Публикации > Просмотр публикации
Повысить эффективность реального сектора экономики

XIX сессия Государственного Совета Республики Татарстан

Доклад заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности РТ Алексея Пахомова

Докладчик отметил, что проект прогноза социально-экономического развития республики на 2004 год разработан с учетом общефедеральных условий и региональных факторов и в связи с изменением федерального законодательства доходная база нашего бюджета существенно уменьшилась. Кроме того, в 2004 году уменьшится по сравнению с текущим годом объем средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года". В сложившихся условиях консолидированный бюджет республики сформирован с высоким уровнем дефицита.
Исходя из этого, действия Правительства будут сосредоточены, с одной стороны, на повышении эффективности реального сектора экономики, развитии малого бизнеса, активизации инновационной политики, с другой стороны - на оптимизации бюджетных расходов.
Далее Алексей Пахомов сказал, что в последние годы экономика республики демонстрирует устойчивые темпы роста. Валовой региональный продукт по сравнению с кризисным 1998 годом вырос на 30% и продолжает увеличиваться, растет уровень жизни населения.
Параметры, заложенные в основу прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2004 год, соответствуют федеральным прогнозам и динамике социально-экономического развития республики.
Индекс потребительских цен в 2004 году планируется на уровне 110,4%.
Экспортная стоимость нефти принята в расчетах в размере 20 долларов за баррель. Курс доллара в среднем за год прогнозируется на уровне 31,3 рубля.
Рост тарифов на газ заложен в среднем на 22%, на электро- и теплоэнергию - на 20%.
Исходя из названных параметров, объем валового регионального продукта составит 282 млрд. рублей и возрастет на 4,1% по сравнению с оценкой 2003 года.
Правительство республики, как и в текущем году, будет проводить активную политику государственной поддержки предприятий, выпускающих товары-лидеры и приносящих основную долю заработанной в промышленности прибыли. К таким товарам относятся нефть, нефтепродукты, вертолеты, автомобили, полиэтилен, пиво и алкогольная продукция, меховые изделия, а также вся продукция, производимая на экспорт.
Объем промышленного производства в 2004 году по прогнозу достигнет 246 млрд. рублей (104,1% к уровню 2003 года). Добыча нефти прогнозируется на уровне 29,5 млн. тонн.
В послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету четко обозначены "точки" роста. Ими в Татарстане являются нефтепереработка, нефтехимия и машиностроение. В этих отраслях будут реализованы проекты, которые могут обеспечить динамичное развитие на ближайшие годы.
Что касается автомобилестроения, то производство грузовых автомобилей составит в 2004 году 25 тыс. штук, легковых 40 тыс. штук. За счет увеличения выпуска ранее освоенных самолетов Ту-214, постановки на производство новых типов самолетов и вертолетов, дальнейшей модернизации производства выпуск продукции по республиканскому авиакомплексу в 2006 году может составить около 16 млрд. рублей.
Министерством экономики и промышленности РТ проведен открытый конкурс по выбору организации для заключения государственного контракта на разработку проекта программы "Совершенствование и активизация инновационной деятельности в Республике Татарстан". Государство будет отслеживать наиболее успешные технологические проекты и оказывать им поддержку.
Доля продукции, произведенной с использованием новых технологий, за последние годы растет. В то же время требует кардинального пересмотра вся система НИОКР, развития фундаментальной и прикладной науки, включая мониторинг оценки эффективности этих работ.
Еще одно направление экономического роста - развитие малого бизнеса. В рамках Государственной комплексной программы РТ по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 годы для поддержки малого бизнеса и развития конкурентной среды в бюджете республики на 2004 год предусмотрено 164,9 млн. рублей.
Будут приняты меры по дальнейшему совершенствованию механизма финансово-кредитной поддержки частного бизнеса и расширению доступа предпринимателей к финансовым ресурсам, созданию механизма максимального размещения госзаказа и заказа крупных предприятий среди товаропроизводителей малого бизнеса, расширению участия предпринимателей в реформе жилищно-коммунального хозяйства и другие.
