Публикации > Просмотр публикации
Итоги работы Государственного Совета Республики Татарстан созыва 1999-2004 гг.
Хэрмэтле Президент! Хэрмэтле халык депутатлары! Хэрмэтле Хокумэт вэкиллэре, сессия эшендэ катнашучылар!
Уважаемый Президент! Уважаемые народные депутаты! Уважаемые члены Правительства и приглашенные!
Государственный Совет Республики Татарстан действующего созыва завершает свою работу. Чуть более четырех лет прошло с тех пор, когда мы впервые собрались в этом зале, чтобы оправдать то высокое доверие, которое оказали нам избиратели. Это было переломное для всех нас время. Позвольте мне остановиться лишь на некоторых, главных итогах и высказать ряд пожеланий новому составу парламента республики.
За прошедшие четыре года в режиме пленарных сессий проведено 39 заседаний Государственного Совета. Рассмотрено 1158 вопросов, приняты 221 закон и 1424 постановления. В том числе в области государственного строительства - 69 законов, экономической политики - 100, социальной сферы - 42. Утверждены 3 государственные (республиканские) программы.
Важным шагом в упрочении демократических завоеваний стало принятие Государственным Советом новой редакции Основного Закона республики, в которой мы сохранили преемственность базовых правовых норм Конституции 1992 года. На основе всестороннего анализа нам удалось более четко прописать права, свободы и обязанности человека и гражданина, функции всех ветвей власти, расширить полномочия института народовластия.
Для укрепления политической системы республики важное значение имеют принятые нами сегодня законы о выборах Президента Республики Татарстан, о формировании Государственного Совета, статусе депутата и комитетах парламента республики, проведении реформы местного самоуправления.
Несмотря на то, что перераспределение финансовых ресурсов все больше смещалось в сторону Центра, все эти годы нам удавалось принимать социально направленный бюджет Татарстана. Ежегодно увеличивались ассигнования на здравоохранение, образование, социальную политику и культуру, в целом на поддержку работников бюджетной сферы.
Татарстан одним из первых среди регионов России взялся за комплексное решение проблем малого и среднего бизнеса. В республике была принята Государственная программа по развитию малого предпринимательства на 2001 - 2004 годы.
Мы отчетливо понимаем, что за прошедшие годы в целом было сделано немало, но далеко не все из того, что нами было задумано. Продуктивность законотворческой деятельности Государственного Совета осложнялась проблемой приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным. На начальном этапе она была усугублена, если помните, и жесткими временными рамками.
Вообще, следует отметить, что этот созыв стал для всех нас серьезным испытанием на стойкость. Мы прошли череду многих (всего 163) судебных заседаний не только в Казани, но и в Москве, защищая и отстаивая наши политико-правовые принципы и нормы. Кроме того, сами использовали свое право на обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
Поэтому новому составу Государственного Совета предстоит сделать серьезный шаг на пути к формированию добротного, качественного законодательства, к его систематизации и сбалансированности. Сегодня республика нуждается в принятии, прежде всего, базовых, системообразующих законов. И в этом направлении парламент республики обязан продолжать работать.
Практическая направленность всегда была присуща высшему законодательному органу власти Татарстана. Успешно развивались такие направления работы, как парламентские слушания и семинары, выездные заседания постоянных комиссий, совместные заседания с комиссиями местных Советов народных депутатов. Действенным инструментом реализации конституционных полномочий Государственного Совета стал Комитет парламентского контроля. Существенно больше внимания уделялось все эти годы проблемам местного самоуправления.
Говоря о перспективах работы Государственного Совета нового созыва, прежде всего хочу подчеркнуть необходимость сохранения преемственности в деятельности парламента. Вместе с тем считаю, что поддержка перспективных инициатив, апробация новых форм работы, усиление контроля за выполнением принятых законов - все это должно получить новый импульс и звучание.
