Публикации > Просмотр публикации
Александр Сладковский: "Будет правильно, если о нашем оркестре узнает весь мир"
Прошло полгода, как Государственный симфонический оркестр Татарстана возглавил знаменитый дирижер Александр Сладковский. Выпускник Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, заслуженный артист России, впервые он сыграл с нашим оркестром еще в 2009 году в рамках фестиваля БКЗ им. Салиха Сайдашева "Дирижерская элита XXI века"...
- Александр Витальевич, это правда, что оркестр вышел из структуры БКЗ имени Сайдашева?
- Да. Это противоречит мировой практике - оркестру быть подразделением прокатной площадки. Сегодня все ведущие оркестры страны являются самостоятельными юридическими лицами. И у каждого из них есть узнаваемый бренд - имя художественного руководителя и главного дирижера. Вспомните Национальный филармонический оркестр России Владимира Спивакова, оркестр "Новая Россия" Юрия Башмета, Российский национальный оркестр Михаила Плетнева... Теперь благодаря пониманию и поддержке президента Рустама Минниханова Симфонический оркестр Татарстана тоже является самостоятельным юридическим лицом. А вся ответственность за коллектив - за его профессиональный уровень, за класс солистов, сотрудничающих с оркестром, - лежит только на мне.
- С нового года симфонический оркестр получил статус автономного учреждения культуры. Это значит, что у оркестра стало больше финансово-экономических возможностей для развития?
- Да. А еще мы получили грант президента Татарстана, сумма которого сопоставима с грантами президента России. На что идут деньги? В первую очередь мы повысили зарплаты. В три раза: теперь концертмейстеры у нас получают 40 тысяч рублей в месяц, музыканты оркестра - тридцать тысяч. И спрос с них, поверьте, соответствующий. Я убежден, что работа музыкантов должна оплачиваться достойно. Когда зарплаты унизительные, мотивации вырасти в высококлассный оркестр, достойно представляющий Татарстан на международном уровне, быть не может.
- Где теперь дом оркестра?
- В особняке на улице Гоголя, это бывшее здание Татарской филармонии. Сейчас оно в аварийном состоянии, поэтому у нас там работает только офис. Репетиции оркестра проходят пока в БКЗ.
- А почему оркестр отказался от участия в абонементах БКЗ?
- Абонементы, задуманные руководством БКЗ, с художественной точки зрения довольно сомнительны. И чудовищно убыточны. Я считаю неразумным заставлять 120 музыкантов главного оркестра республики играть бесконечные менуэты для полупустого зала. Это не стимулирует коллектив к профессиональному росту. Это издевательство над здравым смыслом. В декабре с серьезной программой разноплановой музыки XIX и XX веков, максимально демонстрирующей уровень и возможности оркестра, мы выступим в абонементе Московской филармонии. Понимаете, у оркестра сейчас колоссальные возможности. Благодаря новому статусу и президентскому гранту мы сами руководим своей бухгалтерией, сами рассчитываем аншлаги, сами придумываем проекты. Проекты, которые по своему масштабу, содержанию и предполагаемому резонансу соответствуют уровню государственного симфонического оркестра. Которые значимы для современного мира. И я говорю сейчас не только о наших отдельных концертах, ни один из которых нельзя назвать рядовым.
- Что же вы имеете в виду?
- Мы планируем провести четыре музыкальных фестиваля. Уже в начале апреля, чтя память выдающегося дирижера Натана Рахлина - создателя нашего оркестра, откроем фестиваль "Рахлинские сезоны". С оркестром сыграет один из лучших виолончелистов России Сергей Ролдугин, мы исполним Девятую симфонию Дворжака "Из Нового Света". А совместно с хором и солистами оперной студии Казанской консерватории - "Реквием" Моцарта.
- Вы решили сотрудничать с консерваторией?
- Да, потому что это интересно, нужно и перспективно. Кстати, еще один наш фестиваль - "Казанская осень" - мы проведем в сентябре опять-таки совместно с консерваторией. Это будет фестиваль на открытом воздухе, на территории Казанского кремля. Откроем мы его совместной постановкой оперы Назиба Жиганова "Алтынчеч". Возможно, приедет на этот фестиваль и выступит одна из самых авторитетных сегодня в мире оперных певиц. Не могу назвать ее имя, переговоры с ней еще ведутся. Понимаете, я сейчас использую все свои связи, чтобы привлечь в Казань музыкантов экстра-класса. Артистов, за которыми съемочные группы ведущих телекомпаний путешествуют с континента на континент. Это будет правильно, если благодаря сотрудничеству Государственного симфонического оркестра Татарстана с выдающимися музыкантами современности и о Казани, и о нашем оркестре узнает весь мир.
