Расширенный поиск...
О сайте
Выпуск: 22(3459) | Общество
Главная » Общество » Крылатые герои Татарстана

Крылатые герои Татарстана

Крылатые герои Татарстана
Выпуск: за 09 2011 года
Рубрика: Общество
Автор: Евгений ПАНОВ, член-корреспондент Академии военно-исторических наук
Днем основания гражданской авиации в нашей стране считается 9 февраля 1923 года, когда Советом труда и обороны РСФСР был создан совет по гражданской авиации. А уже в июне 1924 года состоялось открытие аэростанции "Казань" на Горках. В 1932 году Гражданская авиация СССР получила сокращенное название "Аэрофлот". В День Аэрофлота самое время вспомнить об участии авиаторов Татарстана в Великой Отечественной войне и о героях наших дней.

ГВФ в дни грозных испытаний

23 июня 1941 года СНК СССР принял постановление об оперативном подчинении Гражданского воздушного флота Народному комиссару обороны СССР, а в октябре 1941 года основная часть руководящего состава аппарата ГУ ГВФ была эвакуирована в тыл и временно переехала в Казанский Кремль. Начальником ГУ ГВФ был в ту пору полярный летчик, третий Герой Советского Союза генерал-майор авиации В.С.Молоков. В мае 1942 года его сменил генерал-лейтенант авиации Ф.А.Астахов.

На площадях Казанского авиационного института размещался эвакуированный из Москвы НИИ ГВФ. С 1942 года и до конца войны его возглавлял летчик-испытатель первого класса генерал-лейтенант авиации Иван Петров, который был впоследствии первым ректором Московского физико-технического института.

В Казани НИИ ГВФ пришлось буквально собирать по частям. В августе 1941 года оборудование бывших авиамастерских, ставших опытным авиазаводом НИИ ГВФ № 240, было эвакуировано в Казань и разместилось на заводе № 16. При эвакуации многие экспериментальные установки вышли из строя. На новом месте пришлось заняться поиском специалистов, восстановлением и обновлением материально-технической базы.

С первых и до последних дней войны сотрудники НИИ ГВФ успешно работали над совершенствованием авиатехники и ее испытанием. С их помощью удалось увеличить взлетный вес самолета Ли-2 более чем на тонну, а самолета У-2 (По-2) - почти на 200 кг.

С конца 1941 года в здании КАИ размещалось экспериментальное КБ - 3 НИИ ГВФ главного конструктора Михаила Бондарюка. Конструкторское бюро занималось разработкой прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД) - ускорителей для транспортных самолетов. В состав ЭКБ-3 входили С.М.Ильяшенко, Н.М.Степанов, Г.Г.Фарабин, несколько механиков и чертежников.

В Казани коллектив ЭКБ-3 пополнился группой аналогичного профиля из Института химической физики АН СССР, которая возглавлялась Г.А.Варшавским. В августе 1942 года этим конструкторским бюро был создан и испытан на ЛаГГ - 3 первый реактивный ускоритель ВРД-1. В 1944 году ЭКБ-3 разработало новый образец ПВРД, который успешно прошел летные испытания на истребителе Ла-5, обеспечив значительный прирост скорости.

За самоотверженный труд в годы войны в Казани более 60 сотрудников НИИ ГВФ были награждены орденами и медалями.

Казанские "подарки фрицам" - "огневые мешки"

Осенью 1941 года, когда немецкие танки рвались к Москве, молодые тогда инженеры НИИ ГВФ Л.Копылов и Я.Островский изобрели простые по своей конструкции, но очень эффективные "огневые мешки". По заданию Наркомата боеприпасов СССР серийное производство авиационных боеприпасов типа "огневой мешок" было налажено в ноябре 1941 года на базе опытно-лабораторных установок и производственных мастерских Казанского химико-технологического института.

Эти "казанские подарки фрицам", как называли их пилоты, при падении распространяли пламя пожара буквально кругом. Вот как рассказывал об этом В.С.Молоков: "…В первые месяцы войны с помощью химиков и инженеров были изобретены своеобразные "бомбы" - клеенчатые мешки, заполненные горючей смесью. Это было первое оружие, которое получила наша особая авиагруппа. Эскадрильи с наступлением темноты направлялись к заданным целям. Штурман, он же бомбардир, руками выбрасывал такие мешки за борт, когда самолет пролетал над вражескими позициями. Бомбы взрывались метрах в пятидесяти от земли, поливая огненными струями скопления техники и траншеи противника… Наши летчики успешно использовали "огненные мешки" для выкуривания врага с земли Подмосковья". Последние сообщения об успешном применении "огневых мешков" относятся к декабрю 1942 года - в боевых операциях на Северном Кавказе.

Героизм авиаторов на фронте и в тылу

С началом фашистской агрессии лучшие экипажи и техника Аэрофлота были выделены для участия в боевых операциях Красной Армии. Из них были сформированы авиагруппы особого назначения. Уже в начале июля 1941 года Наркомат обороны СССР издал приказ, которым личный состав, зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считался призванным в Военно-Воздушные Силы СССР.

