Публикации > Просмотр публикации
Татарский губернатор Казани

Одним из замечательных героев татарской истории конца XIX - начала XX столетия, чье воздействие на умы и настроения единоверцев вряд ли уступали влиянию и авторитету самого Шигабутдина Марджани, был известный предприниматель, общественный деятель и щедрый филантроп Ахмедзян Яхьич Сайдашев (1840 - 1912).

Его сложная и даже в чем-то загадочная личность, яркая и бурная жизнь до сих пор вызывают противоречивые оценки и споры специалистов. Он происходил из крестьян деревни Большие Янасалы Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Камскоустьинский район РТ). Но появился на свет в деревне Татарский Кабан Лаишевского уезда (ныне Лаишевский район РТ), где еще в начале XIX века обосновался глава рода, имам Яхья Сайдашев.

Младший сын в большой и дружной семье деревенского муллы, умный и целеустремленный юноша, обладавший живым и чрезвычайно общительным характером, Ахметзян рано начал проявлять интерес к торговле и другим “мирским” делам, довольно равнодушно относясь к перспективе занять место отца в сельской мечети. Начинал он с мелочной купли-продажи в родном уезде и постепенно, где хитростью, а где и безжалостной экономией, сумел собрать необходимые средства для открытия в Казани собственной лавки. Именно в губернском центре молодой, амбициозный предприниматель сумел развернуться в полную силу.

В 1870 году Ахметзян Сайдашев учредил в Казани Торговый дом по продаже чая и кожевенных изделий. Затем в течение нескольких лет купец умудрился оставить позади себя многих конкурентов и утвердиться в качестве своеобразного монополиста на казанском рынке. Это было время головокружительного успеха: современники стали называть Ахметзяна “чайным королем”, поэты восторженно отзываться в своих произведениях, а сам он завершил строительство великолепного особняка в Старотатарской слободе на Большой Мещанской улице (ныне улица Нариманова, 63).

Но не в правилах Сайдашева было останавливаться на достигнутом. Обладая внушительным капиталом, купец решил направить его на скупку земли, недвижимости, организацию промышленного производства. В 1890 году, купив у наследников купца Желтухина стекольно-скипидарный завод, находившийся при селах Воскресенском и Петровском Царевококшайского уезда Казанской губернии, предприниматель 17 июня 1894 года учредил на паях одно из первых в татарской истории акционерных обществ - “Торгово-промышленное товарищество Ахметзян Сайдашев с сыновьями и Бакий Субаев в Казани” с весьма солидным уставным капиталом в 500000 рублей. Продукция этой фирмы - чай, сахар, стекло, аптечная посуда, бутылки - сбывалась в Казани, Ростове-на-Дону, Кавказе, на Нижегородской ярмарке, а также некоторых государствах Европы.

Богатство фамилии существенно выросло еще в 1893 году, когда с отцом объединил свою торговую деятельность его старший сын Мухаметзян Ахметзянович Сайдашев (1864-1914), являвшийся с 1888 года вкладчиком Торгового дома “Субаев Б., Бурнаев И. и М.Сайдашев”, специализировавшегося на продаже пушнины. Впрочем, дела у новоиспеченных промышленников шли не всегда гладко - сказывалось отсутствие опыта по управлению крупным фабричным предприятием и акционерным обществом. К тому же огромное воздействие на коммерческую деятельность татарских предпринимателей оказывал и политический фактор.

В конце XIX века Ахметзян Сайдашев, уже прославившийся как щедрый благотворитель, всегда стремившийся помочь обездоленным, старикам, погорельцам, завоевал солидный авторитет в глазах казанских татар. Достаточно отметить, что купец был организатором первой в национальной истории мусульманской богадельни. Кроме того, он стал известен и в качестве признанного лидера мусульман в борьбе за их духовные права и свободы, организовавшего общероссийскую петиционную кампанию по отмене закона об образовательном цензе для мусульманского духовенства от 12 июля 1888 года. Этот закон требовал от претендентов на звание имама сдачи экзаменов в официальных государственных учебных заведениях и обязательного знания разговорной русской речи.

В начале декабря 1888 года он явился на прием к губернатору Н.Е.Андреевскому и открыто заявил о том, что татары недовольны принятым законом и что они готовы начать кампанию по его отмене. В это же время он сформировал в Казани своеобразный “штаб” нарождающегося движения, куда вошли представители татарской интеллигенции, предпринимательства, духовенства. А.Я.Сайдашев, прекрасно разбиравшийся в российском законодательстве, избрал наиболее выверенный правовой путь противодействия властям. Опираясь на единомышленников, он принялся за организацию долгосрочной акции по составлению ходатайств от мусульман Казанской и других губерний. Агитацию среди деревенских татар купец проводил также через своих торговых агентов и многочисленных родственников. Результат не заставил себя долго ждать. Уже в самом начале 1889 года губернские инстанции буквально утонули в письменных заявлениях от крестьянских обществ, требовавших не ограничивать права приходских священнослужителей. Самые массовые протесты прозвучали в татарских селах Казанского, Чистопольского и Тетюшского уездов.

