Публикации > Просмотр публикации
Мухаметшин Ф.: "Избиратель Республики – требовательный и беспристрастный экзаменатор"

В непростой "междувыборный" период развернутое интервью журналу "Татарстан" дал Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Хайруллович Мухаметшин.

- Фарид Хайруллович, как Вы оцениваете итоги выборов в Государственную Думу РФ? Чем новая Дума будет отличаться от прежней?

- Оцениваю положительно. Я не могу быть недовольным результатами прошедшей избирательной кампании. Во-первых, выборы в республике состоялись при высокой явке - более 77% татарстанцев 7 декабря пришли на свои избирательные участки. Во-вторых, выборы в Татарстане прошли чисто: свидетельством тому являются мнения и оценки многочисленных наблюдателей от партий и кандидатов в депутаты, представителей международных организаций стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Наконец, и меня это не может не радовать, партия "Единая Россия" набрала в республике почти 60% голосов. Это один из самых высоких результатов среди субъектов Российской Федерации.

Однако не скажу, что вся избирательная кампания прошла гладко, без сучка и задоринки. Не обошлось и без "черного пиара", особенно на ее завершающей стадии. И это не случайно. Слишком высока была цена итоговых результатов: впервые партии боролись не просто за доверие избирателей и депутатские мандаты в Государственной Думе, но и за перспективы своего будущего политического существования, за возможность оказывать действенное влияние на формирование исполнительной ветви государственной власти России.

Как и предполагалось, основная борьба за думские мандаты в республике, да и в целом по стране, развернулась между "Единой Россией" и КПРФ. И этот ответственный экзамен на политическую зрелость и партия "Единая Россия" в целом, и ее Татарстанское региональное отделение с честью выдержали. Российский избиратель откликнулся на призыв Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина поддержать "Единую Россию", оказать доверие проводимой в стране политике реформ и поступательных изменений. Люди подошли к этой оценке вполне осознанно. Они сделали свой выбор. В его основе твердая убежденность россиян в необходимости дальнейшего укрепления социальной стабильности, целенаправленного конструирования гражданского общества и демократии в стране. Российское общество перестает шарахаться из стороны в сторону, когда в одном случае нужно все отнять и поделить, а в другом - все разрешено. Партия победила не за счет каких-то новых избирательных технологий, а по итогам реальных дел.

В IV Государственной Думе "Единая Россия" будет контролировать более 300 депутатских мандатов. А с учетом возможных коалиционных союзов с другими партиями будет иметь конституционное большинство. Это действительно впечатляющая победа!

Вы правы, предположив, что Дума четвертого созыва будет отличаться от прежней. Повысится ответственность партий за предвыборные обещания. Начиная буквально с сегодняшнего дня, победители должны начать реализовывать все то, о чем они заявляли в своих программных документах. Иначе избиратель не станет их поддерживать в следующей кампании. Кроме того, в новой Думе создан мощный центр, ориентированный на продолжение реформ и дальнейшую социально-экономическую стабилизацию. Конечно, жаль, что не осталось правых сил. Дума оскудела без них. Но я предполагаю, что "Единая Россия" возьмет на вооружение все их ценные идеи и будет претворять их в жизнь. Единороссы должны немного "поправеть", чтобы восстановить политический баланс. Потому что левое крыло никогда этими идеями не воспользуется, как и партия Жириновского.

- Почему, на Ваш взгляд, в российский парламент не прошли правые?

- Не открою Америки, если скажу, что в своем провале правые партии виноваты, прежде всего, сами. Вместо того чтобы напрямую общаться с избирателями, поступательно отстаивать пункты своих предвыборных программ, СПС и "Яблоко" зациклились на выяснении отношений между собой. Все теледебаты с участием этих партий, в конечном итоге, сводились к противодействию партийных лидеров. В результате они так и не смогли консолидироваться. А избиратели, которые обычно голосуют за правых, 7 декабря, вполне возможно, либо вообще не пришли на избирательные участки, либо проголосовали против всех.

- За счет чего партии "Единая Россия" удалось добиться поддержки большинства избирателей республики?

- Результаты голосования в Татарстане также красноречиво говорят о большой поддержке избирателями республики политики Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Они свидетельствуют о высоком уровне доверия сопредседателю Высшего Совета партии "Единая Россия", Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шариповичу Шаймиеву и несомненной поддержке Татарстанского регионального отделения партии "Единая Россия".

