Публикации > Просмотр публикации
Новый Госсовета Татарстана: каким он будет
- Государственным Советом проведена серьезная законотворческая работа, весьма успешно реализовывались представительская и контрольная функции.
Последние годы депутаты были во многом заняты работой, связанной с формированием единого правового поля Российской Федерации. Примерно 50 процентов из почти двухсот законов, принятых Госсоветом нынешнего созыва, направлены на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Это естественный процесс, не следует его драматизировать. Достаточно сказать, что по ряду законодательных актов Татарстан заметно опережал Россию, что было отмечено и Президентом В. Путиным во время его пребывания в Казани.
Главная заслуга депутатского корпуса этого созыва - он принял новую редакцию Конституцию Республики Татарстан. В ней отражены основные положения двустороннего договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномчий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татар стан". Татарстан стал равноправным субъектом Российской Федерации. Сохранена преемственность в вопросах участия республики в международной и внешнеэкономической, деятельности полноправного функционирования двух государственных языков, а также в части права собственности на землю и недра. Не может быть самостоятельным ни один субъект Федерации без экономической базы – земли, недр и других ресурсов и собственности. Поэтому не случайно Государственный Совет принял не новую Конституцию, а новую редакцию основного закона республики.
В начале 2003 года нам удалось на базе решения, принятого Конституционным Судом России, отстоять полномочия своих депутатов, легитимность которых уже не первый год пытались подвергнуть сомнению. Тот год был очень плодотворным и в части обращения совместно с башкирскими коллегами в Конституционный Суд Российской Федерации. Напомню, им принято решение о том, что вопросы, затрагивающие конституционные и уставные права субъектов Федерации вправе рассматривать наряду с Конституционным Судом Российской Федерации и конституционные (уставные) суды российских регионов. Я считаю этот вердикт победой для всех представительных органов власти субъектов Российской Федерации.
Парламентом Татарстана было принято немало социально значимых законов. Например, "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье". Отныне такие семьи станут получать своеобразную зарплату за воспитание приемных детей на уровне ставок бюджетников. На мой взгляд, это поможет решить проблему беспризорничества в республике. Ведь многие известные педагоги утверждают, что ребенок лучше развивается именно в семье, а не в детдоме или приюте.
Ряд законов был направлен на то, чтобы сделать нашу власть еще более публичной, а народ 6олeе политически активным. С этой целью были приняты законы о народном обсуждении наиболее важных вопросов государственной жизни республики, о порядке рассмотрения обращений граждан и некоторые другие.
В 2003 году мы впервые достаточно рано приняли бюджет республики на следующий год. Несмотря на то, что доходная часть значительно сократилась из-за того, что часть налогов ушла в федеральный центр, нам удалось сохранить социальную направленность основного финансового закона республики и, более того, изыскать средства на увеличение заработной платы учителей (76 млн. рублей).
В части законотворчества хотелось бы еще выделить принятие законов, связанных с формированием будущего парламента Татарстана, Среди них - закон о выборах депутатов Государственного Совета, в котором прописан новый порядок формирования парламента: по партийным спискам и одномандатным округам, как этого и требует федеральное законодательство. Сейчас мы завершаем работу над законом о статусе депутата Государственного Совета. Я остаюсь убежденным сторонником того, что такой закон необходим. Возведение полномочий депутатов в ранг закона должно дисциплинировать народных избранников. Подходит к концу и работа над регламентом будущего парламента. Он необходим для того, чтобы новому составу депутатского корпуса не пришлось начинать свою деятельность с нуля.
В будущем парламенте не будет глав администраций. Вместе с тем нужно отметить, что своим участием в работе комиссий, реальными делами и жизненной практикой они привносили много полезного в те решения, которые мы принимали.
С другой стороны, новый состав Госсовета обогатится представителями партий - людьми, сплоченными общими интересами. Посмотрим, в какой форме будет проходить парламентская работа. Хотелось бы, чтобы в ней было больше деловитости, а не одного лишь партийного вещания.
Каких депутатов лучше иметь, в парламенте? Пусть решает избиратель. Ведь народный избранник 6удет отстаивать через законотворчество его интересы. И поэтому выбирать надо не тех, кто обещает крышу починить, а тех, кто проголосует за закон, по которому исполнительная власть будет нести ответственность за дырявую крышу.
Я считаю, что с формированием Государственного Совета Татарстана по смешанному принципу в республике начнется новый этап политического процесса, связанного с его дальнейшей демократизацией.
