Публикации > Просмотр публикации
Арифметика наоборот

Парламент узаконил изменения в бюджет

Вчера пленарная сессия Госсовета Татарстана внесла изменения в закон о бюджете республики на 2003 год. Это был чисто технический законопроект: требовалось узаконить в главном финансовом документе полученные и уже распределенные в конце минувшего года дополнительные доходы. Тем не менее он вызвал возражения у депутата Александра Штанина, который был недоволен действиями республиканского правительства.

Как отметил в своем выступлении министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин, 306,3 миллиона рублей поступили из федерального Фонда компенсаций средств на возмещение расходов по предоставлению льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Кроме того, в республиканскую казну поступили дополнительные налоговые доходы в размере 1,3 миллиарда рублей - за счет превышения реальных сборов над плановыми по ряду налогов, неналоговые доходы за счет перечисления предприятиями дивидендов по акциям, принадлежащим государству, а также за счет части прибыли ГУПов, платежей за регистрацию имущественных прав и административных платежей.

Дополнительные средства, судя по законопроекту, Кабмин Татарстана намеревался направить на финансирование сельского хозяйства, правоохранительной деятельности, геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы республики, на капитальные вложения, поддержку транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и искусства, здравоохранения и на оказание финансовой помощи бюджетам районов. Но Бюджетный кодекс Российской Федерации, указало в своем заключении правовое управление Госсовета республики, не предусматривает возможность расходования бюджетными получателями средств предыдущего финансового года в текущем финансовом году. И значит, сделали вывод юристы, предлагаемые к распределению средства 2003 года уже израсходованы в том же 2003 году. В противном случае их распределение, как следует из Бюджетного кодекса России, должно осуществляться уже в рамках бюджета 2004 года. Татарстанское правительство, получив в 2003 году допдоходы, должно было закрепить их распределение законом до начала 2004 года. Появление же на свет законопроекта только сейчас - нарушение бюджетного законодательства.

Кроме того, перечень отраслей и мероприятий, предложенный законопроектом для финансирования, оказался шире того списка, на который закон о бюджете-2003 предоставлял возможность Кабинету министров направлять дополнительные доходы.

Депутат Александр Штанин заявил, что заключение правового управления Госсовета дает полное право отклонить данный законопроект. По словам народного избранника, в последние три года исполнительная власть, создавая искусственный дефицит бюджета, ежегодно имела 5-7 миллиардов рублей свободных денег, в том числе и в 2003 году. И каждый год эти средства правительство использовало по своему усмотрению, а потом задним числом предлагало узаконить свои действия.

- 15 декабря Госсовет уже утвердил дополнения и изменения в бюджет 2003 года на 5,5 миллиарда. А теперь нам предлагают утвердить дополнения еще на 1,5 миллиарда рублей, что противоречит и статье 37 закона о бюджете Республики Татарстан, и статье 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Если такие расходы были, то их следовало законодательно оформить еще в декабре. В противном случае, все дополнительные доходы, полученные в 2003 году, подлежат учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года, то есть должны перейти на 2004 год, - отметил г-н Штанин.

Но полемизировать с ним никто не захотел. И после реплики парламентария Сергея Осколка, посоветовавшего «голосовать за то, что нам предложил министр финансов», депутаты дружно последовали его совету.

Газета "Известия", региональное приложение "Известия - Татарстан", 30 января 2004 г.