Публикации > Просмотр публикации
Об основных итогах социально-экономического развития республики в 2003 году и задачах 2004 года
Итоги социально-экономического развития республики в 2003 году свидетельствуют о том, что прогнозируемый уровень основных макроэкономических показателей и пороговые значения индикаторов социально-экономического развития Республики Татарстан на 2003 год выполнены. Важнейшим итогом 2003 года является существенный рост доходов населения. В 2003 году средний денежный доход на душу населения составил 4259 рублей и увеличился по сравнению с 2002 годом на 30,4%. Реальные денежные доходы населения увеличились на 13%. По размеру денежных доходов на душу населения республика занимает третье место среди регионов Приволжского федерального округа, уступая лишь Самарской и Пермской областям. Покупательная способность населения республики выше, чем в соседних регионах, за исключением Самарской области. Важно отметить, что преодолены последствия кризиса августа 1998 года. До 2001 года рост цен опережал рост доходов и заработной платы. С 2001 года наблюдается заметное превышение темпов роста этих показателей. По уровню жизни, т.е. по отношению дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета, мы в 2003 году преодолели черту бедности.
В соответствии с поручением Президента Республики Татарстан с текущего года будет введен еще один параметр оценки уровня комфортности жизни татарстанцев – интегральный индикатор "качество жизни". Методикой его расчета в республике начали заниматься еще в 1994 году. Но его включение в систему индикаторов становится возможным только сейчас, когда все параметры, характеризующие качество жизни, используются в системе индикативного управления и с необходимой регулярностью рассчитываются. Чем же показатель "качество жизни" отличается от показателя "уровень жизни"? В соответствии с существующими в странах мирового сообщества подходами качество жизни характеризуется в отличие от уровня жизни не только доходами и стоимостью жизни, но и состоянием здоровья, уровнем комфортности жилья, уровнем инфраструктурной обеспеченности (объектами здравоохранения, образования, культуры, спорта, связи, транспорта, дорогами), уровнем экологической безопасности, состоянием системы правоохранения, доверием к власти. Начиная с текущего года, этот индикатор будет рассчитываться с той же регулярностью, что и уровень жизни. В связи с этим совместно с Комитетом государственной статистики предстоит доработать методику его расчета и регламент опубликования. При этом важно, чтобы его можно было соотносить с аналогичным индикатором в других субъектах Федерации. К сожалению, он не рассчитывается пока нигде. Сейчас мы готовим свои предложения во Всероссийский центр уровня жизни, в которых будут представлены наши методики расчета.
Среднемесячная заработная плата одного работающего за 2003 год составила 4534 рубля и увеличилась по сравнению с уровнем прошлого года на 18,8%. К сожалению, достигнутый уровень средней заработной платы оказался ниже планируемого уровня на 2003 год (4650 рублей). При этом крупные и средние предприятия республики по размеру средней заработной платы практически приблизились к прогнозному уровню. На этих предприятиях в 2003 году заработная плата сложилась на уровне 4627 рублей. Республике не удалось решить поставленную задачу повышения заработной платы в связи с тем, что на многих малых предприятиях пока еще широко используются скрытые формы оплаты труда. Официальная зарплата на малых предприятиях, представляемая ими в органы статистики, не превышает 3350 рублей, т.е. ниже, чем в промышленности почти в 2 раза. Понятно, что это не совсем так. Темпы роста уровня жизни выше темпов роста заработной платы. Т.е. по-прежнему велико влияние "серого" рынка труда, конвертной системы оплаты на доходы населения. Очевидно, что при этом объем недополученных бюджетами всех уровней доходов значителен. Но у "серого" рынка есть экономическая основа. Его создавать и развивать может только теневая экономика. В связи с этим в ближайшее время мы завершим работу с другими министерствами над подготовкой предложений, направленных на снижение этого бремени на экономику.
С 1 октября 2003 года проиндексирована зарплата бюджетникам: тарифные ставки (оклады) были повышены на 33% и сохранены дополнительные гарантии по оплате труда в виде компенсационных выплат по всем разрядам Единой тарифной сетки. В результате средняя зарплата бюджетников повысилась на 20%.
В 2003 году впервые за последние годы удалось кардинально решить проблему несвоевременной выплаты заработной платы. В республике самые высокие темпы ее снижения по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа. Благодаря активной работе Республиканской межведомственной комиссии, объем долгов по оплате труда в отраслях экономики по сравнению с началом 2003 года сократился в 5 раз и по состоянию на 1 января 2004 года составил 151,6 млн. рублей. Долги по заработной плате были погашены на 1066 предприятиях.
Коротко о других макроэкономических параметрах.
Валовой региональный продукт Республики Татарстан в 2003 году составил, по предварительной оценке, 290 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2002 годом на 4%. Соответственно вырос и объем ВРП на душу населения и составил в Татарстане 77,2 тыс. рублей.
В структуре ВРП происходят незначительные структурные сдвиги. Трудно и медленно формируется у нас рынок услуг, их удельный вес в структуре валового регионального продукта составляет в Республике Татарстан 35,9%.
Наибольший вклад в объем ВРП вносят отрасли промышленности (45%). По доле в объеме промышленного производства России республика занимает 2-е место среди регионов Приволжского федерального округа, уступая лишь Самарской области. Объем промышленной продукции в республике составил 252 млрд. рублей и возрос на 4,7% по сравнению с 2002 годом.
Прирост производства достигнут в химической и нефтехимической промышленности (на 13,1%), машиностроении и металлообработке (на 8,3%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (на 4,3%), в топливной промышленности (на 2,0%), пищевой (на 2,0%), электроэнергетике (на 1,1%).
В 2003 году увеличилось производство важнейших видов промышленной продукции.
Снижение объемов производства в 2003 году произошло в промышленности строительных материалов (на 0,8%) и в легкой промышленности (на 3,3%). В целом объем промышленного производства составил в 2003 году 91,7% от уровня 1990 года.
Сырьевой сектор продолжает пока играть доминирующую роль в структуре промышленного производства. Доля топливной промышленности в 2003 году составила 32,7%, доля химической и нефтехимической промышленности – 19%. Особо хотелось бы отметить отрасль машиностроения, которая имеет особое значение в переходе республики на инновационный путь развития. Ее удельный вес в общем объеме промышленного производства с 1998 года вырос с 15% до 25%.