Следует отметить, что впервые избирательная кампания проходила в соответствии с новым федеральным законодательством, что внесло существенные коррективы в ход подготовки и проведения выборов в нижнюю палату. Впервые "Единой России" пришлось отстаивать свои идейные позиции в открытом противоборстве с представителями широкой коалиции наших политических оппонентов в лице 17 партий и 5 избирательных блоков. Впервые мы целенаправленно боролись за голоса татарстанских избирателей, сочетая традиционные и апробируя новые формы и методы партийной работы.

Результаты голосования стали отражением реалий политической жизни и выражением симпатий населения республики. Выборы показали, что за последние годы наш избиратель стал мудрее. Все меньшей популярностью пользуются партии, выступающие с радикальными идеями и популистскими лозунгами. Люди хотят видеть в парламенте России специалистов и профессионалов своего дела.

В основе достигнутого успеха лежит ответственный партийный подход на всех этапах избирательной кампании. Это и сбор подписей в поддержку "Единой России". В кратчайшие сроки - в течение одной недели - их было собрано более 140 тысяч. На совещании, проведенном в Центральном избирательном штабе, Татарстан был отмечен в числе регионов, наиболее успешно прошедших данный этап предвыборной кампании.

Это и обеспечение участия в предвыборных мероприятиях руководителей партии, ее доверенных лиц и непосредственно самих кандидатов, баллотировавшихся как по одномандатным округам, так и по региональному списку.

Достаточно сказать, что сопредседатель Высшего Совета партии "Единая Россия" Минтимер Шарипович Шаймиев лично провел более 50 встреч с избирателями.

Особо хочу отметить большую работу, проведенную доверенными лицами и активистами нашей парторганизации, кандидатами в депутаты в трудовых коллективах республики. Наиболее активно она велась в Набережных Челнах, Зеленодольске, Нижнекамске, Казани, на юго-востоке республики и в других промышленных центрах Татарстана. В ходе таких встреч не всегда легко было завоевать симпатии людей. Но именно потому так важны и нужны были откровенные разговоры с избирателями. Всего активом партии было проведено более 500 подобных встреч, на которых присутствовало свыше 200 тысяч избирателей. Завершившаяся кампания продемонстрировала поддержку "Единой России" абсолютным большинством общественных объединений Татарстана. В ходе избирательной кампании Региональным отделением партии "Единая Россия" было подписано более 30 соглашений о сотрудничестве с общественными организациями: творческими союзами художников и композиторов, писателей и театральных деятелей, Республиканским Советом ветеранских организаций, Ассоциацией национально-культурных организаций Татарстана, Торгово-промышленной палатой и многими другими. Все это позволило нам в самый ответственный избирательный период предметно работать с конкретными электоральными группами, быть в курсе их настроений и проблем, оперативно реагировать на поступающие обращения. Самое непосредственное участие в предвыборной работе вместе с "Единой Россией" приняло Республиканское общественно-политическое движение "Татарстан - Новый век" - "Татарстан - Яна гасыр". На своем съезде движение ТНВ открыто выступило в поддержку партии и ее кандидатов и в своем обращении к избирателям республики призвало голосовать за "Единую Россию". Объединение усилий двух ведущих общественно-политических сил Татарстана упрочило доверие населения к партии "Единая Россия", проводимой руководством республики политики социально-экономического обновления общества.

В целом по Российской Федерации Татарстанское региональное отделение "Единой России" - самое многочисленное. За период с сентября по декабрь 2003 года численность нашей партийной организации возросла с 42 до почти 66 тысяч человек. В республике создано более 800 первичных парторганизаций.

Из прошедшей избирательной кампании мы вышли политически окрепшими и более опытными. Но нам нельзя расслабляться. С победившей партии спрос будет особым. Впереди еще не один серьезный экзамен. В первую очередь, это и выборы Президента Российской Федерации, и избрание нового состава Государственного Совета Республики Татарстан. И выставлять оценку нашей партии будет очень требовательный и беспристрастный экзаменатор - избиратель республики.

- Какие задачи стоят перед новоизбранными депутатами Государственной Думы от Татарстана?

