Публикации > Просмотр публикации
Достижение Конституции - установление принципов федерализма
- Это - основополагающий правовой акт, обеспечивающий политическую стабильность в российском обществе, формирование и развитие демократии, утверждение приоритета прав и свобод человека и гражданина. В этом смысле российская Конституция соответствует правовым стандартам, а в ряде случаев идет впереди стандартов международного права.
Возрождая суверенную государственность России, Основной закон определил ее как демократическое федеративное правовое государство. Считаю, в установлении основных принципов федерализма - одно из главных достижений Конституции России. В ней закреплено право субъектов определять свой статус, иметь свое законодательство. Значимость Конституции Российской Федерации заключается и в том, что она определила предметы ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предоставила возможность субъектам Российской Федерации для правового регулирования вопросов своего ведения. Более того, она закрепила приоритет законов субъектов, изданных по вопросам их ведения. Кроме того, Конституция предоставила российским регионам возможность правового регулирования и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов в соответствии с федеральными законами. Четкое законодательное регулирование общественных отношений - это вопрос устойчивости и стабильности государственности как таковой, сохранения и развития конституционных основ федерализма.
Развитие федеративных отношений в различных государствах показывает, что самостоятельность субъектов является наиболее существенной чертой любой федерации. Только правильно выбранная федеративная форма устройства обеспечит целостность и стабильность внутри государства.
Предоставленные Конституцией Российской Федерации возможности в сфере законотворчества предопределила активное развитие законодательства российских субъектов. Так, за 10 лет в Республике Татарстан принято около 300 законов и многочисленные программы социально-экономического развития республики, в числе них наиболее значимыми являются законы "О минимальном размере оплаты труда", "О нефти и газе", "Об особой экономической зоне "Алабуга", "О Конституционном суде Республики Татарстан", программа адресной социальной защиты населения и многое другое. Развитая законодательная система республики позволила вывести ее на передовые рубежи в социально-экономической, культурной и общественно-политической жизни в Российской Федерации.
Федеративные отношения заключаются также в пропорциональном увеличении полномочий субъектов Федерации, которые на своих территориях могут самостоятельно и ответственно решать жизненные вопросы своего населения.
- Эта статья имеет огромную значимость, так как закрепляет в основах конституционного строя осуществление разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Действительно, истоками российского федерализма являются Федеративный договор от 31 марта 1992 года, договоры Российской Федерации и ряда республик (например, с республиками Татарстан и Башкортостан).
Именно принятие Конституции Российской Федерации позволило Республике Татарстан подписать Договор от 15 февраля 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".
Нашим глубоким стремлением остается желание продолжить работу по совершенствованию и развитию договорной практики и базы федеративных отношений. С этим предложением мы обратились к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено утверждение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий федеральными законами. Таким образом, учитывая, что федеральными законами ратифицируются и международные договоры Российской Федерации, подтверждена значимость договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в политическом поле Российской Федерации и их роль в федеративных отношениях. Такое подтверждение находится и в Указе Президента Российской Федерации от 27 ноября 2003 года "О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации", которым Комиссия при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления преобразована в Комиссию при Президенте Российской Федерации по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления.
- Российская Федерация является самой большой федерацией по составу субъектов. Особенность российского федерализма выражается и в многонациональности народа России. Важным конституционным принципом федеративного устройства России является равноправие и самоопределение народов. Народы Российской Федерации пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Десятки народов имеют в Российской Федерации свою государственность, реализовав тем самым свое право на самоопределение.
Принцип федерализма жизненно важен для России, отличающейся не только своими масштабами, но и многообразием регионов: национальным, историческим, социально-политическим. Важным фактором становления новой федерации выступает полиэтнический характер ее государственности. Этот фактор, к сожалению, в последнее время учитывается все в меньшей степени. Россия исторически формировалась как многонациональное государство. В его основе лежит опыт и чаяния всех народов, их самобытность культур и традиций. Поэтому необходимо сохранять и преумножать все ценное и созидательное, что накоплено веками каждым народом. Для этого необходимо установить механизмы для обеспечения равноправного участия в законодательном процессе на федеральном уровне и уровне субъектов федерации представителей всех национальностей страны без ограничений. Например, можно образовать специальную комиссию по этнической экспертизе проектов федеральных законов. Представленность всех национальностей в парламентах страны и национальных республик явится наиболее эффективным механизмом в разрешении данного вопроса. Для этого можно установить квоту для представителей всех национальностей, пересмотрев избирательное законодательство. Такая практика уже имелась в Верховном Совете СССР и доказала свою действенность.