Еще одна качественная черта парламента Татарстана - это самостоятельность его политической линии, ясность целей и твердость в отстаивании своей позиции.
Приведу лишь несколько примеров. Всем вам известна принципиальная позиция Государственного Совета в связи с принятием Государственной Думой федерального закона о языках народов Российской Федерации; наша позиция по вопросам поддержки авиационной отрасли, введения формы нового российского паспорта, проведения Всероссийской переписи населения. Многие принятые нами обращения к руководству страны нашли понимание и, что самое главное, поддержку населения как в республике, так и во многих регионах России.
Наши позиции по актуальным проблемам общественного развития Российской Федерации встречают понимание и поддержку не только внутри страны, но и у международного сообщества. Свидетельством чему являются крепнущие межпарламентские связи, проведение на базе Государственного Совета ряда всероссийских и международных научных и научно-практических форумов.
Особо хочу подчеркнуть, что наш парламент традиционно отличали взвешенный подход к принимаемым решениям и гражданская ответственность перед избирателями. В значительной степени это обусловлено сложившимся конструктивным взаимодействием между основными ветвями власти - Президентом Татарстана, Государственным Советом и Правительством республики.
Показательно, что в работе Государственного Совета самое активное участие всегда принимал Президент Татарстана М.Ш. Шаймиев. Глава республики неоднократно использовал свое конституционное право законодательной инициативы и внес в парламент ряд ключевых законопроектов.
Важной характеристикой отчетного периода явилось наращивание удельного веса законопроектов, разработанных в Правительстве. Мы на практике постоянно убеждались в том, что только доверительные и вместе с тем требовательные отношения парламента и Правительства друг к другу являются гарантией поступательности реформ, решения многих проблем развития республики.
Новому составу Государственного Совета хотелось бы пожелать усиления взаимодействия с исполнительной властью. В любых ситуациях находить взаимоприемлемые компромиссы, никогда не забывать об интересах многонационального народа Татарстана, всегда учитывать самочувствие и настроение общества.
Уважаемые народные депутаты! Последнее заседание Государственного Совета действующего созыва проходит в преддверии большого общественно-политического события в жизни Российской Федерации и Республики Татарстан. 14 марта состоятся выборы Президента России и депутатов Государственного Совета Татарстана. Мы постарались создать правовую основу, которая позволит нашим преемникам эффективно исполнять свои депутатские обязанности.
Многие из нынешнего депутатского корпуса намерены - если на то будет воля избирателей - продолжить свою деятельность в Государственном Совете нового созыва. Другие, опираясь на приобретенный парламентский опыт, готовы дальше реализовывать свой жизненный и профессиональный потенциал уже в других сферах. Мне, как Председателю Государственного Совета Республики Татарстан этого созыва, хотелось бы искренне поблагодарить своих коллег за плодотворный совместный труд на протяжении всех этих непростых четырех лет. Хочу отдельно поблагодарить депутатов - глав администраций. Своим жизненным опытом и знаниями они привнесли огромный заряд конструктивизма в законотворческий процесс. С их участием рос государственный и политический авторитет парламента Татарстана.
В ближайшее время будет сформирован новый законодательный орган власти, который станет принципиально иным не только по составу, но и по структуре. Половина депутатского корпуса будет избрана по партийным спискам. Значительно возрастет роль политических партий. Все эти перемены направлены на дальнейшее укрепление парламентаризма в республике.
Позвольте мне от вашего имени поблагодарить аппарат Государственного Совета. Именно на его сотрудников была возложена неброская, но столь необходимая работа, без которой не бывает законотворческого процесса.
Хэрмэтле халык депутатлары!
Без дурт ел буе тырышып эшлэдек, халыкка булдыра алганча хезмэт иттек. Сезнен барыгызга да рэхмэт эйтэсем hэм килэчэктэ унышлар телисем килэ.
Огромная вам признательность и благодарность, уважаемые народные депутаты. Успехов всем вам!
