Публикации > Просмотр публикации
С парламента Татарстана многие берут пример
- После провозглашения государственного суверенитета мы впервые в истории нашей республики собственноручно написали ее Конституцию, приняли на Государственном Совете и по ней сегодня живем. Раньше ведь мы только переписывали название, прежняя Конституция была написана под копирку и подходила и для Татарстана, и для Удмуртии, Чувашии, Башкирии… Менялось только название субъекта Федерации.
Во-вторых, на базе провозглашенного суверенитета, на базе новой Конституции и на базе впервые проведенного референдума в Татарстане – новых политических атрибутов в жизни татарстанцев – мы стали принимать собственные законы: за эти 10 лет, после провозглашения Декларации, их принято около трехсот. По ним сегодня живет экономика, общественно-политическая система в Татарстане. Были приняты постановление Верховного Совета республики о мягком вхождении в рынок, программы социально-экономического прогресса и адресной социальной поддержки малоимущих слоев населения, закон о чрезвычайных мерах борьбы с преступностью, законодательные и нормативные документы о монополизации ликероводочной промышленности.
Заметно активизировалась внешнеполитическая деятельность. Если говорить о парламенте – мы принимали резолюции, обращения, делали заявлениям по крупным политическим событиям, которые волновали все мировое сообщество. Все помнят дебаты и итоговый документ по событиям в Косово, неоднократно рассматривалось положение дел в Чеченской республике – и в первую, и во вторую войну. При этом мы принимали совершенно радикальные решения, порой выходя из конституционного поля Российской Федерации и даже из Договора о разграничении полномочий между РФ и РТ – когда приостанавливали на своей территории призыв в ряды Вооруженных Сил. И все знают, почему мы это делали, оберегая своих призывников-первогодков, чтобы они не гибли на этой в общем-то бессмысленной войне. А главное – мы добивались успеха. Федеральные власти не могли оставить без внимания и соответствующих выводов решения высшего законодательного органа такой республики как Татарстан. Тем самым мы сохранили жизни не только призывникам из Татарстана, но и других регионов России. Как доказательство - нам приходило много писем от матерей из Волгограда, Саратова, Пензы, Ростова-на-Дону, в которых они выражали свою искреннюю благодарность за этот решительный и смелый шаг.
Эти 10 лет были насыщены очень большой и законотворческой, и представительной деятельностью органов власти, смелыми, неординарными подходами к решению проблем. Ведь мы еще тогда в Конституцию записали право частной собственности на землю в Татарстане. Это говорит о большой зрелости парламентариев нашей республики, принимая во внимание, что в те годы Верховный Совет РФ и затем Государственная Дума были прокоммунистическими и даже мыслей об этом не допускали. Мы же на такие шаги пошли и они оправдываются сегодня. Татарстанских законодателей приводят в пример и нормы нашей Конституции переписываются депутатами многих других регионов России. Меня это не может не радовать.
- Прошел первый год его работы в обновленном составе. Была продолжена работа по созданию стройной структуры современной татарстанской политико-правовой системы. Впервые в истории республики избраны Конституционный суд и Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан.
Продолжают успешно развиваться, апробированные в предшествующие годы, такие направления деятельности Государственного Совета, как парламентские семинары, "круглые столы", выездные заседания Республиканского Совета по местному самоуправлению, совместные заседания постоянных комиссий и Комитета парламентского контроля, проведение в рамках работы малого парламента "Правительственного часа", международные семинары и конференции.
Эти формы работы парламентариев республики нам необходимо закрепить и усилить в будущем. Надо поддержать и инициативу ряда председателей постоянных комиссий по проведению выездных заседаний непосредственно на предприятиях и в организациях республики. Мы должны сверять свои теоретические посылы с запросами и настроением людей, непосредственно на местах.