Динамика развития нефтедобывающей отрасли относительно устойчивая. Прирост промышленного производства в 2003 году, исключая нефтедобывающую отрасль, составил в республике 5,9%.
В 2003 году республиканскими производителями получена прибыль (по крупным и средним предприятиям) в сумме 40,2 млрд. рублей, в том числе в промышленности – 30,9 млрд. рублей. Наибольшую сумму прибыли получили ОАО "Татнефть" (17,2 млрд. руб.), ОАО "Нижнекамскнефтехим" (3,1 млрд. руб.), ОАО "Оргсинтез" (1,5 млрд. руб.), ОАО "Татэнерго" (1,2 млрд.руб.), ЗАО "Набережно-Челнинский КБК" (492 млн. руб.), ОАО "Алнас" (471 млн. руб.). Убыток сформировался в сумме 3,8 млрд. рублей, в том числе в промышленности – 1,1 млрд. рублей.
Успешно реализуется Республиканская целевая программа "Энергосбережение в РТ на 2000-2005 годы", основной целью которой определено повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Одним из основных результатов в реализации Программы стало снижение энергоемкости валового регионального продукта.
В 2004 году среднеотпускные тарифы в РТ возросли на 18,5%, в то время как Федеральной энергетической комиссией России утвержден 28–процентный рост к действующим в 2003 году тарифам. При этом в 2003 году тарифы для потребителей республики были ниже уровня тарифов, установленных в ряде близлежащих регионов Российской Федерации.
Правительством РТ принимаются меры по поддержке нефтехимического комплекса. В первую очередь по регулированию поставок на предприятия необходимых сырьевых ресурсов с целью максимальной загрузки их производственных мощностей. На предприятиях комплекса активизировалась работа по техническому развитию. В ОАО "Нижнекамскнефтехим" в 2003 году введён в эксплуатацию завод по производству полистиролов мощностью 50 тысяч тонн в год, продолжается модернизация завода "Этилен", завершается строительство завода по производству галобутилкаучуков, ведутся подготовительные работы по организации производства полипропилена мощностью 120 тысяч тонн в год. Совместно с ОАО "Татнефть" построен уникальный завод по производству синтетических масел.
Заметно укрепил свои позиции на рынке ОАО "Нэфис Косметикс". Им реализуется ряд проектов - строительство нового завода синтетических моющих средств, двух линий по производству жидких моющих средств и линии по производству шампуней, планируется строительство завода по экстракции масел.
Начиная с 2003 года, ОАО "Нижнекамскшина" начало комплектовать автосборочное производство легковых машин в городах Таганроге и Тольятти. На действующих мощностях освоены новые виды высококачественных шин.
В 2003 году темпы роста производства продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса составили 103,7%. За прошедший год почти в два раза удалось сократить задолженность по выплате заработной платы на предприятиях ОПК. В 2003 году государственный оборонный заказ составил порядка 20% от общего объема производства.
Авиационные предприятия, расположенные в республике, в последние годы при организационном и финансовом содействии Правительства Республики Татарстан провели крупные мероприятия по созданию и освоению новой техники. Продолжается строительство среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-214, начата реализация долгосрочной программы лизинга этих самолетов. Осуществляется подготовка производства других самолетов марки Ту. Освоено производство четырех модификаций вертолета Ми-8, вертолета "Ансат", ведется освоение вертолетов Ми-38 и "Актай".
Начато реформирование ТПО "Свияга". На первом этапе реформирования, завершившемся в 2003 году, на базе производственных площадей ТПО "Свияга" были созданы Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Казанский электротехнический завод" (являющееся правопреемником ТПО "Свияга") и инновационно-производственный технопарк "Идея".
Для того, чтобы ГУП РТ "Казанский электротехнический завод" имел возможность вести эффективную производственную деятельность, Правительством Республики Татарстан и открытым акционерным обществом "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения", выступившим в роли стратегического инвестора в декабре 2003 года, было заключено Соглашение о сотрудничестве. К настоящему времени часть взятых на себя обязательств концерн уже выполнил.
За последние несколько лет существенно улучшилось финансово-экономическое положение ОАО "КАМАЗ". Произведена оптимизация структуры управления автомобилестроительной компанией, восстановлена управляемость сети ранее созданных автоцентров на территории Российской Федерации и ряда стран СНГ.
В 2003 году увеличил объемы производства и продаж продукции ОАО "Казанькомпрессормаш". Темп роста объема производства по сравнению с 2002 годом составил 121,2%. Положительные результаты работы достигнуты благодаря тому, что предприятие взяло курс на постоянное обновление своей продукции, ежегодно увеличивая долю новой техники в общем объеме выпускаемой продукции, которая в 2003 году составила 60% и выросла по сравнению с 2002 годом на 12% .
Проводятся работы по дальнейшему развитию государственного заказа. В течение 2003 года заключены государственные контракты на сумму 19 млрд. рублей. Увеличился удельный вес контрактов, заключенных по результатам открытых торгов (в 1,9 раза). Экономия бюджетных средств за 2003 год составила 1,3 млрд. рублей. Доля предприятий малого бизнеса в общем количестве поставщиков государственного заказа составила 28%.
В 2003 году на развитие экономики и социальной сферы в республике использовано инвестиций в основной капитал в сумме 66,4 млрд. рублей, что на 2,2% больше уровня 2002 года. В 2003 году по объемам привлеченных инвестиций в основной капитал республика сохранила лидерство среди регионов Приволжского федерального округа. Долгосрочный кредитный рейтинг Татарстана был улучшен до значения прогноз – "стабильный". По данным исследований российского рейтингового агентства "Эксперт РА" по итогам 2002-2003 года республика находится в десятке регионов - лидеров Российской Федерации (1-е место в рейтинге политической стабильности и 5-е место в рейтинге инвестиционного риска).
В 2003 году основным источником инвестиций в основной капитал для большинства предприятий являлись собственные средства - 50,5% от общего объема привлеченных инвестиций, в том числе амортизационные отчисления (27,3%) и прибыль (17,0%). Увеличился объем амортизационных отчислений, используемых на инвестиционные цели, а также доля банковского капитала, направляемого на развитие производства. Доля бюджетных инвестиций составила 23,2%, доля привлеченных кредитных ресурсов – 8,6%. Наиболее крупными инвесторами в республике являются ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "ТАИФ", ОАО "Красный Восток", ОАО "Нижнекамскшина".
