Публикации > Просмотр публикации
Фарид Мухаметшин: "Год был непростой, но в будущее смотрю с оптимизмом"
- Завершается первый год нового столетия, от которого мы многого ожидали. В целом эти ожидания для татарстанцев, и парламентариев в частности, оправдались. В плане социально-экономического развития республики год был во многом успешным: продолжается рост промышленности, успешно развивается агропромышленный сектор, есть успехи по ряду других направлений деятельности. В то же время год был нелегким из-за неустойчивой конъюнктуры мировых цен на энергоносители, а также из-за того, что на законодательном уровне мы вынуждены были менять многие законы республики и потому парламенту пришлось работать очень напряженно.
Государственным Советом в 2001 году проведено 8 заседаний пленарных сессий и 7 заседаний постоянно действующего парламента. Рассмотрено 354 вопроса, принято 68 законов, 398 постановлений Государственного Совета. Проведено 14 заседаний Президиума парламента, на которых рассмотрен 91 вопрос, принято 175 постановлений.
Большая часть рассмотренных вопросов была связана с гармонизацией федерального правового пространства. На сегодняшний день ситуация с унификацией законодательства такова: с 1999 года по 1 декабря 2001 года Госсовет Татарстана получил 103 акта прокурорского реагирования на Конституцию РТ и 73 республиканских закона. Согласно возражениям Прокуратуры РТ изменения внесены в 31 закон, 17 законов отменены, в том числе, утратили силу отдельные законодательные акты об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен, о безопасности, об административной ответственности за нарушения земельного законодательства, о защите прав потребителей, о международных договорах Республики Татарстан, о внешнеторговой деятельности. По итогам судебного разбирательства 34 республиканских закона признаны противоречащими федеральному законодательству, и лишь по трем заявлениям Прокурора РТ Верховный суд Российской Федерации нас поддержал. Но скорее всего и эти решения в конечном итоге завершатся отменой наших законов. Парламент был ответчиком и в нескольких гражданских делах по заявлениям частных лиц.
Удалось принять несколько законов, направленных на решение местных задач, в том числе на дальнейший подъем экономики, например: "Об общественных работах", "О применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан". И что очень важно, мы реализовали инициативу наших депутатов из группы "Татарстан - новый век" и приняли закон, которым утвердили Программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Не без удовлетворения могу сказать, что федеральные власти пытаются эти проблемы разрешить на всероссийском уровне, с опозданием от нашего на год.
Я бы выделил также очень серьезную работу по подготовке изменений в Конституцию нашей республики. Это, пожалуй, наиболее острый и злободневный вопрос - не только для нас, но и для федеральных структур. По причинам, от нас не зависящим, нам не удалось рассмотреть в парламенте новую редакцию нашего Основного закона. Но, думаю, Конституционная комиссия, которую возглавляет Президент республики Минтимер Шарипович Шаймиев, в начале будущего года внесет ее в Государственный Совет.
Надеюсь, мы сохраним наработанный законодательный опыт Татарстана и те полномочия, которые были получены в соответствии с подписанным в 1994 году Договором "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Сохраним все лучшее, что удалось сделать на базе принятой восемь лет назад Конституции, а обновленный вариант станет тем фундаментом, который послужит для дальнейшего продвижения нашего общества вперед.
Не может не радовать тот факт, что на общефедеральном пространстве авторитет Татарстана вырос еще больше. Это - результат большой работы трудолюбивого народа республики, администраций городов и районов, нашего Президента, выступившего со многими очень важными инициативами на федеральном уровне. Полагаю, что наработанный за эти годы опыт и тот стиль взаимоотношений, который сложился между ветвями власти в Татарстане, позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее.
На мой взгляд, и на федеральном уровне было много инициатив, направленных на стабилизацию ситуации в экономике и социальной сфере. Прежде всего, отмечу последние инициативы Президента Владимира Владимировича Путина, касающиеся позиции РФ по отношению к мировым проблемам, неучастия России в военных действиях в Афганистане, поиска путей для нормализации обстановки в Чечне. 2002 год в этой части, как мне кажется, будет переломным - будем надеяться, что в нашей стране наступит мир и усилится созидательный процесс.
