Публикации > Просмотр публикации
Ответы Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина на вопросы корреспондента газеты "Заман" Рустема Юнусова
Да, безусловно, сохранились. Мы не отходили и не намерены отходить от базовых положений нашей Конституции, в основе которой - воля народа, выраженная на референдуме. Речь идет о суверенитете республики, который, на наш взгляд, заключается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и совместных полномочий Российской Федерации и Республики Татарстан. Конституированы принципиальные положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Сохранена преемственность и в вопросах участия республики в международной и внешнеэкономической деятельности, полноправного функционирования двух государственных языков, а также в части права собственности на землю и недра. Самостоятельность Татарстана не может существовать без экономической базы - земли, недр и других природных ресурсов. Поэтому не случайно Государственный Совет РТ принял не новую Конституцию, а новую редакцию Основного закона республики.
Мы никогда не ставили вопрос о независимости Татарстана, в то же время последовательно отстаивали идею повышения самостоятельности республики. Данная проблема не снимается с повестки дня и сегодня.
Норма о двух государственных языках - русском и татарском - была закреплена еще в Конституции 1992 года. Сохранилась она и в новой редакции Основного закона Татарстана. Однако реализация данного положения - далеко не простая задача. Особенно это касается вопроса функционирования татарского языка как полноценного государственного языка. Для ее решения требуются хорошо подготовленные кадры, соответствующая учебно-методическая литература, досконально разработанные и многократно апробированные на практике программы изучения языка.
Согласитесь, что для значительной доли населения республики - я прежде всего имею в виду русскоязычную часть, да и некоторых татар тоже - татарский язык практически сродни иностранному. И начинать изучать его необходимо с самых азов, постепенно доводя до уровня, как говорят на Западе, "носителей языка". Однако посмотрите, много ли выпускников наших вузов полноценно владеют иностранным языком? А ведь они изучали иностранный язык как предмет не менее десяти лет. Между тем в очень многих странах даже школьники старших классов свободно говорят и пишут, как минимум, на двух языках (родном и еще на английском как языке международного общения). А в России таких утвержденных действенных методик нет, в лучшем случае они находятся в разряде экспериментальных.
Вообще, сужение области применения "коренных" языков - это общемировая проблема. Процессы глобализации оказывают свое влияние и на эту сферу. Поэтому для расширения области применения татарского языка крайне важно вести вдумчивую и кропотливую работу на уровне государственной политики. В приказном порядке добиться желаемых результатов невозможно. Энтузиазма же некоторых наших ретивых чиновников хватило только на организацию перевода на татарский язык учебников по сопромату. А сегодня они закрывают глаза на неисполнение того, что предписано Конституцией Республики Татарстан и законами.
В Конституции Татарстана установлено, что основой экономической системы республики является социально-ориентированное рыночное хозяйство. Это значит, что у нас признаются и охраняются государством все виды собственности - государственная, частная, муниципальная и т.д., обеспечиваются равные условия их правовой защиты. Республика в пределах своих полномочий как сейчас, так и в дальнейшем будет регулировать развитие экономики посредством программ экономического и социального развития, бюджетной, налоговой, инвестиционной и иной экономической политики, не вмешиваясь в деятельность хозяйствующих субъектов и не допуская монополизации и недобросовестной конкуренции. При этом важнейшей задачей государства является всемерное содействие развитию предпринимательства как важного условия свободной реализации потенциала каждой личности. Вместе с тем государство берет на себя обязанность защиты (трудоустройство, социальные гарантии и социальное обеспечение малоимущих слоев населения) отдельных категорий граждан от тех негативных моментов, которые может нести в себе рынок.