Ежегодно, начиная с 2000 года, в составе бюджета республики формируется Республиканская адресная инвестиционная программа, в которой отражаются государственные бюджетные ресурсы, предназначенные на развитие приоритетных направлений экономики. В 2003 году она профинансирована в сумме 8,1 млрд. руб. На развитие реального сектора экономики по программе направлены государственные средства в сумме 475,3 млн. руб.
Внедрение механизма субсидирования части процентной ставки по кредитам коммерческих банков под одобренные инвестиционные проекты стимулировало привлечение банковских кредитов в сумме 2,6 млрд. рублей.
Дополнительным ресурсом для устойчивого развития экономики республики являются средства Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года". В целом за 2002-2003 годы за счет всех источников финансирования на реализацию проектов, объектов и мероприятий, включенных в программу "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", было направлено 83 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 21,5 млрд. рублей.
Сформирована республиканская законодательная база, регулирующая отношения в инвестиционной сфере. В 2003 году внесены изменения в Закон Республики Татарстан "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан", которым предусматривается предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности, заключившим договор о реализации инвестиционного проекта с уполномоченным органом Кабинета Министров Республики Татарстан.
Значителен инвестиционный потенциал банковской системы республики. По данным Национального банка за прошлый год коммерческими банками в Республике Татарстан было выдано кредитов на сумму 132 млрд. рублей, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности около 35 млрд. рублей. И это лишь ресурсы коммерческих банков республики.
В 2004 году будет действовать ряд внешних факторов, осложняющих наполнение бюджета республики. Изменения в налогообложении привели к потерям консолидированного бюджета республики в 2004 году в сумме 3 млрд. рублей.
Компенсация потерь бюджета республики за счет передачи федеральной доли платежей составит 1,8 млрд. рублей. Некомпенсированными остаются потери на 1,2 млрд. рублей.
В условиях недостаточности доходных источников в 2004 году первоочередной задачей является расширение налогооблагаемой базы за счет увеличения выпуска высокорентабельной продукции и освоения производства новой конкурентоспособной продукции.
Говоря о точках роста, мы имеем в виду и конкурентоспособность. Высок уровень износа основных фондов. В промышленности он достигает почти 56%, в том числе в химии и нефтехимии - 65,8%, в топливной промышленности - 63,6%. Высокий износ основных фондов не позволяет значительно снизить издержки, что в свою очередь снижает инвестиционный потенциал предприятий и негативно влияет на конкурентоспособность.
В 2004 году валовой региональный продукт и объем промышленного производства республики должны возрасти на 4,1% по сравнению с уровнем 2003 года. Индекс потребительских цен не должен превысить общефедерального значения на 2004 год - 110,4% в среднем за год.
Наибольшее влияние на рост ВРП в республике в 2004 году окажет рост объемов промышленной продукции (на 4,1%), продукции сельского хозяйства (на 0,5%), инвестиций в основной капитал (на 1%). Помимо увеличения промышленного производства, увеличению темпов роста ВРП будет способствовать и рост услуг. Для увеличения доли услуг планируется развитие малого бизнеса в этом секторе.
В республике практически не занята ниша в сфере рыночных услуг. Их объем более чем на 60% формируется за счет видов, обязательных к оплате: жилищно-коммунальных, пассажирского транспорта и связи. Бизнес социальных услуг и конкурентная среда в социальной сфере не развиты, значительно отстает и развитие бытовых услуг.
В ВРП низкая доля услуг по страхованию (0,9%), науки и научного обслуживания (0,8%).
Несмотря на то, что рост доходов населения формирует, прежде всего, спрос к бытовым услугам, их доля в структуре платных услуг (13,2%) пока невысока.
Помимо наращивания налогооблагаемой базы в отраслях материальной сферы и услуг важным остается вопрос формирования доходов в бюджетной сфере.
Уровень обеспеченности собственными доходами бюджетных учреждений социальной сферы составляет в разрезе отраслей от 2 до 8 процентов от нормативных расходов. В целях повышения мотивации учреждений к "зарабатыванию" средств необходимо принципиально изменить подходы к их финансированию. В отношении отдельных видов бюджетных учреждений мы готовим предложения по их акционированию.
Развитие жилищного строительства
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития республики является развитие жилищного строительства. С 2004 года планируется использовать накопленный опыт по реализации Программы ликвидации ветхого жилья во вновь сформированной республиканской Программе развития жилищного строительства, одной из составляющих которой является подпрограмма ипотечного жилищного строительства. Отличительной чертой этой программы является ее доступность для всех категорий граждан, а также реализация программы через объединения жильцов в потребительские кооперативы, что снимает в будущем проблему их объединения при вовлечении в управление своим домом. Предполагается развитие строительства новых типов жилых домов пониженной этажности, а также развитие производства новых видов строительных материалов. В соответствии с Протоколом о намерениях предусматривается создание совместной Строительной компании с участием корейской фирмы ПОСКО по строительству жилья с объемом 250 тыс. кв. метров в год.
Повышение эффективности производства
Точками роста в республике определены нефтедобыча, нефтехимия, машиностроение и отрасли переработки. Разработана и одобрена Кабинетом Министров республики Президентская Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы. Принципиальная новизна и отличие содержащихся в новой Программе подходов от общефедеральных в том, что достижение роста в нефтегазохимических комплексах России и Татарстана на обозначенный период структурно достигается по-разному. Так, если в России в соответствии с Энергетической стратегией рост будет обеспечиваться в значительной степени за счёт увеличения объемов производства в нефтедобывающей промышленности (до 16%), то в республике это предполагается обеспечить в первую очередь за счёт роста объёмов производства в таких отраслях как нефтепереработка (в 3,7 раза) и нефтехимия (в 2,4 раза).
Активизировалась работа по размещению на предприятиях Республики Татарстан заказов крупных корпоративных заказчиков, в том числе АвтоВАЗа и МПС России. Принят план совместных действий по проведению этой работы в 2004 году.
