Хроника событий
Правительство РТ подписало соглашения с Пенсионным Фондом РФ и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии
24 августа Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации Сергей Собянин посещает с рабочей поездкой Татарстан. В ходе рабочей поездки Сергей Собянин в сопровождении Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева посетил здание Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, IT-парк и Республиканский центр космических услуг.
Вице-премьера РФ сопровождали также министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев, Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, мэр Казани Ильсур Метшин.
Сергей Собянин и представители других федеральных органов власти прибыли в Казань для проведения выездного совещания «Об опыте Татарстана по созданию элементов Электронного правительства и деятельности федеральных органов исполнительной власти по оказанию услуг гражданам и организациям с использованием информационно-коммуникационных технологий». В преддверии совещания гостям были представлены уже действующие разработки республики в области предоставления электронных услуг.
В Регпалате республики гости осмотрели ряд отделов. Так, в отделе регистрации ипотеки Сергею Собянину была представлена система дистанционной записи на прием. Чтобы избежать ожидания в очередях, посетители могут записаться на прием в определенное время через Интернет, по телефону или при помощи специального электронного терминала – так называемого инфомата. Такие терминалы сейчас располагаются во всех территориальных отделениях УФРС по РТ, и именно при помощи инфоматов чаще всего посетители записываются на прием.
В отделе регистрации прав на недвижимость гостям был представлен «кабинет доверия» - специальная комната, где каждый посетитель может высказать на видеокамеру свои претензии и предложения по работе Регпалаты.
Сергей Собянин, Игорь Щеголев и другие гости смогли ознакомиться с электронной системой взаимодействия с органами кадастрового учета. По приведенным данным, внедрение системы позволило сократить время прохождения различных процедур до 4 раз.
В то же время, развитие электронной системы регистрации недвижимости в Татарстане сдерживается отсутствием соответствующих законов на федеральном уровне. Руководитель Аппарата российского Правительства подтвердил необходимость внедрения подобных электронных систем по всей России. «Построить дом у нас сейчас проще, чем его зарегистрировать», - признал Сергей Собянин.
В свою очередь Минтимер Шаймиев особо выделил помощь электронной системы в разрешении спорных вопросов между собственниками недвижимости и, в первую очередь, земельных участков. «Чем больше собственников, тем больше споров», - подчеркнул глава Татарстана и отметил, что быстрый и удобный доступ к кадастру объектов недвижимости позволяет избежать многих подобных конфликтов.
В заключение посещения УФРС по РТ руководитель Центра информационных технологий Республики Татарстан Николай Никифоров представил Сергею Собянину электронный терминал, позволяющий населению самостоятельно проводить большинство регистрационных процедур, на которые ранее уходило много времени. Для примера Н.Никифоров всего за 10 минут получил выписку из Единого государственного реестра прав – раньше для этого Регпалату приходилось посещать 4 раза, а теперь достаточно и одного.
Затем Сергей Собянин и сопровождающие его лица осмотрели здание технопарка в сфере высоких технологий (ИТ-парк) в Казани на ул. Петербургская. Здание находится в заключительной стадии строительства.
Напомним, что технопарк в сфере высоких технологий создается в рамках государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации.
В Татарстане проект реализуется сразу на двух площадках - ИТ-парк по ул. Петербургская и технополис "Химград" по ул. Восстания (территория предприятия "Тасма"). Строительство зданий на обеих площадках ведется высокими темпами.
Директор управляющей компании ИТ-парка Арсен Хуснутдинов доложил Сергею Собянину о ходе строительства, финансовых средствах и перспективах дальнейшей работы ИТ-парка.
Так, общая площадь здания ИТ-парка составит более 30 тыс. кв. метров, здесь предполагается разместить около 80 компаний-резидентов (10 тыс. рабочих мест). Около 10% площадей займут "якорные" компании-резиденты.
В новом помещении предусмотрено свободное планирование пространства для офисов. Для удобства компаний-резидентов здесь же разместится центр сертификации, call-центр, службы бизнес-инкубатора, инвестиционно-венчурный модуль (для взаимодействия с инвесторами, бизнес-ангелами и пр.), а также учебный центр, конференц-зал, другие компании.