В соответствии с федеральной Конституцией природные ресурсы и земли принадлежат в целом народу Российской Федерации. Но форма собственности на них может быть различной: и государственной, и частной, и муниципальной. Согласно Договору "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", республиканские власти решают вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, а также движимым и недвижимым государственным имуществом, расположенным на территории Татарстана, являющимся исключительным достоянием и собственностью народа республики, за исключением объектов федеральной собственности. Сегодня над новой концепцией разграничения предметов ведения и полномочий между разными уровнями власти работает федеральная комиссия под руководством Д. Козака, заместителя руководителя Администрации Президента РФ. Идет непростой процесс согласования позиций, в том числе и по вопросам, затрагивающим данную сферу. Так, например, мы не согласны с предложением комиссии о возможности регулирования правоотношений между Центром и регионами только на основе Гражданского кодекса РФ (то есть о внедрении гражданско-правовых договоров вместо договоров и соглашений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации), включенных в концепцию по разграничению полномочий в области природопользования. По нашему мнению, за данным предложением просматривается стремление сосредоточить в руках Центра все полномочия собственника. Но сможет ли Центр эффективно руководить этой собственностью?.. На мой взгляд, здесь больше вопросов, чем ответов.
Если вы внимательно следили за работой над новой редакцией Конституции Республики Татарстан, то, наверное, обратили внимание, что все основные положения раздела, посвященные правам и свободам человека, сохранены без существенных изменений. Основные претензии федеральных властей сводились к тезису об ущемлении прав граждан в вопросе выдвижения кандидатуры на должность Президента Татарстана - в Конституции республики 1992 года была закреплена норма о том, что кандидат должен владеть государственными языками и постоянно проживать в Татарстане не менее десяти лет. Положение о необходимости владения государственными языками осталось и в новой редакции, поскольку это наша принципиальная позиция. Вы можете себе представить, что должность Президента Российской Федерации займет человек, не владеющий русским языком?
А ценз оседлости мы сняли. В современном мире, когда все большее число людей активно пользуется правом свободного передвижения и миграционные процессы только усиливаются, соблюсти данное требование будет довольно сложно.
В основном дискуссии касательно прав и свобод гражданина велись на предмет формального соответствия формулировок. То есть основной вопрос заключался в юридической технике, а не в "духе" закона.
Более того, в новой редакции Конституции Республики Татарстан раздел, посвященный правам и свободам человека, качественно расширен. В ней предусмотрен институт Уполномоченного по правам человека; включены положения о том, что гражданин может обращаться в межгосударственные органы по защите своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, а также о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Республики Татарстан.
Сделать это непросто, но необходимо. Конечно, если кто-либо считает себя убежденным сторонником унитарного государства, то это его неотъемлемое право и, как говорится, его личная проблема. Но в интересах общества необходимо преодолеть эту тенденцию. Цена вопроса слишком велика. И никаких особых путей здесь не придумаешь. Поэтому и рецепты стандартны: это развитие демократии, утверждение законности и права в стране, становление гражданского общества, отстаивание принципов федерализма в государственном строительстве России, развитие многопартийности и свободы слова и т.д. Составляющих элементов реализации этого пути много, но важно также и то, чтобы не только каждый человек, независимо от своего социального статуса, но и каждый субъект Федерации, каждая ветвь власти любого уровня были последовательны в отстаивании идеалов демократии.
За последнее десятилетие республика провела огромную созидательную работу. Благодаря гибкой экономической политике, приоритетной государственной поддержке ряда отраслей удалось стабилизировать объемы добычи нефти, повысить эффективность нефтехимии, по сравнению с другими регионами сохранить предприятия оборонной промышленности, научно-исследовательские и конструкторские институты. Число безработных в республике даже в самые сложные годы для нашей страны всегда оставалось ниже, чем в соседних регионах и в среднем по Российской Федерации. На фоне всеобщего упадка сельского хозяйства наша республика остается самодостаточной в этой важнейшей для государства сфере экономики.
В трансформационный период Татарстан сумел сохранить накопленный многими годами мощный материально-технический и научный потенциал, который сегодня стал базой в реализации крупных инвестиционных проектов. Речь идет о строительстве мостового перехода через Каму, Казанского метрополитена, Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода, выпуске конкурентоспособной продукции авиационной и машиностроительной отраслей промышленности. Реализация программы ликвидации ветхого жилья позволила улучшить жилищные условия порядка 20 тысяч семей, которым предоставлено более одного миллиона квадратных метров общей площади. Завершается программа газификации сельских населенных пунктов, нарастающими темпами идет строительство автомобильных дорог. Конечно, многое сделано, но многое еще предстоит сделать.