- Трудно сейчас делать политические прогнозы. Во всяком случае, та поддержка кандидатов от партии "Единая Россия" в одномандатных округах и по партийному списку, которая была 7 декабря, это весомая заявка на успех в выборах депутатов Государственного Совета. Вместе с тем закон предполагает, чтобы в представительных органах власти субъектов Федерации присутствовали в обязательном порядке как минимум две партии. Мы заинтересованы в том, чтобы в парламент прошли партии, представляющие интересы большинства населения республики: я сторонник многопартийного представительства в Государственном Совете. Но хотелось бы, чтобы это были не карликовые партии, за которыми практически никто не стоит, а такие силы, которые имеют политический вес и собственную позицию. При наличии нескольких фракций мы можем сделать парламент настоящим законодательным органом с борьбой мнений и интересов (в том числе партийных) и через это обеспечить прохождение выверенных и нужных обществу законопроектов. Как тут не вспомнить Верховный Совет Татарстана 1990 года, где были две сильные депутатские группы - "Народовластие" и "Татарстан". Какие дискуссии возникали, какое порой наблюдалось столкновение мнений, как сражались депутаты за каждую поправку! Иногда они отстаивали прямо противоположные позиции. Приходилось создавать согласительные комиссии с участием Президента республики, чтобы найти компромисс. Вот появятся в Государственном Совете представители разных партий - наверняка дискуссии станут острее и продолжительнее…
- Это решение принималось очень трудно. Первоначально мы выбирали между однопалатным и двухпалатным парламентом. Достаточно долго изучали опыт других регионов, проводили согласительные процедуры с федеральным центром. Взвесив все "за" и "против", решили остановиться на однопалатном. Нужно было учесть все: и новое федеральное законодательство, согласно которому половину депутатского корпуса должны составить представители от политических партий, и то, чтобы представительство от всех районов Татарстана было практически равным. На мой взгляд, это удалось.
А что касается того, что лишь часть депутатов вновь будет работать на постоянной основе, так должен отметить, что в нашей республике народные избранники никогда не работали в полном составе на постоянной основе, да и в Российской Федерации немного таких регионов, где парламенты полностью профессиональные. Когда-то у нас было 250 депутатов, сегодня работает 130, в следующем созыве их число сократится до 100. Конечно, содержать всех депутатов на постоянной основе, и платить им зарплату на уровне министра для бюджета было бы весьма обременительно. Мы посчитали: 20 парламентариев достаточно для такой работы. Они станут готовить документы к заседаниям Госсовета, законы же будут приниматься всем депутатским корпусом. Никакого ущемления в этом нет, зато налицо значительная экономия бюджетных средств.
Как распределятся эти 20 депутатских мест, решит уже новый Госсовет. Если в нем, как предполагается, будет представлено несколько партий, я не исключаю возможности какого-то пакетного голосования по освобожденным должностям. Вполне допустимо и рейтинговое голосование по той или иной должности. Проблем в этой части быть не должно.
При избрании руководящих должностей партийное представительство учитываться не будет. Но партии, получившие большее число голосов, избирателей, смогут претендовать на большее количество должностей для своих представителей. Вместе с тем, депутаты при голосовании должны быть заинтересованы в том, чтобы, допустим, руководителем бюджетного комитета стал профессионал, хорошо разбирающийся в финансовых вопросах, банковской системе. Чтобы комитет по национальным вопросам и образованию не возглавил человек, далекий от тех специфичных проблем, с которыми предстоит работать данному комитету. Впрочем, аналогичный подход должен быть при выборе и других руководителей комитетов.
Не избранные в профессиональный парламент смогут продолжить работу на прежних своих должностях, совмещая ее с деятельностью депутата Госсовета. Они будут участвовать в работе сессий и заседаниях постоянных - комитетов, как, собственно, и работают многие депутаты нынешнего созыва парламента республики и многих законодательных собраний субъектов Российской Федерации.
Надеюсь, что в новый парламент придет больше молодежи и женщин. Часть из них может прийти по партийным спискам. Особенно удручает низкий процент женщин в органах власти, прежде всего на руководящих должностях. Мне кажется, наши женщины прекрасно образованы, у них обостренное понимание социальных проблем, чувства собственного достоинства. И раз партии претендуют на представительство всего народа, то должны отражать соотношение в обществе женщин–налогоплательщиц и мужчин-налогоплательщиков. К тому же тенденция вступления в партии свидетельствует о постепенном возвращении женщин в общественно-политическую жизнь как республики, так и страны в целом.
Поэтому на предстоящих выборах в парламент Татарстана я первым в своем избирательном округе проголосую за женщину-кандидата при прочих равных условиях.