В связи с передачей всех акцизов на производимые в Татарстане ликероводочные изделия в бюджет республики становится еще более актуальной проблема увеличения объемов реализации алкогольной продукции республиканских производителей. По прогнозу в 2004 году будет произведено 5,2 млн. дкл спирта и 5,9 млн. дкл водки и ликероводочных изделий.
Одним из основных приоритетов социально-экономического развития республики является развитие легкой промышленности. Вызывает обеспокоенность состояние дел с балансом ввоза-вывоза товаров народного потребления. Даже по самым предварительным расчетам видно, что значительные инвестиционные ресурсы могли бы остаться в республике и работать на ее экономику. Предусматриваются меры по развитию лизинга для ускорения технического перевооружения малого и среднего бизнеса в отрасли и предоставление средств на субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым для сезонной закупки сырья и материалов и для реализации инвестиционных проектов.
Общий объем инвестиций в основной капитал в 2004 году увеличится по сравнению с оценкой текущего года на 1 % и составит 60,5 млрд. рублей.
Республиканская адресная инвестиционная программа сформирована в сумме 6,9 млрд. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Объем жилищного строительства планируется сохранить на уровне 2003 года. На новое жилищное строительство, включая Программу ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья Республики Татарстан, а также ипотечное кредитование, предполагается направить бюджетные средства в сумме 3,0 млрд. рублей.
Валовая продукция сельского хозяйства в 2004 году прогнозируется с ростом на 0,5 % к ожидаемому уровню 2003 года.
В 2004 году прогнозируется рост уровня жизни населения. Надо отметить, что впервые за эти годы будет достигнут уровень доходов, превышающий в среднем черту бедности.
Реальные денежные доходы населения в 2004 году по прогнозу возрастут на 9%.
Фонд заработной платы в 2004 году составит ориентировочно 87,0 млрд. рублей и увеличится к оценке текущего года на 16%.
Предусматривается рост средней заработной платы одного работника до 5140 рублей.
Численность зарегистрированных безработных может увеличиться до 35 тыс. человек, что на 2,5 тыс. человек больше, чем ожидается в 2003 году. Увеличение регистрируемой безработицы является характерной тенденцией и для Российской Федерации в целом.
Министерством земельных и имущественных отношений разрабатывается план антикризисных мероприятий по упорядочению и повышению эффективности системы управления государственной недвижимостью. Созданы база данных незадействованных площадей и учреждение, на баланс которого передаются все неэффективно используемые объекты недвижимости. 2004 год должен стать началом практической реализации программы государственного заказа на образовательные услуги, который будет формироваться по результатам кадрового аудита, позволяющего установить реальную и обоснованную потребность предприятий в кадрах.
В настоящее время завершается работа по анализу эффективности использования объектов социальной сферы и эффективности функционирования отраслей социальной сферы в целом. Предложения по оптимизации деятельности государственных учреждений на днях рассматривались на заседании Кабинета Министров, после их доработки по итогам обсуждения они должны быть в последующем приняты.
В завершение остановлюсь еще на одном аспекте. Большое значение имеет развитие экономики в рамках городов и районов. Одной из основных задач на следующий год мы определили разработку системы программирования развития региональных экономик на базе соглашений с администрациями городов и районов, где должны найти отражение все волнующие глав администраций вопросы, однако анализ инфраструктурного развития районов и городов республики показал, что продолжает нарастать разрыв между обеспеченностью регионов-доноров и дотационных районов в пользу последних. В связи с этим напрашивается настоятельная необходимость вернуться при планировании капвложений к принципу подушевого финансирования и постепенного инфраструктурного выравнивания районов республики.

