Публикации > Просмотр публикации
Фарид Мухаметшин: "Период администрирования завершается"
- От Приволжского федерального округа записались для выступления двое - я и руководитель Ассоциации законодателей ПриФО, Председатель Законодательного Собрания Пермской области Николай Девяткин. Но мне дали выступить в пленарной части, в присутствии Президента В.Путина.
Я отметил, что молниеносно проведенная в течение года силами прокуратуры и судов операция по приведению законодательства субъектов в соответствие с общефедеральным завершилась. Теперь стоит такая же ответственная задача перед федеральной властью - привести некоторые федеральные законы в соответствие с Конституцией России, ибо это уже является тормозом дальнейшего законодательного развития Федерации. Государственный Совет Татарстана в свое время передал экспертам Приволжского округа юридические заключения на 22 таких закона, а во всем округе аналитики нашли более 60-ти законов. Процедура внесения в них изменений Регламентом Государственной Думы, конечно, предусмотрена, но пройти этот путь практически невозможно. Мы не раз убеждались в этом, вынося свои законодательные инициативы на федеральный уровень. Поэтому я предложил продумать специальную регламентную процедуру, чтобы рассмотреть эти федеральные законы такими же ускоренными темпами, чтобы не останавливать законодательный процесс и не растягивать процедуру гармонизации правового поля Российской Федерации на годы. Я сказал, что мы готовы свои законодательные инициативы внести в Государственную Думу, но нужен новый механизм рассмотрения проектов федеральных законов.
Президент во время моего выступления сделал себе пометку и в своем выступлении (оно шло сразу за моим) согласился, что, действительно, нужен какой-то иной механизм для гармонизации правового пространства, ибо это сейчас является сдерживающим фактором для законодательного продвижения вперед. Время использования жестких административных рычагов прошло. Пришло время осознать, что в регионах тоже есть законы, которые порой не хуже, а лучше федеральных.
- И вы, и некоторые ваши коллеги говорили о том, что в регионах достаточно неоднозначное отношение к выборам по партийным спискам.
- Действительно, предлагалось пересмотреть норму о том, чтобы половина местного депутатского корпуса выбиралась от политпартий, дать регионам право самим определять, какой процент у них будет выделен для партийцев. Я в своем выступлении поддержал такой подход. Безусловно, партии должны развиваться и быть представленными в парламентах субъектов Российской Федерации. Но цифра 50, может быть, на этом этапе сегодня завышена. Я предложил сделать рамочный закон, с тем чтобы дать возможность самим субъектам по мере развития партий и завоевания ими авторитета у населения определиться в процентах: от 10 до 50 либо от 15 до 50. Процесс этот начинать надо, но, может быть, не столь радикально.
- Один из самых болезненных вопросов сегодняшней жизни регионов - проблема разграничения полномочий - поднимался законодателями на этом совещании наиболее часто, в том числе и вами. Не могли бы вы сказать, каково отношение к предложениям Дмитрия Козака?
- Комиссия заместителя руководителя администрации Президента России Дмитрия Николаевича Козака по разграничению полномочий действует очень активно и делает огромную и очень важную работу. Я это особо подчеркнул. Но не мог не высказать возникшую у нас некоторую настороженность по двум моментам.
Во-первых, по ряду законов вольно или невольно идет процесс перетягивания полномочий в федеральный центр. И нам кажется, что он, может быть, непроизвольно, но опять перегружается не свойственными ему полномочиями. Но надо ли это делать сегодня и завтра? И не только потому, что грядут выборы в Государственную Думу, выборы Президента Российской Федерации. Ведь в условиях перегруза полномочий федеральная власть порой не всегда может их должным образом реализовать. Тем самым мы вызываем негативное отношение населения к федеральному центру, а в большинстве случаев - к Президенту Российской Федерации. Следует ли нам в этих делах оказывать ему такую медвежью услугу? Я предложил, чтобы разграничение проходило с учетом реальных возможностей реализации полномочий на местах, силами региональной власти. С условием соответствующего бюджетного финансирования, естественно. Рад, что эти слова были восприняты Президентом с пониманием, и он, как мне потом сообщили, уже дал некоторые распоряжения.