Выступление Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина при закрытии XXI пленарной сессии 26 февраля 2004 года
Хэрмэтле Президент! Хэрмэтле халык депутатлары! Хэрмэтле Хокумэт вэкиллэре, сессия эшендэ катнашучылар!
Уважаемый Президент! Уважаемые народные депутаты! Уважаемые члены Правительства и приглашенные!
Государственный Совет Республики Татарстан действующего созыва завершает свою работу. Чуть более четырех лет прошло с тех пор, когда мы впервые собрались в этом зале, чтобы оправдать то высокое доверие, которое оказали нам избиратели. Это было переломное для всех нас время. Позвольте мне остановиться лишь на некоторых, главных итогах и высказать ряд пожеланий новому составу парламента республики.
За прошедшие четыре года в режиме пленарных сессий проведено 39 заседаний Государственного Совета. Рассмотрено 1158 вопросов, приняты 221 закон и 1424 постановления. В том числе в области государственного строительства - 69 законов, экономической политики - 100, социальной сферы - 42. Утверждены 3 государственные (республиканские) программы.
Важным шагом в упрочении демократических завоеваний стало принятие Государственным Советом новой редакции Основного Закона республики, в которой мы сохранили преемственность базовых правовых норм Конституции 1992 года. На основе всестороннего анализа нам удалось более четко прописать права, свободы и обязанности человека и гражданина, функции всех ветвей власти, расширить полномочия института народовластия.
Для укрепления политической системы республики важное значение имеют принятые нами сегодня законы о выборах Президента Республики Татарстан, о формировании Государственного Совета, статусе депутата и комитетах парламента республики, проведении реформы местного самоуправления.
Несмотря на то, что перераспределение финансовых ресурсов все больше смещалось в сторону Центра, все эти годы нам удавалось принимать социально направленный бюджет Татарстана. Ежегодно увеличивались ассигнования на здравоохранение, образование, социальную политику и культуру, в целом на поддержку работников бюджетной сферы.
Татарстан одним из первых среди регионов России взялся за комплексное решение проблем малого и среднего бизнеса. В республике была принята Государственная программа по развитию малого предпринимательства на 2001 - 2004 годы.
Мы отчетливо понимаем, что за прошедшие годы в целом было сделано немало, но далеко не все из того, что нами было задумано. Продуктивность законотворческой деятельности Государственного Совета осложнялась проблемой приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным. На начальном этапе она была усугублена, если помните, и жесткими временными рамками.
Вообще, следует отметить, что этот созыв стал для всех нас серьезным испытанием на стойкость. Мы прошли череду многих (всего 163) судебных заседаний не только в Казани, но и в Москве, защищая и отстаивая наши политико-правовые принципы и нормы. Кроме того, сами использовали свое право на обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
Поэтому новому составу Государственного Совета предстоит сделать серьезный шаг на пути к формированию добротного, качественного законодательства, к его систематизации и сбалансированности. Сегодня республика нуждается в принятии, прежде всего, базовых, системообразующих законов. И в этом направлении парламент республики обязан продолжать работать.
Практическая направленность всегда была присуща высшему законодательному органу власти Татарстана. Успешно развивались такие направления работы, как парламентские слушания и семинары, выездные заседания постоянных комиссий, совместные заседания с комиссиями местных Советов народных депутатов. Действенным инструментом реализации конституционных полномочий Государственного Совета стал Комитет парламентского контроля. Существенно больше внимания уделялось все эти годы проблемам местного самоуправления.
Говоря о перспективах работы Государственного Совета нового созыва, прежде всего хочу подчеркнуть необходимость сохранения преемственности в деятельности парламента. Вместе с тем считаю, что поддержка перспективных инициатив, апробация новых форм работы, усиление контроля за выполнением принятых законов - все это должно получить новый импульс и звучание.
Еще одна качественная черта парламента Татарстана - это самостоятельность его политической линии, ясность целей и твердость в отстаивании своей позиции.
