Публикации > Просмотр публикации
14 заседание Консультативного совета субъектов федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД РФ "Участие субъектов РФ в работе по обеспечению интересов российских соотечественников в странах СНГ и Балтии. Опыт Москвы", 18 марта 2003 года
Выступление директора Департамента внешних связей Президента Республики Татарстан Т.Ю. Акулова
Хотел бы поблагодарить руководство МИД России за внимание к вопросам поддержки соотечественников в странах СНГ и Балтии и отметить важность участия субъектов РФ в этой работе.
В результате всем известных событий начала 90-х годов за пределами России оказались миллионы наших граждан, люди самых разных национальностей, в том числе и татары. Все они были и остаются нашими соотечественниками, для большинства из которых русский язык и русская культура являются родными. В то же время, многим из них также близки свой национальный язык и традиции, и они не отделяют себя от Российской Федерации, считают многонациональную Россию, өе регионы своей исторической родиной. Определенную роль в поддержке и обеспечении интересов именно этой группы соотечественников могут и должны сыграть субъекты Российской Федерации и, прежде всего, национальные республики. Свой, пусть пока и небольшой, вклад в этот процесс вносит и Республика Татарстан.
По имеющимся у нас оценкам, сегодня в странах СНГ и Балтии проживает порядка 1 млн. 100 тыс. татар (Азербайджан — 28 тысяч, Казахстан — 327 тысяч, Киргизия — 70 тысяч, Таджикистан — 72 тысячи, Туркменистан — 39 тысяч, Узбекистан — 467 тысяч, Украина —80 тысяч, страны Балтии — около 20 тысяч). С другой стороны, существует и определенная часть населения нашей республики, выезжающая в страны СНГ и Балтии на временное или постоянное место жительства. Оказавшись за рубежом, эти люди стремятся поддерживать связи с родиной и местной татарской общиной, самоидентифицируют себя с Татарстанем, что выходит за определение понятия "соотечественник" исключительно по национальному признаку. Поэтому главным критерием при определении категории "соотечественник" является не национальная принадлежность, а самоидентификация конкретных людей. На наш взгляд, соотечественником можно считать человека, ощущающего свою принадпежность к культуре, языку, обычаям и традициям народов, населяющих Российскую Федерацию.
В Республике Татарстан уже более 10 лет проводится скоординированная целенаправленная работа с соотечественниками, проживающими за рубежом. В своем выступлении я бы хотел остановиться на некоторых направлениях этой работы.
Одним из важнейших направлений мы считаем обучение соотечественников в вузах Татарстана. В республике 15 вузов и уже сегодня в них бесплатно обучается более 200 молодых людей из стран СНГ и Балтии. Но по сравнению с количеством желающих этого явно недостаточно.
Поэтому считаем необходимым обратиться в Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом с просьбой о выделении средств для поддержки программы обучения.
В целях активизации и расширения международного сотрудничества вузов в январе 2003г. при Департаменте внешних связей Президента Республики Татарстан создан Координационный совет с участием представителей министерств и ведомств, а также ведущих образовательных центров Республики. Основными задачами этого Совета являются: взаимодействие и координация работы вузов и республиканских органов власти и управления, разработка целевых программ по участию в международных мероприятиях, проводимых в рамках федеральных программ, содействие в привлечении иностранных граждан для учебы в вузах Республики, выделение целевых стипендий для студентов-соотечественников. Нам кажется, что в межгосударственную программу реализации концепции формирования единого образовательного пространства СНГ, одобренную Советом глав правительств СНГ в ноябре 2001 г, кроме МГУ и СПбГУ, как базовых в подготовке кадров в области фундаментальных естественных и гуманитарных наук, можно было бы включить и ряд вузов субъектов Федерации.
Период 1991-1995гг. стал для Республики самым тяжелым в вопросах решения проблем миграции. В эти годы огромное количество татар стремилось вернуться на родину. За прошедшие 10 лет в миграционную службу Республики с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца обратилось около 50 тыс. человек. Из них более 466 тысяч получили возможность жить и работать в Татарстане. Основными регионами миграции переселенцев являются государства Средней Азии: Узбекистан — 40%, Таджикистан — 28%, Казахстан —13%, Киргизия — 11%. Среди вынужденных переселенцев преобладают татары — 75%; русские составляют 14%, на долю других национальностей приходится 11%.
