Публикации > Просмотр публикации
В "Парк" мы не пойдем
Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева по традиции собирает не только известных артистов - участников балетного форума, но и критиков, пишущих о балете. Всегда интересно, что думают о нашем фестивале столичные коллеги. Сегодня слово критику из Санкт-Петербурга Людмиле ЛАВРОВОЙ.
- Людмила, вы третий раз приезжаете на Нуриевский фестиваль. Какая-то динамика в уровне спектаклей прослеживается?
- Думаю, что нет, ведь все ваши постановки - это изначально высший пилотаж. Уровень солистов - да, он растет. Солистов каждый год из разных театров мира все больше, в этом году даже заявлены исполнители из Японии и Кореи. На этом фестивале меня покорили гениальные танцовщики - Юргита Дронина из Национального балета Нидерландов и Матиас Эйманн, этуаль Гранд Опера. Они танцевали в "Жизели". После них трудно будет воспринимать других исполнителей этих партий. Ваш фестиваль - очень представительный, меня в этом году поразил состав театров, из которых прибыли солисты, редкий театр может этим похвастаться.
- Вам удается ездить по России и смотреть другие балетные спектакли?
- По России нет, чаще езжу по Европе и по Америке.
- Ну, с ними нам трудно конкурировать.
- Совсем нет! В Америке во многих театрах, например, высокий уровень танца, но декорации намного скромнее, чем в Казани. А во многих спектаклях, например, в "Лебедином озере" декорации играют колоссальную роль. В американском балете высокий уровень подготовки солистов, но в общей зрелищности они вам проигрывают. Я считаю, что после Мариинского театра вы следующие.
- А что сейчас происходит в балете Мариинского театра?
- У нас там все сложно. В Мариинском театре, например, недавно была премьера так называемого балета "Парк". Ни один человек в ясной памяти и трезвом уме назвать это балетом не сможет. Спектакль поставил Анжелен Прельжокаж. Без музыки - подчеркиваю, без музыки - выходят балерины в огромных кринолинах, ходят по сцене гуськом и говорят "Хи-хи - ха-ха". Музыки, подчеркиваю, нет. Тишина… Следующая сцена: из дальней кулисы по диагонали артист за руку тащит лежащую на спине солистку. Дотащил ее до другой кулисы, переворачивает, и за другую руку тащит назад. Бедной девочке, думаю, все ребра пересчитали. И так действуют несколько солистов. Еще одна сцена: балерина садится на сцене на горшок. И в этой партии выступают наши "звезды" - Диана Вишнева, Виктория Терешкина. Даже вроде бы Ульяна Лопаткина. Наши примы. Получаемся, что мы с вами да и все люди - хореографы. Ведь мы, извините, каждый день садимся на горшок. Зачем тогда выходить на сцену? Я выросла в Ленинграде, я видела настоящий балет, мне все это трудно смотреть. Я смотрела балет сначала в Кировском, потом в Мариинском театре, и у меня в голове есть другие примеры, когда на сцене были настоящие балерины, настоящий танец. Сейчас таких примеров все меньше и меньше. Сейчас в Петербурге проходит фестиваль "Белые ночи" и на нем через день идет "Лебединое озеро". Именно оно, а не "Парк". А билеты на спектакли в Мариинский театр недешевы. И зритель, покупая билет за две тысячи, оказывается не на балете, а в общественном туалете.
- Но, тем не менее ваша Екатерина Кондаурова в этом году получила "Золотую маску".
- Я не осуждаю коллег, но эта награда, по-моему, потеряла свою значимость. Ее дают тому, кому надо дать.
- Но что-то хорошее в балете Мариинского театра, наверное, есть?
- У нас было хорошее "Лебединое озеро", хорошая "Баядерка", прекрасная "Легенда о любви"… Это все прекрасные образцы русского балета. В Казани таких много.
- А в Михайловском театре?
- А там балет, кстати, хороший. Ничего возмутительного в Михайловском театре я не видела. На сцене на горшок там никто не садится, это точно.
- Что вообще происходит в России в балете?
- Ваш фестиваль. И это без всякой лести. Я много вижу балетов в разных театрах, но когда заканчивается Нуриевский, я начинаю считать время до следующего фестиваля. В этом году мне удастся побыть на Нуриевском с первого до последнего дня, и каждый день я предвкушаю большое художественное событие. И я его вижу. Даже когда, и это исключение, меня могут немного разочаровать солисты, высокий уровень постановки остается. Этот уровень виден. Солисты могут испортить впечатление от какого-то конкретного спектакля - сегодня кто-то танцует хуже, кто-то лучше, но невозможно испортить впечатление от самой постановки. В театре очень доброжелательная атмосфера и очень хорошая организация театрального процесса. Я всегда считала, что лучшая организация в Америке, но вы их переплюнули.
- Это заслуга директора театра Рауфаля Мухаметзянова.
- У его команды нет ни одной осечки! Да Бог ему здоровья, и "если бы я была царицей" или министром культуры, я бы дала ему орден "За заслуги перед Отечеством" первой степени, потому что держать такой уровень спектаклей и в балете, и в опере вне Петербурга и Москвы - это подвиг. Что касается шефа балетной труппы Владимира Яковлева, это человек колоссальной преданности своей профессии.
Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева по традиции собирает не только известных артистов - участников балетного форума, но и критиков, пишущих о балете. Всегда интересно, что думают о нашем фестивале столичные коллеги. Сегодня слово критику из Санкт-Петербурга Людмиле ЛАВРОВОЙ.
- Людмила, вы третий раз приезжаете на Нуриевский фестиваль. Какая-то динамика в уровне спектаклей прослеживается?
- Думаю, что нет, ведь все ваши постановки - это изначально высший пилотаж. Уровень солистов - да, он растет. Солистов каждый год из разных театров мира все больше, в этом году даже заявлены исполнители из Японии и Кореи. На этом фестивале меня покорили гениальные танцовщики - Юргита Дронина из Национального балета Нидерландов и Матиас Эйманн, этуаль Гранд Опера. Они танцевали в "Жизели". После них трудно будет воспринимать других исполнителей этих партий. Ваш фестиваль - очень представительный, меня в этом году поразил состав театров, из которых прибыли солисты, редкий театр может этим похвастаться.
- Вам удается ездить по России и смотреть другие балетные спектакли?
- По России нет, чаще езжу по Европе и по Америке.
- Ну, с ними нам трудно конкурировать.
- Совсем нет! В Америке во многих театрах, например, высокий уровень танца, но декорации намного скромнее, чем в Казани. А во многих спектаклях, например, в "Лебедином озере" декорации играют колоссальную роль. В американском балете высокий уровень подготовки солистов, но в общей зрелищности они вам проигрывают. Я считаю, что после Мариинского театра вы следующие.
- А что сейчас происходит в балете Мариинского театра?
- У нас там все сложно. В Мариинском театре, например, недавно была премьера так называемого балета "Парк". Ни один человек в ясной памяти и трезвом уме назвать это балетом не сможет. Спектакль поставил Анжелен Прельжокаж. Без музыки - подчеркиваю, без музыки - выходят балерины в огромных кринолинах, ходят по сцене гуськом и говорят "Хи-хи - ха-ха". Музыки, подчеркиваю, нет. Тишина… Следующая сцена: из дальней кулисы по диагонали артист за руку тащит лежащую на спине солистку. Дотащил ее до другой кулисы, переворачивает, и за другую руку тащит назад. Бедной девочке, думаю, все ребра пересчитали. И так действуют несколько солистов. Еще одна сцена: балерина садится на сцене на горшок. И в этой партии выступают наши "звезды" - Диана Вишнева, Виктория Терешкина. Даже вроде бы Ульяна Лопаткина. Наши примы. Получаемся, что мы с вами да и все люди - хореографы. Ведь мы, извините, каждый день садимся на горшок. Зачем тогда выходить на сцену? Я выросла в Ленинграде, я видела настоящий балет, мне все это трудно смотреть. Я смотрела балет сначала в Кировском, потом в Мариинском театре, и у меня в голове есть другие примеры, когда на сцене были настоящие балерины, настоящий танец. Сейчас таких примеров все меньше и меньше. Сейчас в Петербурге проходит фестиваль "Белые ночи" и на нем через день идет "Лебединое озеро". Именно оно, а не "Парк". А билеты на спектакли в Мариинский театр недешевы. И зритель, покупая билет за две тысячи, оказывается не на балете, а в общественном туалете.
- Но, тем не менее ваша Екатерина Кондаурова в этом году получила "Золотую маску".
- Я не осуждаю коллег, но эта награда, по-моему, потеряла свою значимость. Ее дают тому, кому надо дать.
- Но что-то хорошее в балете Мариинского театра, наверное, есть?
- У нас было хорошее "Лебединое озеро", хорошая "Баядерка", прекрасная "Легенда о любви"… Это все прекрасные образцы русского балета. В Казани таких много.
- А в Михайловском театре?
- А там балет, кстати, хороший. Ничего возмутительного в Михайловском театре я не видела. На сцене на горшок там никто не садится, это точно.
- Что вообще происходит в России в балете?
- Ваш фестиваль. И это без всякой лести. Я много вижу балетов в разных театрах, но когда заканчивается Нуриевский, я начинаю считать время до следующего фестиваля. В этом году мне удастся побыть на Нуриевском с первого до последнего дня, и каждый день я предвкушаю большое художественное событие. И я его вижу. Даже когда, и это исключение, меня могут немного разочаровать солисты, высокий уровень постановки остается. Этот уровень виден. Солисты могут испортить впечатление от какого-то конкретного спектакля - сегодня кто-то танцует хуже, кто-то лучше, но невозможно испортить впечатление от самой постановки. В театре очень доброжелательная атмосфера и очень хорошая организация театрального процесса. Я всегда считала, что лучшая организация в Америке, но вы их переплюнули.
- Это заслуга директора театра Рауфаля Мухаметзянова.
- У его команды нет ни одной осечки! Да Бог ему здоровья, и "если бы я была царицей" или министром культуры, я бы дала ему орден "За заслуги перед Отечеством" первой степени, потому что держать такой уровень спектаклей и в балете, и в опере вне Петербурга и Москвы - это подвиг. Что касается шефа балетной труппы Владимира Яковлева, это человек колоссальной преданности своей профессии.
Газета "Время и Деньги", 26 мая 2011 г.