Публикации > Просмотр публикации
И монастырь, и некрополь при нем...
Наша редакция продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани. Сегодняшний выпуск "Старой Казани" можно назвать "юбилейным", учитывая, что первый материал рубрики появился на страницах газеты ровно год назад. На этот раз мы проанализируем ответы участников, которые были присланы на фотозагадку двенадцатого тура нашего интеллектуального соревнования (см. "РТ" №172-173 от 28 августа с.г.).
Не все смогли верно определить, что изображено на старой фотографии. Некоторые из них предположили, что речь можно вести о Спасо-Преображенском монастыре в Казанском Кремле, Казанском Богородицком монастыре или даже Пятницком храме. Правильно ответили казанцы Т.Куклина, Б.Милицын, Р.Сафин, семья Григорьевых и набережночелнинец Б.Канеев.
Древний памятник города
На самом деле на снимке запечатлен один из самых древних памятников Казани - Кизический введенский мужской монастырь, основанный в 1688 году и располагавшийся на одноименной улице (ныне - Декабристов). Раньше горожане называли эту местность "хижицами" - от искаженного "кизицы", то есть Кизическая слобода. Название монастырь получил от малоазиатского города Кизик, в котором жили и приняли мученическую смерть от гонителей раннего христианства девять святых, владевших даром исцелять от болезней молитвой.
В самом конце 1930-х годов в одном из уцелевших помещений этого комплекса расположился военкомат - сначала Ленинского, а впоследствии Московского района. Два года назад было принято решение о передаче строений бывшего Кизического монастыря верующим, и он начал постепенно возрождаться.
Победа над чумой
Вот что известно об истории монастыря.
В начале XVII века Казань постепенно обретает славу торгового центра. Активный товарообмен с европейскими и восточными странами неоднократно приводил к распространению инфекционных заболеваний. Самым страшным из них была чума, или, как называли ее в прошлом, "трясавичная болезнь". Летом 1654 года чума возникла в Казани. Летопись утверждает, что первыми заболели персидские купцы, торговавшие коврами.
Чума распространялась с молниеносной быстротой. Горожане в панике бежали в леса, за Волгу, но повсюду их настигала болезнь. Люди в поисках спасения с мольбами обращались к колдунам. Как-то по совету последних стали резать коз и мясо раздавать всем встречным - в надежде умилостивить злые силы. Именно в память об этом жертвоприношении слободу, где оно и свершилось, назвали Козьей. Однако рекомендации чародеев оказались бесполезными.
Тогда православные священнослужители предложили доставить в город из Седмиозерской пустыни, что далеко за Сухой рекой, Смоленскую икону Божией Матери, которую привезли незадолго до этого из Великого Устюга. Икону считали чудотворной, способной исцелять от болезней.
Встреча святыни состоялась в двух километрах от Казани - тогда еще в глухом Заречье, в сосновой роще, остатки которой сегодня окружают Дворец культуры химиков. На этом месте наскоро соорудили деревянную часовню, в которой и поместили икону. День и ночь люди обращались к владычице с мольбой о защите себя и близких. И чудо свершилось! В первый день молитв, 28 июня (по н.ст. 9 июля, ставшее престольной датой иконы), ни один житель города не заболел, а через некоторое время заразу удалось искоренить.
В 1687 году чума вернулась в казанский край. Бедствие это продолжалось около года, пока казанский митрополит Адриан снова не обратился за помощью к святым мученикам из Кизика и не призвал Смоленскую икону Божией Матери из Седмиозерской пустыни. И это снова возымело действие!
Благодарные жители города стали собирать средства на памятный храм взамен одинокой часовни. В 1691 году он был сооружен, а в 1701 году освящен Адрианом, ставшим к тому времени патриархом Русской православной церкви. Накануне он прислал в монастырь на вечное хранение древнюю икону, инкрустированную частицами мощей святых из Кизика.
Расцвет монастыря
Долгое время строения монастыря были деревянными. Но после крупного пожара 1745 года была возведена каменная церковь во имя Святого равноапостольного князя Владимира, которая частично сохранилась до наших дней.