Вторая опасность, на мой взгляд, связана с тем, что в двести, а может быть, и в триста федеральных законов придется вносить изменения. Пока об этих изменениях знают только в комиссии Козака. Учитывая единое мнение коллег по Приволжскому федеральному округу, которое было выработано на семинаре-совещании в Казани, я высказал пожелание: до внесения изменений в виде законопроектов в Государственную Думу разослать их для ознакомления в региональные представительные органы власти. А затем уже согласованно выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу, чтобы более быстрыми темпами принять эти законы. Это предложение также было поддержано моими коллегами.
В заключение своего выступления я выразил надежду, что новая общественная организация - Совет законодателей Российской Федерации сыграет свою исключительную роль в гармонизации всего законодательства, в выстраивании единого правового поля. А затем сделал предложение Президенту Российской Федерации дать свое согласие и возглавить этот орган.
Казалось бы, правильно, что Союз создается при верхней палате Федерального Собрания - палате регионов. Но тогда получается, что нижняя палата вроде как ни при чем. Но ведь Федеральное Собрание-то одно, законодательный орган единый. Президент поддержал эту идею, пообещав, что этот вопрос будет решен уже осенью. Если Президент возглавит Совет законодателей, то это, во-первых, не позволит разбалансировать две палаты одного Собрания, а во-вторых, уравновесит региональную исполнительную и законодательную власть на федеральном уровне.
- Фарид Хайруллович, как нам стало известно, ваша кандидатура первоначально не планировалась в состав Президиума Совета законодателей. Что же произошло?
- Принято решение, что Президиум будет собираться не реже одного раза в месяц, раз в год планируется проводить ротацию его членов. Возглавил Президиум Сергей Миронов, его заместителем стала Любовь Слиска - заместитель Председателя Государственной Думы. Кроме них, в Президиум вошли восемь руководителей законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, в том числе и я. Может, этому способствовало мое выступление на совещания… Когда встал вопрос об избрании Президиума, в мою поддержку выступили мои коллеги. А Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия Николай Кечкин сказал, что ради Мухаметшина готов снять свою кандидатуру. Вот так меня и избрали, чему я и не очень-то обрадовался, потому что, честно говоря, работы и без того хватает. И тем не менее, нельзя не радоваться тому, что у Татарстана появляется новая трибуна и возможность влиять на процессы, которые будут происходить в общефедеральном законодательном поле. Постараюсь сполна эту трибуну использовать.
- Фарид Хайруллович, помимо участия в совещании законодателей России, у вас планировались встречи с Дмитрием Козаком и заместителем Генерального прокурора РФ по Приволжскому федеральному округу Александром Звягинцевым, известном своим непримиримым отношением в вопросах приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Можно полюбопытствовать, о чем шел разговор?
- С Дмитрием Козаком мы говорили о порядке нашей дальнейшей совместной работы. Парламентарии Татарстана получили высокую оценку от Президента России за гармонизацию законодательства, теперь перед нами встает другая задача - приведение в соответствие с федеральной Конституцией и федеральными законами нашего Договора с Российской Федерации - "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Сегодня он уже не отвечает ни нашей Конституции, ни требованиям федерального центра. Всем известно: раз договор не подкреплен федеральным законом, то с 28 июля текущего года статьи, противоречащие федеральным законам, прекращают свое действие. Речи о том, чтобы Татарстан, подобно другим российским регионам, отказался от этого Договора, быть не может. Значит, необходимо внести в него изменения. Я подчеркнул, что это будет не просто работа по внесению изменений, но и по внесению дополнений. У нас есть тут свои подходы, есть мысли, которые мы обязательно сформулируем… Поэтому впереди нас ждет в этой части большая, кропотливая работа. Вместе с Президентом Минтимером Шариповичем Шаймиевым будем принимать решение о составе комиссии по разработке изменений и дополнений в наш Договор, и затем нас вновь ждут согласительные процедуры в рамках действующего федерального законодательства. Надеюсь, что мы проведем эту работу легитимно, в установленные сроки, и постараемся, чтобы наш Договор не потерял свою актуальность и значимость и в дальнейшем.