Доклад министра финансов РТ Радика Гайзатуллина

Одной из особенностей формирования бюджета 2004 года явились трудности в сбалансировании доходов с расходами по причине вносимых с 1 января 2004 года изменений в налоговое законодательство. От указанных изменений бюджет республики в 2004 году понесет потери на 3,0 млрд. рублей, в том числе 1,0 млрд. рублей от отмены налога с продаж и целевых сборов на содержание милиции, на благоустройство территорий и на нужды образования, около 1,0 млрд. рублей - от уменьшения с 20 % до 14,4 % норматива зачисления в бюджет республики налога на добычу полезных ископаемых по нефти, более 1,0 млрд. рублей - от установления нового порядка оценки облагаемого имущества юридических лиц и предоставления льгот по мобилизационным мощностям. В компенсацию консолидированный бюджет получит федеральную долю платежей по другим доходным источникам только на 1,8 млрд. рублей. Некомпенсированными остаются потери на 1,2 млрд. рублей.
Кроме того, доходная часть бюджета республики на 2004 год уменьшается в сравнении с 2003 годом на 1 млрд. рублей по причине сокращения объема финансовой помощи республике, выделяемой в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года".
Для установления объективных параметров доходной части бюджета предстоящего года нами была проведена определенная работа со всеми крупными налогоплательщиками. Ключевой задачей было обеспечение поступления платежей в бюджеты республики всех уровней в размерах, утвержденных в законе о бюджете и в решениях местных советов на 2003 год, а также анализ возможностей предприятий по расширению своей налогооблагаемой базы в 2004 году. Встречи с главами администраций районов и городов по рассмотрению прогнозных показателей местных бюджетов и нормативов отчислений по регулирующим налогам были проведены в три этапа.
В ходе этих встреч были в основном устранены имевшиеся разногласия в отношениях между бюджетом республики и местными бюджетами. В процессе доработки проекта бюджета были проанализированы все высказанные администрациями районов и городов и народными депутатами предложения и по мере возможности учтены в проекте бюджета.
Необходимо отметить, что проект закона о бюджете республики и приложения к нему составлены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим увеличилось число приложений к закону, что в свою очередь усилило прозрачность параметров бюджета, так что наряду с показателями бюджета республики мы будем приводить и объемы консолидированного бюджета.
Доходная часть консолидированного бюджета на 2004 год прогнозируется в объеме 51,8 млрд. рублей, в том числе бюджета республики - 40,8 млрд. рублей, из них объем целевых бюджетных фондов, включая Дорожный фонд, составляет 8,8 млрд. рублей (21,6 %), финансовая помощь из федерального бюджета, включая средства Федеральной целевой программы, - 12,4 млрд. рублей (31,4 %).
Основными доходными источниками как консолидированного бюджета, так и бюджета республики являются налоговые доходы, объем поступлений по которым в консолидированном бюджете предусматривается в сумме 29,2 млрд. рублей, в том числе в бюджете республики - в сумме 18,8 млрд. рублей.
При этом налог на доходы физических лиц по объему в консолидированном бюджете занимает первое место, а в бюджете республики - второе.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет республики на 2004 год оценивается в сумме 10 млрд. 930 млн. рублей, или с ростом против плана текущего года на 21 процент.
Налог на доходы физических лиц согласно российскому законодательству полностью зачисляется в бюджеты субъектов Федерации и является регулирующим налогом.
В бюджет республики предусмотрено зачислить 4 млрд. 828 млн. рублей налога, что составляет 44 % от всей суммы поступлений в консолидированный бюджет.
В доходах консолидированного бюджета на 2004 год он по объему занимает 2-е место, а в бюджете республики, как и в текущем году, - первое место. Размер ставки налога на прибыль на 2004 год в целом составляет 24 %, из которых 19 % зачисляется в консолидированный бюджет республики, в том числе 2 % - в доходы местных бюджетов.
Прогнозируемая сумма поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет на 2004 год составит 7,5 млрд. рублей, в т.ч. в бюджет республики - 6,6 млрд. рублей.
