Публикации > Просмотр публикации
С днем рождения, Альмандар-бабай!
Вчера народному артисту СССР Шаукату Биктимирову исполнилось 75 лет. Поздравлять выдающегося актера будут 1 ноября: в юбилейный вечер он сыграет на сцене родного Камаловского театра свою знаковую роль - Альмандара в спектакле «Старик из деревни Альдермеш».
Мне трудно о нем писать - я очень его люблю. Он мудрый и добрый – в жизни, гениальный - на сцене. Единственный из всех знакомых мне лицедеев, про которого можно сказать словами классика, что он живет будто «на небе, где нет пассажиров третьего класса и все бессмертные души равны между собой». Секрет его обаяния в умении держать себя со всеми одинаково. Одинаково порядочно. А это большая редкость, и не только для сложного, что греха таить, театрального мира...
Его детство не назовешь счастливым: мальчишки дразнили Рыжим (весь в конопушках был), рано умерла мать, а суровая мачеха не любила. Бывало, побьет его – убежит он в сарай, сидит там и думает: как умереть, как умереть...
Первыми радостными открытиями для него стали Пушкин и театр. Александра Сергеевича он читал запоем с первого класса, пусть не все понимая, но зачарованно, забыв обо всем на свете. А в театр его впервые привела двоюродная сестра – известная татарская актриса Галима Ибрагимова. Это был волшебный мир красивых людей, в котором юному Шаукату захотелось остаться навсегда.
Он дебютировал на сцене еще студентом Татарского театрального техникума - сыграл пионера Чашкина в «Красном галстуке» Михалкова. А первой ролью, с которой актер невольно слился (вплоть до того, что незнакомые люди подходили к нему на улице и обращались по имени сценического персонажа), стал Ленин в пьесе Погодина «Третья патетическая». Биктимиров не мечтал об этой роли. Комплексовал, твердил: «Я совсем не похож на Ильича!». Однако фотопробы, которые, кстати говоря, утверждали в Москве, доказывали обратное.
Авторитет вождя пролетариата в советские годы был непререкаемым. И на актера, играющего «самого человечного человека», это давило. Случалось, к нему не раз подходили рабочие сцены. Подкалывали: «Владимир Ильич! Дайте закурить». Биктимиров никогда не открывал им страшной тайны, что ни он, ни Ленин не курили. Покупал «Беломор», чтобы соответствовать характеристике «самого человечного». А однажды получил нагоняй от партаппаратчика: «Почему это вы, играющий Ленина, кланяетесь после спектакля? Вожди не кланяются!». Грубое замечание сработало: с тех пор Шаукат Биктимиров, кого бы ни играл, не кланяется публике. Это помогает ему оставаться в образе на сцене даже после спектакля. Зрителей он благодарит улыбкой...
Сегодня уже никому не придет в голову обратиться к актеру «Ленин-бабай» - прошли те времена. Другая роль приросла к нему чуть ли не намертво - Альмандара, старика из деревни Альдермеш. Он играет его с 1976 года - уникальный случай, и не только для провинциального театра. До сих пор достать билет на эту постановку - проблема не из легких...
Пять лет назад режиссер Фарид Бикчентаев хотел ставить на Биктимирова «Короля Лира». Были все основания полагать, что и эта роль стала бы знаковой в биографии актера. Но Шаукат-абый отказался. И это, на мой взгляд, королевский поступок...
Великие актеры появляются на свет через огромные паузы. Их мало, их очень мало... Доброго вам здоровья, Шаукат Хасанович!
Вчера народному артисту СССР Шаукату Биктимирову исполнилось 75 лет. Поздравлять выдающегося актера будут 1 ноября: в юбилейный вечер он сыграет на сцене родного Камаловского театра свою знаковую роль - Альмандара в спектакле «Старик из деревни Альдермеш».
Мне трудно о нем писать - я очень его люблю. Он мудрый и добрый – в жизни, гениальный - на сцене. Единственный из всех знакомых мне лицедеев, про которого можно сказать словами классика, что он живет будто «на небе, где нет пассажиров третьего класса и все бессмертные души равны между собой». Секрет его обаяния в умении держать себя со всеми одинаково. Одинаково порядочно. А это большая редкость, и не только для сложного, что греха таить, театрального мира...
Его детство не назовешь счастливым: мальчишки дразнили Рыжим (весь в конопушках был), рано умерла мать, а суровая мачеха не любила. Бывало, побьет его – убежит он в сарай, сидит там и думает: как умереть, как умереть...
Первыми радостными открытиями для него стали Пушкин и театр. Александра Сергеевича он читал запоем с первого класса, пусть не все понимая, но зачарованно, забыв обо всем на свете. А в театр его впервые привела двоюродная сестра – известная татарская актриса Галима Ибрагимова. Это был волшебный мир красивых людей, в котором юному Шаукату захотелось остаться навсегда.
Он дебютировал на сцене еще студентом Татарского театрального техникума - сыграл пионера Чашкина в «Красном галстуке» Михалкова. А первой ролью, с которой актер невольно слился (вплоть до того, что незнакомые люди подходили к нему на улице и обращались по имени сценического персонажа), стал Ленин в пьесе Погодина «Третья патетическая». Биктимиров не мечтал об этой роли. Комплексовал, твердил: «Я совсем не похож на Ильича!». Однако фотопробы, которые, кстати говоря, утверждали в Москве, доказывали обратное.
Авторитет вождя пролетариата в советские годы был непререкаемым. И на актера, играющего «самого человечного человека», это давило. Случалось, к нему не раз подходили рабочие сцены. Подкалывали: «Владимир Ильич! Дайте закурить». Биктимиров никогда не открывал им страшной тайны, что ни он, ни Ленин не курили. Покупал «Беломор», чтобы соответствовать характеристике «самого человечного». А однажды получил нагоняй от партаппаратчика: «Почему это вы, играющий Ленина, кланяетесь после спектакля? Вожди не кланяются!». Грубое замечание сработало: с тех пор Шаукат Биктимиров, кого бы ни играл, не кланяется публике. Это помогает ему оставаться в образе на сцене даже после спектакля. Зрителей он благодарит улыбкой...
Сегодня уже никому не придет в голову обратиться к актеру «Ленин-бабай» - прошли те времена. Другая роль приросла к нему чуть ли не намертво - Альмандара, старика из деревни Альдермеш. Он играет его с 1976 года - уникальный случай, и не только для провинциального театра. До сих пор достать билет на эту постановку - проблема не из легких...
Пять лет назад режиссер Фарид Бикчентаев хотел ставить на Биктимирова «Короля Лира». Были все основания полагать, что и эта роль стала бы знаковой в биографии актера. Но Шаукат-абый отказался. И это, на мой взгляд, королевский поступок...
Великие актеры появляются на свет через огромные паузы. Их мало, их очень мало... Доброго вам здоровья, Шаукат Хасанович!
Айсылу Кадырова
.Газета "Вечерняя Казань", 29 октября 2003г.