14 марта наряду с выборами президента Российской Федерации в более чем 30 субъектах страны состоятся и выборы в региональные законодательные органы власти. В одном из таких субъектов РФ - Республике Татарстан - они впервые пройдут по смешанной системе в связи с этим мы попросили Председателя Государственного Совета Татарстана Фарида МУХАМЕТШИНА подвести некоторые итоги деятельности депутатского корпуса республики нынешнего созыва и рассказать о новом порядке формирования парламента Татарстана.
- Государственным Советом проведена серьезная законотворческая работа, весьма успешно реализовывались представительская и контрольная функции.
Последние годы депутаты были во многом заняты работой, связанной с формированием единого правового поля Российской Федерации. Примерно 50 процентов из почти двухсот законов, принятых Госсоветом нынешнего созыва, направлены на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Это естественный процесс, не следует его драматизировать. Достаточно сказать, что по ряду законодательных актов Татарстан заметно опережал Россию, что было отмечено и Президентом В. Путиным во время его пребывания в Казани.
Главная заслуга депутатского корпуса этого созыва - он принял новую редакцию Конституцию Республики Татарстан. В ней отражены основные положения двустороннего договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномчий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татар стан". Татарстан стал равноправным субъектом Российской Федерации. Сохранена преемственность в вопросах участия республики в международной и внешнеэкономической, деятельности полноправного функционирования двух государственных языков, а также в части права собственности на землю и недра. Не может быть самостоятельным ни один субъект Федерации без экономической базы – земли, недр и других ресурсов и собственности. Поэтому не случайно Государственный Совет принял не новую Конституцию, а новую редакцию основного закона республики.
В начале 2003 года нам удалось на базе решения, принятого Конституционным Судом России, отстоять полномочия своих депутатов, легитимность которых уже не первый год пытались подвергнуть сомнению. Тот год был очень плодотворным и в части обращения совместно с башкирскими коллегами в Конституционный Суд Российской Федерации. Напомню, им принято решение о том, что вопросы, затрагивающие конституционные и уставные права субъектов Федерации вправе рассматривать наряду с Конституционным Судом Российской Федерации и конституционные (уставные) суды российских регионов. Я считаю этот вердикт победой для всех представительных органов власти субъектов Российской Федерации.
Парламентом Татарстана было принято немало социально значимых законов. Например, "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье". Отныне такие семьи станут получать своеобразную зарплату за воспитание приемных детей на уровне ставок бюджетников. На мой взгляд, это поможет решить проблему беспризорничества в республике. Ведь многие известные педагоги утверждают, что ребенок лучше развивается именно в семье, а не в детдоме или приюте.
Ряд законов был направлен на то, чтобы сделать нашу власть еще более публичной, а народ 6олeе политически активным. С этой целью были приняты законы о народном обсуждении наиболее важных вопросов государственной жизни республики, о порядке рассмотрения обращений граждан и некоторые другие.
В 2003 году мы впервые достаточно рано приняли бюджет республики на следующий год. Несмотря на то, что доходная часть значительно сократилась из-за того, что часть налогов ушла в федеральный центр, нам удалось сохранить социальную направленность основного финансового закона республики и, более того, изыскать средства на увеличение заработной платы учителей (76 млн. рублей).
В части законотворчества хотелось бы еще выделить принятие законов, связанных с формированием будущего парламента Татарстана, Среди них - закон о выборах депутатов Государственного Совета, в котором прописан новый порядок формирования парламента: по партийным спискам и одномандатным округам, как этого и требует федеральное законодательство. Сейчас мы завершаем работу над законом о статусе депутата Государственного Совета. Я остаюсь убежденным сторонником того, что такой закон необходим. Возведение полномочий депутатов в ранг закона должно дисциплинировать народных избранников. Подходит к концу и работа над регламентом будущего парламента. Он необходим для того, чтобы новому составу депутатского корпуса не пришлось начинать свою деятельность с нуля.
В будущем парламенте не будет глав администраций. Вместе с тем нужно отметить, что своим участием в работе комиссий, реальными делами и жизненной практикой они привносили много полезного в те решения, которые мы принимали.
С другой стороны, новый состав Госсовета обогатится представителями партий - людьми, сплоченными общими интересами. Посмотрим, в какой форме будет проходить парламентская работа. Хотелось бы, чтобы в ней было больше деловитости, а не одного лишь партийного вещания.
Каких депутатов лучше иметь, в парламенте? Пусть решает избиратель. Ведь народный избранник 6удет отстаивать через законотворчество его интересы. И поэтому выбирать надо не тех, кто обещает крышу починить, а тех, кто проголосует за закон, по которому исполнительная власть будет нести ответственность за дырявую крышу.
Я считаю, что с формированием Государственного Совета Татарстана по смешанному принципу в республике начнется новый этап политического процесса, связанного с его дальнейшей демократизацией.
