться особого порядка приватизации этой отрасли, сохраняя интересы республики в лице министерства. Мы были одними из самых отстающих регионов в СССР, в России по услугам связи. В лучшие годы вводили 20 тысяч номеров телефонов в год, а в прошлом году ввели 80 тысяч. Министр связи Р.Г.Залялов обещает количество вводимых номеров довести в 1998 году до ста тысяч. Меньше ведь стало проблем по установке телефонов. Хотя есть вопросы по стоимости, но уже есть возможность подключиться. Поэтому определенное государственное регулирование в этой сфере пока остается. Эти интересы затрагивают непосредственно государство и его безопасность.

Работа, которая ведется по монополизации алкогольной продукции, дает свои результаты. В стратегическом плане это было правильное решение, его надо усилить. Сейчас прорабатывается предложение осуществлять всю торговлю, начиная с оптовой и розничной, подключая и коммерческие структуры по усмотрению Спиртпрома, через эту организацию. Это не говорит о том, что мы не будем ввозить алкогольную продукцию хорошего качества. Пусть будет выбор, хороший ассортимент, но все должно вестись под контролем уполномоченного государственного органа. Считаю нетерпимым положение, когда в сельской местности не всегда бывает алкогольная продукция. Думаю, что пройдет месяц-полтора, и Татпотребсоюзу совместно с республиканским Спиртпромом надо будет найти решение этих вопросов.

Несколько слов об агропромышленном комплексе. Впервые в истории Татарстана в 1997 году обеспечен валовой сбор зерна в количестве 6,3 млн.тонн при средней урожайности в 37,5 центнера с гектара. Урожайность зерновых повысилась на 9,1 центнера с гектара. На душу населения собрано 1,6 тонны зерна, что в 2,6 раза больше, чем в среднем по России. Создана прочная база для производства животноводческой продукции. Все это гарантирует бесперебойное обеспечение в текущем году населения республики основными продуктами питания. В целом валовая продукция сельского хозяйства в 1997 году возросла по сравнению с 1996 годом на 9 процентов.

Курс, провозглашенный на альметьевском совещании по реформированию АПК, остается в силе. Я должен сказать, что те, кто работает в этом направлении, добиваются успехов, а тот, кто не работает, даже в условиях урожайного 1997 года до сих пор не может найти себя, все еще жалуясь на отсутствие средств. Да, реформа идет непросто. Но те, кто занимается ею по-настоящему, начинают добиваться первых успехов. На днях по телевидению выступал руководитель кооперативного хозяйства "Сулабаш" Высокогорского района И.Г.Башкиров - бухгалтер по образованию. От совхоза отделился, взял полторы тысячи гектаров земли и со своими людьми начал заниматься реформой. Сначала они собрали все паи: и имущественные, и земельные. Создали кооператив, начали работать, заинтересовав людей. Только молока на одну корову реализовали почти 3,5 тысячи килограммов. Выдают хорошую зарплату. Сейчас уже первый этап пройден, и они говорят: "Вот 6-7 человек уже хотят в кооперативе объединиться, выделиться отдельно и начинать приобретать земельные паи у других". Пусть выделяются, пусть начинают работать по-новому.

Есть и другие примеры. Отдельные фермеры, когда еще паев не было, брали по 100, 150 гектаров земли. А сейчас начинают собирать паи, и люди идут к ним со своими паями, потому что они работают лучше. Вот Набиулла Хазеев из Лаишевского района. У него было 444 гектара земли, в этом году за счет пайщиков довел это количество до 600 га. За короткое время сумел построить мельницу, хранилище, торгует хлебом. Таких примеров можно привести очень много. Движение есть. Но многие главы администраций, особенно руководители крестьянских хозяйств, не могут преодолеть самих себя.

