Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > "Евроислам" в межцивилизационных отношениях
"Евроислам" в межцивилизационных отношениях

Рафаэль Хакимов
Государственный советник по политическим вопросам
при Президенте Республики Татарстан,
Директор Института истории Академии наук Татарстана

"ЕВРОИСЛАМ" - условный термин, относящийся не к теологическим вопросам, а к политической стороне общественных процессов. Религия не только определенный культ, конфессия, но и культура, влияющая на политику.

Окончание "холодной войны" привело к замене идеологического противостояния сверхдержав - межцивилизационным соперничеством различных стран. Многообразие и конкуренция национальных культур - явление не только нормальное, но и содействующее прогрессу. Соперничество может перерасти в столкновение, а последнее - в конфликт. Босния преподнесла страшный урок межцивилизационного столкновения. Три братских народа, близких по языку, происхождению, традициям, убивали друг друга только потому, что принадлежали к различным конфессиям: католичеству, исламу и православию. В ходе войны католики и мусульмане объединились, при этом мусульман поддержало Европейское сообщество. Но такой союз возник скорее перед лицом православия, нежели вследствие внутреннего диалога.

Пример Боснии показывает не только реальность, но и опасность межцивилизационного столкновения, втягивающего в свою орбиту многие страны. Сохранение стабильности в мире требует выработки - механизмов упреждения конфликтов на почве различия культур, налаживания диалога между конфессиями, В литературе много пишется об особенностях цивилизации, но крайне мало обсуждаются пограничные процессы - то, что их объединяет.

Восток и Запад исторически противостоят друг другу как два мира с различной культурой и менталитетом. Коммуникационные связи, тесное общение различных государств и отдельных людей не привели к радикальному сближению общественных норм и ценностей. В любой стране можно обнаружить одинаковые гостиницы, сходный сервис, автомобили тех же марок, японскую технику и итальянскую мебель, но политические институты, этика, менталитет Востока и Запала во многом остаются не только различными, но и противостоящими. И нет надежды. что в ближайшее время будут преодолены эти различия, скорее, наоборот, интеграционные процессы в Европе происходят на протестантско-католической почве. Россия все более подчеркивает свою цивилизационную принадлежность и лидерство в православном мире. Ислам, не имеющий явного лидера, надеется на его появление и количественный рост мусульман в мире.

Многое в мире будет зависеть от Запада, инициирующего основные политические идеи в мире. К сожалению, Европейский союз не включает в свой состав ни одной "православной" или "исламской" страны, хотя в НАТО есть "православная" Греция и "исламская" Турция. Новые кандидаты в члены НАТО (Польша, Венгрия, Чехия) - опять-таки представители католического мира. Вступление России в Совет Европы не меняет обшей ситуации, тем более что в последнее время наблюдается явное охлаждение между РФ и Запалом. Европа остановилась у границ ислама и православия. Паневропейское движение начиналось под знаменем, на котором был изображен в центре крест, а вокруг - звезды. Идея единой Европы воплотилась в жизнь, и на ее знамени остались только звезды, но подспудно католическо-протестантская культура остается основой для выработки стратегии. Чтобы преодолеть отчуждение культур, нужно соединить крест и полумесяц. Без этого трудно надеяться на стабильность в международных отношениях.

На Западе сложились весьма односторонние, зачастую превратные представления об исламе, что затрудняет контакты с исламскими странами и организациями. Экстремизм (называемый фундаментализмом) связывают с исламом, в то время как он носит политический, а не религиозный характер. Ислам, освобожденный от политических пристрастий, весьма терпим, гибок и современен.

Мировое общественное мнение плохо знает о различных формах ислама, а ведь ислам далеко не однороден. В ряде стран национальные традиции, не связанные с исламскими канонами, накладывают сильный отпечаток на мусульманские нормы. Ислам сложен для понимания и поэтому требует высокого образования. В странах, где не обеспечено соответствующее обучение населения, этнические традиции оказываются вплетенными в исламские представления и зачастую не только упрощают, но и деформируют исламские ценности. Например, во многих мусульманских странах женщины носят паранджу, а у татар этого не было никогда, хотя ислам в Поволжье появился более тысячи лет назад и за эти годы вырастил множество теологов мирового значения, знавших все тонкости Корана. Во многих странах мира женщин не допускают в мечеть, у татар это разрешено. Такое различие норм связано с национальными традициями различных народов. Фундаментализм проистекает из этнических и политических традиций отдельных стран и не присущ самому исламу как религии.

