Публикации > Просмотр публикации
Фестиваль под знаком реконструкции

Шаляпинский оперный временно сменил прописку

Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина откроется в Казани 6 февраля. Его традиционная площадка - Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля переживает грандиозный ремонт, но организаторы оперного смотра не стали нарушать многолетнюю традицию: фестиваль пройдет на других сценах. Такие экстремальные условия наложили свой отпечаток на фестивальную программу.

Оперный театр в Казани скрыт от посторонних глаз строительными лесами. Деловитые люди в синих робах вносят-выносят через служебный вход какие-то тюки, доски, свертки. И на сценической площадке царят не артисты, а рабочие турецкой фирмы «Одак», ведущей реконструкцию здания.

Понятно, что в таком состоянии театр принять фестиваль, который проводится в 23-й раз, не может. Поэтому Шаляпинский нынче из родных стен перебазируется на другие сценические площадки. Оперные спектакли пройдут в театре имени Галиаскара Камала, концертную программу фестиваля можно будет посмотреть в государственном Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева, а на репетиции артистов и музыкантов будут ждать в музыкальном училище, зале Татгосфилармонии на улице Павлюхина и в Доме актера имени Марселя Салимжанова.

- Мы очень благодарны коллегам, которые с пониманием отнеслись к нашим проблемам и делают все возможное, чтобы фестиваль в этих условиях все же состоялся, - говорит художественный руководитель казанской оперы ГузельХайбулина. - Особая признательность - администрации Камаловского театра, которая на целую неделю отдала нам свою сцену. Ведь сегодня это единственное место в городе, где можно играть оперные постановки.

Традиционно первым спектаклем фестиваля станет «Борис Годунов» Мусоргского. Впрочем, это, пожалуй, единственная традиция, которая будет нынче соблюдена. Помощь коллег не уберегла фестиваль от потерь, неизбежных при смене местожительства. Вместо обычных 8-10 спектаклей на этот раз зрители увидят всего 5. Кроме «Годунова», это будут две последние премьеры казанского оперного сезона -«Набукко» Верди и «Искатели жемчуга» Бизе, а также опера Пуччини «Тоска» и «Аида» Верди. Причем последняя - в концертном варианте. Поскольку сцена Камаловского театра не смогла вместить и половины постановочных декораций этой оперы, организаторы пошли на компромисс и перенесли ее исполнение в Большой концертный зал. Впрочем, как ни парадоксально это прозвучит, сокращение наименований в фестивальной афише в определенном смысле пошло Шаляпинскому даже на пользу. Ибо позволило организаторам сделать акцент на концертной программе, а значит, пригласить больше новых исполнителей. В итоге фестиваль, проходящий в столь экстремальных условиях, оказался самым богатым за последние годы по составу участников - 54 исполнителя из 9 стран ближнего и дальнего зарубежья. Причем наиболее представительной станет как раз концертная версия «Аиды»: почти всех ее участников - артистов из России, Австрии, Латвии и Молдовы казанская публика увидит впервые.

- Надеемся, исполнительский состав в данном случае компенсирует зрителям отсутствие сценического действия, - полагает г-жа Хайбулина. И советует казанцам обратить особое внимание на исполнительницу партии Аиды, молодую солистку Санкт-петербургской оперы Татьяну Саламахину.

- Для нас это был определенный риск - пригласить на фестиваль, на такую серьезную партию пока малоизвестную певицу, - говорит худрук оперы. - Но исполнительница очень талантлива, и я думаю, это будет своего рода открытие.

Множество открытий ждет публику и на концерте солистов, который пройдет в БКЗ 7 февраля. Больше половины его участников - новые для казанского зрителя имена, молодые исполнители из России и стран Западной Европы, попавшие на фестивальную сцену благодаря кастингам, которые администрация оперной труппы проводила на протяжении всего минувшего года. Кстати, наш театр, пожалуй, единственный проводит такой отбор исполнителей, прослушивая ежегодно около сотни человек. В последний год подобные кастинги в Европе казанский оперный проводит с участием ведущих агентур, которые привлекают лучших молодых артистов западной сцены. - Наша цель - дать зрителю возможность услышать новые имена, новые голоса, подлинно европейский стиль исполнения, - говорит ГузельХайбулина. - Можно смело сказать, что шаляпинский фестиваль - единственный в России культивирует манеру оперного пения. Больше этим никто не занимается.

Именно европейской манерой пения намерены организаторы поражать публику и на традиционном заключительном гала-концерте, который пройдет на сцене БКЗ 14 и 15 февраля. Да, в этом году - опять же впервые - программа гала-концерта будет повторяться два вечера подряд, а значит, посетить ее сможет вдвое больше народу, ведь именно билеты на заключительный день фестиваля пользуются традиционно самым большим спросом. И опять, как это ни парадоксально, благодарить за такую возможность зрители должны реконструкцию, потому что сокращение фестивальной программы позволило организаторам уделить больше внимания гала-концерту, который на этот раз готовился не по принципу «кто сможет, тот останется», а по специальной программе. И многие европейские солисты, которых отобрали опять же в результате многочисленных кастингов с участием западных театральных агентур, приедут в Казань именно на эти два дня. Кстати, специально на гала-концерт пожалует и любимец казанской публики Михаил Казаков, который сейчас находится в Дюссельдорфе.

По словам г-жи Хайбулиной, приглашенные исполнители знают о том, что нынешний фестиваль проходит в несколько необычных условиях. Но никто из них не отказался от участия по причине временных неудобств (все же для любого артиста лучше, когда репетиции и выступления проходят в одном помещении).

- Сложные условия - не повод для того, чтобы не играть спектакли, - считает худрук оперы. - Да, нынешний фестиваль - это сумма компромиссов. Но мы надеемся, что профессионализм участников позволит провести его на должном уровне.

Газета "Известия", региональное приложение "Известия-Татарстан", 30 января 2004 г.