Беседа с заместителем Генерального прокурора РФ Александром Звягинцевым на этот раз носила более мирный характер. Может быть, этому послужила высокая оценка наших действий, данная накануне во всеуслышание Президентом России, который подчеркнул, что татарстанскими законодателями сделан очень большой и важный шаг, и назвал эту работу "крупным государственным результатом".
Мы четко записали в новой редакции Конституции, что Республика Татарстан входит в состав Российской Федерации как один из ее субъектов, мы отменили те нормы, которые очевидно противоречили федеральной Конституции: помилование, наличие глав администраций в законодательном органе, ряд международных правовых положений… В этой части мы гармонизировали наше законодательство. Но при этом конституировали отдельной статьей Договор, сохранили норму о суверенитете в части делегированных полномочий и ряд положений, связанных с особым статусом республики. К сожалению, 21-я статья - о гражданстве республики - через какое-то время, видимо, вступит в противоречие с новым федеральным законом, который не предусматривает республиканского гражданства. Тем не менее, на момент принятия новой редакции Конституции мы прошли нормальный легитимный путь. Обо всем этом я и сказал своему собеседнику.
И все же, как мне кажется, каждый остался при своем мнении. У заместителя Генерального прокурора к новой редакции нашей Конституции имеются замечания по восьми позициям. Я в разговоре отметил, что и федеральная Конституция имеет внутренние противоречия, а по некоторым позициям уже сегодня требует внесения в нее изменений… Думаю, такие изменения возможны не сегодня, возможно, после выборов Президента России. К тому времени должны подоспеть законы по разграничению полномочий от комиссии Дмитрия Козака - и ситуация станет более-менее ясна. Тогда и мы можем еще раз вернуться к своей Конституции по ряду положений. Но не ранее…
Спустя пять месяцев после того, как Совет Федерации стал формироваться по новому принципу, руководители законодательных (представительных) органов государственной власти вновь оказались востребованы: 21 мая на совещании в Совете Федерации, в работе которого принимали участие Президент Владимир Путин и Председатель верхней палаты Федерального Собрания РФ Сергей Миронов, был образован новый общественный орган - Совет законодателей России. Пока он будет собираться в Совете Федерации, не исключено, что осенью В.Путин ему будет придан статус президентского - по аналогии с Госсоветом России.
Председатель Государственного Совета Татарстана Фарид МУХАМЕТШИН в своем выступлении на этом совещании говорил о некоторых общефедеральных проблемах законодательного уровня, которые нуждаются в скорейшем решении. Корреспондент "Татар-информ" И.РАКИПОВ попросил Ф.Мухаметшина рассказать читателям об этом выступлении, которое нашло понимание и поддержку у Президента В.Путина и законодателей России.
- От Приволжского федерального округа записались для выступления двое - я и руководитель Ассоциации законодателей ПриФО, Председатель Законодательного Собрания Пермской области Николай Девяткин. Но мне дали выступить в пленарной части, в присутствии Президента В.Путина.
Я отметил, что молниеносно проведенная в течение года силами прокуратуры и судов операция по приведению законодательства субъектов в соответствие с общефедеральным завершилась. Теперь стоит такая же ответственная задача перед федеральной властью - привести некоторые федеральные законы в соответствие с Конституцией России, ибо это уже является тормозом дальнейшего законодательного развития Федерации. Государственный Совет Татарстана в свое время передал экспертам Приволжского округа юридические заключения на 22 таких закона, а во всем округе аналитики нашли более 60-ти законов. Процедура внесения в них изменений Регламентом Государственной Думы, конечно, предусмотрена, но пройти этот путь практически невозможно. Мы не раз убеждались в этом, вынося свои законодательные инициативы на федеральный уровень. Поэтому я предложил продумать специальную регламентную процедуру, чтобы рассмотреть эти федеральные законы такими же ускоренными темпами, чтобы не останавливать законодательный процесс и не растягивать процедуру гармонизации правового поля Российской Федерации на годы. Я сказал, что мы готовы свои законодательные инициативы внести в Государственную Думу, но нужен новый механизм рассмотрения проектов федеральных законов.