204-й отдельный авиаотряд при СНК ТАССР получил приказ об отправке на фронт части личного состава на своих же самолетах. Воевать уходили не только пилоты, но и многие работники Казанского аэропорта. В составе сформированного авиаподразделения отбыли на фронт пилоты А.Абдрашитов, В.Богданов, С.Григорьев, Н.Девесилов, Н.Кудрявцев, С.Курашев, З.Нохов, Е.Малютина, Т.Мелашвили, И.Полтавский, М.Эверский, штурман Ф.Хусаинов, бортмеханик Д.Графов, слесарь Т.Гайнанов и другие. Большинство из них влилось в состав 10-й особой авиагруппы ГВФ, на базе которой сначала был создан 2-й отдельный полк ГВФ, в последующем преобразованный в 105-й гвардейский отдельный авиационный полк. Командиром полка был назначен опытный летчик Евгений Томасович Клуссон.

Осенью 1941 года нашим землякам приходилось выполнять ответственные боевые задания на территории Московской, Калининской и Смоленской областей. Сотни раз наши летчики пересекали линию фронта под плотным огнем противника. Они везли партизанам боеприпасы, медикаменты, продукты питания. Это сильно беспокоило гитлеровское командование, которое установило плату в 2000 марок своим летчикам за сбитый самолет "У-2". Крупные вознаграждения были обещаны за уничтожение советских летчиков. Так за "голову" пилота нашего летного подразделения Закария Нохова было обещано 50 тысяч марок. Только за один год Нохов совершил 306 боевых вылетов и вывез сотни детей-сирот, которые сковывали маневренность партизанских отрядов. Малышей сажали по четыре-пять, а то и больше, в открытую кабину "У-2" (на снимке).

105-й Гвардейский отдельный Поневежеский ордена Александра Невского авиационный полк ГВФ за годы войны выполнил свыше 61 тысячи самолетовылетов, из них 3514 - в тыл противника. Им перевезено более 45 тысяч человек и свыше трех тысяч тонн груза. Семьсот государственных наград получили авиаторы полка за весь период Великой Отечественной войны. "Партизанский ас" гвардии старший лейтенант Закария Исхакович Нохов вернулся с войны с восемью орденами и медалью "Партизану Отечественной войны" I степени.

К партизанам неоднократно летал также наш пилот Ф.Г.Радугин, служивший в 204-м авиаотряде с 1935 по 1937 год. Командир корабля "Ли-2" из 1-го транспортного авиационного полка 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии старший лейтенант Радугин за время войны совершил 247 боевых вылетов в тыл противника. Доставил партизанам 120 тонн вооружения, боеприпасов и медикаментов, эвакуировал на Большую землю 380 тяжелораненых. Феофану Григорьевичу Радугину 23 февраля 1948 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

При штабе Калининского фронта в авиаэскадрилье связи выполнял ответственные задания командования бывший пилот Казанского авиапредприятия Анвар Шакирович Абдрашитов, родом из Больших Тархан Тетюшского района. Здесь же, в отдельной авиаразведывательной эскадрилье служил штурманом Фарваз Валиуллович Хусаинов. Он со своим командиром Пепелевым неоднократно доставлял командованию ценные разведывательные данные. За годы войны 283 боевых вылета совершил Ф.В. Хусаинов и был награжден пятью боевыми орденами. Его имя занесено в "Книгу героев"/ "Батырлар китабы", изданную на русском и татарском языках в 1946-1947 годах Татгосиздатом.

В Казанском летном подразделении спецприменения с 1937 года по 1940 год служил Владимир Степанович Палагин, совершивший к апрелю 1945 года 158 боевых вылетов на штурмовку и разведку. В 36 воздушных боях он лично сбил 4 вражеских самолета и 5 уничтожил на земле. 15 мая 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

На фронтах Великой Отечественной войны находились тогда и многие из тех, кто пришел в коллектив Казанского авиапредприятия уже после войны. 85 ночных боевых вылетов на тяжелом бомбардировщике в глубокий тыл противника совершил Герой Советского Союза Михаил Васильевич Родных, который с 1954 года работал руководителем полетов в аэропорту Казани. На этом посту сменил его другой заслуженный летчик знаменитого 96-го гвардейского Сталинградского бомбардировочного полка на самолетах Пе-2 Николай Клюкин. Он уничтожил более двух десятков вражеских танков, сотни машин.

Опытный казанский пилот шестой категории Алексей Гордеев расстался с казанским коллективом ГВФ перед войной, а вернулся в Казань бывалым военным летчиком, участником ночного воздушного парада в столице нашей родины Москве 9 мая 1945 года.

Десятки наших авиаторов возвратились после Победы домой с орденами и медалями. Но не всем было суждено испытать радость великой Победы. Не вернулся в родные края один из первых отличников Аэрофлота С.Григорьев. Погибли в боях за Родину В.Богданов, Н.Девесилов, С.Курашев, И.Полтавский, Н.Ревашков и многие другие.