Ислам постепенно входит в жизнь Европы, причем не только через внешние контакты, но и внутренние демографические процессы. Франция и Германия, где численность мусульманского населения неуклонно растет, уже задумываются о межконфессиональном диалоге и способах соединения демократических, либеральных традиций с исламскими ценностями. Кроме того, некоторые мусульманские страны попытаются со временем стать частью Евросоюза. Первый претендент на эту роль - Турция, которая может воспользоваться сложной ситуацией по приему полых членов в НАТО и потребовать своего принятия в ЕС. В таком случае исламская страна окажется в составе христианского объединения. Католически-протестантской цивилизации жизненно важно найти общий язык с исламом.

Проблема межконфессионального диалога стоит в еще более острой форме перед Россией. После распада СССР Россия получила в наследство на южных границах целый ряд "исламских" стран: Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, с чем невозможно не считаться.

В ближайшие голы следует ожидать усиления мусульманского фактора внутри России, где сегодня проживают около 20 млн. мусульман. Российские политики и ученые любят оперировать цифрой 82% - долей русских в общей структуре населения страны. Она представляется многим некой магической, спасительной цифрой, способной избавить от национальных и религиозных проблем. На самом деле следует смотреть распределение населения по отдельным регионам, поскольку субъекты Федерации стали политическим фактором и Россия уже давно не является гомогенным образованием. В этом случае картина предстает принципиально иной. По оценкам экспертов, через три десятилетия численность мусульман может достигнуть 30-40 млн., причем в регионах их компактного проживания, где количество мусульманского и православного населения уже в ближайшие голы сравняется. Среди этих мусульман подавляющую часть будут составлять татары.

Современные общественные тенденции таковы, что они стимулируют возрождение ряда прежних традиций, среди которых на первом месте стоит православие у русских и ислам у татар, башкир, кавказских и некоторых других народов. Надеяться на естественное сближение конфессий не приходится, поскольку политические лидеры всячески пытаются использовать православие для своих целей, забывая о других конфессиях России. Средства массовой информации не устают показывать православные храмы, священников и чиновников по время церковных служб явно в ущерб исламу к буддизму. Это не остается незамеченным со стороны других народов. В ответ чеченские лидеры уже объявили республику исламским государством. Следует ожидать и других последствии столь односторонней политики. В этих условиях налаживание исламо-православного диалога предстает особо важной проблемой.

В татарской среде существует специфическая форма реформированного ислама. Носителями его являются татары России, Центральной Азии, Польши, Литвы и балтийских стран.

В XIX веке татарские теологи Курсави и Марджани выдвинули категорию свободомыслия (иджтихад - интерпретация догматов веры на основе индивидуального творческого начала), в соответствии с которой каждый человек мог самостоятельно трактовать суры Корана. Ислам постепенно становился частным делом, не опосредованным общиной. Начавшаяся реформация ислама (джадидизм) затронула систему образования, общественную мысль, этические нормы, она придала динамизм всем общественным процессам у татар. К началу XX века джадидизм стал господствующим направлением ислама среди поволжских и крымских татар. Галимжан Ибрагимов - классик татарской литературы - назвал джадидизм "новым взглядом на мир, превращением из Востока в Запал".

Татарское общество, возрождая традиции ислама, демонстрирует дальнейшее его реформирование, что связано с потребностью в высоких технологиях, современной системе образования, новых, в том числе западных, идеях.

В Татарстане ислам не вмешивается в государственные дела, строго придерживаясь конституции, поощряет индивидуализм, развитие творческого начала в человеке, приветствует всякую общественную деятельность как богоугодную и является стимулом для перехода к рыночной экономике.

Татарский вариант ислама очень прагматичен, при этом его нельзя назвать поверхностным, ибо он опирается на развитую систему религиозного и светского образования. Он органично соединил мусульманские ценности с идеями либерализма и демократии, а потому его можно назвать "евроисламом".

Татары за многие столетия совместного проживания с другими народами сумели найти формы толерантного сосуществования с католиками в Польше, протестантами в Балтии, православными в России, ортодоксальным исламом в Средней Азии. Весь образ жизни татар был своеобразным диалогом с другими цивилизациями, и этот опыт может быть использован для укрепления контактов Востока и Запала, России и Азии.

"Независимая газета", 26 октября 1998 г.