Если не будет эффективности сельскохозяйственного производства, нам невозможно будет развивать его. Мы неоднократно говорили об этом. Некоторые сворачивают производство, а потом начинают жаловаться на жизнь. Но откуда будет зарплата, если не будет продукции? Вот данные. В Рыбно-слободском районе в 1997 году средняя зарплата составила 287 тысяч рублей в сельской местности, а в Азнакаевском - 763 тысячи рублей, потому что там есть продукция. Нурлатский район практически столько же платит, потому что тоже есть продукция. В Алькеевском районе платят 282 тысячи рублей на работающего, потому что нет продукции и неоткуда ее взять. А ведь возможности огромные. Многие начинают говорить, что животноводство нерентабельно. Мы проанализировали работу нескольких хозяйств и удивились, сколько затрат списывают на животноводство, на корову, которая не может дать молока. Одним словом, оценивать работу руководителей сельских районов прежде всего будем по тому, как идут реформы на земле.

Сейчас продолжается большая дискуссия о Земельном кодексе. Рассуждая о праве купли и продажи земли, мы не задумываемся над одним очень важным моментом. Если мы принимаем кодекс с правом на куплю-продажу земли, это еще не значит, что мы заставляем продавать землю. Людям нужно же это объяснить. А многие понимают так: раз кодекс будет принят с правом на куплю-продажу земли, их будут заставлять продавать землю. Ничего подобного не будет, наоборот, мы людям отдаем землю, человек становится собственником, хозяином земли. Почему мы его должны лишать права продавать, если он этого захочет? А вдруг обстоятельства жизни так сложатся, что ему захочется продать свой пай, к примеру, в связи с переездом? Он здесь продаст, а там купит, раз имеет на это право. Мы должны в кодексе хорошо предусмотреть все меры и государственного регулирования купли-продажи земли. К примеру, кто имеет право покупать, кто не имеет, на каких условиях все это должно быть организовано. Но лишение или ограничение права собственности на землю не предусмотрено в нашей Конституции.

Большая работа предстоит по дальнейшему развитию рыночных институтов. Следует активно развивать инфраструктуру и инструменты республиканского фондового рынка. Необходимо ускорить создание крупной республиканской фондовой биржи, внебиржевой торговой системы, центров раскрытия информации об эмитентах, доведение до общероссийских и мировых стандартов учетной системы (депозитарии и регистраторы республики).

Процессы экономических преобразований требуют от государства новых подходов к вопросам, связанным с регулированием рынка недвижимости. Здесь свою активную роль призван сыграть недавно созданный Департамент недвижимости (В.Ю.Пелевин).

Все более возрастающую роль в структурных преобразованиях должно играть развитие малого предпринимательства. Однако число субъектов малого бизнеса в республике никак нельзя назвать удовлетворительным. До сих пор нет утвержденной Правительством республики Программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Мало уделяется внимания развитию предпринимательства на местах. Так, если удельный вес поступления налогов и других платежей от субъектов малого предпринимательства в общем объеме мобилизованных финансовых ресурсов в Набережных Челнах составляет 24,5 процента, в Казани - 19 процентов, то в большинстве городов этот показатель гораздо меньше (Лениногорск - 6,5 процента, Альметьевск - 6,3 процента, Азнакаево - 1,2 процента). Необходимо, чтобы главы администраций районов и городов глубже вникали в проблемы предпринимателей, активизировали поддержку малого и среднего бизнеса, ведь это реальный источник увеличения доходов регионов и роста занятости населения . Поддержка предпринимательства возложена Правительством на Минэкономики. Вы, Дамир Мансурович, должны делать все возможное и в лице государственного органа создавать всяческие условия для развития предпринимательства в республике.

Я уже как-то высказывался по вопросу излишнего лицензирования. Что-то было сделано, но опять возникают различные препоны. Вот конкретный пример. На производство своих кондитерских изделий ПО "Заря" уже имеет генеральную лицензию. Оно и правильно. Но помимо этого объединению, оказывается, нужно иметь еще много других лицензий. Оно покупает отдельную лицензию на продажу собственной продукции в собственных магазинах, на использование газа. На производство тепла в своей котельной из этого газа тоже надо купить отдельную лицензию. На производство холода в своем компрессоре, на эксплуатацию технических лифтов, на производство ремонта тепломеханического оборудования тоже требуется лицензия. Все это дополнительно к генеральной лицензии. Вот почему конфеты "Зари" очень "сладкие". Все это входит в стоимость конфет. И после этого мы говорим, что продукция должна быть конкурентоспособной. Я не против того, чтобы был контроль за качеством продукции, но излишне регламентировать работу недопустимо. Вдобавок с каждым, кто причастен к этим разрешительным документам, наверное, сложно и разговаривать, потому что просто так к ним не подойдешь. Фарид Хайруллович, надо еще раз обратить на это внимание.

