Публикации > Просмотр публикации
Равиль Латыпов: «Главврач должен быть хорошим хозяином!»

Возможна ли реформа здравоохранения в отдельно взятом учреждении?

Пока медики обсуждают проблему реформирования здравоохранения и ломают голову над вечными русскими вопросами «Кто виноват?» «Что делать?» и «Где взять деньги?», депутат КСНД и Госсовета РТ, член комиссии по вопросам экологии и охраны здоровья горожан Равиль Латыпов некоторые вопросы решил и реализовал на деле. Правда, в отдельно взятом учреждении, главой которого он и является. Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района Казани может стать объектом для обсуждения, может быть, и осуждения, зависти или корысти - однако факты решения многих проблем налицо, и это, пожалуй, главное.

- Основные вопросы, с которыми обращаются к депутату избиратели, - это низкая зарплата бюджетников и жилищный вопрос. Решить кардинально эти вопросы депутат, естественно, не может. Другое дело - искать пути решения и применять их на практике. Поясню на примере нашего консультативно-диагностического центра, а это одно из самых больших медицинских учреждений в Татарстане, оно обслуживает огромную армию пациентов - жителей Авиастроительного района. При всем этом у нас 100-процентная укомплектованность кадрами (по городу около 60%), особенно такими проблемными, как участковые терапевты. Нет текучести кадров, поскольку мы создали для них все условия: есть бесплатное общежитие, бесплатные проездные, спецжиры, спецодежда, спецобувь плюс к этому ежемесячная доплата за работу врачом общей практики.

Проведен ряд реорганизаций, причем начали мы с регистратуры, ведь если театр начинается с вешалки, то поликлиника - с регистратуры. Именно здесь чаще всего у пациента складывается неблагоприятное впечатление от учреждения: вечная неразбериха, очереди. Я исходил из принципа: если собираются вместе двое больных - начинается недовольство. Больше - скандалы, это чисто психологическая проблема. Шутки шутками, но принцип «Больше трех не собираться» у нас действует: очередей не существует в принципе. Потому что человек может взять талон в любое удобное для себя время, а не строго в 7.30, как в иных поликлиниках. Впрочем, мы идем к тому, чтобы совсем отказаться от талонной системы.

Это стало возможным во многом потому, что мы ввели практику семейного врача. Он консультирует больного, направляя его к узкому специалисту только в особых случаях, потому и нет толп больных у кабинетов уролога, эндокринолога... Наш врач действительно стал близок семьям пациентов - они всегда на связи: у каждого из наших участковых имеются индивидуальные визитки с рабочим телефоном, которые он оставляет больному, а в кабинете у каждого телефон с городским номером. Пациент может позвонить в экстренных или не требующих очного присутствия случаях и проконсультироваться. Это тоже работает на сокращение очередей. Конечно, в списки обслуженных на приеме такого пациента не включишь, но мы стремимся не к количеству принятых больных, как в других медучреждениях, а к качеству их обслуживания.

Кроме того, в каждом кабинете есть компьютер - именно за ним и работает медсестра. Могу поклясться, что такую роскошь больше ни одна поликлиника позволить себе не может. Это помогло нам разгрузить работу и медсестры, и врача, освободить кабинеты от груды бумаг, а также сократить 6 штатных единиц врачей-статистов - сейчас со всей этой работой справляется лишь один. Зато в любой момент мы можем выдать разную информацию: сколько человек обслуживается на определенном участке за тот или иной период времени, по полу, по профилю заболеваемости, возрасту, социальной принадлежности... Кроме всего прочего, мы за собственный счет содержим ремонтную бригаду, которая постоянно начеку - на всякий случай.

Все это мы смогли осуществить за счет внебюджетных средств - грамотной хозрасчетной деятельности. И поверьте, их не так уж много и нужно для осуществления подобных реорганизаций: если бюджетная часть составляет у нас 2/3, то хозрасчетная - всего 1/3.

Хочу сказать, что не всегда следует винить несовершенство законов. Да, по большому счету так оно и есть, но очень многое зависит и от руководителей - если подходить к делу по-хозяйски, чего многие просто не хотят делать. Например, у нас вы не увидите такую привычную для наших учреждений картину, как без нужды текущую из крана воду, горящие лампочки. Почему? Да ведь за свет, воду, тепло нам приходится платить. Казалось бы, немного: 500 рублей в месяц. Но если помножить на 12 месяцев, получается 6 тысяч. Это разве мало? Эти деньги можно и нужно экономить. Или вот мы решили провести реорганизацию кабинетов функциональной диагностики. Раньше каждое из направлений диагностики помещалось в отдельных кабинетах, а это дорогое удовольствие - отдельно оплачивать аренду каждого кабинета, тогда как можно совместить их все в одном блоке. А в освободившихся кабинетах мы разместим узких специалистов, которые будут работать на хозрасчетной основе. Для учреждения экономия и прибыль и для больных польза - не надо бегать по разным этажам для обследования.

Экономия на аренде, электричестве оборачивается реальными - не на бумаге! - льготами для врачей (сотрудники рентгенкабинета, например, получают у нас надбавку в размере оклада, а это около 1700 р.), покупкой нового оборудования, реактивов для лаборатории... Подумайте: государство на одного стоматологического пациента дает 35 рублей! Что можно сделать на эти деньги, когда только пломба стоит 350 рублей, а ведь в стоимость посещения больного также входят и работа врача, оплата аренды помещения, электроэнергии?.. За счет экономии эту скудную бюджетную сумму также можно приумножить.

Разумеется, наш центр не панацея, каждый руководитель, тем более если он является депутатом, должен искать свой путь, и возможно, это будет более удачный опыт, чем у нас.

Подготовила Светлана ГОРДЕЕВА.


Газета "Казанские ведомости", 28 октября 2003 г.