Справочники > Архив > Другие материалы > Договор с Россией: взгляд из 2000-го
Договор с Россией: взгляд из 2000-го

Конструктивный и весьма полезный разговор ученых, политиков, государственных и общественных деятелей Татарстана состоялся 9 февраля в Академии наук РТ, где прошел "круглый стол" "Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15 февраля 1994 года: взгляд с высоты 2000 года".

Предваряя работу "круглого стола", президент Академии наук РТ Мансур Хасанов отметил, что день принятия Договора - одна из важнейших дат в истории республики. Именно Договор стал началом нового этапа развития Татарстана, обеспечил межнациональную и экономическую стабильность. Теперь, по прошествии шести лет неизбежность этого шага подтверждена исторически, он имеет не только внутриреспубликанское, но и международное значение.

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, выступивший с основным докладом, заметил, что на рубеже двух веков Татарстан стал первопроходцем в поиске путей построения новой модели Федерации. Он напомнил, что Договор между Россией и Татарстаном стал беспрецедентным событием в новейшей истории России, победой политического реализма, когда конфликтная ситуация разрешилась на основе компромиссов, учитывающих интересы обеих сторон. Договор - единственный в своем роде, со взаимным делегированием полномочий может служить примером разрешения конфликтных ситуаций.

Сегодня договорные отношения уже широко вошли в практику существования Российской Федерации: более половины ее субъектов строят свои отношения с центром на основе договоров. Однако в последнее время в российских СМИ все чаще появляются высказывания о том, что "после выборов Кремль начнет радикальную реформу федерации", цель которой - ликвидировать ассиметричность федерации или "попросту вместо республик, краев, областей и округов ввести губернии во главе с губернаторами, назначаемыми президентом". В этой связи звучат и нападки на Договор с Татарстаном, при этом искажается его суть, ведется речь об одностороннем пересмотре документа. Однако какие-либо изменения могут быть внесены лишь по договоренности обеих сторон. Наша республика, подчеркнул Фарид Мухаметшин, готова к диалогу с федеральной властью. Готова ли к этому последняя - вопрос.

Касаясь упреков в адрес Татарстана, который якобы живет за счет других регионов, глава законодательной власти республики отметил, что Татарстан в полном объеме и своевременно перечисляет в федеральный бюджет налоги и платежи и никогда не давал повода упрекать себя в иждивенчестве. Причем, продолжил Фарид Мухаметшин, республика перечисляет значительно больше, чем ряд других субъектов РФ. Иждивенческие настроения же, напротив, порождаются сложившейся системой дотирования регионов из центра, которая ничуть не способствует выравниванию их уровня развития. Сохранение подобной практики, по его мнению, ставит под сомнение саму жизнеспособность Российской Федерации.

Не нужно сегодня делать трагедию, считает Фарид Мухаметшин, из того, что какие-то конституционные нормы субъектов федерации не стыкуются с Конституцией РФ. Надо разумно подойти к этому вопросу, определить, чьи нормы более жизнеспособны, и начать менять одновременно конституции и РФ и субъектов Федерации, находя компромиссы. Процесс укрепления российской государственности сможет успешно развиваться при условии выработки единого подхода федеральных и региональных властей к проблемам государственной целостности России на принципах реального федерализма.

Российское федеративное государство, по мнению Председателя Госсовета РТ, будет цементироваться в единое целое не силой, а выгодой - как социально-экономической, так и политической. Важный фактор здесь - новый стиль взаимодействия властей разного уровня, постоянный диалог центра и регионов.

Еще одним фактором, способствующим укреплению государственной целостности многонациональной России, Фарид Мухаметшин считает создание в российском парламенте палаты национальностей, что неоднократно предлагалось руководством Татарстана. Большую озабоченность вызывает именно то, что в федеральном центре национальной проблематикой, межнациональными отношениями в огромной многонациональной России серьезно никто не занимается.

Силовые методы решения проблем федеративных отношений, как показывает опыт, не дают положительных результатов. Поэтому нужны только совместные действия.

На плюсах и минусах Договора остановился заведующий кафедрой политологии КГУ Мидхат Фарукшин. Как бы отвечая тем, кто видит Россию как симметричную федерацию, он заметил, что симметричных федераций в мире нет, а РФ всегда была, есть и будет ассиметричной, поскольку "нельзя уравнять неравных": каждый регион обладает своими особенностями - экологическими, этническими, социо-культурными и другими. И именно договорная практика призвана учитывать эти особенности.