Важной проблемой является повышение эффективности управления государственным портфелем ценных бумаг. В настоящее время государство получает недопустимо низкий доход от своей доли владения акциями, долями, паями. Госкомимущества Республики Татарстан (И.Б.Фаттахов) нужно смелее передавать государственные пакеты акций в трастовое управление уже проявившим себя, эффективно работающим и энергичным управленцам из числа предпринимателей.

Необходимо усилить работу республиканских органов власти по сбору налогов. Местным органам надо принимать адекватные меры, направленные на полное поступление в бюджет обязательных платежей. Чтобы стимулировать сбор налогов, мы договорились, когда принимали бюджет на 1998 год, объемы финансирования из республиканского бюджета сделать пропорциональными сбору доходов на уровне каждого района и города.

Однако данные января показывают, что кое-где имеются сбои. Министерство финансов свои обязательства за январь по бюджетным организациям выполнило. Если где-то есть задержки по выплате зарплаты бюджетным организациям, это значит, что вы, главы администраций, не обеспечиваете на своей территории сбор налогов в тех объемах, которые предусмотрены бюджетом. И за это вы в ответе.

Несколько слов о социальных вопросах. Мы можем сказать, что в 1997 году уровень жизни населения несколько стабилизировался. Наметились положительные тенденции в развитии сферы социального обслуживания, сохранен потребительский рынок, полностью обеспечивающий потребности населения в продуктах питания и предметах первой необходимости.

В 1997 году значительно лучше финансировались защищенные статьи бюджета.

В соответствии с Законом Республики Татарстан "О минимальном размере оплаты труда" увеличен минимальный размер оплаты труда, в том числе и работников бюджетной сферы, до уровня прожиточного минимума члена типовой семьи.

В результате среднемесячные доходы на душу населения возросли по сравнению с 1996 годом на 20,4 процента и составили 666,4 тысячи рублей (в 1996 г. - 553,6 тыс.рублей). В ноябре 1997 по сравнению с ноябрем 1996 года среднемесячная заработная плата возросла на 22,5 процента и составила 930,3 тыс.рублей (по Российской Федерации - 997,8 тыс.руб.).

Стоимость месячного набора из 25 основных продуктов питания в Татарстане оставалась одной из самых низких в Российской Федерации и составила в ноябре 176,3 тыс.руб. (В среднем по Российской Федерации - 272,8 тыс.руб.). При этом сводный индекс потребительских цен за 1997 год увеличился в республике на 17,5 процента.

Почти в 2 раза увеличены размеры пособий семьям с детьми и другим малообеспеченным категориям населения, предусмотренные Программой адресной социальной защиты населения.

Покупательная способность денежных доходов, определяемая соотношением величины среднедушевых денежных доходов с денежной оценкой прожиточного минимума на душу населения, по предварительным данным, в декабре составила 2,9 по сравнению с 2,2 в 1996 году.

В прошедшем году замедлился рост безработицы, уровень которой составил 2,2 процента от численности экономически активного населения (в Российской Федерации - 2,8 процента).

Государственному комитету по труду и занятости (Б.Ф.Захаров) следует ускорить разработку государственной программы занятости в Республике Татарстан до 2000 года, активизировать работу по переподготовке и повышению квалификации кадров.

В области пенсионного обеспечения предстоит ужесточить требования по сбору страховых взносов в Пенсионный фонд и обеспечить своевременность выплаты пенсий почти миллиону наших граждан.

Правительству республики, Пенсионному фонду (К.В.Алексеев), главам администраций городов и районов необходимо принять все меры для увеличения поступлений платежей в фонд, сокращения задолженности предприятий и организаций перед ним, своевременной выплаты пенсий.