Президент во время моего выступления сделал себе пометку и в своем выступлении (оно шло сразу за моим) согласился, что, действительно, нужен какой-то иной механизм для гармонизации правового пространства, ибо это сейчас является сдерживающим фактором для законодательного продвижения вперед. Время использования жестких административных рычагов прошло. Пришло время осознать, что в регионах тоже есть законы, которые порой не хуже, а лучше федеральных.
- И вы, и некоторые ваши коллеги говорили о том, что в регионах достаточно неоднозначное отношение к выборам по партийным спискам.
- Действительно, предлагалось пересмотреть норму о том, чтобы половина местного депутатского корпуса выбиралась от политпартий, дать регионам право самим определять, какой процент у них будет выделен для партийцев. Я в своем выступлении поддержал такой подход. Безусловно, партии должны развиваться и быть представленными в парламентах субъектов Российской Федерации. Но цифра 50, может быть, на этом этапе сегодня завышена. Я предложил сделать рамочный закон, с тем чтобы дать возможность самим субъектам по мере развития партий и завоевания ими авторитета у населения определиться в процентах: от 10 до 50 либо от 15 до 50. Процесс этот начинать надо, но, может быть, не столь радикально.
- Один из самых болезненных вопросов сегодняшней жизни регионов - проблема разграничения полномочий - поднимался законодателями на этом совещании наиболее часто, в том числе и вами. Не могли бы вы сказать, каково отношение к предложениям Дмитрия Козака?
- Комиссия заместителя руководителя администрации Президента России Дмитрия Николаевича Козака по разграничению полномочий действует очень активно и делает огромную и очень важную работу. Я это особо подчеркнул. Но не мог не высказать возникшую у нас некоторую настороженность по двум моментам.
Во-первых, по ряду законов вольно или невольно идет процесс перетягивания полномочий в федеральный центр. И нам кажется, что он, может быть, непроизвольно, но опять перегружается не свойственными ему полномочиями. Но надо ли это делать сегодня и завтра? И не только потому, что грядут выборы в Государственную Думу, выборы Президента Российской Федерации. Ведь в условиях перегруза полномочий федеральная власть порой не всегда может их должным образом реализовать. Тем самым мы вызываем негативное отношение населения к федеральному центру, а в большинстве случаев - к Президенту Российской Федерации. Следует ли нам в этих делах оказывать ему такую медвежью услугу? Я предложил, чтобы разграничение проходило с учетом реальных возможностей реализации полномочий на местах, силами региональной власти. С условием соответствующего бюджетного финансирования, естественно. Рад, что эти слова были восприняты Президентом с пониманием, и он, как мне потом сообщили, уже дал некоторые распоряжения.
Вторая опасность, на мой взгляд, связана с тем, что в двести, а может быть, и в триста федеральных законов придется вносить изменения. Пока об этих изменениях знают только в комиссии Козака. Учитывая единое мнение коллег по Приволжскому федеральному округу, которое было выработано на семинаре-совещании в Казани, я высказал пожелание: до внесения изменений в виде законопроектов в Государственную Думу разослать их для ознакомления в региональные представительные органы власти. А затем уже согласованно выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу, чтобы более быстрыми темпами принять эти законы. Это предложение также было поддержано моими коллегами.
В заключение своего выступления я выразил надежду, что новая общественная организация - Совет законодателей Российской Федерации сыграет свою исключительную роль в гармонизации всего законодательства, в выстраивании единого правового поля. А затем сделал предложение Президенту Российской Федерации дать свое согласие и возглавить этот орган.
Казалось бы, правильно, что Союз создается при верхней палате Федерального Собрания - палате регионов. Но тогда получается, что нижняя палата вроде как ни при чем. Но ведь Федеральное Собрание-то одно, законодательный орган единый. Президент поддержал эту идею, пообещав, что этот вопрос будет решен уже осенью. Если Президент возглавит Совет законодателей, то это, во-первых, не позволит разбалансировать две палаты одного Собрания, а во-вторых, уравновесит региональную исполнительную и законодательную власть на федеральном уровне.
- Фарид Хайруллович, как нам стало известно, ваша кандидатура первоначально не планировалась в состав Президиума Совета законодателей. Что же произошло?
