Публикации > Просмотр публикации
Татары в странах Балтии

О том, как живут татарские общины стран Балтии, рассказывается в справочном материале, подготовленном заместителем начальника отдела по работе с общесивенными организациями татар стран Ближнего и Дальнего зарубежья Исполкома ВКТ Рустэмом Гайнетдиновым.

Появление татар на территории Прибалтики относится к концу XIV века, когда литовский князь Витаутас пригласил в свою гвардию 600 лучших воинов-татар из Золотой Орды. После распада золотоордынского государства в результате походов Тимура во владения Витаутаса в Польше и Прибалтике бежали и другие татары. Ударные отряды татарской конницы помогли князю одержать историческую победу над немецкими рыцарями в Грюнвапьдской битве. В благодарность Великий князь Литовский даровал многим служилым татарам дворянское звание и земли.

Бывшие золотоордынские татары составили основу особого татарского сообщества - польско-литовских татар. В течение веков они утратили тюрко-татарский язык, но сохранили религию - ислам - и татарскую этническую самоидентификацию. В XIX веке они были расселены на территории Виленской, Минской, Слонимской, Гродненской, Ковенской, Подольской, Волынской, Августовской и Люблинской губерний, а к концу XX века оказались на территории трех государств - Литвы, Беларуси и Польши. Тем не менее современные польско-литовские татары подчеркивают близость с волжскими татарами и общие истоки.

После Второй мировой войны на земли бывших раскулаченных прибалтийских крестьян, высланных в Сибирь, были приглашены татары и башкиры из центральной части страны. Они составили новый слой татарского населения прибалтийских республик. Некоторые специалисты из числа татар осели в этих республиках в 60-70-е годы в результате участия в промышленном освоении региона и размещения советских военных баз.

К началу 90-х годов в Латвии проживало 4828 человек. Из страны выехало почти 40 процентов татар, так как латвийское гражданство могли получить лишь лица, проживавшие в стране до 1940 года. Таких татар оказалось всего 4 процента, большинство приехало в страну в советское время. В настоящее время в Латвии осталось 3040 татар.

В Латвии татары компактно живут в Риге, Даугавпилсе, Вентспилсе, Елгавском районе.

В октябре 1988 года в Риге было создано Татарское культурное общество Латвии "Идель". У его истоков стояли Рамиль Калинкин, Мусавир Шарипов, Харис Фахразаев, Ильдар и Ралиф Галихановы, супруги Саляховы. Возглавил общество бывший крупный военный, ракетчик, полковник, доктор технических наук Заки Зайнуллин, а после отъезда З.Зайнуллина в Казань 10 лет обществом руководил юрист Ильдус Сабитов, уроженец Казани, член Консультативного Совета национальностей при Президенте Латвийской Республики. Общество вступило в Ассоциацию национально-культурных обществ Латвии (АНКОЛ). При нем была открыта воскресная школа, собрана хорошая библиотека, проводятся концерты с приглашением артистов из Татарстана и Башкортостана, организованы передачи на татарском языке для Латвийского радио. К обществу примкнули проживающие в Латвии башкиры, казахи, турки. В школе изучали не только татарский, но и арабский, латышский языки. Возродились ликвидированные после 1940 года исламские центры в Риге, Даугавпилсе и Вентспилсе. Рижская мусульманская община "Иман" стала издавать одноименную газету.

В 2000 году в Риге было создано Латвийское татаро-башкирское культурное общество. К нему примкнули в полном составе и татарские общины городов Вентспилс и Даугавпилс.

Общество возглавляет Зуфар Зайнуллин - сын татарского общественного деятеля и писателя Заки Зайнуллина. Бывший военный, кандидат технических наук, после развала СССР он занялся бизнесом и создал в настоящее время Торговый дом "Татарстан-Балтия". Зайнуллин предоставил свой офис в Риге в распоряжение татаро-башкирского культурного общества, где собираются члены татарской общины на репетиции, занятия, для общения друг с другом. Вице-президентом является Ильдус Сабитов. Обществом татар Балтии были организованы концерты народной артистки России и Татарстана Венеры Танеевой, певца Айдара Галимова. С 2002 года 3.Зайнуллин издает красочный ежеквартальный бюллетень "Чишмэ". В этом же году общество выступило инициатором приема в Риге участников II этапа международной научно-практической конференции "Великий Волжский путь", организованной администрацией Казани.

Обществом поддерживается тесная связь с национальными организациями Татарстана. В 2003 году пять татар из Латвии приняли участие в "Днях татарской молодежи", проводимых ежегодно Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан совместно со Всемирным конгрессом татар. В этом году член общины Элина Митина-Шигабутдинова заняла первое место в международном конкурсе певцов имени Ильгама Шакирова в Казани.