Наша республика является своего рода одним из "пилотных" регионов России. Экспериментальные проекты по развитию рыночных механизмов хозяйствования и государственного управления в большинстве случаев апробированы именно у нас. Ярким примером сказанному является установление частной собственности на землю. Такая норма появилась в Конституции Татарстана 1992 года, в то время, как в Российской Федерации это положение получило свое отражение в Земельном кодексе 2001 года. Татарстан одним из первых стал внедрять механизмы адресной социальной защиты малоимущего населения, поддерживать отечественного товаропроизводителя, принял программу борьбы с преступностью, на уровне государственной политики у нас уделяется внимание развитию малого бизнеса, как одного из важнейших опор рыночной экономики. Можно назвать много примеров того, когда какая-то программа в начале отрабатывалась на республиканском уровне, а потом перенималась как передовой опыт в России. Республика Татарстан в отличие от многих других регионов Российской Федерации стремится идти на один-два шага вперед, не боясь применять инновационные методы управления как в сфере государственной политики, так и в хозяйственной практике. Эти подходы позволяют нам поддерживать в Татарстане приемлемый уровень жизни населения, сохранять политическую стабильность в республике и наращивать темпы поступательного экономического развития.
Отличительной особенностью Татарстана является то, что в республике необходимо соблюдать баланс языков, культур, конфессий, этнических групп, без чего невозможно построить гражданское полиэтническое общество. С этой целью при Президенте Татарстана создан Фонд поддержки развития культуры и искусства. Государственным Советом приняты законы о языках народов республики, об охране и использовании культурных и исторических ценностей, о культуре, о свободе совести и о религиозных объединениях; республиканская программа сохранения, изучения и развития языков народов Татарстана.
Одним из ярких проявлений жизнедеятельности Татарстана за последние годы является свободное развитие языков и культур народов, проживающих на территории республики, что и определяет межнациональное и межконфессиональное согласие не только между татарским и русским народами, но и всеми этническими меньшинствами. В городах и районах Татарстана действуют около 150 чувашских, 40 удмуртских, 20 марийских, 10 мордовских и несколько еврейских школ. Представители 17 национальностей - армяне, азербайджанцы, грузины, украинцы, белорусы, таджики, лезгинцы, немцы, корейцы, ассирийцы и другие - изучают свой родной язык в 25 воскресных школах республики. Возрождаются древние обряды и обычаи татарского народа, становятся традиционными национальные праздники разных народов. Проблема сохранения и развития народных традиций во многом успешно решается благодаря созданию на местах - в городах, селах и районах - национально-культурных центров.
Государственная национальная политика, в основе которой заложено удовлетворение запросов всех наций и народов, - лейтмотив деятельности руководства Татарстана. Поэтому в нашей республике никогда не было социальных конфликтов на этнической почве.
Европейская интеграция, строительство новой Европы без разделительных линий создают основу для более активного участия республики в европейских процессах. Будущее Татарстана - это цивилизованный, высокоразвитый регион европейского уровня. Стратегическим приоритетом внешнеэкономической деятельности является активное продвижение продукции товаропроизводителей республики на мировые рынки. Заметным шагом стало принятие Правительством Татарстана Программы стимулирования и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года.
Постоянно расширяются и углубляются взаимовыгодные отношения Республики Татарстан как с субъектами Российской Федерации, так и с иностранными партнерами. Если в 1999 году внешнеторговый оборот республики составил 1,7 млрд. долларов США, то уже в 2001 году - 3,1 млрд. долларов США. Причем более 80% - это экспорт нашей продукции. На сегодняшний день Татарстан активно сотрудничает во всех сферах как со странами СНГ, так и со странами Европы, Азии и Америки. Производители нашей республики постоянно участвуют в международных выставках и ярмарках, увеличивая рынки сбыта своей продукции, а также привлекая немалые финансовые ресурсы иностранных инвесторов. Отмечу тот факт, что по рейтингу инвестиционной привлекательности Республика Татарстан среди субъектов Российской Федерации из года в год занимает лидирующие позиции.