В 1998 году важно не допускать снижения уровня жизни населения. Когда принимали бюджет, мы предусмотрели, что реальные располагаемые доходы населения должны возрасти на 2,8 процента. Нам надо выйти на эти показатели. Нередко в средствах массовой информации встречается мнение, что в Татарстане программа социальной защиты населения по тем или иным принятым решениям выполняется хуже по сравнению с Российской Федерацией. Я должен вам сказать, что в совокупности по Татарстану на социальную защиту, по сравнению с принятыми по России нормативными актами и законами, дополнительно израсходовано в 1997 году 500 миллиардов рублей. Повторяю, дополнительно. Это же надо объяснять людям. Нерешенных проблем много, но почему бы не объяснить людям, что делается вами, депутатским корпусом, министерствами, ведомствами, Правительством, другими органами государственной власти? У нас более защищенное население. Средств на все не хватает, это да. Очень еще много нужно, чтобы удовлетворить хотя бы минимальные потребности людей. В Татарстане в связи с принятием нами минимального размера оплаты труда в 350 тысячи рублей с мая каждому пенсионеру выплачивается в среднем по 48 тысяч рублей в "старых" деньгах. Кому больше, кому меньше - в соответствии с уровнем пенсии, но выплачивается. А ведь в других регионах этого нет. Доплата неработающим инвалидам первой группы составляет 178 тысяч рублей. В зависимости от уровня дохода семьи социальную помощь получают 122 тысячи детей, 30 тысяч студентов. Бесплатным питанием в школьных столовых сегодня охвачено 65 процентов детей. На это тратятся огромные суммы. На содержание детей в детских садах в России родители платят 20 процентов его стоимости, а у нас - всего десять процентов. На эти цели уходит 200 млрд.рублей. Решается проблема организации отдыха детей, большие льготы предусмотрены в Татарстане и по уходу за малолетними детьми, а также по беременности и родам.

Сегодня прозвучал депутатский запрос о выполнении закона о ветеранах войны. Этот закон в большей степени выполняется. Но вы знаете, данный закон приняли на федеральном уровне, а его выполнение переложили на регионы. Поэтому его выполнение целиком и полностью зависит от возможностей республики, а это ведь 500 тысяч человек. Вы знаете, что 2 февраля я подписал указы о выдаче удостоверений ветеранам труда, а их 280 тысяч человек. Эти люди будут также пользоваться определенными льготами, реализация которых в общей сумме потребует около 74 млрд.рублей бюджетных средств в год.

Всего в республике на сегодняшний день в той или иной форме социально защищены законами Российской Федерации и Татарстана около двух с половиной миллиона человек. На эти цели расходуется полтора триллиона рублей в год.

Мы определили приоритетом нашей деятельности социальную политику. Так будет и дальше. Наряду со сказанным - и газификация, и строительство дорог, а также крупных объектов, необходимых для населения, - все это тоже социальная политика.

В последнее время слышны справедливые нарекания граждан по вопросу отоваривания чеков, жетонов. Этой проблемы не было бы, если бы мы не приняли дополнительное решение защитить малоимущие слои населения. Но коль появилась такая проблема, я считаю, что Правительство должно быстро отреагировать и устранить имеющиеся перекосы в этом деле. Нельзя же превращать в объект критики благие намерения. Есть такая восточная поговорка: "Хочешь иметь претензии - делай добро", но в данном случае виновато не население.

Если раньше компенсации по программе социальной защиты получали 350-370 тысяч человек, то сейчас их число достигло 530 тысяч человек. Это произошло потому, что руководителям ряда предприятий выгоднее не платить высокую зарплату, а выдать справку своему работнику о заниженном доходе, тем самым направляя его в органы социальной защиты за жетонами и чеками.

Нередко то же самое происходит в социальных службах администраций глав городов и районов. У нас есть такие примеры. Всему этому надо положить конец. Правительство в данном случае должно проявить характер и навести порядок.

Последовательное решение проблем духовной сферы вместе с созданием социальных условий для ее развития является надежным стабилизирующим фактором в обществе, имеет решающее значение для его реформирования.

Одним из основных институтов социализации личности гражданина и новых поколений в нашем обществе является образование. Имеющаяся система образования позволяет сохранить интеллектуальный и воспитательный потенциал республики, подготовить молодежь к деятельности в новых условиях хозяйствования.

Вместе с тем требуется реализовать новую философию образования, обращенную как к каждой личности, так и к интересам республики. Очевидно, что проблемы образования не могут быть решены только увеличением объемов финансирования. Необходимо менять и методы, и способы обучения с учетом отечественного и мирового опыта.