Места ушедших на фронт в основном занимали женщины. В годы войны на казанском авиапредприятии было много летчиц: Ксения Андриенко - Абдрашитова, Нина Корытова, Мария Мерецкая, Вера Моштакова, Евгения Рачко. Их самолеты на земле обслуживали техники и мотористки: Андреева, Блиндер, Жигалова, Кузнецова - Филимонова, Милиневская, Степанова. Справлялись они не хуже мужчин,да еще и шефствовали над детьми, эвакуированными в Казань, так как казанский аэропорт на свои средства содержал два детских дома.

Начальником аэропорта 1-го класса "Казань" и одновременно начальником Казанского авиагарнизона с 1 июля 1943 года был подполковник В.Сапрыкин. Капитан Стешенко и старший лейтенант Иванов руководили техническим составом по обслуживанию самолетов. Партийную организацию возглавлял старший лейтенант Попов. Без срывов в приеме и выпуске самолетов на аэродроме работала служба движения под руководством офицеров Сильченко и Сердюка. Отдел перевозок, который возглавлял А.М.Иванов, за один только 1944 год отправил 260,5 тонны срочных грузов и 556 человек пассажиров.

Успешно обеспечивал перевозку горюче - смазочных материалов и продуктов питания отдел материально - технического обеспечения. Благодаря его руководителям Земскову и Немировскому только одного горючего в 1944 году было перевезено более 17000 тонн. Отлично работала служба радионавигации и связи. Под командованием В.Н.Кащеева в 1944 году было отработано 7700 радиограмм и обслужено устойчивой радиосвязью 2560 самолетов.

Эти замечательные авиационные специалисты обеспечивали пролет с Аляски через Казань на фронт американских самолетов, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу. Временами на Казанском аэродроме скапливалось до 500-600 самолетов. Не раз приезжали в Казань для перегонки новеньких самолетов в войска бывшие пилоты казанского авиаотряда А.Ш.Абдрашитов, А.И.Гордеев, Н.А.Кудрявцев, Ф.Х.Хусаинов.

Настоящие герои "Кандагара"

Нынешнее поколение гражданских авиаторов своими трудовыми свершениями, героическими подвигами достойно продолжает и умножает славные боевые традиции Аэрофлота. В этом году исполняется ровно 15 лет со дня знаменитого побега из афганского плена экипажа самолета Ил-76ТД Казанской авиакомпании "Аэростан" (борт РА 76842).

Эта невероятная история началась 3 августа 1995 года. Наш самолет, перевозивший боеприпасы из Албании для афганских правительственных войск, был захвачен силами движения "Талибан", когда совершил вынужденную посадку под предлогом досмотра груза в районе Кандагара.

378 дней в плену у талибов провели семь членов экипажа, пока им не представился счастливый случай. 16 августа 1996 года "великолепная семерка" смогла совершить побег на своем же самолете через Иран в Объединенные Арабские Эмираты. Полет длился 1 час 50 минут. В ночь с 18 на 19 августа российские летчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа командиру корабля Владимиру Шарапову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героя России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

Год назад, в феврале 2010 года, на киноэкраны страны вышел художественный фильм режиссера Андрея Кавуна "Кандагар" о подвиге экипажа. В главных ролях снялись звезды российского и украинского кино. А настоящие герои скромно живут среди нас. Уроженец села Старое Дрожжаное РТ Герой России капитан запаса Газинур Гарифзянович Хайруллин в 2008-2009 годы был Генеральным директором ОАО "Авиакомпания "Татарстан". В Казанском аэропорту ремонтируют авиатехнику кавалеры ордена Мужества инженеры Сергей Бутузов и Виктор Рязанов.

Комментарии:

Автор Комментарий
Автор Комментарий

Оставить комментарий:

Комментарий*:
   
Для того чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Нравится

Авторизация
Введите логин/пароль!
 
Вы ввели неверную пару логин/пароль!
 
Вы не подтвердили регистрацию. Выслать подтверждение повторно
 
Повторное подтверждение выслано на E-mail
 
Логин:
Пароль:
   Запомнить   
  Регистрация | 
    Электронная подписка
Новости on-line
Бренд КФУ – в десятке лучших в России
от 05.06.2016 12:16
Составлен рейтинг лучших вузов России для айтишников
от 11.05.2016 19:09
ВСМ "Москва - Казань" получит в 2018 году китайский поезд
от 11.05.2016 19:08
Татарстан простимулируют развивать инфраструктуру жилых микрорайонов
от 10.05.2016 11:22
все новости
Архив выпусков
«    Июнь, 2016  →  »
  135
671112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Пн ВтСрЧт ПтСбВс
Peклaмa
Главная | Политика | Экономика | Бизнес | Финансы | Закон и право | Общество | Культура | ТВ и кино | Спорт | Техно | Авто | Форум | Статьи | Полезно
Главная страницаНапишите нам письмоКарта сайтаRSS