- Я думаю, в отличие от третьего созыва, на сей раз удастся сплотить представительную группу депутатов от Татарстана. Во многом благодаря тому, что помимо семи кандидатов от "Единой России", избранных по партийным спискам, ее представители были поддержаны и во всех пяти одномандатных округах. Учитывая, что член Политсовета партии "Единая Россия" Фарида Гайнуллина избрана депутатом по Саратовской области, получаем 13 сторонников. Думаю, это немало Они все очень грамотные, толковые и, в общем-то, известные в Республике Татарстан люди с опытом работы, что должно положительным образом сказаться на их законотворческой деятельности.

Татарстанские избиратели отдали в пользу партии "Единая Россия" свыше 1 миллиона голосов Мы имели полное право претендовать на один из ключевых постов в Госдуме. И мы его получили: Олег Морозов стал вице-спикером. Но мы, конечно, не за посты боролись. Считаю, наши депутаты должны консолидироваться в одной из фракций или в одном из депутатских объединений. Мы ратовали за сохранение депутатской группы "Регионы России" во главе с Олегом Морозовым, чтобы депутаты от Татарстана вошли в нее и не "растворились" в других фракциях. Убежден, что полномочные представители Татарстана в Государственной Думе в ближайшие четыре года будут достойно и ответственно отстаивать интересы нашей многонациональной республики, конструктивно решая общефедеральные и региональные задачи страны. Через эту группу депутатов мы постараемся лоббировать, в хорошем смысле этого слова, интересы республики.

- Подходит к концу срок полномочий нынешнего созыва Государственного Совета Республики Татарстан. Как Вы оцениваете его работу?

- Государственным Советом проведена очень серьезная законотворческая работа, весьма успешно реализовывались представительская и контрольная функции. В начале 2003 года нам удалось на базе решения, принятого Конституционным Судом России, отстоять полномочия своих депутатов, легитимность которых уже не первый год пытались подвергнуть сомнению. Этот год был очень плодотворным и в части обращения совместно с башкирскими коллегами в Конституционный Суд Российской Федерации. Напомню, им принято решение о том, что вопросы, затрагивающие конституционные и уставные права субъектов федерации, вправе рассматривать наряду с Конституционным Судом Российской Федерации и конституционные (уставные) суды российских регионов. Я считаю этот вердикт победой всех представительных органов власти субъектов Российской Федерации.

В 2003 году было принято немало социально значимых законов. Например, "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье". Отныне такие семьи станут получать своеобразную зарплату за воспитание приемных детей на уровне ставок бюджетников. На мой взгляд, это новшество поможет решить проблему беспризорничества в республике. Ведь многие известные педагоги утверждают, что ребенок лучше развивается именно в семье, а не в детдоме или приюте.

Ряд законов был направлен на то, чтобы сделать нашу власть еще более публичной, а народ более политически активным. С этой целью были приняты законы о народном обсуждении наиболее важных вопросов государственной жизни республики, о порядке рассмотрения обращений граждан и некоторые другие.

Впервые мы достаточно рано приняли бюджет республики на 2004 год. Несмотря на то, что доходная часть значительно сократилась из-за того, что часть налогов ушла в федеральный центр, нам удалось сохранить социальную направленность основного финансового закона республики и, более того, изыскать средства на увеличение заработной платы учителей (76 млн. рублей).

В части законотворчества хотелось бы еще выделить принятие законов, связанных с формированием будущего парламента Татарстана. Среди них - закон о выборах депутатов Государственного Совета, в котором прописан новый порядок формирования парламента по партийным спискам и одномандатным округам, как этого и требует федеральное законодательство. Сейчас мы завершаем работу над законом о статусе депутата Государственного Совета. Почему-то в прессе он вызвал большие споры. Я остаюсь убежденным сторонником того, что такой закон необходим. Возведение полномочий депутатов в ранг закона должно дисциплинировать народных избранников. Подходит к концу и работа над регламентом будущего парламента. Он необходим для того, чтобы новому составу депутатского корпуса не пришлось начинать свою деятельность с нуля.

Госсовет провел немало парламентских слушаний, на которых поднимались злободневные вопросы. Мы активно использовали и такую форму работы, как выездные заседания Президиума и постоянных комиссий парламента. За эти четыре года мы, что называется, по-настоящему притерлись друг к другу. Конечно, существует определенная группа депутатов, которая всегда работала активно, а вот некоторых парламентариев нам так и не удалось расшевелить. Хотя, должен сказать, многие из них не любят заниматься публичной парламентской деятельностью, но в то же время активно работают на своем избирательном участке. Я не считаю, что главное для парламентария - это выступать у микрофона. Хотя умение ставить проблему и аргументированно защищать интересы своих избирателей сегодня, наверное, выходит на первый план.