Существенной особенностью последних лет стало расширение экономических контактов через представление за рубежом нашей культуры, достижений в области науки, образования, спорта. Мы ясно осознаем, что без завоевания новых рынков устойчивый экономический рост в современных условиях невозможен. Поэтому и в дальнейшем мы должны, не снижая набранных темпов в этом направлении, использовать все имеющиеся возможности для дальнейшего развития этой сферы.
Начну с того, что Республика Татарстан - это субъект Российской Федерации, и здесь применимы категории диалектики части и целого, общего и особенного. Как известно, любая федерация сильна сплоченностью и степенью развитости своих регионов. Поэтому у нас давно установлены конструктивные отношения с федеральным центром, которые мы намерены и впредь развивать и углублять. Татарстан всегда занимал принципиальную позицию по вопросам, связанным со строительством новой России. Поэтому никакой политической тайны здесь нет. Мы всегда честно отстаивали свои подходы и открыто о них говорили.
Как говорили мыслители прошлого, политика - это искусство возможного. Сегодня Россию нельзя назвать ни федерацией, ни унитарным государством в общепринятом смысле этих слов. Безусловно, за федерацией историческое будущее, но этот процесс многотрудный с возможными временными откатами от общего генерального вектора развития. Что касается унитаристской составляющей, то сегодня ее идеи лоббируются представителями финансовых и промышленных монополий, отдельными политическими партиями, которым удобно решать свои задачи за спиной государства. Но в условиях рынка и демократии данное направление - это социальный тупик. Поэтому еще раз повторю: у федерации громадный исторический потенциал, реализация которого - задача, лежащая на плечах как политиков и государственных деятелей, так и рядовых граждан.
Татарстан и Турцию с давних времен объединяет многое. За последние годы активизировались экономические взаимоотношения: на 22,8 процента увеличилась поставка шин, химической продукции в Турцию, возобновились экспортные операции с нефтью, турецкие специалисты прочно обосновались в строительной отрасли Татарстана. Помимо деловых экономических отношений поддерживаются и культурные связи. Благодаря посреднической поддержке консульства Национальная библиотека РТ, библиотека Института востоковедения при КГУ и Института истории Академии наук РТ пополнили свои фонды уникальными коллекциями книг по турецкой культуре, истории и социальной жизни. Лучше узнать друг друга помогли и Дни культуры Татарстана в Турции, проведенные в прошлом году.
Активная работа ведется нами также и со странами СНГ. Отмечу, что Казахстан и Узбекистан по внешнеторговому обороту с Татарстаном среди стран СНГ находятся на 2 и 4 местах после Украины и Белоруссии. Мы стремимся развивать отношения со всеми странами содружества. Если, например, с Туркменистаном в 1999 году внешнеторговый оборот составил 809 тысяч долларов США, то в 2001 году он возрос в 2,4 раза.
В целом экономическое сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья развивается активно. Важной основой этого являются межправительственные соглашения и деятельность полномочных и торгово-экономических представительств Татарстана в зарубежных странах и регионах России. Республика Татарстан всегда открыта для тесного и взаимовыгодного сотрудничества как в сферах экономики, культуры, науки, экологии, так и многих других областях.
Скажу откровенно, частенько сожалению о том, что в сутках всего лишь 24 часа, большая часть которых уходит на работу с документами, деловые встречи и совещания, командировки и заседания. И если в этом круговороте удается выкроить свободное время, стараюсь провести его в кругу семьи, которой очень дорожу. Люблю почитать хорошие книги, порыбачить, порадовать себя общением с любимыми внучками.
Утро свое начинаю, как правило, с зарядки и прослушивания по радио республиканских новостей. Вечерами непременно смотрю телевизионные новости и читаю газеты. Стараюсь быть в курсе всех важнейших событий в республике, стране, в международной политической и культурной жизни. Одним словом, как писал поэт - "во всем мне хочется дойти до самой сути"…
Да, действительно, поговорка такая есть. Однако для государственного деятеля она не приемлема. Политик должен реагировать и принимать правильные решения заранее предвидя возможный исход событий, как позитивный, так и негативный. Мы не имеем права на ошибку, поскольку слишком высока цена ответственности.