Во многом схожая ситуация сложилась и в области науки и научной деятельности, переживающей нелегкие времена. Сегодня требуется масштабная государственная поддержка развития базы фундаментальных исследований.

Необходимо полностью использовать имеющийся научный потенциал республики и помнить, что механизмом стимулирования потребности в образовании и науке является рынок. Это позволит, с одной стороны, снизить остроту проблемы инвестирования, с другой - вложение капиталов в образование и науку станет выгодным для инвесторов, обеспечивая их продукции высокую конкурентоспособность. На днях состоится годичное собрание Академии наук республики. Думаю, что эти вопросы там еще раз будут рассмотрены.

В условиях социально-экономических и политических изменений в обществе особенно трудно приходится молодежи. Молодежная политика должна строиться на глубоком знании не только социально-экономических, но и возрастных, психологических особенностей данной группы населения.

Задача органов власти и управления - эффективная реализация и контроль за ходом выполнения молодежной политики.

И.К.Хайруллину, М.М.Таишеву, М.М.Барееву, да и главам администраций, их отделам, необходимо постоянно заниматься проблемами духовной сферы.

На днях на собрании актива правоохранительных органов республики мы проанализируем состояние борьбы с преступностью и связанные с этим проблемы. Хотя в последнее время ежегодно снижается преступность и улучшается взаимодействие правоохранительных органов, количество преступлений остается значительным, а некоторые виды преступлений продолжают расти. Около 30 процентов преступлений падает на Казань, что должно озадачить администрацию столицы. К сожалению, продолжает расти экономическая преступность. На 10 с лишним процентов возросли преступления против личности. Практически не уменьшается число умышленных убийств. В 1996 году их было 589, в 1997-м - 587. На фоне их высокой раскрываемости (89 процентов) 64 убийства остались нераскрытыми. Значит, те, кто совершил эти тяжкие преступления, находятся на свободе и могут повторить их вновь. Это очень серьезная проблема, и она требует другого уровня работы правоохранительных органов. Мы должны взять под контроль эту ситуацию. То же самое можно сказать в части хищений, присвоений, взяточничества, где также наблюдается рост. Нас особо волнует резкий рост наркомании и преступности, связанный с наркобизнесом, который в прошлом году составил 208 процентов (более 2000 преступлений). К сожалению, и наша территория оказалась подверженной этой напасти. Общими усилиями мы должны предпринять неординарные меры, чтобы и здесь взять ситуацию в свои руки. Мы постоянно должны помнить, что наркомания - уходящая вглубь болезнь, затрагивающая прежде всего молодежь, наше будущее.

Я уже говорил о важности кадрового обеспечения экономических реформ, ибо дальнейшее их продвижение связано с необходимостью подготовки и переподготовки кадров на всех уровнях. Исходя из этих требований, надо прямо сказать, что здесь имеются серьезные недостатки. В условиях перехода к рынку не все руководители достаточно компетентны и умеют работать в сложной обстановке. Некоторые из них все еще ждут указаний сверху, не ищут путей выхода из кризисной ситуации. Есть еще и проявляющие безответственность за порученное дело, а органы, призванные осуществлять контроль за их деятельностью, мирятся с этим.

Я считаю, что Х.М.Низамов, руководитель Аппарата Президента, Департамент промышленности (А.З.Каримов), Министерство экономики (Д.М.Бикбов), которые непосредственно отвечают за этот важный участок, сегодня пока работают неудовлетворительно. Еще раз подчеркну, что кадровое обеспечение реформ - это вопрос вопросов. Надо пересмотреть всю систему кадровой работы. Те организационные формы, которые существовали ранее, могут подойти для обучения и подготовки руководителей, но по содержанию они сегодня не соответствуют требованиям проводимых реформ.