- В последнее время о Конституции говорили как о документе "переходного периода". Но кто-то думает, что этот период близок к завершению, кто-то считает, что время попрактиковаться с Основным законом еще не пришло. Например, Председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин считает, что менять Конституцию можно только тогда, когда не менять нельзя. А каково ваше мнение?
- 10 лет для Конституции такой масштабной страны как Россия - это малый срок в историческом отрезке времени. И она только вырабатывает свой потенциал. Поэтому пожелания пересмотреть ее положения считаю преждевременными. Надо достигать того, чтобы Конституция России заработала в полную силу, и преодолевать возникающие проблемы не путем пересмотра ее норм, а путем согласительных процедур и пересмотра федеральных законов.
- Конечно, основные принципы федерализма следует развивать и учитывать в федеральном законодательстве. Может быть, необходимо принять федеральный закон, устанавливающий такие принципы.
Конституция Российской Федерации предусматривает принятие множества федеральных законов, особенно по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, анализ федеральных законов показывает, что не все из них соответствуют Конституции России, более того, нарушают конституционные принципы и нормы. Федеральные законы, вместо установления основ и общих принципов, буквально диктуют субъектам порядок и устройство их общественно-политической жизни, порядок формирования и полномочия их органов государственной власти. Федеральные органы при принятии своих решений не должны подходить к прочтению Конституции Российской Федерации односторонне. Хотелось бы, чтобы их решения принимались с демократических позиций с учетом принципов федерализма и принципов субсидиарности в общественных отношениях между федерацией и ее субъектами, между федеральными органами и органами субъектов федерации.
К сожалению, ряд положений Конституции неоднозначно толкуются самими федеральными органами, это находит отражение в решениях Конституционного Суда Российской Федерации и принятых федеральных законах. Наиболее нарушаемыми являются статьи 5, 66 и 73 Конституции Российской Федерации, определяющие, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, и то, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты обладают всей полнотой государственной власти. В статье 5 Конституции Российской Федерации указано, что республика - государство, естественно, другого уровня, другой модификации, чем федерация в целом, и это доказано наукой и практикой зарубежных федераций и унитарных государств, в составе которых имеются государства.
Признаки государственности республик установлены в самой Конституции Российской Федерации: республика в Российской Федерации осуществляет в пределах своего ведения всю полноту государственной власти - законодательную, исполнительную и судебную, имеет конституцию и законодательство, государственные символы, образует систему органов государственной власти, вправе устанавливать свои государственные языки,
Органы прокуратуры, федеральные суды не вникают в эти положения Конституции Российской Федерации, а федеральные суды разрешают возникающие споры, как правило, в пользу федеральных органов. Для разрешения разногласий между федеральным центром и субъектами Федерации вначале необходимо чаще использовать предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации согласительные процедуры для творческого и всестороннего выявления всех аспектов спорной проблемы и лишь в случае недостижения согласованного решения передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Такой подход целесообразно закладывать и в федеральные законы. Уверен, при этом оставалось бы меньше неразрешенных вопросов и недопонимания.
- Задача эта непростая. По мене решения многих экономических, социальных и ряда других проблем, которые сегодня имеются в Российской Федерации, безусловно можно было бы подготовить такой текст Конституции. На мой взгляд, он мог бы быть несколько короче. В нем должны быть отражены самые главные и основные принципы государства. Все остальное - в федеральных конституционных законах и конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации.
- Если мы хотим добиться законопослушания, то граждане должны знать Конституцию, законы, свои права и полномочия. Поэтому я - за изучение основ Конституции в школах и вузах республики.
12 декабря 1993 года явилось значимым событием в жизни новой России: принятие новой Конституции Российской Федерации, безусловно, стало главным символом демократических преобразований в стране.