Да, безусловно, сохранились. Мы не отходили и не намерены отходить от базовых положений нашей Конституции, в основе которой - воля народа, выраженная на референдуме. Речь идет о суверенитете республики, который, на наш взгляд, заключается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и совместных полномочий Российской Федерации и Республики Татарстан. Конституированы принципиальные положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Сохранена преемственность и в вопросах участия республики в международной и внешнеэкономической деятельности, полноправного функционирования двух государственных языков, а также в части права собственности на землю и недра. Самостоятельность Татарстана не может существовать без экономической базы - земли, недр и других природных ресурсов. Поэтому не случайно Государственный Совет РТ принял не новую Конституцию, а новую редакцию Основного закона республики.
Мы никогда не ставили вопрос о независимости Татарстана, в то же время последовательно отстаивали идею повышения самостоятельности республики. Данная проблема не снимается с повестки дня и сегодня.
Норма о двух государственных языках - русском и татарском - была закреплена еще в Конституции 1992 года. Сохранилась она и в новой редакции Основного закона Татарстана. Однако реализация данного положения - далеко не простая задача. Особенно это касается вопроса функционирования татарского языка как полноценного государственного языка. Для ее решения требуются хорошо подготовленные кадры, соответствующая учебно-методическая литература, досконально разработанные и многократно апробированные на практике программы изучения языка.
Согласитесь, что для значительной доли населения республики - я прежде всего имею в виду русскоязычную часть, да и некоторых татар тоже - татарский язык практически сродни иностранному. И начинать изучать его необходимо с самых азов, постепенно доводя до уровня, как говорят на Западе, "носителей языка". Однако посмотрите, много ли выпускников наших вузов полноценно владеют иностранным языком? А ведь они изучали иностранный язык как предмет не менее десяти лет. Между тем в очень многих странах даже школьники старших классов свободно говорят и пишут, как минимум, на двух языках (родном и еще на английском как языке международного общения). А в России таких утвержденных действенных методик нет, в лучшем случае они находятся в разряде экспериментальных.
Вообще, сужение области применения "коренных" языков - это общемировая проблема. Процессы глобализации оказывают свое влияние и на эту сферу. Поэтому для расширения области применения татарского языка крайне важно вести вдумчивую и кропотливую работу на уровне государственной политики. В приказном порядке добиться желаемых результатов невозможно. Энтузиазма же некоторых наших ретивых чиновников хватило только на организацию перевода на татарский язык учебников по сопромату. А сегодня они закрывают глаза на неисполнение того, что предписано Конституцией Республики Татарстан и законами.
В Конституции Татарстана установлено, что основой экономической системы республики является социально-ориентированное рыночное хозяйство. Это значит, что у нас признаются и охраняются государством все виды собственности - государственная, частная, муниципальная и т.д., обеспечиваются равные условия их правовой защиты. Республика в пределах своих полномочий как сейчас, так и в дальнейшем будет регулировать развитие экономики посредством программ экономического и социального развития, бюджетной, налоговой, инвестиционной и иной экономической политики, не вмешиваясь в деятельность хозяйствующих субъектов и не допуская монополизации и недобросовестной конкуренции. При этом важнейшей задачей государства является всемерное содействие развитию предпринимательства как важного условия свободной реализации потенциала каждой личности. Вместе с тем государство берет на себя обязанность защиты (трудоустройство, социальные гарантии и социальное обеспечение малоимущих слоев населения) отдельных категорий граждан от тех негативных моментов, которые может нести в себе рынок.