Поступление акцизов в бюджет Республики Татарстан на 2004 год прогнозируется в объеме 4 млрд. 390 млн. рублей. Увеличение объемов поступлений акцизов обусловлено передачей республике федеральной доли акцизов (50 %) на алкогольную продукцию и индексацией ставок акцизов на подакцизные товары: по пиву - на 10%, горюче-смазочным материалам - на 12%, алкогольной продукции - на 18%.
Из общей суммы акцизов 1 млрд. 240 млн. рублей, или 28%, являются источником доходов Дорожного фонда.
Налоги на имущество формируются по двум видам налогов: налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц. Налог на имущество организаций учтен по ставке 2,2 % от облагаемой стоимости имущества в сумме 2 млрд. 811 млн. рублей с ростом против плана 2003 года на 11 %. Из общей суммы поступлений 51 % налога зачисляется в бюджет республики, 49 % - в местные бюджеты. Налог на имущество физических лиц, прогнозируемый в сумме 121 млн. рублей, в полном объеме зачисляется в местные бюджеты.
Объем поступлений в консолидированный бюджет республики платежей за пользование природными ресурсами на 2004 год предусматривается в сумме 2 млрд. 287 млн. рублей, в том числе в бюджет республики - 2 млрд. 258 млн. рублей.
Основным платежом за природные ресурсы является налог на добычу полезных ископаемых по нефти, который прогнозируется в сумме 2 млрд. 100 млн. рублей. Остальная сумма платежей за пользование природными ресурсами в объеме 187 млн. рублей в бюджет поступит по водному налогу.
В доходах консолидированного бюджета 2004 года поступления от земельного налога прогнозируются в объеме 2,2 млрд. рублей, из которых половина зачисляется в местные бюджеты, а другая половина передается в качестве доходного источника в Дорожный фонд. Размеры ставок земельного налога против действующих в 2003 году индексируются в 1,1 раза за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья.
Расходы консолидированного бюджета республики на 2004 год предусмотрены в объеме 55,5 млрд. рублей с ростом против плана 2003 года на 9 %, в т.ч. по бюджету республики - в объеме 43,4 млрд. рублей (с ростом на 13%).
Объемы расходов консолидированного бюджета и бюджета республики на 2004 год спрогнозированы исходя из следующих принципиальных положений:
-обеспечение полной и своевременной выплаты повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы;
-определение расходов по содержанию бюджетных учреждений на основе базы 2003 года с применением принятых Правительством повышающих индексов;
-оптимизация расходов отраслей социальной сферы с условием сохранения качества оказываемых населению социальных услуг и расширения объемов платных услуг в бюджетных учреждениях.

Расходы консолидированного бюджета на выплату заработной платы в 2004 году ожидаются в сумме 14 млрд. 920 млн. рублей, что составляет 49% от суммы прогнозируемых собственных доходов.
В прогнозе консолидированного бюджета республики на 2004 год на государственную поддержку жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены средства в объеме 4,8 млрд. рублей. Из общего объема расходов половина будет финансироваться за счет средств бюджета республики. Далее заметим, что предприятиям транспорта на компенсацию выпадающих доходов, связанных с регулированием тарифов для населения на проезд в городском транспорте, в пригородном автомобильном, железнодорожном, речном и воздушном транспорте в пределах Республики Татарстан, предусмотрены 519 млн. рублей, в том числе в бюджете республики -186 млн. рублей.
На развитие сельского хозяйства предусматривается выделить 2 млрд. 326 млн. рублей, в том числе за счет федеральной целевой программы 2 млрд. рублей, бюджета республики - 326 млн. рублей. Средства бюджета республики планируется направить на содержание сельскохозяйственных и ветеринарных бюджетных учреждений. Средства федерального бюджета планируется использовать на восполнение и поддержание плодородия земель, развитие племенного дела и элитного семеноводства и обеспечение эффективного ведения сельскохозяйственного производства в республике.