Далее гости перешли на территорию инновационно-производственного технопарка "Идея", где их встречал генеральный директор технопарка Сергей Юшко. Во внутреннем дворе технопарка "Идея" была организована импровизированная выставка автотехники, оборудованной системой ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система). Это, в частности, подвижный пункт управления МЧС РТ (на базе автомобиля "КАМАЗ"), предназначенный для оперативной доставки управляющего состава и оборудования к месту чрезвычайных ситуаций и оборудованный высокоскоростной спутниковой связью VSAT, системой связи WMax (до 16 км), УКВ-радиостанцией.
Кроме того, состоялась презентация проекта передвижной клиентской службы Управления Пенсионного Фонда РФ по РТ. Руководитель Управления ПФ РФ по РТ Марсель Имамов рассказал заместителю председателя Правительства России Сергею Собянину о том, что предполагает реализация этого проекта и какие услуги получит население (особенно малоподвижная группа населения - инвалиды, престарелые граждане и др.). Он напомнил, что все 11 микроавтобусов, принадлежащих передвижной клиентской службе ПФ РФ по РТ, оснащены системой ГЛОНАСС, которая позволяет контролировать их перемещения.
В целом передвижная клиентская служба создана для лучшего обслуживания граждан в малых населенных пунктах, для оказания консультационных услуг и повышения уровня информированности населения.
О работе регионального центра космических услуг (создан в 2009 году) доложил генеральный директор ГУ "Центр информационных технологий" РТ Николай Никифоров.
В этот же день в Кабинете Министров РТ прошло совещание «Об опыте Татарстана по созданию элементов Электронного правительства и деятельности федеральных органов исполнительной власти по оказанию услуг гражданам с использованием информационно-коммуникационных технологий».
В совещании приняли участие Заместитель Председателя Правительства России – Руководитель Аппарата Правительства России Сергей Собянин, Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев, заместитель министра экономического развития РФ Анна Попова, заместитель министра образования и науки РФ Владимир Миклушевский, руководитель Росреестра Сергей Васильев, председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов, начальник департамента безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов, директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский.
До начала совещания его участники ознакомились с экспозицией Центра информационных технологий РТ. Им презентовали, как реализуются наиболее востребованных государственные услуги в электронной форме: оплата штрафа ГИБДД; получение выписки из Единого государственного реестра прав; получение выписки из Государственного кадастра недвижимости; оформление заграничного паспорта; получение выписки из индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде и внесение добровольных страховых пенсионных взносов; получение информации о налоговой задолженности и ее оплата; получение информации о стадии рассмотрения обращения гражданина в Правительство РТ.
«Мы собрались здесь, чтобы обсудить самый важный вопрос работы органов государственной власти в стране, как федеральных, так и региональных и органов местного самоуправления. Это вопрос перевода в электронный вид услуг органов государственной власти», - открывая совещание, заявил Сергей Собянин. По его словам, это выездное совещание проводится в Казани, потому что Татарстан значительно продвинулся в области формирования регионального Электронного правительства.
Сергей Собянин особо отметил, что в пилотном проекте «Электронный регион» будет создана модельная система управления регионом, которая будет тиражироваться в регионах РФ. Одним из базовых регионов этого проекта выбран Татарстан.
По словам вице-премьера, в ближайшее время в Правительстве РФ будет принят график перевода 60 государственных услуг в электронный вид. До конца 2011 года министерства и ведомства переведут первоочередные услуги в электронный вид.
Напомним, что 12 февраля 2009 года, Президент России Дмитрий Медведев в ходе заседания Совета по развитию информационного общества подверг критике текущее положение дел с созданием в Российской Федерации Электронного правительства, сделав особый акцент на отсутствии электронного документооборота и электронных государственных услуг гражданам и бизнесу.
14 февраля 2009 года Заместитель Председателя Правительства РФ – Руководитель Аппарата Правительства РФ Сергей Собянин утвердил план мероприятий по реализации концепции формирования в России Электронного правительства до 2010 года, в котором значительное внимание уделяется вопросам перехода к оказанию государственных услуг в электронном виде.
В Республике Татарстан системная работа по формированию регионального Электронного правительства проводится еще с 2006 года. Именно тогда распоряжением Премьер-министра Республики РТ Рустама Минниханова была создана рабочая группа по координации внедрения комплексного проекта «Электронное правительство Республики Татарстан». Возглавил эту рабочую группу руководитель Аппарата Правительства РТ Шамиль Гафаров.