- Какие еще фестивали вы запланировали?
- В конце мая откроем международный фестиваль имени Сергея Рахманинова "Белая сирень". Рахманинов - близкий друг родившегося в Казани Федора Шаляпина, он дважды выступал в Казани, а белая сирень - его любимые цветы. Помимо роскошной концертной программы этого фестиваля мы хотим посадить аллею белой сирени на площади Свободы и установить мемориальную доску на здании бывшего Дворянского собрания, напоминающую о том, что здесь выступал великий Рахманинов... А выступать с нашим оркестром на этом фестивале будут самые востребованные пианисты современности: Борис Березовский, Денис Мацуев и Рамзи Ясса. Публика услышит Второй, Третий и Четвертый концерты Рахманинова. Обязательно будет в программе и музыка татарстанских композиторов. "Весну священную" Стравинского - одно из самых сложных произведений за всю историю музыки - исполнит наш оркестр. Почетным гостем фестиваля станет внук Сергея Рахманинова - Александр Рахманинов, ведущим - Святослав Бэлза.
- А четвертый фестиваль?
- Проведем его в ноябре. Это будет международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной. Согласитесь, это грех - не иметь Казани, городу, где жила и училась великая Губайдулина, фестиваль ее имени. Уже точно известно, что на первый Губайдулинский фестиваль - а мы посвятим его 80-летию Софии Асгатовны - к нам приедет ученик Мстислава Ростроповича, обладатель золотой медали конкурса Чайковского - выдающийся виолончелист Давид Герингас. Он сам предложил исполнить с нашим оркестром концерт Губайдулиной, который она посвятила ему. С Башметом сейчас переговоры ведутся... Но на этом фестивале оркестр и приглашенные солисты будут исполнять не только сочинения Губайдулиной. Будет звучать музыка современных татарстанских, российских композиторов... Думаю пригласить на него Гию Канчели, Родиона Щедрина... Все музыканты, о которых я вам сегодня говорю, мои хорошие добрые друзья. И они согласны сотрудничать с Государственным симфоническим оркестром Татарстана...
Прошло полгода, как Государственный симфонический оркестр Татарстана возглавил знаменитый дирижер Александр Сладковский. Выпускник Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, заслуженный артист России, впервые он сыграл с нашим оркестром еще в 2009 году в рамках фестиваля БКЗ им. Салиха Сайдашева "Дирижерская элита XXI века"...
- Александр Витальевич, это правда, что оркестр вышел из структуры БКЗ имени Сайдашева?
- Да. Это противоречит мировой практике - оркестру быть подразделением прокатной площадки. Сегодня все ведущие оркестры страны являются самостоятельными юридическими лицами. И у каждого из них есть узнаваемый бренд - имя художественного руководителя и главного дирижера. Вспомните Национальный филармонический оркестр России Владимира Спивакова, оркестр "Новая Россия" Юрия Башмета, Российский национальный оркестр Михаила Плетнева... Теперь благодаря пониманию и поддержке президента Рустама Минниханова Симфонический оркестр Татарстана тоже является самостоятельным юридическим лицом. А вся ответственность за коллектив - за его профессиональный уровень, за класс солистов, сотрудничающих с оркестром, - лежит только на мне.
- С нового года симфонический оркестр получил статус автономного учреждения культуры. Это значит, что у оркестра стало больше финансово-экономических возможностей для развития?
- Да. А еще мы получили грант президента Татарстана, сумма которого сопоставима с грантами президента России. На что идут деньги? В первую очередь мы повысили зарплаты. В три раза: теперь концертмейстеры у нас получают 40 тысяч рублей в месяц, музыканты оркестра - тридцать тысяч. И спрос с них, поверьте, соответствующий. Я убежден, что работа музыкантов должна оплачиваться достойно. Когда зарплаты унизительные, мотивации вырасти в высококлассный оркестр, достойно представляющий Татарстан на международном уровне, быть не может.
- Где теперь дом оркестра?
- В особняке на улице Гоголя, это бывшее здание Татарской филармонии. Сейчас оно в аварийном состоянии, поэтому у нас там работает только офис. Репетиции оркестра проходят пока в БКЗ.
- А почему оркестр отказался от участия в абонементах БКЗ?