- Трудно сейчас делать политические прогнозы. Во всяком случае, та поддержка кандидатов от партии "Единая Россия" в одномандатных округах и по партийному списку, которая была 7 декабря, это весомая заявка на успех в выборах депутатов Государственного Совета. Вместе с тем закон предполагает, чтобы в представительных органах власти субъектов Федерации присутствовали в обязательном порядке как минимум две партии. Мы заинтересованы в том, чтобы в парламент прошли партии, представляющие интересы большинства населения республики: я сторонник многопартийного представительства в Государственном Совете. Но хотелось бы, чтобы это были не карликовые партии, за которыми практически никто не стоит, а такие силы, которые имеют политический вес и собственную позицию. При наличии нескольких фракций мы можем сделать парламент настоящим законодательным органом с борьбой мнений и интересов (в том числе партийных) и через это обеспечить прохождение выверенных и нужных обществу законопроектов. Как тут не вспомнить Верховный Совет Татарстана 1990 года, где были две сильные депутатские группы - "Народовластие" и "Татарстан". Какие дискуссии возникали, какое порой наблюдалось столкновение мнений, как сражались депутаты за каждую поправку! Иногда они отстаивали прямо противоположные позиции. Приходилось создавать согласительные комиссии с участием Президента республики, чтобы найти компромисс. Вот появятся в Государственном Совете представители разных партий - наверняка дискуссии станут острее и продолжительнее…
- Это решение принималось очень трудно. Первоначально мы выбирали между однопалатным и двухпалатным парламентом. Достаточно долго изучали опыт других регионов, проводили согласительные процедуры с федеральным центром. Взвесив все "за" и "против", решили остановиться на однопалатном. Нужно было учесть все: и новое федеральное законодательство, согласно которому половину депутатского корпуса должны составить представители от политических партий, и то, чтобы представительство от всех районов Татарстана было практически равным. На мой взгляд, это удалось.
А что касается того, что лишь часть депутатов вновь будет работать на постоянной основе, так должен отметить, что в нашей республике народные избранники никогда не работали в полном составе на постоянной основе, да и в Российской Федерации немного таких регионов, где парламенты полностью профессиональные. Когда-то у нас было 250 депутатов, сегодня работает 130, в следующем созыве их число сократится до 100. Конечно, содержать всех депутатов на постоянной основе, и платить им зарплату на уровне министра для бюджета было бы весьма обременительно. Мы посчитали: 20 парламентариев достаточно для такой работы. Они станут готовить документы к заседаниям Госсовета, законы же будут приниматься всем депутатским корпусом. Никакого ущемления в этом нет, зато налицо значительная экономия бюджетных средств.
Как распределятся эти 20 депутатских мест, решит уже новый Госсовет. Если в нем, как предполагается, будет представлено несколько партий, я не исключаю возможности какого-то пакетного голосования по освобожденным должностям. Вполне допустимо и рейтинговое голосование по той или иной должности. Проблем в этой части быть не должно.
При избрании руководящих должностей партийное представительство учитываться не будет. Но партии, получившие большее число голосов, избирателей, смогут претендовать на большее количество должностей для своих представителей. Вместе с тем, депутаты при голосовании должны быть заинтересованы в том, чтобы, допустим, руководителем бюджетного комитета стал профессионал, хорошо разбирающийся в финансовых вопросах, банковской системе. Чтобы комитет по национальным вопросам и образованию не возглавил человек, далекий от тех специфичных проблем, с которыми предстоит работать данному комитету. Впрочем, аналогичный подход должен быть при выборе и других руководителей комитетов.
Не избранные в профессиональный парламент смогут продолжить работу на прежних своих должностях, совмещая ее с деятельностью депутата Госсовета. Они будут участвовать в работе сессий и заседаниях постоянных - комитетов, как, собственно, и работают многие депутаты нынешнего созыва парламента республики и многих законодательных собраний субъектов Российской Федерации.
Надеюсь, что в новый парламент придет больше молодежи и женщин. Часть из них может прийти по партийным спискам. Особенно удручает низкий процент женщин в органах власти, прежде всего на руководящих должностях. Мне кажется, наши женщины прекрасно образованы, у них обостренное понимание социальных проблем, чувства собственного достоинства. И раз партии претендуют на представительство всего народа, то должны отражать соотношение в обществе женщин–налогоплательщиц и мужчин-налогоплательщиков. К тому же тенденция вступления в партии свидетельствует о постепенном возвращении женщин в общественно-политическую жизнь как республики, так и страны в целом.
Поэтому на предстоящих выборах в парламент Татарстана я первым в своем избирательном округе проголосую за женщину-кандидата при прочих равных условиях.
Журнал "Волга-бизнес" N 1, 2004 г.