- Одна из главных задач - добиться большей эффективности законотворческой деятельности. Данный аспект работы Государственного Совета, я думаю, никогда не потеряет своей актуальности. Эффективности никогда не бывает с излишком… Но чтобы работа наша была результативной, мы должны скрупулезно выполнять тот объем задач, который сами на себя принимаем. Ведь 2000 году из 53 законопроектов, запланированных на текущий год, внесены в парламент и находятся в работе только 12 или 22,6 %. Не представленным остался 41 законопроект, предусмотренный планом.
Между тем, основной целью работы парламента должно быть не столько принятие отдельных законов, сколько формирование целостной системы законодательства республики. В этой связи, нам необходимо скоординировать усилия всех субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Пока же налицо проблема их разобщенности и инертности.
Мы недавно собирали представителей законодательных субъектов, которые имеют законодательную инициативу, и, в принципе, договорились о необходимости создания объединенной комиссии по координации законодательной деятельности, в которую бы вошли представители Президента, Государственного Совета, Кабинета министров, министерств и ведомств, судебных органов, профсоюзов, специалистов в области права, научной общественности.
Государственному Совету необходимо определить приоритеты законотворческой деятельности. Нам нужны актуальные законы, продиктованные самой жизнью, отвечающие потребностям населения республики.
Казалось бы, за прошедшее десятилетие принято свыше 300 законов. Однако в законотворчестве арифметический подход не уместен. Правовой порядок крепнет не числом законов, а их качеством.
- Чтобы ответить на этот вопрос необходимо иметь реальную картину о том, какие сферы политики, экономики, социальной и духовной сторон жизнедеятельности республики законодательно не обеспечены, знать перспективу их развития. Такая аналитическая работа в парламенте уже ведется. Координирует ее заместитель Председателя Госсовета И.Ларочкина.
В 2001 году нам предстоит продолжить работу по кодификации принятых законов. В ней в большей степени нуждаются законы, отнесенные в соответствии с Договором к ведению Республики Татарстан. Работа эта не простая. Однако лучше иметь несколько полновесных, хорошо проработанных кодексов, вместо десятка различных законов и сотен подзаконных нормативных актов. Это облегчит жизнь и юридических, и физических лиц.
У этой проблемы есть и другая сторона. Я имею в виду круг вопросов, входящих в предметы совместного ведения субъектов Федерации и федеральных органов власти. С принятием федеральных законов поле деятельности для субъектов Федерации здесь уменьшается. Но впадать в уныние и бездействие нельзя. В законодательном поле у нас немало правовых пробелов, тормозящих демократическое развитие общества. И в этом направлении мы будем продолжать свою деятельность.
- На начальном этапе она была усугублена и жесткими временными рамками. Нас обязывали в месячный срок провести "ревизию" законов, наработанных за десять последних лет. Вместо глубокого анализа и продуманной совместной работы нам предлагалось перейти на кавалерийскую атаку в сфере унификации. Мы не пошли по этому пути. Сегодня работает двусторонняя Согласительная комиссия, образованная Приволжским федеральным округом и Республикой Татарстан. Отрадно признать, что члены рабочей группы со стороны федерального округа от изначально полного неприятия позиции Татарстана пришли, в конечном итоге, к совместному поиску взаимоприемлемых решений, к пониманию того, что совершенствование законодательства должно идти не в одностороннем порядке.
Работа согласительной комиссии свидетельствует, что ряд наших законов является более прогрессивным и социально оправданным. Это относится к земельному законодательству, и, прежде всего к - Земельному Кодексу Республики Татарстан, а также к Закону "О занятости населения".
Согласительная комиссия положительно отозвалась и о нашем законодательстве по местному самоуправлению. В Татарстане модель местного самоуправления отрабатывается уже пять лет. Во многих регионах сегодня признали татарстанский подход как один из самых практичных. Не случайно за опытом в республику приезжают из разных концов России.