В 1757 году появилась каменная теплая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в трапезной во имя Святых девяти мучеников Кизических. Тогда же к церкви пристраиваются каменные кельи для монастырской братии, возводится каменная ограда монастыря с четырьмя угловыми башнями.
Наиболее видная постройка - и в прямом, и в переносном смыслах - была сооружена в Кизическом монастыре в 1836 году. Речь идет о четырехъярусной 56-метровой колокольне (в центре фотографии), построенной по проекту архитектора Фомы Петонди на пожертвования купеческой семьи Котеловых. Колокольня не только гармонично вписалась в окружающий пейзаж, но и стала признанным шедевром казанских зодчих.
Несколько раньше, в 1821 году, был построен трехэтажный каменный корпус, в котором разместились покои настоятеля. А в 1882 году на пожертвования купца Николая Вениаминова-Башарина строится еще одна жемчужина монастыря - зимняя Успенская церковь.
Наконец, последней значительной постройкой Кизического монастыря можно считать каменную часовню, выстроенную за пределами обители напротив колокольни. Купол ее можно увидеть на правом краю снимка. Часовня была сооружена в память о спасении наследника престола цесаревича Николая Александровича (впоследствии - императора Николая II) во время покушения на него террориста-одиночки в японском городе Отсу 29 апреля 1891 года. Любопытное совпадение: именно в этот день казанцы и многие паломники из окрестных мест праздновали 200-летие Кизического монастыря. Торжества были пышные. Позднее, узнав о драматическом событии в далекой Японии, жители города решили увековечить чудесное для наследника престола избавление, воздвигнув часовню.
Владения монастыря этим не исчерпывались. Ему фактически принадлежала вся территория Кизической слободы с большой сосновой рощей, которая была излюбленным местом загородного отдыха горожан. Рядом находился пруд, богатый рыбой. На монастырских же огородах имелись родник и колодец с целебной водой. Были в пользовании монастыря и загородные земли. Например, около села Каймары - имения Боратынских - монастырю принадлежало около двадцати десятин пахотной земли.
По существовавшей традиции, 28 июня Смоленскую икону Божией Матери ежегодно приносили в Казань. Сначала - в Кизический монастырь, а затем - в центр города, где обходили с нею кремлевский Богоявленский собор и совершали памятный молебен.
Некрополь знаменитых земляков
Сохранилось немало воспоминаний о посещении живописной Кизической рощи и расположенного в ней уникального некрополя известными людьми, путешествовавшими через Казань. Некрополь (ныне - парк ДК химиков) возник по мере того, как подле монастырских стен стали хоронить именитых казанских граждан, жертвовавших на монастырь при жизни или завещавших ему свое состояние. Со временем кладбище превратилось в элитное, наподобие петербургской Александро-Невской лавры.
Мраморные надгробия с бронзовыми и алебастровыми изваяниями, изящное чугунное литье и искусная ковка оград, глубокомысленные эпитафии на памятниках превратили Кизическое кладбище в своеобразный музей под открытым небом. Здесь были похоронены первый городской голова купец И.Дряблов, князья Баратаевы, казанский губернатор и дед великого писателя граф И.Толстой, основатель казанской школы физиологов и ректор Казанского университета Н.Ковалевский, поэт Г.Каменев, знаменитый ученый-астроном И.Симонов, участник заграничных походов А.Суворова долгожитель А.Чертов (он умер в 105 лет)...
Скорбный финал
В начале 1920-х годов новые власти закрыли для церковной службы храмы Кизического монастыря (кроме Введенского), а в 1926-м изъяли в пользу государства серебра и ценностей на сумму в 62,5 тысячи золотых рублей.
Но настоящее бедствие обрушилось на монастырь в 1929 году. 29 апреля на комсомольском субботнике была взорвана колокольня Кизического монастыря и разрушен ее остов. А 6 сентября 1930 года состоялась последняя служба - именно тогда "по просьбе трудящихся" президиум ЦИКа ТАССР решил закрыть монастырь. В соответствии с принятым правительством постановлением надлежало "ввиду острого недостатка в строительных материалах... использовать здание церкви как материал для жилищного строительства Заречья..."