- Как я не раз уже говорил ранее, наш парламент легитимен. Избранный в декабре 1999 года по действующим тогда законам, никем в суде не оспоренным и не отмененным, он был сформирован из 130 народных депутатов и работает с января 2000 года. То, что некоторые статьи Конституции РТ и закона о выборах народных депутатов Республики Татарстан признаны недействующими, противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению, еще не говорит о том, что депутаты лишились полномочий. Об этом не было речи ни на одном судебном процессе.
Я считаю, что нынешний депутатский корпус должен доработать свой конституционный срок, а новый состав Госсовета будет избираться уже по новому закону о выборах, более демократичному, соответствующему федеральному законодательству. Например, не будет совмещения исполнительной и законодательной власти - как на уровне республики, так и на уровне городов и районов. Кроме того, после окончательного принятия решения федеральным законодателем в законе могут появится нормы о выборах в парламент по партийным спискам.
Сложнее обстоят дела на уровне самоуправления, так как российский законодатель и органы федеральной власти сами еще до конца здесь не определились. Российский закон предписывает нам поднять уровень местного самоуправления до городов и районов. Хотя сегодня многие регионы Российской Федерации столкнулись с проблемой, когда органы прямого народовластия сформированы, но у них нет экономической самостоятельности, нет четкого разграничения полномочий между государственной властью и местным самоуправлением. Попытки Татарстана продвинуться в этой области вперед, расписать полномочия и даже закрепить в законе о республиканском бюджете за местным самоуправлением какие-то твердые налоги вызывают акты прокурорского реагирования. Поскольку принятая в этом году вторая часть Налогового кодекса России не дает законодателям субъектов Российской Федерации права перераспределять налоги на региональном уровне. Более того, мы были вынуждены согласиться с протестом Прокурора на то, что назначаем оклады руководителям органов местного самоуправления, были вынуждены отказаться от этой практики. Думаю, должно пройти какое-то время, прежде чем в Российской Федерации определятся с уровнем местного самоуправления. И тогда мы окончательно завершим реформу органов власти в республике.
- Если решение о досрочных выборах депутатов и будет принято, то это будет наше решение. Поскольку и федеральная, и республиканская конституции предусматривают, что депутатский корпус может лишиться своих полномочий, во-первых, в результате самороспуска, во-вторых, по инициативе Президента Республики Татарстан при соблюдении необходимой процедуры. Есть, правда, теперь и третий способ: согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" эту процедуру, довольно продолжительную по времени, может иниициировать Президент Российской Федерации.
- Чувства были разные. Тот состав Совета Федерации, в котором интересы субъектов представляли руководители регионов, играл исключительно важную роль. Это был достаточно влиятельный сенат. К его мнению прислушивались, и многие решения принимались с учетом интересов субъектов России. Теперь у нас теряется трибуна, с которой Татарстан устами своих представителей - руководителей двух ветвей власти, мог заявлять о своей позиции, вносить предложения о тех или иных вариантах дальнейшего развития Российской Федерации. По большому счету, другой такой аудитории и официальной трибуны для регионального законодателя в ближайшее время я не вижу.
Представитель от законодательного органа Татарстана в Совете Федерации, конечно же, будет. И это будет наш человек - от Татарстана. Пока его имя я не назову. Но на ближайшей сессии, в январе, представлю коллегам своего кандидата на эту ответственную должность. Решение принимать Госсовету.
Я не раз критиковал руководителей некоторых российских регионов за то, что своими представителями в верхнюю палату федерального парламента они назначают людей, не имеющих к их территориям отношения, главным образом, москвичей. К счастью, наша республика богата людьми, которые могут достойно представлять Татарстан в Совете Федерации.
- На одной из встреч я сказал Сергею Владиленовичу, что марш-броском по субъектам Федерации практически завершился процесс гармонизации законодательства в части приведения региональных законов в соответствие с федеральным законодательством. Но вторая, не менее важная задача - приведение федеральных законов в соответствие с Конституцией России - с мертвой точки так и не сдвинулась. Нет механизма ее решения. Генеральный прокурор России не имеет права опротестовывать федеральные законы. И над решением этой проблемы никто не думает. Это своего рода бомба замедленного действия. Фитиль тлеет, и нежелательно, чтобы случился взрыв. Надо бы ускорить этот процесс. Надеюсь, федеральный законодатель это понимает.