Безусловно, динамизм законотворческого процесса был нарушен огромным объемом работы, связанным с поступившими в парламент протестами Прокурора республики. Понятно, что это большая дополнительная нагрузка на постоянные комиссии парламента. Причем протесты прокурора пришли в основном на законы, разработчиками которых являлись не постоянные комиссии, а республиканские министерства и ведомства. К сожалению, многие инициаторы самоустранились от данной рутинной работы, оставив с ней комиссии один на один. Данную ситуацию надо менять незамедлительно, тем более что многие аспекты этой проблемы решались бы продуктивнее с участием разработчиков еще и в плане зашиты интересов республики.
Еще одна проблема, на которую хотелось бы обратить ваше внимание. В соответствии с Конституцией республики Государственный Совет является высшим представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Татарстана. Что касается последней функции, то в нынешнем году на заседаниях постоянных комиссий в порядке контроля выполнения ранее принятых законов было рассмотрено 31 вопросов - всего лишь 8% от общего числа ими рассмотренных. Считаю, что столь низкие показатели недопустимы. Это никак не способствует росту авторитета постоянных комиссий, парламента в целом, а главное - значимости принимаемых нами решений.
Еще одно важное направление, по которому предстоит работать в будущем - осуществление руководства деятельностью местных советов народных депутатов. Справедливости ради стоит отметить, что эта работа в текущем году была активизирована. Поднимать роль Советов в городах и районах - конституционная задача парламента. Очень важна, я считаю, инициатива Правительства нашей республики, которая вылилась в принятое недавно решение об организации приема граждан на местах в трудовых коллективах. Депутаты по месту своего избрания должны организовать работу так, чтобы желающие избиратели смогли со своим депутатом встретиться, внести ему предложения, поставить проблемы или обратиться к нему с тем, чтобы он потом принимал меры и использовал полученную информацию при своей законотворческой деятельности в Государственном Совете. В целом я хочу отметить растущий профессионализм народных депутатов, который выразился в ряде законов, в том числе при принятии бюджета нашей республики, где более двухсот поправок внесли народные депутаты, активно их отстаивали, защищая интересы отдельных районов, регионов, избирателей и в ряде других законов и постановлений, которые мы в конце 2000 года принимали.
Интервью Председателя Государственного Совета Фарида Мухаметшина газете "Известия Татарстана"
- После провозглашения государственного суверенитета мы впервые в истории нашей республики собственноручно написали ее Конституцию, приняли на Государственном Совете и по ней сегодня живем. Раньше ведь мы только переписывали название, прежняя Конституция была написана под копирку и подходила и для Татарстана, и для Удмуртии, Чувашии, Башкирии… Менялось только название субъекта Федерации.
Во-вторых, на базе провозглашенного суверенитета, на базе новой Конституции и на базе впервые проведенного референдума в Татарстане – новых политических атрибутов в жизни татарстанцев – мы стали принимать собственные законы: за эти 10 лет, после провозглашения Декларации, их принято около трехсот. По ним сегодня живет экономика, общественно-политическая система в Татарстане. Были приняты постановление Верховного Совета республики о мягком вхождении в рынок, программы социально-экономического прогресса и адресной социальной поддержки малоимущих слоев населения, закон о чрезвычайных мерах борьбы с преступностью, законодательные и нормативные документы о монополизации ликероводочной промышленности.
Заметно активизировалась внешнеполитическая деятельность. Если говорить о парламенте – мы принимали резолюции, обращения, делали заявлениям по крупным политическим событиям, которые волновали все мировое сообщество. Все помнят дебаты и итоговый документ по событиям в Косово, неоднократно рассматривалось положение дел в Чеченской республике – и в первую, и во вторую войну. При этом мы принимали совершенно радикальные решения, порой выходя из конституционного поля Российской Федерации и даже из Договора о разграничении полномочий между РФ и РТ – когда приостанавливали на своей территории призыв в ряды Вооруженных Сил. И все знают, почему мы это делали, оберегая своих призывников-первогодков, чтобы они не гибли на этой в общем-то бессмысленной войне. А главное – мы добивались успеха. Федеральные власти не могли оставить без внимания и соответствующих выводов решения высшего законодательного органа такой республики как Татарстан. Тем самым мы сохранили жизни не только призывникам из Татарстана, но и других регионов России. Как доказательство - нам приходило много писем от матерей из Волгограда, Саратова, Пензы, Ростова-на-Дону, в которых они выражали свою искреннюю благодарность за этот решительный и смелый шаг.
