Публикации > Просмотр публикации
По бездорожью - к триумфу

Победители "Париж-Дакар" вернулись домой

Это произошло впервые за 26-летнюю историю ралли "Париж - Дакар": в четверке сильнейших оказались три российских экипажа. Вчера на родину, в Казань, вернулись измотанные гонкой, но счастливые победители - Владимир Чагин и Семен Якубов, серебряные призеры Фирдаус Кабиров и Сергей Савостин и занявшие четвертое место Ильгизар Магдеев и Сергей Гиря.

За 18 дней гонки, которая называлась нынче "Телефоника-Дакар-2004", экипажи прошли через 17 этапов (17 кругов ада!) общей протяженностью более 11 тысяч километров. Экипажу Владимира Чагина потребовалось на это 68 часов 13 минут и 49 секунд. Почти на час (точнее, на 53 минуты 38 секунд) отстал от лидера "КамАЗ" Кабирова. Общий результат экипажа Магдеева, впервые участвовавшего в ралли и пробившегося на четвертую позицию только к концу 15-го этапа, - 75 часов 4 минуты 9 секунд. Кстати, его грузовик был зарегистрирован в гонке как автомобиль быстрой технической помощи.

Однако считать, что 26-й "Дакар" был по сути состязанием российских грузовиков, было бы по меньшей мере неправильным. В классе грузовых автомобилей было заявлено 68 команд, и как минимум 6 из них могли реально претендовать на победу. Так во всяком случае считает "золотой" пилот Владимир Чагин:

- Выиграть было по-настоящему трудно. Равная борьба шла всю дистанцию. Но результат на финише зависит не от машины, а от команды, ее тактики, стратегии и физических возможностей. С самого начала гонки был задан очень высокий темп, который в итоге выдержали немногие. На первых этапах определились 20 лидеров, потом их осталось 15, к концу ралли - всего шесть. Те, кого "выбило", оказались вне борьбы именно потому, что не смогли выдержать бешеный темп гонки.

- Для вас нынешний "Дакар" - тринадцатый по счету. Каких-либо суеверий по этому поводу не было?

- Были. И они в какой-то мере оправдались. Мы, к примеру, рассчитывали на новые двигатели, однако ехать пришлось на старых - нашему три года, мотор "КамАЗа" Фирдауса Кабирова еще старше. Утешало одно: моторы хоть и не новые, но притертые и надежные. Незадолго перед выездом "движки" были отправлены в Ярославль, где прошли полную ревизию и необходимую доводку. К счастью, все обошлось: во время гонки двигатели показали себя прекрасно и никаких проблем с ними не возникло. И вообще чертова дюжина теперь для меня - счастливое число.

- Как вы реагировали на сход с дистанции команд "ДАФа" и "Татры"?

- Нам их было искренне жаль. Но "ДАФ" выбыл из борьбы потому, что не выдержал заданной им самим скорости. Первое, что сказал Семен Якубов, когда с дистанции сошел Де Рой-младший, - фраза из "Маугли": "Акела промахнулся". Семен Семенович выдвинул предположение, что у Де Роя полетели рессоры. Так оно и оказалось.

- На трассе все участники ралли были конкурентами. А в промежутках между этапами?

- Братьями по счастью (или по несчастью). С той же командой "Татры", "ДАФа", да и со всеми остальными у нашего экипажа сложились довольно тесные отношения. После очередного финиша многие гонщики запросто подходили к своим конкурентам, рассказывали о собственных впечатлениях. Правда, эти теплые отношения имели свой предел. Мне, например, всегда очень хотелось заглянуть в кабину соперника, но сделать это так и не удалось. Все спортсмены - люди суеверные, а пустить чужого в свою машину - плохая примета. Это все равно что дать кому-то померить обручальное кольцо.

- Сколько килограммов вы сбросили за две недели гонки?

- Еще не взвешивался, но, думаю, десяток, не меньше. Причин тому много. Но главная - недостатки в организации ралли. Организаторы "Дакара" сделали все, чтобы "удивить" его участников, и им это удалось. График был составлен таким образом, чтобы команды, что называется, не расслаблялись. Так оно и вышло: пилоты спали по три часа в сутки. Спящего механика за все время гонки я ни разу не видел - ремонт, перегон, снова ремонт и так далее. Плюс постоянное нервное напряжение и откровенно плохое питание.

- Какой из этапов был для вашего экипажа самым изнурительным?

- Девятый - 740 километров по бездорожью. Чтобы читателям было понятно, что это такое, пусть представят себе путешествие из Петербурга в Москву без остановок при полном отсутствии дорог в условиях погони. Я иногда думал, что до финиша не доберемся. Кстати, именно на этом участке сошла пятая часть участников.

- Чем займетесь в ближайшие дни?

- Неделю буду есть пельмени и спать. А дальше начнется подготовка к следующему "Дакару". Нам предстоит серьезно поработать над подвеской. 13-й "Дакар" лично мне дался значительно тяжелее, чем предыдущий.

- Многие гонщики, возвращаясь после соревнований в обычную жизнь, страдают патологической жаждой скорости. Вы из таких?

- Слава богу, нет. Садясь за руль в мирных условиях, я испытываю настоящий кайф от того, что не надо ни за кем гнаться. За превышение скорости мою "Тойоту" гаишники тормозят от силы раз в месяц.

- Кроме гонок что-то еще в этой жизни вас привлекает?

- Горные лыжи. Наверное, потому, что в чем-то они сродни автомобильным гонкам - надо уметь быстро оценивать ситуацию, принимать решение, ориентироваться во времени и в пространстве. Кстати, я и на лыжи-то встал 15 лет назад, когда начал всерьез заниматься автогонками. Однако большого мастерства в горных лыжах не достиг. Так что в этом деле гонщик Чагин - "чайник".

Татьяна Колчина, Казань



"Российская газета", 21 января 2004 г.