Публикации > Просмотр публикации
Дружим Кремлями

Вчера в Казани за «круглым столом» собрались те, кто в свое время готовил к подписанию договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Татарстана. 15 февраля этому документу исполнится десять лет.

Напомним, в 1993 году во время работы Конституционного совещания Татарстан не стремился к особому статусу. Он внес предложение строить Федерацию на основе делегирования полномочий - по швейцарской модели. Но аргумент, который многими российскими субъектами поддерживался, Конституционное совещание отказалось рассматривать в принципе. Это вынудило делегацию Татарстана официально выйти из состава КС. Затем на референдуме народ республики не стал голосовать за Конституцию России. В результате образовалась правовая коллизия, разрешить которую удалось как раз после того, как в 1994 году был подписан договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Татарстана.

Соглашение между Москвой и Казанью было заключен на основе 11-й статьи Конституции России, установившей, что полномочия можно разграничивать не только на основе Федеративного договора (этот документ, напомним, Татарстан не подписал), но и на основе иных договоров Российско-татарстанский договор предполагает разграничение полномочий на основе их взаимного делегирования, что принципиально отличает этот документ от Федеративного договора. К тому же договор между Казанью и Москвой бессрочный и не может быть пересмотрен в одностороннем порядке. Это оговорено в его тексте.

Документ, подписанный десять лет назад, по мнению председателя Государственного совета Татарстана Фарида Мухаметшина, снял напряжение в отношениях между Российской федерацией и республикой, став примером цивилизованного решения проблем государственного строительства. Заключение беспрецедентного в истории России договора, считает г-н Мухаметшин, доказало принципиальную возможность цивилизованного разграничения полномочий между центром и регионами Татарстан предложил действенные способы децентрализации управления. Получив широкий круг полномочий, Татарстан максимально использовал их для укрепления экономики республики, а значит, и для увеличения налоговых сборов и отчислений в федеральный бюджет.

- Федеральный законодатель в последующем процессе государственного строительства обязан был учитывать наличие такого договора, но не делал этого, - полагает один из тех, кто готовил изменения в российско-татарстанский документ, член президиума Госсовета республики Марат Галеев. - И в результате постепенно накапливались противоречия между республиканским и федеральным законодательствами. Например, Татарстан, исходя из делегированных ему договором полномочий, в частности, права собственности на недра, разработал собственный закон, который обеспечил дифференцированное налогообложение при добыче нефти в зависимости от горно-геологических условий и дал позитивную динамику развития. Но кампания по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным и создание вертикали власти привели к ликвидации этого закона и, как мы полагаем, нарушению договора. В результате был закрыт целый ряд нефтяных скважин в Татарстане и появились 10 тысяч безработных.

И все же г-н Галеев не сомневается рано или поздно федеральный центр должен понять, что в статье 9 Конституции России не случайно записано недропользование - это совместная компетенция.

- Всяческое оттирание властей субъектов от регулирующих функций в недропользовании оборачивается против самой России, - утверждает член президиума -Думаю, либо через договор, либо через корректировку федерального законодательства к этому вопросу все равно вернутся. И дело не только в отношениях Татарстана с федеральным центром Якутия и Ямало-Ненецкий округ вышли с рядом законодательных инициатив, чтобы вернуться к решению вопроса о недропользовании в рамках «двух ключей».

Между тем стремительно изменяющееся правовое поле в стране и принятие новой редакции Конституции Татарстана потребовали откорректировать договор между Москвой и Казанью. Летом 2002 года была создана специальная республиканская комиссия, которая подготовила свои предложения. Их передали в Москву. Но федеральный центр предложил не форсировать эту работу до подписания договора с Чеченской Республикой. Руководство Татарстана согласилось с таким подходом. Тем не менее, аргументы остались теми же. - Это должен быть договор, который установит четкие юридические отношения между федеральным центром и Татарстаном, - уверен глава республиканского парламента Фарид Мухаметшин. - Конечно, не без дополнительных полномочий Татарстана. Договор должен принять форму федерального закона, пройдя через обе палаты российского парламента, и стать обязательным для обеих сторон. Мы готовы пройти этот непростой путь.

В необходимости договора убежден и государственный советник по политическим вопросам при президенте Татарстана Рафаиль Хакимов. В такой огромной и разноплановой стране, как Россия, полагает г-н Хакимов, всегда останется место для решения каких-то вопросов через договора. К примеру, если брать нашу республику, это вопросы обеспечения татарских школ за пределами Татарстана. Советник Минтимера Шаймиева уверен так же, как и г-н Галеев: центр придет к пониманию, что Федерация строится на принципе разделенного суверенитета. - Вертикаль власти - неэффективная система управления и, я думаю, ее время скоро закончится, говорит г-н Хакимов. - Победит формула «Сильные регионы -сильная Россия», на которой мы всегда настаивали.

В первом послании Владимира Путина федеральному собранию России слово «федерализм» не употреблялось ни разу, отметил Рафаиль Хакимов. По его мнению, в первые два года президентства Путин вообще исключил это слово из своего лексикона. Но все меняется: в Конституции Чечни оставлено понятие «суверенитет», а это, на взгляд советника татарстанского президента, свидетельствует о смягчении позиций федерального центра.

Газета "Известия", региональное приложение "Известия -Татарстан", 13 февраля 2004 г.