Приведу лишь несколько примеров. Всем вам известна принципиальная позиция Государственного Совета в связи с принятием Государственной Думой федерального закона о языках народов Российской Федерации; наша позиция по вопросам поддержки авиационной отрасли, введения формы нового российского паспорта, проведения Всероссийской переписи населения. Многие принятые нами обращения к руководству страны нашли понимание и, что самое главное, поддержку населения как в республике, так и во многих регионах России.
Наши позиции по актуальным проблемам общественного развития Российской Федерации встречают понимание и поддержку не только внутри страны, но и у международного сообщества. Свидетельством чему являются крепнущие межпарламентские связи, проведение на базе Государственного Совета ряда всероссийских и международных научных и научно-практических форумов.
Особо хочу подчеркнуть, что наш парламент традиционно отличали взвешенный подход к принимаемым решениям и гражданская ответственность перед избирателями. В значительной степени это обусловлено сложившимся конструктивным взаимодействием между основными ветвями власти - Президентом Татарстана, Государственным Советом и Правительством республики.
Показательно, что в работе Государственного Совета самое активное участие всегда принимал Президент Татарстана М.Ш. Шаймиев. Глава республики неоднократно использовал свое конституционное право законодательной инициативы и внес в парламент ряд ключевых законопроектов.
Важной характеристикой отчетного периода явилось наращивание удельного веса законопроектов, разработанных в Правительстве. Мы на практике постоянно убеждались в том, что только доверительные и вместе с тем требовательные отношения парламента и Правительства друг к другу являются гарантией поступательности реформ, решения многих проблем развития республики.
Новому составу Государственного Совета хотелось бы пожелать усиления взаимодействия с исполнительной властью. В любых ситуациях находить взаимоприемлемые компромиссы, никогда не забывать об интересах многонационального народа Татарстана, всегда учитывать самочувствие и настроение общества.
Уважаемые народные депутаты! Последнее заседание Государственного Совета действующего созыва проходит в преддверии большого общественно-политического события в жизни Российской Федерации и Республики Татарстан. 14 марта состоятся выборы Президента России и депутатов Государственного Совета Татарстана. Мы постарались создать правовую основу, которая позволит нашим преемникам эффективно исполнять свои депутатские обязанности.
Многие из нынешнего депутатского корпуса намерены - если на то будет воля избирателей - продолжить свою деятельность в Государственном Совете нового созыва. Другие, опираясь на приобретенный парламентский опыт, готовы дальше реализовывать свой жизненный и профессиональный потенциал уже в других сферах. Мне, как Председателю Государственного Совета Республики Татарстан этого созыва, хотелось бы искренне поблагодарить своих коллег за плодотворный совместный труд на протяжении всех этих непростых четырех лет. Хочу отдельно поблагодарить депутатов - глав администраций. Своим жизненным опытом и знаниями они привнесли огромный заряд конструктивизма в законотворческий процесс. С их участием рос государственный и политический авторитет парламента Татарстана.
В ближайшее время будет сформирован новый законодательный орган власти, который станет принципиально иным не только по составу, но и по структуре. Половина депутатского корпуса будет избрана по партийным спискам. Значительно возрастет роль политических партий. Все эти перемены направлены на дальнейшее укрепление парламентаризма в республике.
Позвольте мне от вашего имени поблагодарить аппарат Государственного Совета. Именно на его сотрудников была возложена неброская, но столь необходимая работа, без которой не бывает законотворческого процесса.
Хэрмэтле халык депутатлары!
Без дурт ел буе тырышып эшлэдек, халыкка булдыра алганча хезмэт иттек. Сезнен барыгызга да рэхмэт эйтэсем hэм килэчэктэ унышлар телисем килэ.
Огромная вам признательность и благодарность, уважаемые народные депутаты. Успехов всем вам!
Публикуется в журналистской записи.
Газета "Республика Татарстан", 27 февраля 2004 г.