Накануне 10-летия Основного закона РФ корреспондент "Татар-информ" Тимур Шатов побеседовал с Председателем Государственного Совета Фаридом Мухаметшиным.
- Это - основополагающий правовой акт, обеспечивающий политическую стабильность в российском обществе, формирование и развитие демократии, утверждение приоритета прав и свобод человека и гражданина. В этом смысле российская Конституция соответствует правовым стандартам, а в ряде случаев идет впереди стандартов международного права.
Возрождая суверенную государственность России, Основной закон определил ее как демократическое федеративное правовое государство. Считаю, в установлении основных принципов федерализма - одно из главных достижений Конституции России. В ней закреплено право субъектов определять свой статус, иметь свое законодательство. Значимость Конституции Российской Федерации заключается и в том, что она определила предметы ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предоставила возможность субъектам Российской Федерации для правового регулирования вопросов своего ведения. Более того, она закрепила приоритет законов субъектов, изданных по вопросам их ведения. Кроме того, Конституция предоставила российским регионам возможность правового регулирования и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов в соответствии с федеральными законами. Четкое законодательное регулирование общественных отношений - это вопрос устойчивости и стабильности государственности как таковой, сохранения и развития конституционных основ федерализма.
Развитие федеративных отношений в различных государствах показывает, что самостоятельность субъектов является наиболее существенной чертой любой федерации. Только правильно выбранная федеративная форма устройства обеспечит целостность и стабильность внутри государства.
Предоставленные Конституцией Российской Федерации возможности в сфере законотворчества предопределила активное развитие законодательства российских субъектов. Так, за 10 лет в Республике Татарстан принято около 300 законов и многочисленные программы социально-экономического развития республики, в числе них наиболее значимыми являются законы "О минимальном размере оплаты труда", "О нефти и газе", "Об особой экономической зоне "Алабуга", "О Конституционном суде Республики Татарстан", программа адресной социальной защиты населения и многое другое. Развитая законодательная система республики позволила вывести ее на передовые рубежи в социально-экономической, культурной и общественно-политической жизни в Российской Федерации.
Федеративные отношения заключаются также в пропорциональном увеличении полномочий субъектов Федерации, которые на своих территориях могут самостоятельно и ответственно решать жизненные вопросы своего населения.
- Эта статья имеет огромную значимость, так как закрепляет в основах конституционного строя осуществление разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Действительно, истоками российского федерализма являются Федеративный договор от 31 марта 1992 года, договоры Российской Федерации и ряда республик (например, с республиками Татарстан и Башкортостан).
Именно принятие Конституции Российской Федерации позволило Республике Татарстан подписать Договор от 15 февраля 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан".
Нашим глубоким стремлением остается желание продолжить работу по совершенствованию и развитию договорной практики и базы федеративных отношений. С этим предложением мы обратились к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено утверждение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий федеральными законами. Таким образом, учитывая, что федеральными законами ратифицируются и международные договоры Российской Федерации, подтверждена значимость договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в политическом поле Российской Федерации и их роль в федеративных отношениях. Такое подтверждение находится и в Указе Президента Российской Федерации от 27 ноября 2003 года "О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации", которым Комиссия при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления преобразована в Комиссию при Президенте Российской Федерации по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления.
- Российская Федерация является самой большой федерацией по составу субъектов. Особенность российского федерализма выражается и в многонациональности народа России. Важным конституционным принципом федеративного устройства России является равноправие и самоопределение народов. Народы Российской Федерации пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Десятки народов имеют в Российской Федерации свою государственность, реализовав тем самым свое право на самоопределение.
Принцип федерализма жизненно важен для России, отличающейся не только своими масштабами, но и многообразием регионов: национальным, историческим, социально-политическим. Важным фактором становления новой федерации выступает полиэтнический характер ее государственности. Этот фактор, к сожалению, в последнее время учитывается все в меньшей степени. Россия исторически формировалась как многонациональное государство. В его основе лежит опыт и чаяния всех народов, их самобытность культур и традиций. Поэтому необходимо сохранять и преумножать все ценное и созидательное, что накоплено веками каждым народом. Для этого необходимо установить механизмы для обеспечения равноправного участия в законодательном процессе на федеральном уровне и уровне субъектов федерации представителей всех национальностей страны без ограничений. Например, можно образовать специальную комиссию по этнической экспертизе проектов федеральных законов. Представленность всех национальностей в парламентах страны и национальных республик явится наиболее эффективным механизмом в разрешении данного вопроса. Для этого можно установить квоту для представителей всех национальностей, пересмотрев избирательное законодательство. Такая практика уже имелась в Верховном Совете СССР и доказала свою действенность.