На ОАО "КАМАЗ" предусматривается освоение новых автомобилей повышенной грузоподъемности, освоение семейства городских развозных автомобилей; увеличение удельного веса производства двигателей повышенной надежности и экологичности; создание и освоение газовых двигателей, освоение семейства автомобилей и шасси, оборудованных газовыми двигателями.
В ОАО "ЕлАЗ" создан ряд новых конкурентоспособных производств, имеющих общероссийское значение (выпуск тракторов и автобусов, автомобильных компонентов и других). Учитывая значимость предприятия для экономики республики, необходимо продолжить работу по включению промышленной площадки Елабужского автомобильного завода в перечень создаваемых в России особых экономических зон промышленно-производственного типа. Это лишь несколько направлений. В целом маркетинговая и инвестиционная деятельность предприятий заметно оживилась. Активизировалась работа по созданию технопарков и индустриальных парков на базе незагруженных производственных площадей и оборудования ряда машиностроительных предприятий. По сути дела реальный сектор экономики вступает в этап реализации технопарковой концепции своего развития. Все, что нерентабельно производить на крупном предприятии, выводится за его пределы. При этом обеспечивается требуемое качество производимой продукции. И в этой связи интересен опыт таких предприятий как комплекс ОАО "Чистопольский часовой завод", который уже почти 10 лет успешно функционирует в новой структуре. Сейчас в стадии завершения проект создания индустриального парка ОАО "КАМАЗ" – Камский индустриальный парк "МАСТЕР". Значительно развился за последний год технопарк на территории ОАО "ЕЛАЗ".
Одним из наиболее перспективных направлений экономического роста можно рассматривать развитие отраслей пищеперерабатывающей и легкой промышленности. Основной задачей для товаропроизводителей в легкой промышленности является решение вопросов технического перевооружения предприятий, повышение конкурентоспособности продукции и продвижение ее на отечественном рынке. Задача заключается в завоевании собственного татарстанского рынка с постепенным вытеснением ввозимых в республику ряда наименований товаров легкой промышленности продукцией республиканских товаропроизводителей. В 2004 году мы запланировали разработку пилотного проекта по ускоренному экономическому развитию одного из предприятий легкой промышленности. Кроме того, завершается разработка механизма стимулирования размещения заказа на изготовление спецодежды, спецобуви, постельного белья и других товаров народного потребления, производимых республиканскими предприятиями легкой промышленности, для обеспечения не только организаций бюджетной сферы, но и для всех республиканских предприятий.
В пищеперерабатывающей промышленности большой резерв имеют предприятия по производству молочной, мукомольной и макаронной продукции, мясной промышленности. Здесь нам предстоит решить задачу оптимизации оргструктуры вертикально интегрированных структур. В качестве примера успешного развития предприятия, выделившегося из холдинга, можно назвать Елабужский молочный комбинат.
В 2004 году на государственную поддержку предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предусмотрены средства в сумме 606,1 млн. рублей, в том числе в рамках Республиканской адресной инвестиционной программы - 106,1 млн. рублей, за счет средств Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" - 500 млн. рублей.
В соответствии с Регламентом индикативного управления экономикой Министерство экономики и промышленности приступило к разработке Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы и на перспективу до 2015 года, включая разработку Основ промышленной политики и подходов к размещению производительных сил.
Активизация инновационной деятельности
По оперативной информации доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства в республике составляет 12%. В Татарстане присутствуют позитивные предпосылки активизации инновационного процесса, обусловленные значительным производственным и научным потенциалом предприятий Республики Татарстан, Академии наук Республики Татарстан, вузов, отраслевых НИИ и сформированными элементами инновационной инфрастуктуры. Важным направлением в коммерциализации результатов научных исследований является открывшийся инновационный парк "Идея".
В 2004 году необходимо реализовать меры, предусмотренные принятой Кабинетом Министров Республики Татарстан Программой развития инновационной деятельности в Республике Татарстан. Предполагается, что реализация Программы будет способствовать увеличению доли конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости на 2 процентных пункта ежегодно. Совместно с Комитетом государственной статистики мы в текущем году запланировали разработку методики оценки доли инновационной продукции. И уже итоги 2004 года возможно будет оценить более достоверно.
На реализацию Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства в 2004 году предусмотрено выделить 164,9 млн. руб. Исключительно важной является социальная функция сферы малого предпринимательства. Пути дальнейшего развития малого бизнеса были обозначены на последнем съезде предпринимателей.
Таким образом, в Татарстане создается новый механизм реализации региональной политики, направленный на структурную перестройку промышленности с преобладанием предприятий с высокой добавленной стоимостью. Наука должна стать частью национальной экономики, создавая в ней значительную долю валового регионального продукта.
Кадровая политика
Переход к эффективной экономике вызывает необходимость серьезных изменений в области кадровой политики. Республике нужны высококвалифицированные специалисты и, прежде всего, в тех направлениях, которые определены в республике как точки экономического роста.
В связи с ликвидацией ряда организаций или сокращением персонала в целях оптимизации их численности в течение 2003 года число работающих на крупных и средних предприятиях республики уменьшилось почти на 5 процентов. Снижение численности работающих произошло практически во всех отраслях материального производства, и особенно, в сельском хозяйстве, строительстве и промышленности. Касаясь проблем рынка труда республики, надо отметить, что на предприятиях республики появилась проблема дефицита в квалифицированной рабочей силе. В системе дополнительного профессионального образования республики обучается ежегодно свыше 100 тысяч человек, но этого сегодня уже недостаточно. Нужна комплексная программа образования, включающая все ступени образования, обеспечивающая адекватную реакцию на потребности экономики и несущая ответственность за качество своей работы. Важную роль в этой системе должно играть бизнес-образование. Мы включили в план своей работы совместно с заинтересованными сторонами разработку такой программы. В 2004 году на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан предусматривается внести законопроект Республики Татарстан "О дополнительном профессиональном образовании". Начнется практическая реализация программы государственного заказа на образовательные услуги, который будет формироваться по результатам кадрового аудита, позволяющего установить реальную и обоснованную потребность предприятий в кадрах.