Эффективная организация работы позволила достичь определенных результатов: создана государственная сеть телекоммуникаций, к которой подключено более 4,5 тыс. бюджетных учреждений, в том числе более 900 муниципальных образований республики; создана система межведомственного электронного документооборота, в которой работают более 8,5 тыс. служащих из более 400 государственных и муниципальных учреждений; уже более 4 лет Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, а также все члены Правительства Республики Татарстан, рассматривают документы преимущественно в электронном виде с помощью специальных «Мобильных офисов», в которых есть возможность давать голосовые и рукописные поручения.
5 февраля 2009 года Президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал указ о полном переходе республиканских структур на электронный документооборот. В настоящее время 100 процентов бюджетных учреждений Республики Татарстан имеют электронную цифровую подпись и сдают всю налоговую и пенсионную отчетность в электронном виде; все министерства, ведомства и муниципальные районы республики имеют интернет-сайты в составе единого портала Правительства Республики Татарстан, который посещают более 200 тыс. пользователей в месяц.
Успешно реализуется республиканская целевая программа «Электронный Татарстан», рассчитанная на 2008-2010 годы, с общим объемом финансирования 975 млн.руб., включающая, кроме электронного правительства, также и направления электронного образования, электронного здравоохранения и другие.
12 февраля 2009 г. Президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым был подписан указ, предусматривающий переход республиканских структур к предоставлению услуг гражданам и организациям в электронном виде.
Для обеспечения доступа к электронным услугам граждан, не имеющих компьютеров и подключения к Интернету, в Татарстане разработан не имеющий аналогов электронный киоск (инфомат). Инфомат позволяет самостоятельно получать информацию о процедурах оказания услуг, заполнять и распечатывать заявления, оплачивать пошлины и иные платежи, сканировать документы, записываться на прием в определенное время и получать видео-консультации от специалистов государственных органов.
До конца 2009 года в Татарстане будет установлено 40 подобных инфоматов. Представленные решения позволяют сократить избыточные посещения гражданами государственных структур, связанные с получением услуг. Для предоставления отдельных видов услуг полностью в электронном виде и обеспечения юридической значимости электронных заявлений граждан в Татарстане будет реализован проект по массовой выдаче жителям республики электронных социальных карт с электронной цифровой подписью гражданина.
По итогам совещания «Об опыте Татарстана по созданию элементов Электронного Правительства» в Кабинете Министров РТ было подписано соглашение между Правительством РТ и Пенсионным фондом РФ о сотрудничестве в рамках информационного взаимодействия.
Документ скрепили подписями Премьер-министр РТ Рустам Минниханов и председатель Правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов.
В соответствии с условиями соглашения Пенсионный фонд и Правительство РТ будут координировать: выработку и реализацию совместных технологических решений по предоставлению государственных услуг лицам, проживающим на территории Республики Татарстан, в том числе с применением социальной карты Республики Татарстан; разработку новых информационных технологий, направленных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг; внедрение страхового номера индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС) в качестве единого идентификатора персональных данных ведомственных региональных систем.
Благодаря этому взаимодействию будет создано единое для всей Российской Федерации информационное пространство персональных данных; произойдет повышение качества услуг граждан, будет обеспечена их доступность, причем без необходимости посещать соответствующие инстанции; неизбежно произойдет рост информированности граждан об их социальных правах и возможностях их реализации; благодаря единому СНИЛС будет возможно существенно повысить эффективность управления в государственной сфере, за счет получения актуальной и детализированной информации.
К сведению: Социальная карта Республики Татарстан – это перспективное направление работы Пенсионного фонда. Уже в ближайшем будущем такая карта предоставит возможность в режиме «одного окна» гражданину получить доступ к услугам обязательного пенсионного страхования, услугам фондов обязательного медицинского и социального страхования, а также к услугам, которые осуществляются органами соцзащиты в субъектах Российской Федерации, в частности по льготам на транспорт и ЖКХ. Поскольку карта изготавливается по банковской технологии, предусматривается и платежное приложение, которое позволяет мобильно делать взносы и оплачивать услуги, при необходимости получать на карту пенсию и пособия.
Также было подписано соглашение между Правительством РТ и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии о сотрудничестве по вопросу оказания государственных услуг в сфере кадастровых отношений и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде в режиме «одного окна».
Документ подписали Премьер-министр РТ Рустам Минниханов и руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Сергей Васильев.
24 августа 2009 г.