- Абонементы, задуманные руководством БКЗ, с художественной точки зрения довольно сомнительны. И чудовищно убыточны. Я считаю неразумным заставлять 120 музыкантов главного оркестра республики играть бесконечные менуэты для полупустого зала. Это не стимулирует коллектив к профессиональному росту. Это издевательство над здравым смыслом. В декабре с серьезной программой разноплановой музыки XIX и XX веков, максимально демонстрирующей уровень и возможности оркестра, мы выступим в абонементе Московской филармонии. Понимаете, у оркестра сейчас колоссальные возможности. Благодаря новому статусу и президентскому гранту мы сами руководим своей бухгалтерией, сами рассчитываем аншлаги, сами придумываем проекты. Проекты, которые по своему масштабу, содержанию и предполагаемому резонансу соответствуют уровню государственного симфонического оркестра. Которые значимы для современного мира. И я говорю сейчас не только о наших отдельных концертах, ни один из которых нельзя назвать рядовым.
- Что же вы имеете в виду?
- Мы планируем провести четыре музыкальных фестиваля. Уже в начале апреля, чтя память выдающегося дирижера Натана Рахлина - создателя нашего оркестра, откроем фестиваль "Рахлинские сезоны". С оркестром сыграет один из лучших виолончелистов России Сергей Ролдугин, мы исполним Девятую симфонию Дворжака "Из Нового Света". А совместно с хором и солистами оперной студии Казанской консерватории - "Реквием" Моцарта.
- Вы решили сотрудничать с консерваторией?
- Да, потому что это интересно, нужно и перспективно. Кстати, еще один наш фестиваль - "Казанская осень" - мы проведем в сентябре опять-таки совместно с консерваторией. Это будет фестиваль на открытом воздухе, на территории Казанского кремля. Откроем мы его совместной постановкой оперы Назиба Жиганова "Алтынчеч". Возможно, приедет на этот фестиваль и выступит одна из самых авторитетных сегодня в мире оперных певиц. Не могу назвать ее имя, переговоры с ней еще ведутся. Понимаете, я сейчас использую все свои связи, чтобы привлечь в Казань музыкантов экстра-класса. Артистов, за которыми съемочные группы ведущих телекомпаний путешествуют с континента на континент. Это будет правильно, если благодаря сотрудничеству Государственного симфонического оркестра Татарстана с выдающимися музыкантами современности и о Казани, и о нашем оркестре узнает весь мир.
- Какие еще фестивали вы запланировали?
- В конце мая откроем международный фестиваль имени Сергея Рахманинова "Белая сирень". Рахманинов - близкий друг родившегося в Казани Федора Шаляпина, он дважды выступал в Казани, а белая сирень - его любимые цветы. Помимо роскошной концертной программы этого фестиваля мы хотим посадить аллею белой сирени на площади Свободы и установить мемориальную доску на здании бывшего Дворянского собрания, напоминающую о том, что здесь выступал великий Рахманинов... А выступать с нашим оркестром на этом фестивале будут самые востребованные пианисты современности: Борис Березовский, Денис Мацуев и Рамзи Ясса. Публика услышит Второй, Третий и Четвертый концерты Рахманинова. Обязательно будет в программе и музыка татарстанских композиторов. "Весну священную" Стравинского - одно из самых сложных произведений за всю историю музыки - исполнит наш оркестр. Почетным гостем фестиваля станет внук Сергея Рахманинова - Александр Рахманинов, ведущим - Святослав Бэлза.
- А четвертый фестиваль?
- Проведем его в ноябре. Это будет международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной. Согласитесь, это грех - не иметь Казани, городу, где жила и училась великая Губайдулина, фестиваль ее имени. Уже точно известно, что на первый Губайдулинский фестиваль - а мы посвятим его 80-летию Софии Асгатовны - к нам приедет ученик Мстислава Ростроповича, обладатель золотой медали конкурса Чайковского - выдающийся виолончелист Давид Герингас. Он сам предложил исполнить с нашим оркестром концерт Губайдулиной, который она посвятила ему. С Башметом сейчас переговоры ведутся... Но на этом фестивале оркестр и приглашенные солисты будут исполнять не только сочинения Губайдулиной. Будет звучать музыка современных татарстанских, российских композиторов... Думаю пригласить на него Гию Канчели, Родиона Щедрина... Все музыканты, о которых я вам сегодня говорю, мои хорошие добрые друзья. И они согласны сотрудничать с Государственным симфоническим оркестром Татарстана...
Газета "Вечерняя Казань", 1 марта 2011 г.