- Моя кандидатура на эту должность была одобрена большинством членов Совета Ассоциации, и я не стал от еще от одной должности отказываться. Потому что сотрудничество регионов в рамках "Большой Волги" имеет несомненную пользу. В регионах Поволжья достаточно много интересных начинаний, и этот опыт можно было бы с выгодой использовать в республике. В то же время у Татарстана есть немало нового, передового, что могло бы стать достоянием наших соседей. Я, кстати, выступил с инициативой, которая была одобрена, - в следующем году провести одно из заседаний Совета "Большой Волги" в Казани, где мы сможем показать все наши наработки по развитию малого и среднего бизнеса. Сегодня это один из важнейших вопросов, который надо обязательно решить и в Татарстане, и в России. От успехов в развитии предпринимательства будет во многом зависеть состояние экономики и в целом социальное положение наших граждан. Без среднего класса предпринимателей не будет устойчивого гражданского общества, о котором многие сегодня говорят.
- Я думаю, в каждой семье это особый праздник - не политизированный, домашний. В эти дни собираются родные и друзья, как правило, за семейным столом.
Всем жителям республики хочу пожелать, чтобы 2002 год принес в каждый дом мир и спокойствие, чтобы счастье не обходило вас стороной, чтобы никто не потерял близких людей, чтобы наступающий год оправдал возлагающиеся на него надежды.
- Фарид Хайруллович, каковы главные итоги уходящего года?
- Завершается первый год нового столетия, от которого мы многого ожидали. В целом эти ожидания для татарстанцев, и парламентариев в частности, оправдались. В плане социально-экономического развития республики год был во многом успешным: продолжается рост промышленности, успешно развивается агропромышленный сектор, есть успехи по ряду других направлений деятельности. В то же время год был нелегким из-за неустойчивой конъюнктуры мировых цен на энергоносители, а также из-за того, что на законодательном уровне мы вынуждены были менять многие законы республики и потому парламенту пришлось работать очень напряженно.
Государственным Советом в 2001 году проведено 8 заседаний пленарных сессий и 7 заседаний постоянно действующего парламента. Рассмотрено 354 вопроса, принято 68 законов, 398 постановлений Государственного Совета. Проведено 14 заседаний Президиума парламента, на которых рассмотрен 91 вопрос, принято 175 постановлений.
Большая часть рассмотренных вопросов была связана с гармонизацией федерального правового пространства. На сегодняшний день ситуация с унификацией законодательства такова: с 1999 года по 1 декабря 2001 года Госсовет Татарстана получил 103 акта прокурорского реагирования на Конституцию РТ и 73 республиканских закона. Согласно возражениям Прокуратуры РТ изменения внесены в 31 закон, 17 законов отменены, в том числе, утратили силу отдельные законодательные акты об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен, о безопасности, об административной ответственности за нарушения земельного законодательства, о защите прав потребителей, о международных договорах Республики Татарстан, о внешнеторговой деятельности. По итогам судебного разбирательства 34 республиканских закона признаны противоречащими федеральному законодательству, и лишь по трем заявлениям Прокурора РТ Верховный суд Российской Федерации нас поддержал. Но скорее всего и эти решения в конечном итоге завершатся отменой наших законов. Парламент был ответчиком и в нескольких гражданских делах по заявлениям частных лиц.
Удалось принять несколько законов, направленных на решение местных задач, в том числе на дальнейший подъем экономики, например: "Об общественных работах", "О применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан". И что очень важно, мы реализовали инициативу наших депутатов из группы "Татарстан - новый век" и приняли закон, которым утвердили Программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Не без удовлетворения могу сказать, что федеральные власти пытаются эти проблемы разрешить на всероссийском уровне, с опозданием от нашего на год.
Я бы выделил также очень серьезную работу по подготовке изменений в Конституцию нашей республики. Это, пожалуй, наиболее острый и злободневный вопрос - не только для нас, но и для федеральных структур. По причинам, от нас не зависящим, нам не удалось рассмотреть в парламенте новую редакцию нашего Основного закона. Но, думаю, Конституционная комиссия, которую возглавляет Президент республики Минтимер Шарипович Шаймиев, в начале будущего года внесет ее в Государственный Совет.