В соответствии с федеральной Конституцией природные ресурсы и земли принадлежат в целом народу Российской Федерации. Но форма собственности на них может быть различной: и государственной, и частной, и муниципальной. Согласно Договору "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", республиканские власти решают вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, а также движимым и недвижимым государственным имуществом, расположенным на территории Татарстана, являющимся исключительным достоянием и собственностью народа республики, за исключением объектов федеральной собственности. Сегодня над новой концепцией разграничения предметов ведения и полномочий между разными уровнями власти работает федеральная комиссия под руководством Д. Козака, заместителя руководителя Администрации Президента РФ. Идет непростой процесс согласования позиций, в том числе и по вопросам, затрагивающим данную сферу. Так, например, мы не согласны с предложением комиссии о возможности регулирования правоотношений между Центром и регионами только на основе Гражданского кодекса РФ (то есть о внедрении гражданско-правовых договоров вместо договоров и соглашений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации), включенных в концепцию по разграничению полномочий в области природопользования. По нашему мнению, за данным предложением просматривается стремление сосредоточить в руках Центра все полномочия собственника. Но сможет ли Центр эффективно руководить этой собственностью?.. На мой взгляд, здесь больше вопросов, чем ответов.
Если вы внимательно следили за работой над новой редакцией Конституции Республики Татарстан, то, наверное, обратили внимание, что все основные положения раздела, посвященные правам и свободам человека, сохранены без существенных изменений. Основные претензии федеральных властей сводились к тезису об ущемлении прав граждан в вопросе выдвижения кандидатуры на должность Президента Татарстана - в Конституции республики 1992 года была закреплена норма о том, что кандидат должен владеть государственными языками и постоянно проживать в Татарстане не менее десяти лет. Положение о необходимости владения государственными языками осталось и в новой редакции, поскольку это наша принципиальная позиция. Вы можете себе представить, что должность Президента Российской Федерации займет человек, не владеющий русским языком?
А ценз оседлости мы сняли. В современном мире, когда все большее число людей активно пользуется правом свободного передвижения и миграционные процессы только усиливаются, соблюсти данное требование будет довольно сложно.
В основном дискуссии касательно прав и свобод гражданина велись на предмет формального соответствия формулировок. То есть основной вопрос заключался в юридической технике, а не в "духе" закона.
Более того, в новой редакции Конституции Республики Татарстан раздел, посвященный правам и свободам человека, качественно расширен. В ней предусмотрен институт Уполномоченного по правам человека; включены положения о том, что гражданин может обращаться в межгосударственные органы по защите своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, а также о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Республики Татарстан.
Сделать это непросто, но необходимо. Конечно, если кто-либо считает себя убежденным сторонником унитарного государства, то это его неотъемлемое право и, как говорится, его личная проблема. Но в интересах общества необходимо преодолеть эту тенденцию. Цена вопроса слишком велика. И никаких особых путей здесь не придумаешь. Поэтому и рецепты стандартны: это развитие демократии, утверждение законности и права в стране, становление гражданского общества, отстаивание принципов федерализма в государственном строительстве России, развитие многопартийности и свободы слова и т.д. Составляющих элементов реализации этого пути много, но важно также и то, чтобы не только каждый человек, независимо от своего социального статуса, но и каждый субъект Федерации, каждая ветвь власти любого уровня были последовательны в отстаивании идеалов демократии.
За последнее десятилетие республика провела огромную созидательную работу. Благодаря гибкой экономической политике, приоритетной государственной поддержке ряда отраслей удалось стабилизировать объемы добычи нефти, повысить эффективность нефтехимии, по сравнению с другими регионами сохранить предприятия оборонной промышленности, научно-исследовательские и конструкторские институты. Число безработных в республике даже в самые сложные годы для нашей страны всегда оставалось ниже, чем в соседних регионах и в среднем по Российской Федерации. На фоне всеобщего упадка сельского хозяйства наша республика остается самодостаточной в этой важнейшей для государства сфере экономики.
В трансформационный период Татарстан сумел сохранить накопленный многими годами мощный материально-технический и научный потенциал, который сегодня стал базой в реализации крупных инвестиционных проектов. Речь идет о строительстве мостового перехода через Каму, Казанского метрополитена, Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода, выпуске конкурентоспособной продукции авиационной и машиностроительной отраслей промышленности. Реализация программы ликвидации ветхого жилья позволила улучшить жилищные условия порядка 20 тысяч семей, которым предоставлено более одного миллиона квадратных метров общей площади. Завершается программа газификации сельских населенных пунктов, нарастающими темпами идет строительство автомобильных дорог. Конечно, многое сделано, но многое еще предстоит сделать.
