Государство > Взаимоотношения с федеральным центром
Взаимоотношения с федеральным центром
Договор стал своего рода «преемником» Договора 1994 года и закрепил существующий статус республики, признав Конституцию Татарстана в качестве основы государственности республики, в Договоре предусмотрено требование знания двух государственных языков для кандидата, претендующего на замещение должности Президента Татарстана, подтверждается уровень международных связей республики, необходимость работы с соотечественниками.
Историческая справка
С начала перестройки Татарстан претендовал на статус союзной республики, стал одним из лидеров национальных движений в России. Вскоре после принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой предусматривалось право народов «на самоопределение в избранных ими национально-государственных и национально-культурных формах», Верховный Совет ТАССР 30 августа 1990 г. принял декларацию «О государственном суверенитете ТАССР». В этом документе, в частности, сказано, что «Верховный Совет ТАССР, отмечая несоответствие статуса автономной республики интересам дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа… провозглашает государственный суверенитет Татарии и преобразует ее в Татарскую Советскую Социалистическую Республику - Республику Татарстан».
В результате августовского путча в 1991 г. и последовавшего затем распада СССР политическая ситуация изменилась, надежды на подписание Союзного Договора не оправдались. В России начались серьезные экономические и социальные преобразования, формировались новые общественные отношения. Но в то же время страна продолжала жить по советской, социалистической Конституции. В этих условиях Республика Татарстан принимала законодательные акты в опережающем режиме.
В сложнейших политических условиях 21 марта 1992 г. в Татарстане был проведен референдум по вопросу о его статусе уже в рамках отношений с Россией, на котором почти 62% голосовавших подали свои голоса за укрепление статуса республики. Татарстан, как известно, не подписал Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., поскольку статус республики не был учтен в этом документе.
Итоги мартовского референдума, наряду с Декларацией о государственном суверенитете легли в основу разработки Конституции Татарстана, принятой 6 ноября 1992 г., где появилось ключевое положение о государственно-административном статусе РТ - как суверенном государстве, ассоциированном с РФ на основе договора. Но до заключения соответствующего договора прошло еще два года переговоров, противостояния и поиска компромиссных решений.
После принятия Конституции Татарстана началась стабилизация политической обстановки. Республика утверждала свой статус, искала пути перехода к рыночной экономике, создавала демократические институты. Конституция республики заложила прочную правовую базу межэтнического и межконфессионального согласия.
Далеко не всеми политическими кругами России новый статус Татарстана воспринимался адекватно, поэтому было необходимо признание его со стороны федерального центра. В 1993 году в ходе Конституционного Совещания делегация республики внесла предложения в проект Конституции РФ, касающиеся закрепления статуса Татарстана. Однако, предложения даже не рассматривались и делегация Татарстана была вынуждена покинуть этот форум. Тем не менее, конституционная комиссия внесла поправки в проект Конституции России, в частности, в статье 11 появился пункт 3, позволяющий строить отношения субъекта с центром на основе конституций и договора, что было принципиально важно для Татарстана. Тем самым открылся легитимный путь для подписания двустороннего Договора.
Новая Конституция России, принимавшаяся всероссийским референдумом в декабре 1993 г., не нашла поддержки у избирателей республики, тогда же в Татарстане не состоялись выборы в Государственную Думу РФ 1-го созыва. Руководство Татарстана также заявило, что не поддерживает Конституцию, в которой не признается суверенитет республики.
Договор снял противоречия между двумя конституциями и тем самым внес ясность в политические отношения республики с центром. Он, безусловно, стал определенным компромиссом, но главное устраивал обе стороны. Договор стал реальным шагом к подлинной федерализации страны.
Договор имел огромные последствия для внутренней политики республики. Благодаря Договору, удалось найти форму согласия и снять политическую напряженность в республике. Центризм, заложенный в этом документе, позволил избежать крайностей, сохранить стабильность и сформировать гражданское общество.
«Договор воплотил в себя вековые чаяния татарского народа, мечту о возрождении своей государственности, языка, культуры, национального достоинства. Вместе с тем, в нем учтены интересы русских и других народов, проживающих в республике» (из Послания Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева Государственному Совету, 11 марта 1999 года).
Впоследствии субъектами Российской Федерации было подписано более 40 двусторонних договоров с федеральным центром.
В связи с выстраиванием вертикали власти в России многие прежние договоренности начали пересматриваться, тенденция к унитаризации России стала ярко выраженной как в законодательной, финансовой, так и в других сферах. Под давлением федерального центра некоторые регионы и республики в России стали отказываться от договорной практики.
«В этих условиях многие татары выражают обеспокоенность существующим статусом Татарстана. Они спрашивают: сумеет ли республика сохранить прежние завоевания или вновь, как в 20-е годы, Татарстан превратится в бесправную автономию?
Я не сомневаюсь, что тенденция к унитаризму - это временное явление. Этот период надо пережить. У России нет будущего вне федерализма. ... В том, что Татарстан был, есть и будет республикой, ни у кого не должно быть сомнений. Я уверен в этом, моя позиция тверда и обоснованна». (Приветствие Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева участникам III Всемирного конгресса татар 29 августа 2002 года).
В апреле 2002 года была принята новая редакция Конституции Татарстана. Приводя Конституцию и законы Татарстана в соответствие с федеральными, Государственный совет республики ориентировался на двусторонний Договор 1994 года.