Надеюсь, мы сохраним наработанный законодательный опыт Татарстана и те полномочия, которые были получены в соответствии с подписанным в 1994 году Договором "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Сохраним все лучшее, что удалось сделать на базе принятой восемь лет назад Конституции, а обновленный вариант станет тем фундаментом, который послужит для дальнейшего продвижения нашего общества вперед.
Не может не радовать тот факт, что на общефедеральном пространстве авторитет Татарстана вырос еще больше. Это - результат большой работы трудолюбивого народа республики, администраций городов и районов, нашего Президента, выступившего со многими очень важными инициативами на федеральном уровне. Полагаю, что наработанный за эти годы опыт и тот стиль взаимоотношений, который сложился между ветвями власти в Татарстане, позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее.
На мой взгляд, и на федеральном уровне было много инициатив, направленных на стабилизацию ситуации в экономике и социальной сфере. Прежде всего, отмечу последние инициативы Президента Владимира Владимировича Путина, касающиеся позиции РФ по отношению к мировым проблемам, неучастия России в военных действиях в Афганистане, поиска путей для нормализации обстановки в Чечне. 2002 год в этой части, как мне кажется, будет переломным - будем надеяться, что в нашей стране наступит мир и усилится созидательный процесс.
- Что ожидает в будущем году Государственный Совет республики и другие представительные органы государственной власти? Предстоит ли реформирование органов местного самоуправления, как того требует заместитель Генерального прокурора РФ?
- Как я не раз уже говорил ранее, наш парламент легитимен. Избранный в декабре 1999 года по действующим тогда законам, никем в суде не оспоренным и не отмененным, он был сформирован из 130 народных депутатов и работает с января 2000 года. То, что некоторые статьи Конституции РТ и закона о выборах народных депутатов Республики Татарстан признаны недействующими, противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению, еще не говорит о том, что депутаты лишились полномочий. Об этом не было речи ни на одном судебном процессе.
Я считаю, что нынешний депутатский корпус должен доработать свой конституционный срок, а новый состав Госсовета будет избираться уже по новому закону о выборах, более демократичному, соответствующему федеральному законодательству. Например, не будет совмещения исполнительной и законодательной власти - как на уровне республики, так и на уровне городов и районов. Кроме того, после окончательного принятия решения федеральным законодателем в законе могут появится нормы о выборах в парламент по партийным спискам.
Сложнее обстоят дела на уровне самоуправления, так как российский законодатель и органы федеральной власти сами еще до конца здесь не определились. Российский закон предписывает нам поднять уровень местного самоуправления до городов и районов. Хотя сегодня многие регионы Российской Федерации столкнулись с проблемой, когда органы прямого народовластия сформированы, но у них нет экономической самостоятельности, нет четкого разграничения полномочий между государственной властью и местным самоуправлением. Попытки Татарстана продвинуться в этой области вперед, расписать полномочия и даже закрепить в законе о республиканском бюджете за местным самоуправлением какие-то твердые налоги вызывают акты прокурорского реагирования. Поскольку принятая в этом году вторая часть Налогового кодекса России не дает законодателям субъектов Российской Федерации права перераспределять налоги на региональном уровне. Более того, мы были вынуждены согласиться с протестом Прокурора на то, что назначаем оклады руководителям органов местного самоуправления, были вынуждены отказаться от этой практики. Думаю, должно пройти какое-то время, прежде чем в Российской Федерации определятся с уровнем местного самоуправления. И тогда мы окончательно завершим реформу органов власти в республике.
- По вашему, Государственный Совет доработает свой конституционный срок, роспуска парламента не будет?
- Если решение о досрочных выборах депутатов и будет принято, то это будет наше решение. Поскольку и федеральная, и республиканская конституции предусматривают, что депутатский корпус может лишиться своих полномочий, во-первых, в результате самороспуска, во-вторых, по инициативе Президента Республики Татарстан при соблюдении необходимой процедуры. Есть, правда, теперь и третий способ: согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" эту процедуру, довольно продолжительную по времени, может иниициировать Президент Российской Федерации.