Хочу высказаться о стиле и методе работы Кабинета Министров, который, к сожалению, работает сегодня не на опережение ситуации. Основная его деятельность сводится к исполнению часто вынужденных указаний сверху, или он действует под диктовку назревших, но нерешенных в свое время проблем. Этого надо всегда бояться, иначе не останется ни времени, ни сил для того, чтобы решать стратегические вопросы, что очень важно для Кабинета Министров. Слабо используется потенциал министерств и ведомств, которые входят в состав Кабинета Министров. Очень часто в высоких кабинетах на площади Свободы кипят страсти, а в министерствах все удивительно спокойно. Иной раз начинаешь звонить в 18 часов 5 минут какому-нибудь министру или руководителю ведомства, а их уже на работе нет. Или очень хорошо работают, или другое. Если бы хорошо работали, сказывалось бы на результатах. В конечном счете, все это отражается на эффективности работы основного исполнительного органа республики. Кабинету Министров надо исходить из того, что в период радикальных реформ от Правительства требуются особенно твердая воля и решительность, как в выработке стратегических задач, так и в реализации принятых решений. Это очень важно, поскольку дальше их решать некому.

Государственный Совет за 1997 год принял 28 законов, качество которых можете оценить сами. Из 28 принятых законов через вето Президента прошло, то есть повторно рассматривались, 13. Я согласен с постановкой вопроса, чтобы брака в работе было меньше.

Назрела необходимость создания объединенной комиссии по координации законодательной деятельности, в которую вошли бы представители Президента, Государственного Совета, Кабинета Министров, министерств и ведомств, судебных органов, профсоюзов, специалистов в области права, научной общественности. Эта комиссия должна предварительно рассматривать законодательные инициативы, вырабатывать рекомендации по организации работы над законопроектами, организовывать их правовую экспертизу, определять приоритеты в принятии законов.

Я должен сказать, что законы, особенно отдельные республиканские программы, принимаемые Государственным Советом республики, часто не подкрепляются финансами, то есть, принимаются, чтобы понравилось населению. Этому есть название - популизм. В государственных делах популизм на всех уровнях наносит удар, прежде всего по авторитету самой власти. Поэтому всем, кто причастен к государственной деятельности, надо суметь перебороть этот соблазн.

В последнее время мы справедливо и много говорим о необходимости развития местного самоуправления. Но при этом следует отличать местное самоуправление от самоуправства, которое проявляется в необоснованных, придуманных на местах дополнительных налогах, незаконном вмешательстве в дела акционерных и других коммерческих структур, включая банки и так далее. Все должно происходить в рамках закона. Тот, кто занимается самоуправством, не готов к самоуправлению. Самоуправление - это, прежде всего приобщение как можно большего числа людей к процессу управления. И оно должно произойти, и происходит через самоорганизацию населения для решения насущных вопросов. Нередко имеет место упрощенное понимание данного понятия. Самоуправление - значит, обязательно переходим к всенародному избранию глав администраций и все. Если бы оно ограничивалось только этим. Суть, основное содержание самоуправления заключаются в том, чтобы дать людям возможность управлять процессами, происходящими в реальной жизни на местах, в отдельных дворах, кварталах и т.д. Там имеется множество проблем, до которых органы власти дойти не в состоянии. В их решение и должны быть вовлечены люди через самоорганизацию, чему мы обязаны всячески содействовать, не дожидаясь законов, на уровне районов и городов, особенно поселков с высокой плотностью населения.

Ведь что происходит в реальной жизни. При любом происшествии, например, в доме, во дворе, собираются люди, обсуждают, ищут виновных, нередко при этом ругают власть. Может, ее и следует ругать, но здесь уже создаются условия для самоорганизации, вовлечения людей в управление. А мы должны найти соответствующие организационные формы. При таком подходе происходит определенное перераспределение обязанностей, а действия властей находят большее понимание у людей.

Вопросы самоуправления сегодня исключительно актуальны. Поэтому в марте текущего года на республиканском совещании мы специально рассмотрим эти проблемы.

В начале выступления я отметил, что, к сожалению, нет больших оснований ожидать, что 1998 год будет легче 1997 года. Но считаю, что у нас с вами есть резерв. Это наш опыт, который мы накопили за годы проведения как политических, так и экономических реформ. Поэтому усилия органов государственной власти всех уровней, народных депутатов, глав администраций, руководителей предприятий и организаций, новых рыночных структур должны быть направлены на то, чтобы удержать ситуацию и обеспечить выполнение тех рубежей, которые мы определили, обсуждая и принимая прогноз социально-экономического развития республики и нашего бюджета.

Желаю всем удачи на этом непростом и нелегком пути.