В результате политики регулирования процесса миграции люди старшего трудоспособного возраста составили 11% от общего количества переселенцев, дети в возрасте до 16 лет — 32%. Прибывающие в Республику мигранты имеют, как правило, высокий образовательный и профессионалыный уровень: 30% имеют среднее специальное и высшее образование. Все это способствует развитию положительных тенденций в демографической ситуации Республики, особенно если учесть, что показатель демографической нагрузки в 2007 году достигнет минимального дпя России значения — 569 человек нетрудоспособного населения на 1000 человек рабочего возраста.
В работе по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, активно используются современные средства телекоммуникаций. В 1997 году в сети "Интернет" открыт официальный сервер Республики Татарстан на русском, татарском и английском языках (http://www.tatar.ru/). Сервер создан и поддерживается Департаментом внешних связей Президента РТ. За 2002 год около 200 тысяч посетителей просмотрели 1 млн. страниц сервера, в том числе из стран СНГ и Балтии — более 8 тысяч посетителей сайта. Больше всего с Украины — 3051 человек. Наиболее посещаемыми ресурсами сервера являются новости и разнообразные справочные разделы: предприятия и организации РТ, "Кто есть кто", контакты. Кроме того, отмечается постоянный интерес к разделам сервера, связанным с обзорами по экономике, с культурой, историей и политикой.
На официальном сервере РТ имеется список Интернет-адресов кадровых агентств Татарстана, предлагающих услуги по поиску работы, публикующих списки имеющихся вакансий на предприятиях и в организациях Республики. Таким образом, потенциальным переселенцам предоставляется возможность заблаговременно изучить рынок труда и установить прямые контакты с возможными работодателями.
В заключении хотел бы еще раз подчеркнуть важность поддержки федеральным центром инициатив российских регионов по работе с соотечественниками. Необходимо, чтобы деятельность субъекта Российской Федерации в этом направлении не рассматривалась органами государственной власти стран СНГ и Балтии как вмешательство во внутренние дела этих государств. Для этого, на наш взгляд, было бы целесообразно создать в субъектах Российской Федерации свои комиссии по делам соотечественников, наладить их тесное взаимодействие с Комиссией по делам соотечественников при Правительстве России, МИД России, посольствами, России в странах СНГ и Балтии.
Выступление директора Департамента внешних связей Президента Республики Татарстан Т.Ю. Акулова
Хотел бы поблагодарить руководство МИД России за внимание к вопросам поддержки соотечественников в странах СНГ и Балтии и отметить важность участия субъектов РФ в этой работе.
В результате всем известных событий начала 90-х годов за пределами России оказались миллионы наших граждан, люди самых разных национальностей, в том числе и татары. Все они были и остаются нашими соотечественниками, для большинства из которых русский язык и русская культура являются родными. В то же время, многим из них также близки свой национальный язык и традиции, и они не отделяют себя от Российской Федерации, считают многонациональную Россию, өе регионы своей исторической родиной. Определенную роль в поддержке и обеспечении интересов именно этой группы соотечественников могут и должны сыграть субъекты Российской Федерации и, прежде всего, национальные республики. Свой, пусть пока и небольшой, вклад в этот процесс вносит и Республика Татарстан.
По имеющимся у нас оценкам, сегодня в странах СНГ и Балтии проживает порядка 1 млн. 100 тыс. татар (Азербайджан — 28 тысяч, Казахстан — 327 тысяч, Киргизия — 70 тысяч, Таджикистан — 72 тысячи, Туркменистан — 39 тысяч, Узбекистан — 467 тысяч, Украина —80 тысяч, страны Балтии — около 20 тысяч). С другой стороны, существует и определенная часть населения нашей республики, выезжающая в страны СНГ и Балтии на временное или постоянное место жительства. Оказавшись за рубежом, эти люди стремятся поддерживать связи с родиной и местной татарской общиной, самоидентифицируют себя с Татарстанем, что выходит за определение понятия "соотечественник" исключительно по национальному признаку. Поэтому главным критерием при определении категории "соотечественник" является не национальная принадлежность, а самоидентификация конкретных людей. На наш взгляд, соотечественником можно считать человека, ощущающего свою принадпежность к культуре, языку, обычаям и традициям народов, населяющих Российскую Федерацию.
