Хроника событий


В Казанском Кремле прошло заседание Комиссии по разработке и реализации госпрограммы развития системы образования в РТ

Первое заседание Комиссии по разработке и реализации комплексной государственной программы развития системы образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы состоялось 14 июля в Казанском Кремле.

В обсуждении приняли участие Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, замминистра образования и науки России Исаак Калина, Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, первый вице-премьер республики Равиль Муратов, главы татарстанских министерств и ведомств и другие официальные лица.

Напомним предысторию вопроса: в январе этого года Президент РТ Минтимер Шаймиев встречался с представителями талантливой молодежи республики. После этого по поручению главы Татарстана началась разработка комплексной государственной программы развития системы образования РТ. 20 мая по распоряжению Президента РТ создана комиссия по разработке и реализации комплексной государственной программы развития системы образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы, первое заседание которой состоялось 14 июля.

В своем вступительном слове Минтимер Шаймиев подчеркнул, что время для преобразований в образовательной системе настало: "Так продолжаться дальше не может". По его словам, в республике уже успешно реализовано несколько судьбоносных президентских программ, в частности, ликвидации ветхого жилья, соципотеки. Однако реформа образования станет самой сложной, тем более, она затронет все население республики.

Глава Татарстана отметил, что президентская программа развития системы образования будет очень затратной, однако на это необходимо идти. "Система образования должна больше соответствовать требованиям времени и играть ведущую роль в дальнейшем развитии государства", - уверен он.

С презентацией концепции развития системы образования Татарстана на 2010-2015 годы выступил глава Минобрнауки РТ Альберт Гильмутдинов. Чтобы программа изначально стала брендом, министр предложил переименовать ее в стратегию развития образования "Килэчэк" (будущее). Президент республики согласился с этим предложением.

Оперируя данными проведенного анализа развития систем образования мира, Альберт Гильмутдинов сделал вывод, что реформы, базирующиеся просто на увеличении финансирования, потерпели крах - так было в Германии, Франции и других странах. В то же время, программы развития системы образования, основой которых стали принципиально новые подходы к решению проблем, были признаны успешными - здесь можно привести в пример Сингапур, Финляндию, Великобританию, Гонконг, которые делали акцент на подготовке хороших учителей. Из этого следует вывод, что роль хороших учителей все же выше, чем инвестиций.

Говоря о развитии системы образования в Татарстане, Альберт Гильмутдинов сообщил, что за последние пять лет все количественные характеристики - финансирование отрасли, выделяемые средства на оснащение учреждений, подготовка педагогических кадров, количество компьютеров - имеют положительную динамику. Однако качество образования, начиная с 2000 года, не улучшается. По мнению главы Минобрнауки республики, без принятия стратегии развития системы образования Татарстана, ситуация не улучшится - возможно лишь поддерживать ее на заданном уровне.

По словам А.Гильмутдинова, ключевой проблемой в системе образования является учитель: "Проблема - низкое качество образования. Корень - слабый учитель". В связи с этим он предложил принять в рамках программы инициативу "Наш новый учитель", направленную на привлечение в школы нового поколения учителей-лидеров.

Министр также представил ряд образовательных инноваций Татарстана, которые должны быть реализованы в школах республики - введение специального курса "Подростковое лидерство", особое внимание начальной школе, возрождение советской системы научно-технических кружков и многое другое. Кроме того, А.Гильмутдинов считает необходимым создание интерактивного музея науки в республике.

Оценивая представленную концепцию стратегии до 2015 года, замглавы Минобрнауки России Исаак Калина заявил, что развитие системы образования Татарстана - пример для других субъектов страны. "Для нас очень важно, чтобы мы могли использовать эту стратегию как мотивацию для развития систем образования других субъектов России", - заявил он. По словам замминистра, ему показалось непонятным, каково будет участие местного сообщества в реализации программы. Кроме того, как отметил Исаак Калина, необходимо предусмотреть механизм, который бы позволил новым учителям безболезненно влиться в коллективы ныне действующего педагогического корпуса.

В свою очередь министр экономики РТ Марат Сафиуллин предложил включить в стратегию ряд пунктов, которые вызвали нарекания во время исследования системы образования, проведенного Всемирным банком. В частности, иностранные эксперты указали на излишнюю закрытость нашей системы образования и вопросы конкурентоспособности. А министр труда, занятости и социальной защиты республики Айрат Шафигуллин указал на необходимость доработки механизмов реализации целей стратегии. Со своей стороны мэр Казани Ильсур Метшин подчеркнул необходимость принятия такой долгожданной и судьбоносной программы, и заверил, что муниципалитеты поддержат реализацию стратегии, в том числе и рублем.

Подводя итог заседанию, Минтимер Шаймиев предложил доработать представленный министром образования и науки РТ материал с учетом высказанных замечаний и раздать всем членам комиссии. Планируется, что в рамках следующего заседания комиссии будет сделана предварительная презентация стратегии.

По мнению Президента РТ, принятие стратегии развития образования РТ до 2015 года - резонансная вещь, затрагивающая все слои населения республики. Поэтому, уверен глава Татарстана, эта программа должна быть содержательной, четко продуманной и аргументированной. По словам Президента Татарстана, в рамках стратегии "Килэчэк" должны быть по годам расписаны конкретные шаги.


14 июля 2009 г.