Расходы бюджета республики на охрану окружающей среды на 2004 год предусматриваются в сумме 253 млн. рублей.
Основные расходы консолидированного бюджета в 2004 году будут направлены на содержание и развитие социально-культурной сферы в объеме 23,9 млрд. рублей, в т.ч. за счет средств бюджета республики - 8,4 млрд. рублей. Удельный вес расходов на социальную сферу в общем объеме расходов бюджета без фондов занимает 70%.
Самая крупная отрасль по объему расходов в социальной сфере - образование, расходы здесь составляют более 50 % от всей суммы расходов в социальной сфере. Объем расходов в консолидированном бюджете предусмотрен в сумме 12,0 млрд. рублей, в том числе в бюджете республики - 759 млн.рублей. Кроме того, расходы бюджета республики на образование в объеме 4,4 млрд. рублей включены в статью расходов "Финансовая помощь регионам".
Расходы на культуру и искусство на 2004 год в консолидированном бюджете предусмотрены в сумме 1,3 млрд. рублей, в том числе в бюджете республики - 524 млн. рублей.
В здравоохранение в консолидированном бюджете предусмотрено направить 9,3 млрд. рублей, в том числе в бюджете республики - 7,1 млрд. рублей.
На содержание учреждений физической культуры и спорта и проведение спортивных мероприятий в 2004 году в консолидированном бюджете предлагается выделить 441 млн. рублей, в том числе в бюджете республики - 209 млн. рублей.
В консолидированном бюджете сумма 1,1 млрд. рублей предназначена для социального обеспечения, в т.ч. по бюджету республики - 485 млн.рублей, которые должны обеспечить содержание соответствующих учреждений, открытие новой сети, проведение мероприятий по закону о социальной защите ветеранов.
По разделу "Социальная политика" расходы консолидированного бюджета прогнозируются в сумме 1,2 млрд. рублей, в т.ч. в бюджете республики - 836 млн. рублей.
Внебюджетные средства должны стать серьезным дополнительным источником финансирования социально-культурной сферы республики. В 2004 году в социальную сферу должно быть привлечено не менее 5 млрд. рублей внебюджетных средств.
Далее министр сказал: прошу принять в первом чтении представленный Президентом бюджет Республики Татарстан на 2004 год по доходам в сумме 40 млрд. 778 млн. 916 тыс. рублей, по расходам в сумме 43 млрд. 404 млн. 878 тыс. рублей с предельным размером дефицита в сумме 2 млрд. 625 млн. 962 тыс. рублей, что составляет 13,5 % к собственным доходам.

Содоклад председателя постоянной Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам Госсовета РТ Илсура Сафиуллина

Мы уже отмечали, что в первом полугодии 2003 года наблюдалась положительная динамика основных макроэкономических показателей. Снизились темпы инфляции, складывалась благоприятная конъюнктура мировых цен на товары традиционного экспорта, так что экономические результаты предыдущих лет позволили заложить в проект бюджета на 2004 год рост расходов по большинству ключевых направлений государственной политики не ниже инфляции.
Доля общих расходов бюджета Республики Татарстан в ВВП увеличилась с 14,2% в 2003 году до 15,4% в 2004 году. Индекс потребительских цен за сентябрь к декабрю т. г. составил 108,9%, сентябрь к августу - 99,8%. Реальные доходы по оценке сентября 2003 года к сентябрю 2002 года выросли на 12% .
Импульс экономическому росту, приданный возросшим внешним спросом, был в текущем году подкреплен, поддержан факторами внутреннего спроса и активизацией инвестиционного процесса в промышленности. В течение последних нескольких месяцев динамично развивались именно отрасли, ориентированные на внутренний спрос. Это дает шансы для развития отечественных предприятий перерабатывающего сектора с опорой на растущие объемы внутреннего рынка. Однако шансы эти могут быть реализованы только при условии серьезной модернизации производственных мощностей и освоения новых видов продукции, соответствующих требованиям населения.