Существует и общество татар Латвии "Идель". У общества сегодня два руководителя - Мидхат Сатданов (его заместитель известный журналист Ринат Ахунов) и Артур Закиров, заместителем которого избрана известная радиожурналистка Фавзия Булышева, ранее работавшая на ГТРК "Татарстан". Артур Закиров сотрудничает с Латвийским татаро-башкирским культурным обществом. Мидхат Сатданов проводит мероприятия самостоятельно.

Так, 8 марта 2003 года общество "Идель" провело торжественный вечер, посвященный 15-летию Ассоциации национально-культурных обществ Латвийской республики (АНКОЛ). В офисе Ассоциации была размещена выставка татарских художников Латвии Джавита Мамина и Фании Сатдановой, а также были представлены рукоделия и блюда татарской национальной кухни. На вечере выступили лауреаты конкурса татарской песни "Алло, мы ищем таланты". Гостями общины были заместитель министра интеграции малых народов Латвии Александр Брандавс, консультант этого министерства Кристина Вагнере, известная журналистка, ведущая Латвийского телевидения Ирина Виннек. Многие татары пришли на вечер в национальных костюмах.

15 мая по инициативе ОТЛ "Идель" в Риге был проведен сабантуй с участием представителей татарских диаспор Латвии, Литвы и Эстонии.

В Вентспилсе и Даугавпилсе действуют филиалы Латвийского татаро-башкирского общества, возглавляемые Раилем Башаровым и Алимом Ашировым. В Вентспилсе филиал создан на базе общества "Агидель", которое организовал бывший мостостроитель Рим Салахов.

Большое место в деятельности татарской общины Латвии уделяется сохранению ислама. Впервые об исламе в Латвии упоминается в 1838 году в одной из рижских газет. Первая мусульманская община официально была зарегистрирована в 1902 году. Ее имамом с 1902 по 1917 год был татарин Ибрагим Давидов, а с 1920 по 1940 - Шакир Хуснетдинов.

С приходом советских войск в 1940 году община была разогнана, мечети закрыты. Вновь ислам стал возрождаться с 1991 года на базе татарского общества Латвии.

В настоящее время в Латвии семь мусульманских общин. Пять из них объединились в Консультативный Совет мусульман Латвии. В августе 2003 года его председателем был избран Зуфар Зайнуллин.

Консультативный Совет является главным религиозным центром сохранения ислама в Латвии. На пятничные молитвы в Исламском центре собираются 50-60 мусульман. На главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые, как правило, проводятся во Дворце культуры ВЭФ, собирается до 300-400 мусульман.

Ежегодно в летнее время, начиная с 1996 года, организовывается двухнедельный детский исламский лагерь, где около 30 детей учат азы ислама. При Исламском центре работает воскресная школа, в которой изучается арабский язык и исламская культура.

Для захоронений мусульман имеются два мусульманских кладбища. Историческое было открыто в Риге в 1890 году на территории кладбища Микеля. В 1991 году открылось второе мусульманское кладбище в Яунциемсе. Оба кладбища, согласно заключенному договору с Рижской Думой, обслуживает Латвийское татаро-башкирское общество.

Деятельность татарских обществ в Латвии с 2003 года курирует Министерство культуры этой республики. Для организации концертов предоставляется бесплатное оформление виз артистам из-за рубежа. Латвийское радио ежемесячно выделяет 30 минут эфирного времени для татарской передачи. Министерством оказывается и финансовая поддержка. В частности, для членов общины организуются бесплатные курсы изучения латышского языка и истории, что существенно облегчает процедуру принятия гражданства Латвийской Республики.

Позиция прибалтийских татар одинакова: они лояльны к своим новым государствам, принимают все меры для безболезненной интеграции в балтийское сообщество с сохранением своей самобытной культуры и языка.

Большинство татарских культурно-национальных обществ стран Балтии активно сотрудничают с Исполкомом Всемирного конгресса татар, многие являются его коллективными членами.

На начало 90-х в Литве проживало 5135 татар, в Эстонии - 4058. В настоящее время в Литве количество татар увеличилось до 7 тысяч, в Эстонии их число сохранилось на уровне 4-х тысяч.

В Литве большинство наших соплеменников живут в Вильнюсе. Расселены они и в Каунасе, Тракае, Алитусе, Шальчининском районе, поселке Кретинга, деревнях Немежисе, Райжяй, Кятурясдишимт Тоторю (Сорок Татар), Пагиряй, отдельных сельских хуторах.

В Эстонии татары проживают в Таллинне, Пярну, Нарве, Йыхве, Маарду, Ярве, Тарту.

В обоих государствах работают общественные организации и объединения татар.