Эти 10 лет были насыщены очень большой и законотворческой, и представительной деятельностью органов власти, смелыми, неординарными подходами к решению проблем. Ведь мы еще тогда в Конституцию записали право частной собственности на землю в Татарстане. Это говорит о большой зрелости парламентариев нашей республики, принимая во внимание, что в те годы Верховный Совет РФ и затем Государственная Дума были прокоммунистическими и даже мыслей об этом не допускали. Мы же на такие шаги пошли и они оправдываются сегодня. Татарстанских законодателей приводят в пример и нормы нашей Конституции переписываются депутатами многих других регионов России. Меня это не может не радовать.
- Прошел первый год его работы в обновленном составе. Была продолжена работа по созданию стройной структуры современной татарстанской политико-правовой системы. Впервые в истории республики избраны Конституционный суд и Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан.
Продолжают успешно развиваться, апробированные в предшествующие годы, такие направления деятельности Государственного Совета, как парламентские семинары, "круглые столы", выездные заседания Республиканского Совета по местному самоуправлению, совместные заседания постоянных комиссий и Комитета парламентского контроля, проведение в рамках работы малого парламента "Правительственного часа", международные семинары и конференции.
Эти формы работы парламентариев республики нам необходимо закрепить и усилить в будущем. Надо поддержать и инициативу ряда председателей постоянных комиссий по проведению выездных заседаний непосредственно на предприятиях и в организациях республики. Мы должны сверять свои теоретические посылы с запросами и настроением людей, непосредственно на местах.
- Одна из главных задач - добиться большей эффективности законотворческой деятельности. Данный аспект работы Государственного Совета, я думаю, никогда не потеряет своей актуальности. Эффективности никогда не бывает с излишком… Но чтобы работа наша была результативной, мы должны скрупулезно выполнять тот объем задач, который сами на себя принимаем. Ведь 2000 году из 53 законопроектов, запланированных на текущий год, внесены в парламент и находятся в работе только 12 или 22,6 %. Не представленным остался 41 законопроект, предусмотренный планом.
Между тем, основной целью работы парламента должно быть не столько принятие отдельных законов, сколько формирование целостной системы законодательства республики. В этой связи, нам необходимо скоординировать усилия всех субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Пока же налицо проблема их разобщенности и инертности.
Мы недавно собирали представителей законодательных субъектов, которые имеют законодательную инициативу, и, в принципе, договорились о необходимости создания объединенной комиссии по координации законодательной деятельности, в которую бы вошли представители Президента, Государственного Совета, Кабинета министров, министерств и ведомств, судебных органов, профсоюзов, специалистов в области права, научной общественности.
Государственному Совету необходимо определить приоритеты законотворческой деятельности. Нам нужны актуальные законы, продиктованные самой жизнью, отвечающие потребностям населения республики.
Казалось бы, за прошедшее десятилетие принято свыше 300 законов. Однако в законотворчестве арифметический подход не уместен. Правовой порядок крепнет не числом законов, а их качеством.
- Чтобы ответить на этот вопрос необходимо иметь реальную картину о том, какие сферы политики, экономики, социальной и духовной сторон жизнедеятельности республики законодательно не обеспечены, знать перспективу их развития. Такая аналитическая работа в парламенте уже ведется. Координирует ее заместитель Председателя Госсовета И.Ларочкина.
В 2001 году нам предстоит продолжить работу по кодификации принятых законов. В ней в большей степени нуждаются законы, отнесенные в соответствии с Договором к ведению Республики Татарстан. Работа эта не простая. Однако лучше иметь несколько полновесных, хорошо проработанных кодексов, вместо десятка различных законов и сотен подзаконных нормативных актов. Это облегчит жизнь и юридических, и физических лиц.