Одновременно с монастырем стало приходить в запустение и кладбище. Агония его продолжалась в течение нескольких десятилетий. Вандалы неоднократно разоряли надгробия и склепы. А окончательно погост был уничтожен в 1964 году накануне визита в Казань Н.Хрущева. В плане пребывания высокого гостя значилось посещение авиаобъединения и нового завода "Оргсинтез". Путь следовал мимо Кизической рощи, и неприглядный вид кладбища просматривался с дороги. По воспоминаниям очевидцев, вечером перед ожидаемым визитом Хрущева на кладбище пригнали несколько бульдозеров, которые всю ночь утюжили могильные холмики...
Однако Никита Сергеевич мимо бывшего Кизического монастыря так и не проехал.
В лето 1892 года...
А теперь попробуем снимок датировать.
Большое количество людей и экипажей на фотографии свидетельствует о том, что мы имеем дело с событием неординарным. Это наверняка какое-то праздничное народное гуляние. Наиболее логичная версия - празднование 200-летия Кизического монастыря, состоявшееся 29 апреля 1891 года, - отпадает. Мы же убедились, что снимок не мог быть сделан ранее 1892 года - времени постройки часовни в память о спасении жизни будущего императора Николая II после покушения на него в Японии.
Поскольку список празднеств у стен монастыря был крайне ограничен, остается другая гипотеза - мы видим очередную летнюю встречу Смоленской иконы Божией Матери. О том, что действие происходит летом, свидетельствуют многие детали. Деревья на снимке покрыты густой листвой. Состоятельные казанцы ездят на колесных экипажах. У большинства женщин на головах белые платки, что указывает на религиозный характер события.
Других датирующих элементов на фотографии нет. А поскольку сооружение часовни было заметным событием в жизни Кизического монастыря и Казани в целом, можно предположить, что фотограф мог зафиксировать первую встречу Смоленской иконы у часовни в 1892 году. Если предположение это ошибочное, остается утверждать, что снимок мог быть сделан во время любого последующего крестного хода вплоть до предреволюционного 1916 года - последней даты, когда такое шествие могло состояться. И всякий раз "николаевская" часовня могла быть объектом поклонения - именно в эту эпоху Романовы оказались в зените истории своего государства.
А затем последовала катастрофа...
Наша редакция продолжает конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани. Сегодняшний выпуск "Старой Казани" можно назвать "юбилейным", учитывая, что первый материал рубрики появился на страницах газеты ровно год назад. На этот раз мы проанализируем ответы участников, которые были присланы на фотозагадку двенадцатого тура нашего интеллектуального соревнования (см. "РТ" №172-173 от 28 августа с.г.).
Не все смогли верно определить, что изображено на старой фотографии. Некоторые из них предположили, что речь можно вести о Спасо-Преображенском монастыре в Казанском Кремле, Казанском Богородицком монастыре или даже Пятницком храме. Правильно ответили казанцы Т.Куклина, Б.Милицын, Р.Сафин, семья Григорьевых и набережночелнинец Б.Канеев.
Древний памятник города
На самом деле на снимке запечатлен один из самых древних памятников Казани - Кизический введенский мужской монастырь, основанный в 1688 году и располагавшийся на одноименной улице (ныне - Декабристов). Раньше горожане называли эту местность "хижицами" - от искаженного "кизицы", то есть Кизическая слобода. Название монастырь получил от малоазиатского города Кизик, в котором жили и приняли мученическую смерть от гонителей раннего христианства девять святых, владевших даром исцелять от болезней молитвой.
В самом конце 1930-х годов в одном из уцелевших помещений этого комплекса расположился военкомат - сначала Ленинского, а впоследствии Московского района. Два года назад было принято решение о передаче строений бывшего Кизического монастыря верующим, и он начал постепенно возрождаться.
Победа над чумой
Вот что известно об истории монастыря.
В начале XVII века Казань постепенно обретает славу торгового центра. Активный товарообмен с европейскими и восточными странами неоднократно приводил к распространению инфекционных заболеваний. Самым страшным из них была чума, или, как называли ее в прошлом, "трясавичная болезнь". Летом 1654 года чума возникла в Казани. Летопись утверждает, что первыми заболели персидские купцы, торговавшие коврами.