Доклад заместителя Премьер-министра РТ – министра экономики и промышленности Алексея Пахомова на расширенной коллегии Министерства экономики и промышленности РТ
Итоги социально-экономического развития республики в 2003 году свидетельствуют о том, что прогнозируемый уровень основных макроэкономических показателей и пороговые значения индикаторов социально-экономического развития Республики Татарстан на 2003 год выполнены. Важнейшим итогом 2003 года является существенный рост доходов населения. В 2003 году средний денежный доход на душу населения составил 4259 рублей и увеличился по сравнению с 2002 годом на 30,4%. Реальные денежные доходы населения увеличились на 13%. По размеру денежных доходов на душу населения республика занимает третье место среди регионов Приволжского федерального округа, уступая лишь Самарской и Пермской областям. Покупательная способность населения республики выше, чем в соседних регионах, за исключением Самарской области. Важно отметить, что преодолены последствия кризиса августа 1998 года. До 2001 года рост цен опережал рост доходов и заработной платы. С 2001 года наблюдается заметное превышение темпов роста этих показателей. По уровню жизни, т.е. по отношению дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета, мы в 2003 году преодолели черту бедности.
В соответствии с поручением Президента Республики Татарстан с текущего года будет введен еще один параметр оценки уровня комфортности жизни татарстанцев – интегральный индикатор "качество жизни". Методикой его расчета в республике начали заниматься еще в 1994 году. Но его включение в систему индикаторов становится возможным только сейчас, когда все параметры, характеризующие качество жизни, используются в системе индикативного управления и с необходимой регулярностью рассчитываются. Чем же показатель "качество жизни" отличается от показателя "уровень жизни"? В соответствии с существующими в странах мирового сообщества подходами качество жизни характеризуется в отличие от уровня жизни не только доходами и стоимостью жизни, но и состоянием здоровья, уровнем комфортности жилья, уровнем инфраструктурной обеспеченности (объектами здравоохранения, образования, культуры, спорта, связи, транспорта, дорогами), уровнем экологической безопасности, состоянием системы правоохранения, доверием к власти. Начиная с текущего года, этот индикатор будет рассчитываться с той же регулярностью, что и уровень жизни. В связи с этим совместно с Комитетом государственной статистики предстоит доработать методику его расчета и регламент опубликования. При этом важно, чтобы его можно было соотносить с аналогичным индикатором в других субъектах Федерации. К сожалению, он не рассчитывается пока нигде. Сейчас мы готовим свои предложения во Всероссийский центр уровня жизни, в которых будут представлены наши методики расчета.
Среднемесячная заработная плата одного работающего за 2003 год составила 4534 рубля и увеличилась по сравнению с уровнем прошлого года на 18,8%. К сожалению, достигнутый уровень средней заработной платы оказался ниже планируемого уровня на 2003 год (4650 рублей). При этом крупные и средние предприятия республики по размеру средней заработной платы практически приблизились к прогнозному уровню. На этих предприятиях в 2003 году заработная плата сложилась на уровне 4627 рублей. Республике не удалось решить поставленную задачу повышения заработной платы в связи с тем, что на многих малых предприятиях пока еще широко используются скрытые формы оплаты труда. Официальная зарплата на малых предприятиях, представляемая ими в органы статистики, не превышает 3350 рублей, т.е. ниже, чем в промышленности почти в 2 раза. Понятно, что это не совсем так. Темпы роста уровня жизни выше темпов роста заработной платы. Т.е. по-прежнему велико влияние "серого" рынка труда, конвертной системы оплаты на доходы населения. Очевидно, что при этом объем недополученных бюджетами всех уровней доходов значителен. Но у "серого" рынка есть экономическая основа. Его создавать и развивать может только теневая экономика. В связи с этим в ближайшее время мы завершим работу с другими министерствами над подготовкой предложений, направленных на снижение этого бремени на экономику.
С 1 октября 2003 года проиндексирована зарплата бюджетникам: тарифные ставки (оклады) были повышены на 33% и сохранены дополнительные гарантии по оплате труда в виде компенсационных выплат по всем разрядам Единой тарифной сетки. В результате средняя зарплата бюджетников повысилась на 20%.
В 2003 году впервые за последние годы удалось кардинально решить проблему несвоевременной выплаты заработной платы. В республике самые высокие темпы ее снижения по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа. Благодаря активной работе Республиканской межведомственной комиссии, объем долгов по оплате труда в отраслях экономики по сравнению с началом 2003 года сократился в 5 раз и по состоянию на 1 января 2004 года составил 151,6 млн. рублей. Долги по заработной плате были погашены на 1066 предприятиях.
Коротко о других макроэкономических параметрах.
Валовой региональный продукт Республики Татарстан в 2003 году составил, по предварительной оценке, 290 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2002 годом на 4%. Соответственно вырос и объем ВРП на душу населения и составил в Татарстане 77,2 тыс. рублей.
В структуре ВРП происходят незначительные структурные сдвиги. Трудно и медленно формируется у нас рынок услуг, их удельный вес в структуре валового регионального продукта составляет в Республике Татарстан 35,9%.
Наибольший вклад в объем ВРП вносят отрасли промышленности (45%). По доле в объеме промышленного производства России республика занимает 2-е место среди регионов Приволжского федерального округа, уступая лишь Самарской области. Объем промышленной продукции в республике составил 252 млрд. рублей и возрос на 4,7% по сравнению с 2002 годом.
Прирост производства достигнут в химической и нефтехимической промышленности (на 13,1%), машиностроении и металлообработке (на 8,3%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (на 4,3%), в топливной промышленности (на 2,0%), пищевой (на 2,0%), электроэнергетике (на 1,1%).
В 2003 году увеличилось производство важнейших видов промышленной продукции.
Снижение объемов производства в 2003 году произошло в промышленности строительных материалов (на 0,8%) и в легкой промышленности (на 3,3%). В целом объем промышленного производства составил в 2003 году 91,7% от уровня 1990 года.
Сырьевой сектор продолжает пока играть доминирующую роль в структуре промышленного производства. Доля топливной промышленности в 2003 году составила 32,7%, доля химической и нефтехимической промышленности – 19%. Особо хотелось бы отметить отрасль машиностроения, которая имеет особое значение в переходе республики на инновационный путь развития. Ее удельный вес в общем объеме промышленного производства с 1998 года вырос с 15% до 25%.