У этой проблемы есть и другая сторона. Я имею в виду круг вопросов, входящих в предметы совместного ведения субъектов Федерации и федеральных органов власти. С принятием федеральных законов поле деятельности для субъектов Федерации здесь уменьшается. Но впадать в уныние и бездействие нельзя. В законодательном поле у нас немало правовых пробелов, тормозящих демократическое развитие общества. И в этом направлении мы будем продолжать свою деятельность.
- На начальном этапе она была усугублена и жесткими временными рамками. Нас обязывали в месячный срок провести "ревизию" законов, наработанных за десять последних лет. Вместо глубокого анализа и продуманной совместной работы нам предлагалось перейти на кавалерийскую атаку в сфере унификации. Мы не пошли по этому пути. Сегодня работает двусторонняя Согласительная комиссия, образованная Приволжским федеральным округом и Республикой Татарстан. Отрадно признать, что члены рабочей группы со стороны федерального округа от изначально полного неприятия позиции Татарстана пришли, в конечном итоге, к совместному поиску взаимоприемлемых решений, к пониманию того, что совершенствование законодательства должно идти не в одностороннем порядке.
Работа согласительной комиссии свидетельствует, что ряд наших законов является более прогрессивным и социально оправданным. Это относится к земельному законодательству, и, прежде всего к - Земельному Кодексу Республики Татарстан, а также к Закону "О занятости населения".
Согласительная комиссия положительно отозвалась и о нашем законодательстве по местному самоуправлению. В Татарстане модель местного самоуправления отрабатывается уже пять лет. Во многих регионах сегодня признали татарстанский подход как один из самых практичных. Не случайно за опытом в республику приезжают из разных концов России.
Безусловно, динамизм законотворческого процесса был нарушен огромным объемом работы, связанным с поступившими в парламент протестами Прокурора республики. Понятно, что это большая дополнительная нагрузка на постоянные комиссии парламента. Причем протесты прокурора пришли в основном на законы, разработчиками которых являлись не постоянные комиссии, а республиканские министерства и ведомства. К сожалению, многие инициаторы самоустранились от данной рутинной работы, оставив с ней комиссии один на один. Данную ситуацию надо менять незамедлительно, тем более что многие аспекты этой проблемы решались бы продуктивнее с участием разработчиков еще и в плане зашиты интересов республики.
Еще одна проблема, на которую хотелось бы обратить ваше внимание. В соответствии с Конституцией республики Государственный Совет является высшим представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Татарстана. Что касается последней функции, то в нынешнем году на заседаниях постоянных комиссий в порядке контроля выполнения ранее принятых законов было рассмотрено 31 вопросов - всего лишь 8% от общего числа ими рассмотренных. Считаю, что столь низкие показатели недопустимы. Это никак не способствует росту авторитета постоянных комиссий, парламента в целом, а главное - значимости принимаемых нами решений.
Еще одно важное направление, по которому предстоит работать в будущем - осуществление руководства деятельностью местных советов народных депутатов. Справедливости ради стоит отметить, что эта работа в текущем году была активизирована. Поднимать роль Советов в городах и районах - конституционная задача парламента. Очень важна, я считаю, инициатива Правительства нашей республики, которая вылилась в принятое недавно решение об организации приема граждан на местах в трудовых коллективах. Депутаты по месту своего избрания должны организовать работу так, чтобы желающие избиратели смогли со своим депутатом встретиться, внести ему предложения, поставить проблемы или обратиться к нему с тем, чтобы он потом принимал меры и использовал полученную информацию при своей законотворческой деятельности в Государственном Совете. В целом я хочу отметить растущий профессионализм народных депутатов, который выразился в ряде законов, в том числе при принятии бюджета нашей республики, где более двухсот поправок внесли народные депутаты, активно их отстаивали, защищая интересы отдельных районов, регионов, избирателей и в ряде других законов и постановлений, которые мы в конце 2000 года принимали.
Ильшат Ракипов
Газета "Известия Татарстана", февраль 2001 г.