Чума распространялась с молниеносной быстротой. Горожане в панике бежали в леса, за Волгу, но повсюду их настигала болезнь. Люди в поисках спасения с мольбами обращались к колдунам. Как-то по совету последних стали резать коз и мясо раздавать всем встречным - в надежде умилостивить злые силы. Именно в память об этом жертвоприношении слободу, где оно и свершилось, назвали Козьей. Однако рекомендации чародеев оказались бесполезными.
Тогда православные священнослужители предложили доставить в город из Седмиозерской пустыни, что далеко за Сухой рекой, Смоленскую икону Божией Матери, которую привезли незадолго до этого из Великого Устюга. Икону считали чудотворной, способной исцелять от болезней.
Встреча святыни состоялась в двух километрах от Казани - тогда еще в глухом Заречье, в сосновой роще, остатки которой сегодня окружают Дворец культуры химиков. На этом месте наскоро соорудили деревянную часовню, в которой и поместили икону. День и ночь люди обращались к владычице с мольбой о защите себя и близких. И чудо свершилось! В первый день молитв, 28 июня (по н.ст. 9 июля, ставшее престольной датой иконы), ни один житель города не заболел, а через некоторое время заразу удалось искоренить.
В 1687 году чума вернулась в казанский край. Бедствие это продолжалось около года, пока казанский митрополит Адриан снова не обратился за помощью к святым мученикам из Кизика и не призвал Смоленскую икону Божией Матери из Седмиозерской пустыни. И это снова возымело действие!
Благодарные жители города стали собирать средства на памятный храм взамен одинокой часовни. В 1691 году он был сооружен, а в 1701 году освящен Адрианом, ставшим к тому времени патриархом Русской православной церкви. Накануне он прислал в монастырь на вечное хранение древнюю икону, инкрустированную частицами мощей святых из Кизика.
Расцвет монастыря
Долгое время строения монастыря были деревянными. Но после крупного пожара 1745 года была возведена каменная церковь во имя Святого равноапостольного князя Владимира, которая частично сохранилась до наших дней.
В 1757 году появилась каменная теплая церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в трапезной во имя Святых девяти мучеников Кизических. Тогда же к церкви пристраиваются каменные кельи для монастырской братии, возводится каменная ограда монастыря с четырьмя угловыми башнями.
Наиболее видная постройка - и в прямом, и в переносном смыслах - была сооружена в Кизическом монастыре в 1836 году. Речь идет о четырехъярусной 56-метровой колокольне (в центре фотографии), построенной по проекту архитектора Фомы Петонди на пожертвования купеческой семьи Котеловых. Колокольня не только гармонично вписалась в окружающий пейзаж, но и стала признанным шедевром казанских зодчих.
Несколько раньше, в 1821 году, был построен трехэтажный каменный корпус, в котором разместились покои настоятеля. А в 1882 году на пожертвования купца Николая Вениаминова-Башарина строится еще одна жемчужина монастыря - зимняя Успенская церковь.
Наконец, последней значительной постройкой Кизического монастыря можно считать каменную часовню, выстроенную за пределами обители напротив колокольни. Купол ее можно увидеть на правом краю снимка. Часовня была сооружена в память о спасении наследника престола цесаревича Николая Александровича (впоследствии - императора Николая II) во время покушения на него террориста-одиночки в японском городе Отсу 29 апреля 1891 года. Любопытное совпадение: именно в этот день казанцы и многие паломники из окрестных мест праздновали 200-летие Кизического монастыря. Торжества были пышные. Позднее, узнав о драматическом событии в далекой Японии, жители города решили увековечить чудесное для наследника престола избавление, воздвигнув часовню.
Владения монастыря этим не исчерпывались. Ему фактически принадлежала вся территория Кизической слободы с большой сосновой рощей, которая была излюбленным местом загородного отдыха горожан. Рядом находился пруд, богатый рыбой. На монастырских же огородах имелись родник и колодец с целебной водой. Были в пользовании монастыря и загородные земли. Например, около села Каймары - имения Боратынских - монастырю принадлежало около двадцати десятин пахотной земли.
По существовавшей традиции, 28 июня Смоленскую икону Божией Матери ежегодно приносили в Казань. Сначала - в Кизический монастырь, а затем - в центр города, где обходили с нею кремлевский Богоявленский собор и совершали памятный молебен.
