К правдивому взгляду на малый бизнес

К правдивому взгляду на малый бизнес
Выпуск: за 18 2011 года
Рубрика: Экономика
Автор: Нина АГАЕВА, "ВиД"
В России впервые проводится кампания по сплошному статистическому наблюдению малого и среднего предпринимательства. Предполагая израсходовать на мероприятие 576 млн. рублей, государство рассчитывает выиграть в большем: получить ценную информацию "в поле", которая позволит скорректировать управление макроэкономическими процессами да и в целом сделать экономическую политику эффективнее и ближе к реальным потребностям бизнес-сообщества. "ВиД" обратился к руководителю Татарстанстата Валерию КАНДИЛОВУ с просьбой рассказать о ходе кампании в республике и неизбежных проблемах, сопутствующих столь масштабным начинаниям.

- Валерий Петрович, кампания уже выходит на финишную прямую, к 1 апреля предприниматели должны завершить представление отчетов. Какие проблемы возникли у вас в процессе проведения статнаблюдения - организационные, административные?

- Задача сплошного наблюдения деятельности субъектов малого бизнеса ставится впервые, а в Татарстане их количество свыше 180 тысяч (юридических и физических лиц). Разумеется, с такой огромной базой работать непросто. Как известно, малый бизнес очень мобилен - постоянно образуются новые предприятия, другие либо закрываются, либо временно прекращают деятельность. Все эти перемены во многом связаны с изменением места размещения бизнеса. Кроме этого, общеизвестна проблема несовпадения места фактического ведения бизнеса и заявленного в официальных документах при регистрации.

Как вы понимаете, в этих условиях провести перепись очень сложно. Исходя из этого мы разослали заказные письма в конце 2010 года по адресам, указанным при регистрации юридического лица. К сожалению, почти 20% конвертов по малым предприятиям и 15% по индивидуальным предпринимателям вернулись назад. Основной из причин невручения явилось то, что респондент не явился за получением конверта на почту, либо отсутствует по указанному адресу.

Сейчас ведется активная работа по поиску не найденных по адресам регистрации малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. К работе подключены всевозможные источники - административные, справочные, Интернет. Проводится информационно-разъяснительная работа -размещены информационные плакаты и баннеры о проведении сплошного наблюдения на сайтах всех министерств и ведомств республики, вышло интервью и запущена бегущая строка на телевидении, в средствах массовой информации во всех муниципальных районах было размещено обращение к предпринимателям. Рассчитываем на понимание представителей малого бизнеса, тем более это обязательная отчетность для всех.

- Насколько часто приходится сталкиваться с фирмами-"фантомами", отчего это явление возникло и что предпринимается в связи с этим?

- В статистике понятие фирма-"фантом" или фирма-"однодневка" не используется. При сборе форм сплошного наблюдения это нельзя определить. Можно сказать только то, что если предприятие официально зарегистрировано, мы должны его найти. Сначала всем выслали по почте анкету. Ответил - хорошо, не ответил - направим интервьюера. А однодневка фирма или фирма-"фантом" - для нас это не важно. Даже если предприятие сдает нулевую налоговую отчетность, для статистиков оно живое, временно приостановившее деятельность. И мы такое предприятие обязаны обследовать. В любом случае индивидуальные предприниматели и предприятия по закону обязаны отчитаться. Административный кодекс предусматривает ответственность за отказ от участия в наблюдении.

- Какое отношение к статнаблюдению демонстрируют представители малого и среднего бизнеса?

- Руководители и бухгалтеры малых предприятий и индивидуальные предприниматели относятся с пониманием, но вопросы о необходимости проведения данного наблюдения тем не менее задают.

К сожалению, бизнесмены неохотно раскрывают данные своего бизнеса. При работе с респондентом для нас главный принцип - соблюдение конфиденциальности. Полученная информация будет использоваться исключительно в обобщенном виде, без указания контактной информации и результатов деятельности конкретного юридического лица или предпринимателя, а также с учетом требований Закона о защите персональных данных. Первичные данные, предоставленные хозяйствующими субъектами, ни при каких обстоятельствах не будут переданы третьим лицам или сторонним организациям.

- Каким ведомствам, в первую очередь, предназначаются итоговые документы статнаблюдения?

- Сплошное федеральное статистическое наблюдение представляет собой полномасштабное исследование уровня развития сектора малого и среднего предпринимательства в России. Результаты сплошного наблюдения станут важной отправной точкой для реализации системных мер по развитию малого и среднего бизнеса, эффективность которых будет опираться на проведенный анализ ситуации.

Прежде всего на уровне России эта информация будет востребована Минэкономразвития РФ, в Республике Татарстан - Министерством экономики РТ, Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства. Активно будут использовать результаты Государственный Совет РТ, Общественная палата, Торгово-промышленная палата, а также сами представители малого бизнеса.

- Какую пользу статнаблюдение может принести малому и среднему бизнесу?

- Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Бизнес заинтересован в благоприятных условиях для своего развития, которые во многом зависят от государственной политики. Государству нужен крепкий средний класс собственников, большой и стабильный предпринимательский сектор, который показал высокую устойчивость в кризисный период и смягчил его последствия для экономики. Участие в сплошном наблюдении - это возможность внести свой вклад в формирование государственной политики по поддержке предпринимательства. Насколько эффективной будет эта политика, будет зависеть и от полученных данных сплошного наблюдения, их объема, достоверности, а значит, от активной позиции участников обследования. Будут проанализированы условия для развития малого бизнеса, приняты меры по его поддержке в период становления, предоставлены льготные условия его развития, обеспечения сырьем со стороны крупного бизнеса и льготного кредитования от финансовых структур. Сами производители смогут оценить конкурентный рынок, определят, где есть потенциальные смежники и поставщики продукции.

- Можно ли сформулировать какие-то специфические черты татарстанского малого предпринимательства, которые, на ваш взгляд, скажутся на итогах статнаблюдения?

- Безусловно, на самочувствии малого бизнеса в Татарстане сказывается внимание, уделяемое этому сектору экономики со стороны властей, отметим, значительно большее, чем во многих других субъектах Российской Федерации. Так, только в прошлом году в рамках реализации Постановления Кабмина РТ от 12.03.2010 г. № 127 о поддержке малого и среднего предпринимательства проведен ряд мероприятий. Объем их финансирования составил около 900 млн. рублей.

Уточню, это и мероприятия по развитию лизинга оборудования (Лизинг-грант), и разработка бизнес-проектов, и упрощение технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, и развитие направлений "Начало дела", "Скорая юридическая помощь". Для развития в республике инновационно активных образований открыта третья очередь КИП "Мастер", создан первый технопарк в сфере высоких технологий - "ИТ-парк", работает Технополис "Химград".

Органы статистики также не оставляют без внимания субъекты малого и среднего предпринимательства. Комитет РТ по социально-экономическому мониторингу на основании Постановления Кабинета министров ежеквартально отслеживает работу малых предприятий на территории республики. Все это дает нам основание рассчитывать на положительный результат в проведении экономической переписи.

Мы призываем руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей отчитаться в органы государственной статистики по формам сплошного наблюдения по итогам 2010 года. Срок представления отчета - до 1 апреля 2011 года, который необходимо представить по адресу: Казань, ул.Левобулачная, д.36 а, телефон для справок 292-29-04, www.tatstat.ru.
Яндекс цитирования Rambler's Top100