Динамика развития нефтедобывающей отрасли относительно устойчивая. Прирост промышленного производства в 2003 году, исключая нефтедобывающую отрасль, составил в республике 5,9%.
В 2003 году республиканскими производителями получена прибыль (по крупным и средним предприятиям) в сумме 40,2 млрд. рублей, в том числе в промышленности – 30,9 млрд. рублей. Наибольшую сумму прибыли получили ОАО "Татнефть" (17,2 млрд. руб.), ОАО "Нижнекамскнефтехим" (3,1 млрд. руб.), ОАО "Оргсинтез" (1,5 млрд. руб.), ОАО "Татэнерго" (1,2 млрд.руб.), ЗАО "Набережно-Челнинский КБК" (492 млн. руб.), ОАО "Алнас" (471 млн. руб.). Убыток сформировался в сумме 3,8 млрд. рублей, в том числе в промышленности – 1,1 млрд. рублей.
Успешно реализуется Республиканская целевая программа "Энергосбережение в РТ на 2000-2005 годы", основной целью которой определено повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Одним из основных результатов в реализации Программы стало снижение энергоемкости валового регионального продукта.
В 2004 году среднеотпускные тарифы в РТ возросли на 18,5%, в то время как Федеральной энергетической комиссией России утвержден 28–процентный рост к действующим в 2003 году тарифам. При этом в 2003 году тарифы для потребителей республики были ниже уровня тарифов, установленных в ряде близлежащих регионов Российской Федерации.
Правительством РТ принимаются меры по поддержке нефтехимического комплекса. В первую очередь по регулированию поставок на предприятия необходимых сырьевых ресурсов с целью максимальной загрузки их производственных мощностей. На предприятиях комплекса активизировалась работа по техническому развитию. В ОАО "Нижнекамскнефтехим" в 2003 году введён в эксплуатацию завод по производству полистиролов мощностью 50 тысяч тонн в год, продолжается модернизация завода "Этилен", завершается строительство завода по производству галобутилкаучуков, ведутся подготовительные работы по организации производства полипропилена мощностью 120 тысяч тонн в год. Совместно с ОАО "Татнефть" построен уникальный завод по производству синтетических масел.
Заметно укрепил свои позиции на рынке ОАО "Нэфис Косметикс". Им реализуется ряд проектов - строительство нового завода синтетических моющих средств, двух линий по производству жидких моющих средств и линии по производству шампуней, планируется строительство завода по экстракции масел.
Начиная с 2003 года, ОАО "Нижнекамскшина" начало комплектовать автосборочное производство легковых машин в городах Таганроге и Тольятти. На действующих мощностях освоены новые виды высококачественных шин.
В 2003 году темпы роста производства продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса составили 103,7%. За прошедший год почти в два раза удалось сократить задолженность по выплате заработной платы на предприятиях ОПК. В 2003 году государственный оборонный заказ составил порядка 20% от общего объема производства.
Авиационные предприятия, расположенные в республике, в последние годы при организационном и финансовом содействии Правительства Республики Татарстан провели крупные мероприятия по созданию и освоению новой техники. Продолжается строительство среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-214, начата реализация долгосрочной программы лизинга этих самолетов. Осуществляется подготовка производства других самолетов марки Ту. Освоено производство четырех модификаций вертолета Ми-8, вертолета "Ансат", ведется освоение вертолетов Ми-38 и "Актай".
Начато реформирование ТПО "Свияга". На первом этапе реформирования, завершившемся в 2003 году, на базе производственных площадей ТПО "Свияга" были созданы Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Казанский электротехнический завод" (являющееся правопреемником ТПО "Свияга") и инновационно-производственный технопарк "Идея".
Для того, чтобы ГУП РТ "Казанский электротехнический завод" имел возможность вести эффективную производственную деятельность, Правительством Республики Татарстан и открытым акционерным обществом "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения", выступившим в роли стратегического инвестора в декабре 2003 года, было заключено Соглашение о сотрудничестве. К настоящему времени часть взятых на себя обязательств концерн уже выполнил.
За последние несколько лет существенно улучшилось финансово-экономическое положение ОАО "КАМАЗ". Произведена оптимизация структуры управления автомобилестроительной компанией, восстановлена управляемость сети ранее созданных автоцентров на территории Российской Федерации и ряда стран СНГ.
В 2003 году увеличил объемы производства и продаж продукции ОАО "Казанькомпрессормаш". Темп роста объема производства по сравнению с 2002 годом составил 121,2%. Положительные результаты работы достигнуты благодаря тому, что предприятие взяло курс на постоянное обновление своей продукции, ежегодно увеличивая долю новой техники в общем объеме выпускаемой продукции, которая в 2003 году составила 60% и выросла по сравнению с 2002 годом на 12% .
Госзаказ
Проводятся работы по дальнейшему развитию государственного заказа. В течение 2003 года заключены государственные контракты на сумму 19 млрд. рублей. Увеличился удельный вес контрактов, заключенных по результатам открытых торгов (в 1,9 раза). Экономия бюджетных средств за 2003 год составила 1,3 млрд. рублей. Доля предприятий малого бизнеса в общем количестве поставщиков государственного заказа составила 28%.
Инвестиции
В 2003 году на развитие экономики и социальной сферы в республике использовано инвестиций в основной капитал в сумме 66,4 млрд. рублей, что на 2,2% больше уровня 2002 года. В 2003 году по объемам привлеченных инвестиций в основной капитал республика сохранила лидерство среди регионов Приволжского федерального округа. Долгосрочный кредитный рейтинг Татарстана был улучшен до значения прогноз – "стабильный". По данным исследований российского рейтингового агентства "Эксперт РА" по итогам 2002-2003 года республика находится в десятке регионов - лидеров Российской Федерации (1-е место в рейтинге политической стабильности и 5-е место в рейтинге инвестиционного риска).
В 2003 году основным источником инвестиций в основной капитал для большинства предприятий являлись собственные средства - 50,5% от общего объема привлеченных инвестиций, в том числе амортизационные отчисления (27,3%) и прибыль (17,0%). Увеличился объем амортизационных отчислений, используемых на инвестиционные цели, а также доля банковского капитала, направляемого на развитие производства. Доля бюджетных инвестиций составила 23,2%, доля привлеченных кредитных ресурсов – 8,6%. Наиболее крупными инвесторами в республике являются ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "ТАИФ", ОАО "Красный Восток", ОАО "Нижнекамскшина".