Некрополь знаменитых земляков
Сохранилось немало воспоминаний о посещении живописной Кизической рощи и расположенного в ней уникального некрополя известными людьми, путешествовавшими через Казань. Некрополь (ныне - парк ДК химиков) возник по мере того, как подле монастырских стен стали хоронить именитых казанских граждан, жертвовавших на монастырь при жизни или завещавших ему свое состояние. Со временем кладбище превратилось в элитное, наподобие петербургской Александро-Невской лавры.
Мраморные надгробия с бронзовыми и алебастровыми изваяниями, изящное чугунное литье и искусная ковка оград, глубокомысленные эпитафии на памятниках превратили Кизическое кладбище в своеобразный музей под открытым небом. Здесь были похоронены первый городской голова купец И.Дряблов, князья Баратаевы, казанский губернатор и дед великого писателя граф И.Толстой, основатель казанской школы физиологов и ректор Казанского университета Н.Ковалевский, поэт Г.Каменев, знаменитый ученый-астроном И.Симонов, участник заграничных походов А.Суворова долгожитель А.Чертов (он умер в 105 лет)...
Скорбный финал
В начале 1920-х годов новые власти закрыли для церковной службы храмы Кизического монастыря (кроме Введенского), а в 1926-м изъяли в пользу государства серебра и ценностей на сумму в 62,5 тысячи золотых рублей.
Но настоящее бедствие обрушилось на монастырь в 1929 году. 29 апреля на комсомольском субботнике была взорвана колокольня Кизического монастыря и разрушен ее остов. А 6 сентября 1930 года состоялась последняя служба - именно тогда "по просьбе трудящихся" президиум ЦИКа ТАССР решил закрыть монастырь. В соответствии с принятым правительством постановлением надлежало "ввиду острого недостатка в строительных материалах... использовать здание церкви как материал для жилищного строительства Заречья..."
Одновременно с монастырем стало приходить в запустение и кладбище. Агония его продолжалась в течение нескольких десятилетий. Вандалы неоднократно разоряли надгробия и склепы. А окончательно погост был уничтожен в 1964 году накануне визита в Казань Н.Хрущева. В плане пребывания высокого гостя значилось посещение авиаобъединения и нового завода "Оргсинтез". Путь следовал мимо Кизической рощи, и неприглядный вид кладбища просматривался с дороги. По воспоминаниям очевидцев, вечером перед ожидаемым визитом Хрущева на кладбище пригнали несколько бульдозеров, которые всю ночь утюжили могильные холмики...
Однако Никита Сергеевич мимо бывшего Кизического монастыря так и не проехал.
В лето 1892 года...
А теперь попробуем снимок датировать.
Большое количество людей и экипажей на фотографии свидетельствует о том, что мы имеем дело с событием неординарным. Это наверняка какое-то праздничное народное гуляние. Наиболее логичная версия - празднование 200-летия Кизического монастыря, состоявшееся 29 апреля 1891 года, - отпадает. Мы же убедились, что снимок не мог быть сделан ранее 1892 года - времени постройки часовни в память о спасении жизни будущего императора Николая II после покушения на него в Японии.
Поскольку список празднеств у стен монастыря был крайне ограничен, остается другая гипотеза - мы видим очередную летнюю встречу Смоленской иконы Божией Матери. О том, что действие происходит летом, свидетельствуют многие детали. Деревья на снимке покрыты густой листвой. Состоятельные казанцы ездят на колесных экипажах. У большинства женщин на головах белые платки, что указывает на религиозный характер события.
Других датирующих элементов на фотографии нет. А поскольку сооружение часовни было заметным событием в жизни Кизического монастыря и Казани в целом, можно предположить, что фотограф мог зафиксировать первую встречу Смоленской иконы у часовни в 1892 году. Если предположение это ошибочное, остается утверждать, что снимок мог быть сделан во время любого последующего крестного хода вплоть до предреволюционного 1916 года - последней даты, когда такое шествие могло состояться. И всякий раз "николаевская" часовня могла быть объектом поклонения - именно в эту эпоху Романовы оказались в зените истории своего государства.
А затем последовала катастрофа...
Газета "Республика Татарстан", 20 ноября 2003 г.