Судя по сводкам полиции, А.Я.Сайдашев к тому времени превратился в широко известного по всей России мусульманского лидера. В одной из них, в частности, отмечалось: “В других местностях, как в Нижнем Новгороде, Симбирске или Мензелинске, где Сайдашев бывает на ярмарках, и где администрация его не знает, он умеет свободно поддерживать недовольство среди татар и давать советы, как действовать в данном случае...” Еще больший авторитет среди ортодоксального духовенства и сельского населения А.Я.Сайдашев заработал своим принципиальным отношением к двойственной позиции оренбургского муфтия М.Султанова, на словах обещавшего хлопотать перед правительством о нуждах мусульман, но реально ничего не делавшего для этого. Купец не побоялся прямо обвинить этого высокопоставленного государственного чиновника в предательстве интересов единоверцев.

Общественные позиции предпринимателя укреплялись с каждым днем. За глаза горожане уже называли Сайдашева “татарским губернатором Казани”. Власти же, крайне недовольные общественной активностью купца, даже подумывали о высылке его за пределы губернии. Вероятно, этими обстоятельствами объясняется отказ в 1898 году Казанского отделения государственного банка предоставить достаточно успешному предприятию Сайдашева обещанные кредиты. В результате его фирма через некоторое время попала в очень тяжелое положение и оказалась на грани банкротства. Не помогла и ее перерегистрация и переименование в “Волжско-Илецкое стекольно-промышленное товарищество и торговлю”. Тем не менее Сайдашеву удалось благополучно пережить многочисленные судебные тяжбы и сохранить если не былые, но и не последние позиции в купеческом мире.

А.Я.Сайдашев, женатый на Хадиче Мухаметгалеевой, вырастил трех сыновей: Мустафу, Мухаметзяна и Мухаметсалима. Все они стали достойными помощниками отца в семейном деле. А Мухаметзян, помимо всего, еще и вырос в достойного преемника и соратника по общественной деятельности. Он, в частности, на протяжении многих лет являлся одним из самых активных и энергичных гласных городской Думы.

Отец и сын Сайдашевы сыграли огромную роль в национальном возрождении начала XX века. Их взгляды претерпели существенную эволюцию от жестких охранительных позиций до признания насущной необходимости решительных социальных и культурных преобразований в жизни нации. Неизменным оставалось одно - преданность религии предков, неукоснительное соблюдение исламских традиций. К этому времени бывший “бунтовщик” А.Я.Сайдашев, убежденный монархист и категорический противник социализма, стал известен в качестве главного оппонента радикальной татарской молодежи, ворвавшейся на общественную арену под флагом политических утопий, классовой вражды и религиозного нигилизма.Одним из самых громких событий в жизни татарской Казани начала XX века стал скандальный конфликт Ахметзяна Сайдашева с поэтом Габдуллой Тукаем, вылившийся во взаимные оскорбления и открытую неприязнь.

Свои идеи Сайдашевы проводили через открытую ими 31 марта 1906 года газету “Баянэльхак” (“Изложение истины”), представлявшую интересы умеренного крыла национальной буржуазии. Специально для ее издания 16 июня 1907 года М.А.Сайдашев открыл одноименную типографию, которая за время своего существования выпустила 75 книг общим тиражом 220000 экземпляров. Интересно то, что, несмотря на идеологические расхождения и сложные личные взаимоотношения с молодыми писателями, поэтами и журналистами, предприниматели охотно предоставляли им слово на страницах своих изданий. В тяжелые для Г.Тукая времена они покупали у него стихотворную коммерческую рекламу, печатали сборники стихов и сотрудничали с известным “богоборцем” С.Рамиевым, старались дать работу и приличное содержание многим другим талантливым, но постоянно нуждающимся мастерам пера.

А.Я.Сайдашеву было присуще стремление быть первым во всех сферах общественной деятельности. Он стоял у истоков Мусульманского благотворительного общества, на протяжении нескольких десятилетий возглавлял мусульманскую группу в городской Думе, активно участвовал в работе партии “Иттифак аль-Муслимин”, являлся ведущим финансистом джадидского образования в Казани и губернии. Купец многое сделал для благоусройства татарских слобод Казани, устройства в них электрической и водопроводной сетей, системы медицинского обслуживания.

К сожалению, в советское время в исторической литературе династия Сайдашевых подвергалась несправедливой критике и обструкции. Все ее реальные заслуги, созидательная энергия и гуманистические устремления были подменены обвинениями в стяжательстве, исламском фанатизме и “черносотенстве”. Сегодня благодарная память о “татарском губернаторе Казани”, не жалевшем средств и личных усилий на процветание своего города, развитие национального просвещения и татарской культуры, сохранение веры, народных традиций и обычаев, постепенно начинает исправлять наши недавние ошибки и заблуждения.

Радик САЛИХОВ кандидат исторических наук
Газета "Время и деньги", 14 ноября 2003 г.