Благодаря рыночным механизмам поддержки агробизнеса, проведенным в последние годы, на село пошли кредитные ресурсы, пошли инвестиции. В сельском хозяйстве улучшилось качество менеджмента и уже заработала нормальная реакция на рыночные сигналы, на рыночное воздействие. В то же время проблемы у сельского хозяйства остаются. Это касается и промышленности.
Однако без реализации комплекса мероприятий мы не только не сможем добиться устойчивого повышения темпов экономического развития, но и будем воспроизводить устаревшую экономическую структуру, у которой нет будущего. Нашей общей задачей, целью большинства проводимых социально-экономических преобразований является укрепление среднего класса, растущей год от года группы самодостаточных граждан - профессионалов, которые умеют своей головой и руками обеспечивать достойную жизнь для себя и своей семьи. Этим людям должна быть предоставлена свобода реального экономического выбора - вести свой бизнес, работать по найму, пользоваться социальными услугами, оказываемыми либо в частном секторе, либо в государственном секторе, инвестировать свои накопления. Только раскрепощение их инициативы может обеспечить решение задач, которые мы перед собой ставим в экономическом развитии республики. Тревожит то, что регионы в результате реформы теряют "гибкие доходы" (т.е. налоги, которые они могут самостоятельно устанавливать, отменять и изменять ставку). Теперь регионы смогут полноценно управлять лишь налогом на имущество и земельным налогом. Доля гибких доходов была невелика, и до отмены НСП они составляли примерно 20% налоговых доходов регионов.
Получается, что доходами полностью управляет центр, а ответственность за расходы остается у регионов. Поток налоговых отчислений в "геометрической прогрессии" растет в федеральном направлении и в такой же прогрессии уменьшается в регионах, которым остается только ходить по инстанциям. Это регрессивный процесс в межбюджетных отношениях. Не говорю уже об отложенных и нефинансирумых мандатах, которые по бюджетным обязательствам превышают на сегодня 2 трлн.рублей.
Вывод напрашивается один: нельзя ежегодно менять налоговое и бюджетное законодательства.
Единственный способ сократить число регионов-реципиентов - выделить для субъектов Федерации и муниципалитетов свои налоги.
Возможности влияния на создание благоприятного инвестиционного климата у республики сужаются. В административном отношении они сводятся к упорядочению взаимоотношений между федеральными органами, а влиять на экономические факторы возможностей все меньше.
Основными источниками консолидированного бюджета республики на 2004 год, как и в 2003 году, остаются налог на прибыль (7,5 млрд.рублей, 25,7% от суммы налоговых доходов), налог на доходы физических лиц (10,9 млрд.рублей, 37,5%), акцизы (3,2 млрд.рублей, 10,8%), налог на имущество (2,9 млрд.рублей, 10%), земельный налог (1,1 млрд.рублей, 3,8%), платежи за пользование природными ресурсами (2,3 млрд.рублей, 7,8%) и неналоговые доходы.
Бюджетная политика в области расходов основана на том, что расходы на социальную поддержку населения Республики Татарстан на душу составляют 307 рублей (для сравнения: Самарская область - 474 руб., Саратовская область -314 руб., Ульяновская область - 251 руб.); расходы на образование на душу населения РТ - 1345 рублей (Самарская область - 887 руб., Саратовская область - 738 руб., Ульяновская область - 659 руб.); расходы на здравоохранение на душу населения РТ - 922 рубля (Самарская область - 490 руб., Саратовская область -506 руб., Ульяновская область -620руб.).
Почему-то из года в год проблема финансирования социальных отраслей рассматривается в отрыве от их реформирования. Давно известно, что государственные деньги в этих отраслях расходуются неэффективно и такая "черная дыра" проглотит все, сколько ни дай.
В ближайшие годы нам нужно провести реструктуризацию бюджетного сектора, существенно увеличить эффективность за счет изменения форм наших учреждений, планирования результатов деятельности учреждений. До сих пор большинство школ не имеют расчетного счета и казначейского счета. Финансирование происходит через ГУО и РОО.