Заслуживает одобрения Договор еще и потому, что он детализирует недостаточно четко прописанные в Конституции РФ полномочия, которые имеет регион как субъект Федерации.

Назвав заключение российско-татарстанского договора теоретически обоснованным, юридически планомерным и практически целесообразным, Мидхат Фарукшин отметил в то же время некоторые разночтения Договора с Конституцией РФ, рядом положений Конституции РТ. С юридической точки зрения, по мнению М.Фарукшина, несостоятельным является положение о том, что органы государственной власти РТ равно как и федеральные органы госвласти вправе приостанавливать законы РФ и РТ, если они нарушают настоящий договор. Но соглашение между органами исполнительной власти, каковым по сути является Договор, никогда не может стоять выше законов.

Сегодня, считает ученый, необходимо предпринять ряд определенных упреждающих действий по отношению к федеральному центру, для чего создать при Президенте РТ рабочую группу по подготовке предложений по изменению договора. Этот вопрос неизбежно встанет, и, если ничего не предпринимать, республика окажется в проигрыше. Нужна программа совершенствования и дальнейшего развития всей политической системы Татарстана. Необходимо провести и сравнительный анализ всех договоров федерального центра с субъектами Российской Федерации, чтобы использовать весь накопленный положительный опыт.

По словам народного депутата Госсовета РТ Марата Галеева, рассматриваемая проблема не только внутрироссийская, она имеет международный характер, так как мир сейчас терзается многими конфликтными ситуациями, большое число которых связано со статусом государств. Проблема, какой быть России, по его мнению, часть глобальных мировых проблем. В связи с этим значимость попытки разрешить конфликтную ситуацию так, как это сделал Татарстан, особо высока.

Существуют четыре модели государства, и Россия должна определиться, по какому пути развития пойдет, чтобы было не править удобно, а удобно жить всем народам, заметил Марат Галеев. Одна из моделей - псевдофедерализм, который существует сейчас, с неопределенностью, с 79-ю дотационными регионами, с централизацией финансовых ресурсов, с последующими трансфертами - источником коррупции и криминализации. По сути дела, это - дорога в никуда. Другая модель - унитаризм, который был всегда, но не привел за долгие годы к процветанию: богатейшая страна мира всегда была бедной. Конфедерация - третий возможный путь - сегодня мало изучена. И последняя модель - подлинная федерация, за которую и выступает Татарстан. При этом важно помнить, что в России с ее многообразием возможен только ассиметричный вариант.

Интересную точку зрения о том, что Татарстан должен выходить прежде всего не на мировой рынок, а на свой, российский, высказал член-корреспондент Академии наук РТ, профессор Рашид Нугаев. По его мнению, именно в регионах - резервы роста экономики Татарстана, свой российский рынок мы знаем плохо, еще хуже осваиваем. Ученый также считает, что на предстоящие переговоры с Россией по Договору, которые непременно состоятся летом-осенью этого года, нужно идти, заранее определив пути развития республики в рамках единого экономического пространства, а также решив, в чем республика может уступить центру, идя на компромисс, "уступив в малом, сохранить главное".

Профессор Казанской государственной архитектурно-строительной академии Владимир Ланцов заметил, что мы пока не реализовали всех потенций Договора, что отрадно, и внес несколько конкретных предложений, как расширить механизм защиты интересов Татарстана в переговорном процессе.

Практически готовый к применению документ - положение о комиссии по реализации Договора, в которую должны войти представители двух сторон, передал Председателю Госсовета РТ заведующий отделом права Института социально-экономических и правовых наук АН РТ Андрей Клемин.

В целом, как отметили в заключительном слове Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и президент Академии наук РТ Мансур Хасанов, разговор получился очень конструктивный. Обеспокоенность сложившейся ситуацией вокруг российско-татарстанского Договора дала толчок работе умов наших ученых, благодаря чему на "круглом столе" прозвучало много конкретных предложений, которые, как сказал Фарид Мухаметшин, обязательно будут изучены и по возможности учтены в дальнейшей работе. Было также решено назвать прошедшую встречу научной конференцией и утвердить с учетом высказанных предложений ее резолюцию.

В работе конференции приняли участие госсоветник при Президенте РТ Фильза Хамидуллин, министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РТ Зиля Валеева, министр культуры Ильдус Тарханов, председатель Исполкома Всемирного конгресса татар Индус Тагиров, генеральный прокурор РТ Сайфихан Нафиев, ученые Татарстана.

Казань, 9 февраля, "Татар-информ", Ирина Дурницына