Руководство Татарстана отмечало и раньше, что Конституция республики будет корректироваться, поскольку для этого есть объективные причины. Отдельные положения Конституции Татарстана 1992 года явно устарели, требовали внесения поправок, некоторые полномочия республики, записанные в Конституции, были делегированы федеральному центру на основе Договора.
В то же время есть базовые статьи, определяющие статус республики, которые должны сохраниться с учетом политических реалий. В новой редакции Конституции Республика Татарстан определяется как полноправный субъект Федерации, объединенный с Россией на основе Конституций РФ и РТ, а также Договора о разграничении и взаимном делегировании полномочий. Это соответствует фактическому положению дел. Вместе с тем в Основном законе республики закреплен суверенный статус Татарстана, что означает всю полноту государственной власти в рамках своей компетенции.
В предыдущей Конституции было записано, что Татарстан - субъект международного права, что вызывало протесты со стороны федерального центра. В Договоре эта статья изложена в пределах, в которых республика участвует в международных делах. Международная деятельность, осуществляемая Татарстаном, исходит, прежде всего, из экономических и культурных интересов. За эти годы республикой были подписаны десятки международных соглашений, установлены рабочие контакты с международными организациями, отработана практика деятельности зарубежных представительств. С МИДом РФ у Татарстана сформировались деловые и уважительные отношения. Федеральный центр признал право Татарстана на международную деятельность, поскольку она не противоречит внешнеполитической стратегии государства и осуществляется в рамках своей компетенции, направлена в первую очередь на защиту экономических интересов республики. Жизнь показала, что Татарстану вполне достаточно тех полномочий в сфере внешней деятельности, которые он имеет по Договору, что и закреплено в новой редакции Конституции.
В последние годы предпринимались действия, направленные на нивелирование национальных особенностей республики, снижение статуса Татарстана. Это проявлялось в требованиях пересмотра некоторых положений новой редакции Конституции Татарстана, дроблении татарского народа на части по религиозным и географическим признакам в процессе переписи населения Российской Федерации в октябре 2002 г. В конце 2002 г. в субъектам РФ было законодательно запрещено самостоятельно использовать в своих государственных языках алфавиты, отличные от кириллицы. Негативные последствия этого решения признаются многими независимыми обозревателями (подробнее см. Латиница: за и против).
На каждом этапе политическое руководство Татарстана старалось прийти к согласию с федеральным центром, но при этом всегда исходило из интересов многонационального народа республики и необходимости сохранять стабильность в республике.
Отмечая вклад Татарстана в дело построения федерализма в России. М.Ш.Шаймиев сказал: «Весьма противоречиво переходит страна на принципы демократии и подлинного федерализма. Понадобится еще не один год, чтобы Россия окончательно избавилась от унитаристского наследия. Наша Конституция внесла свой посильный вклад в процесс разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами, наполнила реальным содержанием права республики, предоставленные Конституцией РФ. … Десятилетний путь по укреплению конституционных основ республики, созданию правового общества и развитию федерализма мы прошли достойно. За это время неизмеримо вырос авторитет республики и ее народа, нам есть чем гордиться, и у нас есть ясные перспективы» (Десять лет Конституции Татарстана Обращение Президента М.Ш.Шаймиева).
Федерализм в России – это территориальный каркас демократии. Отстаивая федеративные принципы, мы одновременно выступаем за сохранение демократии, которая и сегодня нуждается в защите. Татарстан как наиболее последовательный сторонник федерализма несет груз ответственности за сохранение демократических принципов в российском обществе. К сожалению, нам порой приходиться отстаивать эти позиции чуть ли не в одиночку. С этой точки зрения сохранение статуса Татарстана во многом связывается с пониманием необходимости, а также неизбежности федерализма в России.»(из Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету «О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2003 году» ).
В итоге было принято решение приостановить некоторые положения Конституции Татарстана в части положений о подготовке и проведении выборов Президента РТ. В основной закон были внесены изменения и дополнения, вытекающие из действующего федерального законодательства.
28 октября 2005 года на сессии Государственного Совета РТ абсолютным большинством голосов был одобрен внесенный Президентом РТ проект Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.
26 июня 2007 года подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.
Новости по теме
- 25.06.2011 — Дмитрий Медведев посетил в Казани фестиваль «Сотворение мира»
- 25.06.2011 — Медведев предложил Татарстану подключиться к работе по перераспределению функций и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации
- 25.06.2011 — Дмитрий Медведев назвал приоритетной задачей привлечение в спорт талантливой молодежи, подготовку спортивного резерва
- 25.06.2011 — Президент России опробовал тренажер в Центре гребных видов спорта Казани
- 18.06.2011 — Президент России направил телеграмму гостям и участникам "Изге Болгар жыены"
Публикации по теме
- 03.12.2010 — Сергей Миронов: У Татарстана репутация региона-локомотива
- 21.04.2010 — Фарид Мухаметшин: Татарстан приложит все усилия для того, чтобы обеспечить региональную поддержку действий Правительства России по скорейшему выходу из кризиса
- 29.12.2009 — Понятие власти для меня сильно отличается от понимания многих других
- 28.10.2009 — Власти Татарстана решили отстоять бренд «КГУ»
- 20.10.2009 — Казанский собор