Наша республика является своего рода одним из "пилотных" регионов России. Экспериментальные проекты по развитию рыночных механизмов хозяйствования и государственного управления в большинстве случаев апробированы именно у нас. Ярким примером сказанному является установление частной собственности на землю. Такая норма появилась в Конституции Татарстана 1992 года, в то время, как в Российской Федерации это положение получило свое отражение в Земельном кодексе 2001 года. Татарстан одним из первых стал внедрять механизмы адресной социальной защиты малоимущего населения, поддерживать отечественного товаропроизводителя, принял программу борьбы с преступностью, на уровне государственной политики у нас уделяется внимание развитию малого бизнеса, как одного из важнейших опор рыночной экономики. Можно назвать много примеров того, когда какая-то программа в начале отрабатывалась на республиканском уровне, а потом перенималась как передовой опыт в России. Республика Татарстан в отличие от многих других регионов Российской Федерации стремится идти на один-два шага вперед, не боясь применять инновационные методы управления как в сфере государственной политики, так и в хозяйственной практике. Эти подходы позволяют нам поддерживать в Татарстане приемлемый уровень жизни населения, сохранять политическую стабильность в республике и наращивать темпы поступательного экономического развития.
Отличительной особенностью Татарстана является то, что в республике необходимо соблюдать баланс языков, культур, конфессий, этнических групп, без чего невозможно построить гражданское полиэтническое общество. С этой целью при Президенте Татарстана создан Фонд поддержки развития культуры и искусства. Государственным Советом приняты законы о языках народов республики, об охране и использовании культурных и исторических ценностей, о культуре, о свободе совести и о религиозных объединениях; республиканская программа сохранения, изучения и развития языков народов Татарстана.
Одним из ярких проявлений жизнедеятельности Татарстана за последние годы является свободное развитие языков и культур народов, проживающих на территории республики, что и определяет межнациональное и межконфессиональное согласие не только между татарским и русским народами, но и всеми этническими меньшинствами. В городах и районах Татарстана действуют около 150 чувашских, 40 удмуртских, 20 марийских, 10 мордовских и несколько еврейских школ. Представители 17 национальностей - армяне, азербайджанцы, грузины, украинцы, белорусы, таджики, лезгинцы, немцы, корейцы, ассирийцы и другие - изучают свой родной язык в 25 воскресных школах республики. Возрождаются древние обряды и обычаи татарского народа, становятся традиционными национальные праздники разных народов. Проблема сохранения и развития народных традиций во многом успешно решается благодаря созданию на местах - в городах, селах и районах - национально-культурных центров.
Государственная национальная политика, в основе которой заложено удовлетворение запросов всех наций и народов, - лейтмотив деятельности руководства Татарстана. Поэтому в нашей республике никогда не было социальных конфликтов на этнической почве.
Европейская интеграция, строительство новой Европы без разделительных линий создают основу для более активного участия республики в европейских процессах. Будущее Татарстана - это цивилизованный, высокоразвитый регион европейского уровня. Стратегическим приоритетом внешнеэкономической деятельности является активное продвижение продукции товаропроизводителей республики на мировые рынки. Заметным шагом стало принятие Правительством Татарстана Программы стимулирования и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года.
Постоянно расширяются и углубляются взаимовыгодные отношения Республики Татарстан как с субъектами Российской Федерации, так и с иностранными партнерами. Если в 1999 году внешнеторговый оборот республики составил 1,7 млрд. долларов США, то уже в 2001 году - 3,1 млрд. долларов США. Причем более 80% - это экспорт нашей продукции. На сегодняшний день Татарстан активно сотрудничает во всех сферах как со странами СНГ, так и со странами Европы, Азии и Америки. Производители нашей республики постоянно участвуют в международных выставках и ярмарках, увеличивая рынки сбыта своей продукции, а также привлекая немалые финансовые ресурсы иностранных инвесторов. Отмечу тот факт, что по рейтингу инвестиционной привлекательности Республика Татарстан среди субъектов Российской Федерации из года в год занимает лидирующие позиции.
