Справочники > Документы (по июль 2003) см. новый раздел "Документы" > Постановления и Заявления Госсовета > Резолюция по докладу Президента РТ "Десять лет по пути укрепления суверенитета"
РЕЗОЛЮЦИЯ Государственного Совета Республики Татарстан

по докладу Президента Республики Татарстан М.Ш. ШАЙМИЕВА
"ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПО ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА"

30 августа 2000 года исполняется десять лет со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете. Это событие стало ярким символом возрождения национального самосознания народов Республики Татарстан, торжества демократии и исторической справедливости. Реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего многонационального народа республики на самоопределение, Декларация определила, что земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории республики являются исключительной собственностью ее народа. Республика Татарстан гарантирует всем проживающим на ее территории гражданам независимо от их национальности, социального происхождения, вероисповедания, политических убеждений, других различий равные права и свободы человека. В республике гарантируется равноправное функционирование татарского и русского языков в качестве государственных, сохранение и развитие языков других национальностей.

За 10 лет республика прошла сложнейший путь создания прочных основ демократического государства и его институтов. Сформированы дееспособные органы государственной власти, активно идет процесс становления системы местного самоуправления. Плюрализм мнений, свобода слова, печати, деятельности партий и общественных организаций стали нормой жизни. В эти годы главными приоритетами в политике выступали укрепление гражданского согласия, межнациональной и межконфессиональной стабильности. Декларация стала необходимым условием обретения Татарстаном реальной самостоятельности, надежным гарантом его поступательного развития. Она придала мощный импульс формированию в широких социальных слоях новой системы ценностей и мировоззрения.

Важнейшими этапами реализации идей Декларации стали введение института президентства в Татарстане, проведение референдума по государственному статусу республики, принятие Конституции Республики Татарстан, заключение Договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Республика всегда отстаивала принципы федерализма как цивилизованный способ перехода к демократическому устройству общества, выступала за расширение самостоятельности регионов, правовое разграничение их прав и ответственности с федеральным центром. Это единственный бесконфликтный путь обеспечения политической устойчивости федеративного государства.

Укрепление регулирующей роли государства выступило основой реализации концепции "мягкого вхождения в рынок", проведения сильной социальной политики, сохранения экономического, интеллектуального и творческого потенциала республики. Обеспечение адресной социальной защиты, высокий уровень минимальной оплаты труда в Республике Татарстан являются важным инструментом поддержки малообеспеченных слоев населения. Со второй половины 90-х годов начался подъем объемов промышленного производства, конкурентоспособная продукция предприятий республики все увереннее завоевывает внешние рынки. Стабильно работает и развивается агропромышленный комплекс. В экономические процессы в городе и на селе активно включается новый класс собственников. Реализуются государственные программы газификации, энергосбережения, строительства дорог, ликвидации ветхого жилья, телефонизации. Установлены взаимовыгодные партнерские отношения со многими российскими регионами и зарубежными странами, республика активно участвует в международных экономических связях, становится все более открытой для мирового сообщества. Она прочно вошла в число регионов-лидеров Российской Федерации по важнейшим социально-экономическим показателям. Все это стало основой укрепления доверия людей к политике реформ, проводимой Президентом Татарстана, Государственным Советом и Правительством республики.

Декларация явилась определяющим фактором укрепления политической стабильности татарстанского общества. Чувства истинного патриотизма и гордости за свою республику стали неотъемлемой чертой мироощущения его граждан. Татарстану удалось не только сохранить, но и приумножить богатство полинациональной культуры, неповторимой в ее самобытном многоцветии. Реальное двуязычие становится нормой повседневной жизни. Формирование новых принципов взаимодействия государства и религиозных организаций выступает отличительной чертой социальной сферы республики. Существенно расширились связи с татарской диаспорой в Российской Федерации и за ее пределами. Важнейшая перспективная задача - дальнейшее формирование гражданского общества, укрепление государственности Татарстана, его государственного суверенитета, всесторонняя и глубокая научная проработка этих проблем, совершенствование системы органов государственной власти и управления на принципах демократизма, углубление рыночных преобразований. В новом веке Татарстан должен быть не просто экономически самодостаточным регионом, но и надежной опорой демократии, прав и свобод человека.

Позитивные перемены в республике были бы немыслимы без Декларации о государственном суверенитете. Дальнейшее продвижение Татарстана по пути самостоятельности ставится под сомнение Определением Конституционного Суда Российской Федерации (от 27.06.2000), которое, по сути, перечеркивает десятилетний итог демократического реформирования российского федерализма. Отрицать наличие у республик государственного суверенитета, значит выступать против положений российской Конституции, что республики - это государства. Данная правовая норма нашла свое воплощение в новой договорной формуле взаимодействия Республики Татарстан с Российской Федерацией, что в полной мере отвечает принципам международного права.

Государственный суверенитет России провозглашался во имя высших целей социального развития, в том числе - обеспечения каждому народу неотъемлемого права на самоопределение в избранных им национально-государственных формах. Формой реализации этого права и является образование Республики Татарстан как суверенного демократического государства.

Совершенствование федеративных отношений - приоритетное направление государственного строительства, но их оптимизация не может достигаться любыми средствами. Начавшийся процесс реформирования органов государственной власти не должен нарушать политическую стабильность в обществе. Любые изменения конституций республик должны осуществляться при одновременном пересмотре положений федеральной Конституции, а также федерального законодательства на основе согласительных процедур. Накопленный опыт доказывает, что только при сильной власти в центре и на местах реформы получат необходимую поддержку людей.

Подлинную Федерацию общество только начинает строить, поэтому ему необходима взвешенная национальная политика, вокруг которой народы смогут объединиться. Создание новой российской государственности требует выбора таких приоритетов, которые отвечали бы нормам международного права, учитывали экономическую, социальную, национальную, историческую специфику регионов. Конституционно-договорный характер Федерации доказал свою жизненность. Сегодня Россия вновь стоит перед судьбоносным выбором, - состоится или нет российское демократическое, федеративное государство.

Прошедшее десятилетие стало рубежным в жизни Республики Татарстан. Первое испытание наш народ выдержал с честью. Республика смогла сделать ощутимый прорыв по пути созидания и прогресса. На новом этапе исторического развития Татарстану предстоит подтвердить верность намеченным целям. Все мы в ответе за судьбы наших детей и внуков, за будущее Республики Татарстан и ее многонационального народа. Республика не свернет с избранного пути демократии, права и исторической справедливости.

Резолюция принята на четвертой пленарной сессии Государственного Совета Республики Татарстан
29 августа 2000 г.