В будущем парламенте не будет глав администраций. Вместе с тем, нужно отметить, что своим участием в работе комиссий, реальными делами и жизненной практикой они привносили много полезного в те решения, которые мы принимали. С другой стороны, новый состав Госсовета обогатится представителями партий - людьми, сплоченными общими интересами. Посмотрим, в какой форме будет проходить парламентская работа. Хотелось бы, чтобы в ней было больше деловитости, а не одного лишь партийного вещания.

Каких депутатов лучше иметь в парламенте? Пусть решает избиратель. Ведь народный избранник будет отстаивать через законотворчество его интересы. И поэтому выбирать надо не тех, кто обещает крышу починить, а тех, кто проголосует за закон, по которому исполнительная власть будет нести ответственность за дырявую крышу. Я считаю, что с формированием Государственного Совета Татарстана по смешанному принципу в республике начнется новый этап политического процесса, связанного с его дальнейшей демократизацией.

- Можно ли прогнозировать, что результаты выборов в Госсовет 14 марта будут примерно такими же, как и 7 декабря 2003 года?

- Трудно сейчас делать политические прогнозы. Во всяком случае, поддержка кандидатов от партии "Единая Россия" в одномандатных округах и по партийному списку, которая была 7 декабря, - это весомая заявка и на успех в выборах депутатов Государственного Совета.

Вместе с тем, закон предполагает, чтобы в представительных органах власти субъектов федерации присутствовали в обязательном порядке как минимум две партии. Мы заинтересованы в том, чтобы в парламент прошли партии, представляющие интересы большинства населения республики. Я - сторонник многопартийного представительства в Государственном Совете. Но хотелось бы, чтобы это были не карликовые партии, за которыми практически никто не стоит, а такие силы, которые имеют политический вес и собственную позицию. При наличии нескольких фракций мы можем сделать парламент настоящим законодательным органом с борьбой мнений и интересов (в том числе партийных) и через это обеспечить прохождение выверенных и нужных обществу законопроектов.

Как тут не вспомнить Верховный Совет 1990 года, где были две сильные депутатские группы - "Народовластие" и "Татарстан". Какие политические дискуссии возникали, какое порой наблюдалось столкновение мнений, как сражались депутаты за каждую поправку! Иногда они отстаивали прямо противоположные позиции. Приходилось создавать согласительные комиссии с участием Президента республики, чтобы найти компромисс. Вот появятся в Государственном Совете представители разных партий - наверняка дискуссии станут острее и продолжительнее...

- Фарид Хайруллович, расскажите подробнее о новом порядке формирования Государственного Совета. Почему решено остановиться на этих цифрах - 100 депутатов, 20 из которых работают на профессиональной основе?

- Как вы помните, решение принималось очень тяжело. Первоначально мы выбирали между однопалатным и двухпалатным парламентом. Достаточно долго изучали опыт других регионов, проводили согласительные процедуры с федеральным центром. Взвесив все "за" и "против", решили остановиться на однопалатном. Нужно было учесть все: и новое федеральное законодательство, согласно которому половину депутатского корпуса должны составить представители от политических партий, и то, чтобы представительство от всех районов Татарстана было практически равным. На мой взгляд, это удалось.

А что касается того, что часть депутатов вновь будет работать на постоянной основе, так должен отметить, что в нашей республике народные избранники никогда не работали в полном составе на постоянной основе, да и в Российской Федерации немного таких регионов, где парламенты полностью профессиональные. Когда-то у нас было 250 депутатов, сегодня работает 130, в следующем созыве их число сократится до 100. Конечно, содержать всех депутатов на постоянной основе и платить им зарплату на уровне министра для бюджета было бы весьма обременительно. Мы посчитали: 20 парламентариев достаточно для работы на постоянной основе. Они станут готовить документы к заседаниям Госсовета, законы же будут приниматься всем депутатским корпусом. Никакого ущемления в этом нет, зато налицо значительная экономия бюджетных средств.

Как будут распределяться эти 20 депутатских мест, решит уже новый Госсовет. Если в нем, как предполагается, будет представлено несколько партий, я не исключаю возможности какого-то пакетного голосования по освобожденным должностям. Вполне допустимо и рейтинговое голосование по той или иной должности. Проблем в этой части быть не должно.