В 1989 году было создано Общество культуры литовских татар Вильнюсского края. Первым его председателем стал журналист М.Байрашевский. Основатели общества в этот период встали перед серьезной дилеммой: к каким татарам - крымским, астраханским или казанским - относятся литовские татары? Язык какой этнической группы татар принять в качестве второго родного, ибо для татар Литвы давно уже материнскими языками стали литовский и польский? Да и в исполнении религиозных обрядов из-за долгой изоляции у них были значительные расхождения с ханифитским толкованием ислама, распространенным на Волге и Урале. Разногласия были сняты после участия делегации литовских татар в работе I Всемирного конгресса татар. Тесное сотрудничество и консолидация с основной частью нации, живущей в Урало-Поволжском регионе, стали главным вектором деятельности наших соотечественников в Литве. В последующие годы общество, перерегистрированное как "Общество татар Литвы", возглавляли поэт А.Якубаускас и доктор технических наук Р.Макавяцкас.

С 1991 года в Вильнюсе работает татарская воскресная школа, в которой до 1999 года преподавались история ислама. После регистрации школы в 1999 году в Министерстве просвещения как негосударственное учебное заведение в ней было начато изучение татарского языка и литературы, истории. Вскоре воскресные школы по изучению татарского языка открылись и в других городах.

Благодаря энергии членов общества были отремонтированы мечети в Каунасе, деревнях Кятурясдишимт Тоторю Вильнюсского района и Райжяй Алиутского района. Наладился выпуск газеты "Литва татарлары", создан ансамбль "Алия". Отделения Общества литовских татар открылись во многих районах страны. Так, в 1992 году в Шальчининском крае жили всего 42 татарина, но и они создали отделение Общества литовских татар. Возглавил его журналист Г.Садыков. В 1996 году появился Союз общин татар Литвы. В 1997 году татары Литвы на государственном уровне отметили 600-летие поселения татар на землях Великого княжества Литовского. В торжествах участвовала делегация государственных и общественных деятелей Татарстана. В марте 2003 года новым председателем Союза стал поэт, доктор наук А.Якубаускас. Деятельность общины в настоящее время концентрируется на обучении детей татарскому языку, приобщении к культуре и исламу, издании газеты "Летувос тоторяй", проведении летних лагерей для молодежи, сотрудничестве с татарами, проживающими на территории Польши и Беларуси.

Татарское общество в городе Висагинас (Литва) существует пять лет. За это время членами общества создана воскресная школа по изучению родного языка, ученики которой стали лауреатами Ялтинского фестиваля "Сөембикэ варислары-2000". Создан взрослый музыкальный коллектив "Мирас". 31 мая этого года в Висагинасе проведен традиционный праздник сабантуй, на который съехались татары из Вильнюса, Каунаса, Алитуса. Общество поддерживает добрые отношения и с татарами соседней Латвии.

Так же, как и в других странах Балтии, в Литве сохраняется традиционное доброе отношение к татарской диаспоре. Татарские организации в этом государстве тесно сотрудничают с Департаментом национальных меньшинств при Правительстве Литвы, директором которого является А. Петраускас.

В Эстонии тоже существуют несколько компактных татарских обществ.

В 1988 году было создано Татарское общество культуры, возглавлявшееся Т.Сейфуллиным. Деятельность общества оказалась малоэффективной, и вскоре оно перерегистрировалось как Татарская община Эстонии с центром в городе Маарду. В 1995 году от нее отделилось Общество культуры татар Эстонии "Идель", официально зарегистрированное в Министерстве культуры Эстонии. Члены Общества отмечают религиозные праздники, проводят сабантуи, литературные вечера, ухаживают за мусульманским кладбищем. В воскресной школе проводятся занятия по изучению татарского языка и арабской письменности, работает библиотека татарской литературы, существует хор, открыты курсы эстонского языка. До 2000 года Общество возглавлял режиссер театра "Салонг" Д.Ахметов, теперь им руководит Т.Зарипов.

У Общества "Идель" налажены хорошие контакты с татарскими обществами г.Йыхви (Идавирумасское татарское культурное общество, председатель Р.Камалов), Нарвы (Татарский культурный центр, председатель Р.Измайлов) и Пярну. В 1996 году эти общества провели на эстонской земле встречу с татарами Финляндии. Традиционным стало проведение Сабантуя трех прибалтийских государств. В 2003 году он прошел в г.Палдисе.

Татарское культурное общество имени Г.Тукая, возглавляемое И.Касыйм-Калошиной, работает в городе Пярну. В городе Тарту общество "Hyp" возглавляет X Юсупов. Татарские общины вступили в Ассоциацию национальных меньшинств Эстонии, одним из руководителей которой является Т.Сейфуллин.

Правительство Эстонии оказывает помощь татарской общине. Так, активистка культурного общества "Идель" Ф.Хадиуллина с 1979 года преподает в воскресной школе и совместно с русской редакцией на местном радио ведет передачу "Серебряная нить", посвященную жизни представителей разных национальностей Эстонии.

Рустам Гайнетдинов.

"Татарские новости", №11, 2003 г.