- В последнее время о Конституции говорили как о документе "переходного периода". Но кто-то думает, что этот период близок к завершению, кто-то считает, что время попрактиковаться с Основным законом еще не пришло. Например, Председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин считает, что менять Конституцию можно только тогда, когда не менять нельзя. А каково ваше мнение?
- 10 лет для Конституции такой масштабной страны как Россия - это малый срок в историческом отрезке времени. И она только вырабатывает свой потенциал. Поэтому пожелания пересмотреть ее положения считаю преждевременными. Надо достигать того, чтобы Конституция России заработала в полную силу, и преодолевать возникающие проблемы не путем пересмотра ее норм, а путем согласительных процедур и пересмотра федеральных законов.
- Конечно, основные принципы федерализма следует развивать и учитывать в федеральном законодательстве. Может быть, необходимо принять федеральный закон, устанавливающий такие принципы.
Конституция Российской Федерации предусматривает принятие множества федеральных законов, особенно по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, анализ федеральных законов показывает, что не все из них соответствуют Конституции России, более того, нарушают конституционные принципы и нормы. Федеральные законы, вместо установления основ и общих принципов, буквально диктуют субъектам порядок и устройство их общественно-политической жизни, порядок формирования и полномочия их органов государственной власти. Федеральные органы при принятии своих решений не должны подходить к прочтению Конституции Российской Федерации односторонне. Хотелось бы, чтобы их решения принимались с демократических позиций с учетом принципов федерализма и принципов субсидиарности в общественных отношениях между федерацией и ее субъектами, между федеральными органами и органами субъектов федерации.
К сожалению, ряд положений Конституции неоднозначно толкуются самими федеральными органами, это находит отражение в решениях Конституционного Суда Российской Федерации и принятых федеральных законах. Наиболее нарушаемыми являются статьи 5, 66 и 73 Конституции Российской Федерации, определяющие, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, и то, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты обладают всей полнотой государственной власти. В статье 5 Конституции Российской Федерации указано, что республика - государство, естественно, другого уровня, другой модификации, чем федерация в целом, и это доказано наукой и практикой зарубежных федераций и унитарных государств, в составе которых имеются государства.
Признаки государственности республик установлены в самой Конституции Российской Федерации: республика в Российской Федерации осуществляет в пределах своего ведения всю полноту государственной власти - законодательную, исполнительную и судебную, имеет конституцию и законодательство, государственные символы, образует систему органов государственной власти, вправе устанавливать свои государственные языки,
Органы прокуратуры, федеральные суды не вникают в эти положения Конституции Российской Федерации, а федеральные суды разрешают возникающие споры, как правило, в пользу федеральных органов. Для разрешения разногласий между федеральным центром и субъектами Федерации вначале необходимо чаще использовать предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации согласительные процедуры для творческого и всестороннего выявления всех аспектов спорной проблемы и лишь в случае недостижения согласованного решения передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Такой подход целесообразно закладывать и в федеральные законы. Уверен, при этом оставалось бы меньше неразрешенных вопросов и недопонимания.
- Задача эта непростая. По мене решения многих экономических, социальных и ряда других проблем, которые сегодня имеются в Российской Федерации, безусловно можно было бы подготовить такой текст Конституции. На мой взгляд, он мог бы быть несколько короче. В нем должны быть отражены самые главные и основные принципы государства. Все остальное - в федеральных конституционных законах и конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации.
- Если мы хотим добиться законопослушания, то граждане должны знать Конституцию, законы, свои права и полномочия. Поэтому я - за изучение основ Конституции в школах и вузах республики.
ИА "Татар-информ", 11 декабря 2003 года