Необходимо содержание школ, больниц отделить от затрат на лечение и обучение. Компетентный управленец в качестве директора школы или главврача больницы может эффективнее использовать деньги налогоплательщиков. Назначение директоров школ можно было бы поручить попечительским советам, повысив там самым общественный контроль.
В 2004 году фонд оплаты труда работников бюджетной сферы составит свыше 15 млрд. рублей. Стимулирование внутреннего спроса за счет повышения зарплаты сегодня выходит на первый план. Как заставить повысить оплату труда реальный сектор экономики? На увеличение заработной платы на 1% потребуется дополнительных доходов 150 млн. рублей. Их можно получить только за счет увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц, доля которого составляет в доходах бюджета 35%, налог на прибыль - 25%, налог на имущество - 10%.
В предыдущие годы промышленные предприятия передали в бюджет всю социальную сферу (жилые дома, базы отдыха, детсады, спортзалы). Вместе с тем идет процесс снижения налоговой нагрузки на производителя.
Итого средняя заработная плата одного работника в 2003 году составляет 4420 рублей (ср. заработная плата бюджетника 3781руб.), в 2004 году планируется довести ее до 5140 рублей (бюджетника -4239руб.).
Для поддержания активного физического состояния человека и воспроизводства рабочей силы нужно ориентироваться на стоимость минимального потребительского бюджета. Тогда картина выглядит иначе. Уровень средней заработной платы в республике в 2004 году будет составлять 94% (бюджетника -81%) к уровню минимального потребительского бюджета. Первостепенные вещи - это экономический рост и борьба с бедностью.
Кроме налогов, есть еще целый ряд обязательных платежей. И когда многие предприниматели говорят, что никакого снижения налогов нет, надо рассматривать ситуацию в комплексе. Снижается налогообложение, но наряду с этим одновременно растут арендные платежи. Проведение аукционов на аренду не самый лучший путь. Сильные раскупают и увеличивают монополизм. Низкими арендными платежами можно было бы поддерживать неразвитые виды услуг, необходимых населению.
Это же касается и граждан. Заметно снижен подоходный налог, но при этом бесконечно растут коммунальные платежи. Поэтому, когда мы говорим о снижении или повышении налогов, нам не надо забывать, что кроме налогов есть обязательные платежи, о регулировании которых государство должно думать. Снижение налогов может не дать эффекта, если будут расти все остальные платежи, связанные с предпринимательством.
Основное сейчас - это создание условий, при которых население может зарабатывать деньги. Зарабатывать и с выгодой для себя вкладывать в экономику республики. Для этого нужно, чтобы заработали в полную силу предприятия республики, в том числе и малые. Однако сегодня громадные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом. Очень много жалоб на разные формы административного произвола.
Равномерное развитие территорий приобретает также важное значение. Понятно, что все стремятся в Казань. Найти работу, прожить здесь легче. Если в малых городах и районных центрах на вторичном рынке жилье стоит ниже себестоимости, то это означает, что там плохо с работой. При рассмотрении республиканской программы капстроительства, поддержке малого предпринимательства, НИОКР и ФЦП необходимо учесть, чтобы за счет бюджета поддерживалось и стимулировалось появление предприятий в регионах. Чтобы жиркомбинат строился там, где растет подсолнечник, а инкубатор - в Челнах, где есть традиции машиностроения и больше безработных.
Учитывая заключения всех постоянных комиссий Государственного Совета Республики Татарстан, рекомендации парламентских слушаний, Комиссия по бюджетно-финансовым вопросам считает, что основные параметры проекта соответствуют реальности и обеспечивают улучшение условий функционирования бюджетной сферы. Комиссия рекомендует Государственному Совету Республики Татарстан принять проект закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год" в первом чтении.

Газета "Республика Татарстан", 18 октября 2003 г.