Ежегодно, начиная с 2000 года, в составе бюджета республики формируется Республиканская адресная инвестиционная программа, в которой отражаются государственные бюджетные ресурсы, предназначенные на развитие приоритетных направлений экономики. В 2003 году она профинансирована в сумме 8,1 млрд. руб. На развитие реального сектора экономики по программе направлены государственные средства в сумме 475,3 млн. руб.
Внедрение механизма субсидирования части процентной ставки по кредитам коммерческих банков под одобренные инвестиционные проекты стимулировало привлечение банковских кредитов в сумме 2,6 млрд. рублей.
Дополнительным ресурсом для устойчивого развития экономики республики являются средства Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года". В целом за 2002-2003 годы за счет всех источников финансирования на реализацию проектов, объектов и мероприятий, включенных в программу "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", было направлено 83 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 21,5 млрд. рублей.
Сформирована республиканская законодательная база, регулирующая отношения в инвестиционной сфере. В 2003 году внесены изменения в Закон Республики Татарстан "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан", которым предусматривается предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности, заключившим договор о реализации инвестиционного проекта с уполномоченным органом Кабинета Министров Республики Татарстан.
Значителен инвестиционный потенциал банковской системы республики. По данным Национального банка за прошлый год коммерческими банками в Республике Татарстан было выдано кредитов на сумму 132 млрд. рублей, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности около 35 млрд. рублей. И это лишь ресурсы коммерческих банков республики.
Изменение налоговых поступлений в бюджет РТ и РФ в связи с изменением налогового законодательства
В 2004 году будет действовать ряд внешних факторов, осложняющих наполнение бюджета республики. Изменения в налогообложении привели к потерям консолидированного бюджета республики в 2004 году в сумме 3 млрд. рублей.
Компенсация потерь бюджета республики за счет передачи федеральной доли платежей составит 1,8 млрд. рублей. Некомпенсированными остаются потери на 1,2 млрд. рублей.
В условиях недостаточности доходных источников в 2004 году первоочередной задачей является расширение налогооблагаемой базы за счет увеличения выпуска высокорентабельной продукции и освоения производства новой конкурентоспособной продукции.
Говоря о точках роста, мы имеем в виду и конкурентоспособность. Высок уровень износа основных фондов. В промышленности он достигает почти 56%, в том числе в химии и нефтехимии - 65,8%, в топливной промышленности - 63,6%. Высокий износ основных фондов не позволяет значительно снизить издержки, что в свою очередь снижает инвестиционный потенциал предприятий и негативно влияет на конкурентоспособность.
Направления экономического роста. Цели и задачи на 2004 год
В 2004 году валовой региональный продукт и объем промышленного производства республики должны возрасти на 4,1% по сравнению с уровнем 2003 года. Индекс потребительских цен не должен превысить общефедерального значения на 2004 год - 110,4% в среднем за год.
Наибольшее влияние на рост ВРП в республике в 2004 году окажет рост объемов промышленной продукции (на 4,1%), продукции сельского хозяйства (на 0,5%), инвестиций в основной капитал (на 1%). Помимо увеличения промышленного производства, увеличению темпов роста ВРП будет способствовать и рост услуг. Для увеличения доли услуг планируется развитие малого бизнеса в этом секторе.
В республике практически не занята ниша в сфере рыночных услуг. Их объем более чем на 60% формируется за счет видов, обязательных к оплате: жилищно-коммунальных, пассажирского транспорта и связи. Бизнес социальных услуг и конкурентная среда в социальной сфере не развиты, значительно отстает и развитие бытовых услуг.
В ВРП низкая доля услуг по страхованию (0,9%), науки и научного обслуживания (0,8%).
Несмотря на то, что рост доходов населения формирует, прежде всего, спрос к бытовым услугам, их доля в структуре платных услуг (13,2%) пока невысока.
Помимо наращивания налогооблагаемой базы в отраслях материальной сферы и услуг важным остается вопрос формирования доходов в бюджетной сфере.
Уровень обеспеченности собственными доходами бюджетных учреждений социальной сферы составляет в разрезе отраслей от 2 до 8 процентов от нормативных расходов. В целях повышения мотивации учреждений к "зарабатыванию" средств необходимо принципиально изменить подходы к их финансированию. В отношении отдельных видов бюджетных учреждений мы готовим предложения по их акционированию.
Развитие жилищного строительства
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития республики является развитие жилищного строительства. С 2004 года планируется использовать накопленный опыт по реализации Программы ликвидации ветхого жилья во вновь сформированной республиканской Программе развития жилищного строительства, одной из составляющих которой является подпрограмма ипотечного жилищного строительства. Отличительной чертой этой программы является ее доступность для всех категорий граждан, а также реализация программы через объединения жильцов в потребительские кооперативы, что снимает в будущем проблему их объединения при вовлечении в управление своим домом. Предполагается развитие строительства новых типов жилых домов пониженной этажности, а также развитие производства новых видов строительных материалов. В соответствии с Протоколом о намерениях предусматривается создание совместной Строительной компании с участием корейской фирмы ПОСКО по строительству жилья с объемом 250 тыс. кв. метров в год.
Повышение эффективности производства
Точками роста в республике определены нефтедобыча, нефтехимия, машиностроение и отрасли переработки. Разработана и одобрена Кабинетом Министров республики Президентская Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы. Принципиальная новизна и отличие содержащихся в новой Программе подходов от общефедеральных в том, что достижение роста в нефтегазохимических комплексах России и Татарстана на обозначенный период структурно достигается по-разному. Так, если в России в соответствии с Энергетической стратегией рост будет обеспечиваться в значительной степени за счёт увеличения объемов производства в нефтедобывающей промышленности (до 16%), то в республике это предполагается обеспечить в первую очередь за счёт роста объёмов производства в таких отраслях как нефтепереработка (в 3,7 раза) и нефтехимия (в 2,4 раза).
Активизировалась работа по размещению на предприятиях Республики Татарстан заказов крупных корпоративных заказчиков, в том числе АвтоВАЗа и МПС России. Принят план совместных действий по проведению этой работы в 2004 году.