Существенной особенностью последних лет стало расширение экономических контактов через представление за рубежом нашей культуры, достижений в области науки, образования, спорта. Мы ясно осознаем, что без завоевания новых рынков устойчивый экономический рост в современных условиях невозможен. Поэтому и в дальнейшем мы должны, не снижая набранных темпов в этом направлении, использовать все имеющиеся возможности для дальнейшего развития этой сферы.
Начну с того, что Республика Татарстан - это субъект Российской Федерации, и здесь применимы категории диалектики части и целого, общего и особенного. Как известно, любая федерация сильна сплоченностью и степенью развитости своих регионов. Поэтому у нас давно установлены конструктивные отношения с федеральным центром, которые мы намерены и впредь развивать и углублять. Татарстан всегда занимал принципиальную позицию по вопросам, связанным со строительством новой России. Поэтому никакой политической тайны здесь нет. Мы всегда честно отстаивали свои подходы и открыто о них говорили.
Как говорили мыслители прошлого, политика - это искусство возможного. Сегодня Россию нельзя назвать ни федерацией, ни унитарным государством в общепринятом смысле этих слов. Безусловно, за федерацией историческое будущее, но этот процесс многотрудный с возможными временными откатами от общего генерального вектора развития. Что касается унитаристской составляющей, то сегодня ее идеи лоббируются представителями финансовых и промышленных монополий, отдельными политическими партиями, которым удобно решать свои задачи за спиной государства. Но в условиях рынка и демократии данное направление - это социальный тупик. Поэтому еще раз повторю: у федерации громадный исторический потенциал, реализация которого - задача, лежащая на плечах как политиков и государственных деятелей, так и рядовых граждан.
Татарстан и Турцию с давних времен объединяет многое. За последние годы активизировались экономические взаимоотношения: на 22,8 процента увеличилась поставка шин, химической продукции в Турцию, возобновились экспортные операции с нефтью, турецкие специалисты прочно обосновались в строительной отрасли Татарстана. Помимо деловых экономических отношений поддерживаются и культурные связи. Благодаря посреднической поддержке консульства Национальная библиотека РТ, библиотека Института востоковедения при КГУ и Института истории Академии наук РТ пополнили свои фонды уникальными коллекциями книг по турецкой культуре, истории и социальной жизни. Лучше узнать друг друга помогли и Дни культуры Татарстана в Турции, проведенные в прошлом году.
Активная работа ведется нами также и со странами СНГ. Отмечу, что Казахстан и Узбекистан по внешнеторговому обороту с Татарстаном среди стран СНГ находятся на 2 и 4 местах после Украины и Белоруссии. Мы стремимся развивать отношения со всеми странами содружества. Если, например, с Туркменистаном в 1999 году внешнеторговый оборот составил 809 тысяч долларов США, то в 2001 году он возрос в 2,4 раза.
В целом экономическое сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья развивается активно. Важной основой этого являются межправительственные соглашения и деятельность полномочных и торгово-экономических представительств Татарстана в зарубежных странах и регионах России. Республика Татарстан всегда открыта для тесного и взаимовыгодного сотрудничества как в сферах экономики, культуры, науки, экологии, так и многих других областях.
Скажу откровенно, частенько сожалению о том, что в сутках всего лишь 24 часа, большая часть которых уходит на работу с документами, деловые встречи и совещания, командировки и заседания. И если в этом круговороте удается выкроить свободное время, стараюсь провести его в кругу семьи, которой очень дорожу. Люблю почитать хорошие книги, порыбачить, порадовать себя общением с любимыми внучками.
Утро свое начинаю, как правило, с зарядки и прослушивания по радио республиканских новостей. Вечерами непременно смотрю телевизионные новости и читаю газеты. Стараюсь быть в курсе всех важнейших событий в республике, стране, в международной политической и культурной жизни. Одним словом, как писал поэт - "во всем мне хочется дойти до самой сути"…
Да, действительно, поговорка такая есть. Однако для государственного деятеля она не приемлема. Политик должен реагировать и принимать правильные решения заранее предвидя возможный исход событий, как позитивный, так и негативный. Мы не имеем права на ошибку, поскольку слишком высока цена ответственности.
20 августа 2002 года