- Фарид Хайруллович, в минувшую среду вы сложили с себя полномочия члена Совета Федерации. С какими чувствами покидали верхнюю палату Федерального Собрания?
- Чувства были разные. Тот состав Совета Федерации, в котором интересы субъектов представляли руководители регионов, играл исключительно важную роль. Это был достаточно влиятельный сенат. К его мнению прислушивались, и многие решения принимались с учетом интересов субъектов России. Теперь у нас теряется трибуна, с которой Татарстан устами своих представителей - руководителей двух ветвей власти, мог заявлять о своей позиции, вносить предложения о тех или иных вариантах дальнейшего развития Российской Федерации. По большому счету, другой такой аудитории и официальной трибуны для регионального законодателя в ближайшее время я не вижу.
Представитель от законодательного органа Татарстана в Совете Федерации, конечно же, будет. И это будет наш человек - от Татарстана. Пока его имя я не назову. Но на ближайшей сессии, в январе, представлю коллегам своего кандидата на эту ответственную должность. Решение принимать Госсовету.
Я не раз критиковал руководителей некоторых российских регионов за то, что своими представителями в верхнюю палату федерального парламента они назначают людей, не имеющих к их территориям отношения, главным образом, москвичей. К счастью, наша республика богата людьми, которые могут достойно представлять Татарстан в Совете Федерации.
- Госсоветом было выявлено по меньшей мере два десятка федеральных законов, которые входят в противоречие с Конституцией Российской Федерации. Вы говорили, что передали полномочному представителю Президента России в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко письмо о необходимости внесения изменений и дополнений в федеральные законы по приведению их в соответствие с федеральной Конституцией. Можно ли ожидать в ближайшее время подлинной гармонизации законодательства в Российской Федерации?
- На одной из встреч я сказал Сергею Владиленовичу, что марш-броском по субъектам Федерации практически завершился процесс гармонизации законодательства в части приведения региональных законов в соответствие с федеральным законодательством. Но вторая, не менее важная задача - приведение федеральных законов в соответствие с Конституцией России - с мертвой точки так и не сдвинулась. Нет механизма ее решения. Генеральный прокурор России не имеет права опротестовывать федеральные законы. И над решением этой проблемы никто не думает. Это своего рода бомба замедленного действия. Фитиль тлеет, и нежелательно, чтобы случился взрыв. Надо бы ускорить этот процесс. Надеюсь, федеральный законодатель это понимает.
- На декабрьском заседании Совета Ассоциации "Большая Волга" вас избрали вице-президентом этой организации, объединяющей 11 поволжских регионов. Какие вы здесь видите перспективы для защиты интересов Татарстана?
- Моя кандидатура на эту должность была одобрена большинством членов Совета Ассоциации, и я не стал от еще от одной должности отказываться. Потому что сотрудничество регионов в рамках "Большой Волги" имеет несомненную пользу. В регионах Поволжья достаточно много интересных начинаний, и этот опыт можно было бы с выгодой использовать в республике. В то же время у Татарстана есть немало нового, передового, что могло бы стать достоянием наших соседей. Я, кстати, выступил с инициативой, которая была одобрена, - в следующем году провести одно из заседаний Совета "Большой Волги" в Казани, где мы сможем показать все наши наработки по развитию малого и среднего бизнеса. Сегодня это один из важнейших вопросов, который надо обязательно решить и в Татарстане, и в России. От успехов в развитии предпринимательства будет во многом зависеть состояние экономики и в целом социальное положение наших граждан. Без среднего класса предпринимателей не будет устойчивого гражданского общества, о котором многие сегодня говорят.
- Фарид Хайруллович, до наступления Нового года осталось несколько дней, и у вас есть возможность поздравить жителей Татарстана с этим праздником.
- Я думаю, в каждой семье это особый праздник - не политизированный, домашний. В эти дни собираются родные и друзья, как правило, за семейным столом.
Всем жителям республики хочу пожелать, чтобы 2002 год принес в каждый дом мир и спокойствие, чтобы счастье не обходило вас стороной, чтобы никто не потерял близких людей, чтобы наступающий год оправдал возлагающиеся на него надежды.
Ильшат Ракипов, "Татар-информ", 26 декабря 2001 года.