На ОАО "КАМАЗ" предусматривается освоение новых автомобилей повышенной грузоподъемности, освоение семейства городских развозных автомобилей; увеличение удельного веса производства двигателей повышенной надежности и экологичности; создание и освоение газовых двигателей, освоение семейства автомобилей и шасси, оборудованных газовыми двигателями.
В ОАО "ЕлАЗ" создан ряд новых конкурентоспособных производств, имеющих общероссийское значение (выпуск тракторов и автобусов, автомобильных компонентов и других). Учитывая значимость предприятия для экономики республики, необходимо продолжить работу по включению промышленной площадки Елабужского автомобильного завода в перечень создаваемых в России особых экономических зон промышленно-производственного типа. Это лишь несколько направлений. В целом маркетинговая и инвестиционная деятельность предприятий заметно оживилась. Активизировалась работа по созданию технопарков и индустриальных парков на базе незагруженных производственных площадей и оборудования ряда машиностроительных предприятий. По сути дела реальный сектор экономики вступает в этап реализации технопарковой концепции своего развития. Все, что нерентабельно производить на крупном предприятии, выводится за его пределы. При этом обеспечивается требуемое качество производимой продукции. И в этой связи интересен опыт таких предприятий как комплекс ОАО "Чистопольский часовой завод", который уже почти 10 лет успешно функционирует в новой структуре. Сейчас в стадии завершения проект создания индустриального парка ОАО "КАМАЗ" – Камский индустриальный парк "МАСТЕР". Значительно развился за последний год технопарк на территории ОАО "ЕЛАЗ".
Одним из наиболее перспективных направлений экономического роста можно рассматривать развитие отраслей пищеперерабатывающей и легкой промышленности. Основной задачей для товаропроизводителей в легкой промышленности является решение вопросов технического перевооружения предприятий, повышение конкурентоспособности продукции и продвижение ее на отечественном рынке. Задача заключается в завоевании собственного татарстанского рынка с постепенным вытеснением ввозимых в республику ряда наименований товаров легкой промышленности продукцией республиканских товаропроизводителей. В 2004 году мы запланировали разработку пилотного проекта по ускоренному экономическому развитию одного из предприятий легкой промышленности. Кроме того, завершается разработка механизма стимулирования размещения заказа на изготовление спецодежды, спецобуви, постельного белья и других товаров народного потребления, производимых республиканскими предприятиями легкой промышленности, для обеспечения не только организаций бюджетной сферы, но и для всех республиканских предприятий.
В пищеперерабатывающей промышленности большой резерв имеют предприятия по производству молочной, мукомольной и макаронной продукции, мясной промышленности. Здесь нам предстоит решить задачу оптимизации оргструктуры вертикально интегрированных структур. В качестве примера успешного развития предприятия, выделившегося из холдинга, можно назвать Елабужский молочный комбинат.
В 2004 году на государственную поддержку предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предусмотрены средства в сумме 606,1 млн. рублей, в том числе в рамках Республиканской адресной инвестиционной программы - 106,1 млн. рублей, за счет средств Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" - 500 млн. рублей.
В соответствии с Регламентом индикативного управления экономикой Министерство экономики и промышленности приступило к разработке Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы и на перспективу до 2015 года, включая разработку Основ промышленной политики и подходов к размещению производительных сил.
Активизация инновационной деятельности
По оперативной информации доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства в республике составляет 12%. В Татарстане присутствуют позитивные предпосылки активизации инновационного процесса, обусловленные значительным производственным и научным потенциалом предприятий Республики Татарстан, Академии наук Республики Татарстан, вузов, отраслевых НИИ и сформированными элементами инновационной инфрастуктуры. Важным направлением в коммерциализации результатов научных исследований является открывшийся инновационный парк "Идея".
В 2004 году необходимо реализовать меры, предусмотренные принятой Кабинетом Министров Республики Татарстан Программой развития инновационной деятельности в Республике Татарстан. Предполагается, что реализация Программы будет способствовать увеличению доли конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости на 2 процентных пункта ежегодно. Совместно с Комитетом государственной статистики мы в текущем году запланировали разработку методики оценки доли инновационной продукции. И уже итоги 2004 года возможно будет оценить более достоверно.
На реализацию Государственной комплексной программы Республики Татарстан по развитию малого предпринимательства в 2004 году предусмотрено выделить 164,9 млн. руб. Исключительно важной является социальная функция сферы малого предпринимательства. Пути дальнейшего развития малого бизнеса были обозначены на последнем съезде предпринимателей.
Таким образом, в Татарстане создается новый механизм реализации региональной политики, направленный на структурную перестройку промышленности с преобладанием предприятий с высокой добавленной стоимостью. Наука должна стать частью национальной экономики, создавая в ней значительную долю валового регионального продукта.
Кадровая политика
Переход к эффективной экономике вызывает необходимость серьезных изменений в области кадровой политики. Республике нужны высококвалифицированные специалисты и, прежде всего, в тех направлениях, которые определены в республике как точки экономического роста.
В связи с ликвидацией ряда организаций или сокращением персонала в целях оптимизации их численности в течение 2003 года число работающих на крупных и средних предприятиях республики уменьшилось почти на 5 процентов. Снижение численности работающих произошло практически во всех отраслях материального производства, и особенно, в сельском хозяйстве, строительстве и промышленности. Касаясь проблем рынка труда республики, надо отметить, что на предприятиях республики появилась проблема дефицита в квалифицированной рабочей силе. В системе дополнительного профессионального образования республики обучается ежегодно свыше 100 тысяч человек, но этого сегодня уже недостаточно. Нужна комплексная программа образования, включающая все ступени образования, обеспечивающая адекватную реакцию на потребности экономики и несущая ответственность за качество своей работы. Важную роль в этой системе должно играть бизнес-образование. Мы включили в план своей работы совместно с заинтересованными сторонами разработку такой программы. В 2004 году на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан предусматривается внести законопроект Республики Татарстан "О дополнительном профессиональном образовании". Начнется практическая реализация программы государственного заказа на образовательные услуги, который будет формироваться по результатам кадрового аудита, позволяющего установить реальную и обоснованную потребность предприятий в кадрах.
27 февраля 2004 г.