При избрании руководящих должностей партийное представительство учитываться не будет. Но партии, получившие большее число голосов избирателей, смогут претендовать на большее количество должностей для своих представителей. Вместе с тем, депутаты при голосовании должны быть заинтересованы в том, чтобы, допустим, руководителем бюджетного комитета стал профессионал, хорошо разбирающийся в финансовых вопросах, банковской системе. Чтобы комитет по национальным вопросам и образованию не возглавил человек, далекий от тех специфичных проблем, с которыми данному комитету предстоит работать. Впрочем, аналогичный подход должен быть при выборе и других руководителей комитетов.

Не избранные в профессиональный парламент смогут продолжить работу на своих прежних должностях, совмещая ее с деятельностью депутата Госсовета. Они будут участвовать в работе сессий и заседаниях постоянных комитетов, как, собственно, и работают многие депутаты нынешнего созыва парламента республики и многих законодательных собраний субъектов Российской Федерации.

Надеюсь, что в новый парламент придет больше женщин и молодежи. Часть из них может прийти по партийным спискам. Кроме того, думаю, около 30 процентов нынешних депутатов также изберутся на новый срок.

- Вы отмечали, что движение "Татарстан - Новый век" продолжит свое существование, а Вы остаетесь его руководителем. В чем Вы видите его функцию после марта 2004 года?

- Стратегическое направление, взятое нами по выбору политического партнера движения "Татарстан - Новый век", оправдалось победой, которая одержана в предвыборной борьбе за депутатские мандаты Государственной Думы Российской Федерации. Мы с гордостью можем сказать, что около 100 тысяч сторонников движения "Татарстан - Новый век" значительно усилили союз с "Единой Россией". И в итоге мы получили хороший показатель поддержки населением республики этой партии. Я это оцениваю, безусловно, как доверие к власти.

Движение не изменит политического партнера, и предстоящие выборы пройдут в союзе с "Единой Россией". Мы добились положительных результатов и будем гармонизировать наши отношения. Но в новом парламенте, думаю, будет целесообразно создать две самостоятельные фракции - партии "Единая Россия" и движения "Татарстан - Новый век". Это даст дополнительные возможности для реализации отстаиваемых идей. Я думаю, тактически и стратегически это будет правильно.

А в дальнейшем будем готовиться к выборам в органы местного самоуправления, которые также не за горами. Уже сейчас главы администраций просят, чтобы мы организовали местное самоуправление на уровне городов и районов и пошли на прямые выборы руководителей. Думаю, что в течение следующего года мы к этому придем.

- Каковы перспективы переговорной работы по подготовке нового Договора между федеральным центром и Татарстаном?

- 15 февраля исполняется 10 лет со дня подписания Договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Значение его трудно переоценить. Этот документ снял напряжение между Россией и Татарстаном, заполнил собой правовой вакуум, стал примером цивилизованного решения проблем государственного строительства. Договор был необходим тогда, и он необходим нам сейчас.

По Договору республика получила дополнительные полномочия и ответственность. Мы использовали их, чтобы укрепить экономику, мягко войти в рынок, стабилизировать социальную обстановку, способствовать развитию национальной культуры и традиций всех народов, проживающих в Татарстане. Возможно, благодаря этому республика и сохранила за собой статус региона-донора, стабильно увеличивающего налоговые сборы и отчисления в федеральный бюджет.

Однако за последние годы правовое поле сильно изменилось, и отдельные положения Договора объективно вошли в противоречие с федеральным законодательством и новой редакцией Конституции Республики Татарстан. Сейчас ведутся согласительные процедуры. Смею вас уверить, работа над новой редакцией Договора не прекращалась ни на минуту. Мы будем работать над ней и дальше. Но федеральный центр предложил не форсировать эту работу до подписания договора с Чеченской Республикой. Мы согласились с этим подходом и считаем, что такое соглашение крайне важно в условиях той обстановки, которая сложилась в Чечне.

Тем не менее, аргументы наши остаются теми же: это должен быть договор, который установит четкие юридические отношения между федеральным центром и Татарстаном с учетом их конкретных полномочий и ответственности. Договор должен принять форму закона, пройдя через обе палаты парламента России, и стать обязательным для обеих сторон. Мы готовы пройти этот непростой путь.

Журнал "Татарстан", 2004. N 2, с.4-9.