В Республике Татарстан уже более 10 лет проводится скоординированная целенаправленная работа с соотечественниками, проживающими за рубежом. В своем выступлении я бы хотел остановиться на некоторых направлениях этой работы.
Одним из важнейших направлений мы считаем обучение соотечественников в вузах Татарстана. В республике 15 вузов и уже сегодня в них бесплатно обучается более 200 молодых людей из стран СНГ и Балтии. Но по сравнению с количеством желающих этого явно недостаточно.
Поэтому считаем необходимым обратиться в Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом с просьбой о выделении средств для поддержки программы обучения.
В целях активизации и расширения международного сотрудничества вузов в январе 2003г. при Департаменте внешних связей Президента Республики Татарстан создан Координационный совет с участием представителей министерств и ведомств, а также ведущих образовательных центров Республики. Основными задачами этого Совета являются: взаимодействие и координация работы вузов и республиканских органов власти и управления, разработка целевых программ по участию в международных мероприятиях, проводимых в рамках федеральных программ, содействие в привлечении иностранных граждан для учебы в вузах Республики, выделение целевых стипендий для студентов-соотечественников. Нам кажется, что в межгосударственную программу реализации концепции формирования единого образовательного пространства СНГ, одобренную Советом глав правительств СНГ в ноябре 2001 г, кроме МГУ и СПбГУ, как базовых в подготовке кадров в области фундаментальных естественных и гуманитарных наук, можно было бы включить и ряд вузов субъектов Федерации.
Период 1991-1995гг. стал для Республики самым тяжелым в вопросах решения проблем миграции. В эти годы огромное количество татар стремилось вернуться на родину. За прошедшие 10 лет в миграционную службу Республики с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца обратилось около 50 тыс. человек. Из них более 466 тысяч получили возможность жить и работать в Татарстане. Основными регионами миграции переселенцев являются государства Средней Азии: Узбекистан — 40%, Таджикистан — 28%, Казахстан —13%, Киргизия — 11%. Среди вынужденных переселенцев преобладают татары — 75%; русские составляют 14%, на долю других национальностей приходится 11%.
В результате политики регулирования процесса миграции люди старшего трудоспособного возраста составили 11% от общего количества переселенцев, дети в возрасте до 16 лет — 32%. Прибывающие в Республику мигранты имеют, как правило, высокий образовательный и профессионалыный уровень: 30% имеют среднее специальное и высшее образование. Все это способствует развитию положительных тенденций в демографической ситуации Республики, особенно если учесть, что показатель демографической нагрузки в 2007 году достигнет минимального дпя России значения — 569 человек нетрудоспособного населения на 1000 человек рабочего возраста.
В работе по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, активно используются современные средства телекоммуникаций. В 1997 году в сети "Интернет" открыт официальный сервер Республики Татарстан на русском, татарском и английском языках (http://www.tatar.ru/). Сервер создан и поддерживается Департаментом внешних связей Президента РТ. За 2002 год около 200 тысяч посетителей просмотрели 1 млн. страниц сервера, в том числе из стран СНГ и Балтии — более 8 тысяч посетителей сайта. Больше всего с Украины — 3051 человек. Наиболее посещаемыми ресурсами сервера являются новости и разнообразные справочные разделы: предприятия и организации РТ, "Кто есть кто", контакты. Кроме того, отмечается постоянный интерес к разделам сервера, связанным с обзорами по экономике, с культурой, историей и политикой.
На официальном сервере РТ имеется список Интернет-адресов кадровых агентств Татарстана, предлагающих услуги по поиску работы, публикующих списки имеющихся вакансий на предприятиях и в организациях Республики. Таким образом, потенциальным переселенцам предоставляется возможность заблаговременно изучить рынок труда и установить прямые контакты с возможными работодателями.
В заключении хотел бы еще раз подчеркнуть важность поддержки федеральным центром инициатив российских регионов по работе с соотечественниками. Необходимо, чтобы деятельность субъекта Российской Федерации в этом направлении не рассматривалась органами государственной власти стран СНГ и Балтии как вмешательство во внутренние дела этих государств. Для этого, на наш взгляд, было бы целесообразно создать в субъектах Российской Федерации свои комиссии по делам соотечественников, наладить их тесное взаимодействие с Комиссией по делам соотечественников при Правительстве России, МИД России, посольствами, России в странах СНГ и Балтии.
Бюллетень Консультативного совета субъектов федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД РФ, №14 , август 2003 г.