Одежда и украшения
Интересны и необычны одежда и украшения казанских татар, которые сильно отличаются от других Поволжских народов.
В основе костюма казанских татар лежат древние тюркские формы в виде длинной рубахи туникообразного покроя (
кулмэк) у мужчин и женщин и свободные шаровары c "широким шагом". Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением -
изу. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Предпочтение оказывалось ярким тонам - желтому, зеленому, голубому, сиреневому. В целом костюм был многослойным и тяжелым за счет набора многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки костюма были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы. Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20. Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.
Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы тюбетейка (
тубэтэй) или в виде усеченного конуса (
кэлэпуш) искусно украшенная тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Особо оригинальными были женские головные уборы - вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -
калфак. В изготовление
калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и умения. Иногда на голову одевали покрывало, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом.
Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками, кистями -
чулпами. Чулпы оттягивали косы и, по мнению татарок, способствовали их росту.
В костюм казанских татарок входили узорные сапожки
ичиги. Материалом для них служили цветной сафьян, уже в древности они были настолько хорошо известны, что в Центральной Азии хорошо выделанную кожу до сих пор называют "
булгари". Подобное искусство мозаики по коже было известно лишь казанским татарам, оно уходит корнями в культуру древнетюркских степных кочевников.
Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.
Лицо женщины в соответствии с исламскими традициями было закрыто покрывалом. В
народе говорили, что из-за звона, производимого многочисленными тяжелыми подвесками, кольцами и серьгами, перевязью-
хасите, широкими браслетами, скорее можно услышать татарскую женшину, чем увидеть ее.
Украшения играли и роль оберега - так бирюза, по мнению татар, защищала от дурного глаза, а равное количество браслетов, надетое на обе руки, помогало сохранить любовь супругов в семье.
Изделия татарских мастеров, золотошвейное вышивание женских
калфаков, мужских
тюбетеек и
каляпушей не раз получали золотые медали в Чикаго и Париже, расходились не только в городах России, но и в Азии и Западной Европе.
Сегодня традиционный татарский костюм существует в практике фольклорно-музыкальных ансамблей. Художники-модельеры создают образцы национальных костюмов для выставок и музейных экспозиций.