- Принято решение, что Президиум будет собираться не реже одного раза в месяц, раз в год планируется проводить ротацию его членов. Возглавил Президиум Сергей Миронов, его заместителем стала Любовь Слиска - заместитель Председателя Государственной Думы. Кроме них, в Президиум вошли восемь руководителей законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, в том числе и я. Может, этому способствовало мое выступление на совещания… Когда встал вопрос об избрании Президиума, в мою поддержку выступили мои коллеги. А Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия Николай Кечкин сказал, что ради Мухаметшина готов снять свою кандидатуру. Вот так меня и избрали, чему я и не очень-то обрадовался, потому что, честно говоря, работы и без того хватает. И тем не менее, нельзя не радоваться тому, что у Татарстана появляется новая трибуна и возможность влиять на процессы, которые будут происходить в общефедеральном законодательном поле. Постараюсь сполна эту трибуну использовать.
- Фарид Хайруллович, помимо участия в совещании законодателей России, у вас планировались встречи с Дмитрием Козаком и заместителем Генерального прокурора РФ по Приволжскому федеральному округу Александром Звягинцевым, известном своим непримиримым отношением в вопросах приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Можно полюбопытствовать, о чем шел разговор?
- С Дмитрием Козаком мы говорили о порядке нашей дальнейшей совместной работы. Парламентарии Татарстана получили высокую оценку от Президента России за гармонизацию законодательства, теперь перед нами встает другая задача - приведение в соответствие с федеральной Конституцией и федеральными законами нашего Договора с Российской Федерации - "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Сегодня он уже не отвечает ни нашей Конституции, ни требованиям федерального центра. Всем известно: раз договор не подкреплен федеральным законом, то с 28 июля текущего года статьи, противоречащие федеральным законам, прекращают свое действие. Речи о том, чтобы Татарстан, подобно другим российским регионам, отказался от этого Договора, быть не может. Значит, необходимо внести в него изменения. Я подчеркнул, что это будет не просто работа по внесению изменений, но и по внесению дополнений. У нас есть тут свои подходы, есть мысли, которые мы обязательно сформулируем… Поэтому впереди нас ждет в этой части большая, кропотливая работа. Вместе с Президентом Минтимером Шариповичем Шаймиевым будем принимать решение о составе комиссии по разработке изменений и дополнений в наш Договор, и затем нас вновь ждут согласительные процедуры в рамках действующего федерального законодательства. Надеюсь, что мы проведем эту работу легитимно, в установленные сроки, и постараемся, чтобы наш Договор не потерял свою актуальность и значимость и в дальнейшем.
Беседа с заместителем Генерального прокурора РФ Александром Звягинцевым на этот раз носила более мирный характер. Может быть, этому послужила высокая оценка наших действий, данная накануне во всеуслышание Президентом России, который подчеркнул, что татарстанскими законодателями сделан очень большой и важный шаг, и назвал эту работу "крупным государственным результатом".
Мы четко записали в новой редакции Конституции, что Республика Татарстан входит в состав Российской Федерации как один из ее субъектов, мы отменили те нормы, которые очевидно противоречили федеральной Конституции: помилование, наличие глав администраций в законодательном органе, ряд международных правовых положений… В этой части мы гармонизировали наше законодательство. Но при этом конституировали отдельной статьей Договор, сохранили норму о суверенитете в части делегированных полномочий и ряд положений, связанных с особым статусом республики. К сожалению, 21-я статья - о гражданстве республики - через какое-то время, видимо, вступит в противоречие с новым федеральным законом, который не предусматривает республиканского гражданства. Тем не менее, на момент принятия новой редакции Конституции мы прошли нормальный легитимный путь. Обо всем этом я и сказал своему собеседнику.
И все же, как мне кажется, каждый остался при своем мнении. У заместителя Генерального прокурора к новой редакции нашей Конституции имеются замечания по восьми позициям. Я в разговоре отметил, что и федеральная Конституция имеет внутренние противоречия, а по некоторым позициям уже сегодня требует внесения в нее изменений… Думаю, такие изменения возможны не сегодня, возможно, после выборов Президента России. К тому времени должны подоспеть законы по разграничению полномочий от комиссии Дмитрия Козака - и ситуация станет более-менее ясна. Тогда и мы можем еще раз вернуться к своей Конституции по ряду положений. Но не ранее…
Татар-информ, 21 мая 2002 года