Публикации > Просмотр публикации
Эстрада – зеркало души народа?
В редакции журнала "Татарстан" состоялся "круглый стол", посвященный проблемам развития и современного состояния татарской эстрады. Поводом для обстоятельного и требовательного разговора послужил песенный фестиваль "Татар жыры - 2003" ("Татарская песня - 2003"), который прошел в развлекательном комплексе "Пирамида" 9-11 января 2004 года. В редакцию пришли известные музыковеды, певцы-исполнители, поэты-песенники, работники радио и телевидения, а также журналисты, пишущие на темы искусства.
Тема для дискуссии была сформулирована так: что такое эстрада? Средство развлечения, веселого и беззаботного времяпрепровождения? Или же один из важнейших факторов, способствующих сохранению народного самосознания, духа нации, ее выживания в непростых условиях современной урбанизации?
Большинство участников разговора, не отрицая развлекательную роль эстрады, делало упор именно на второй фактор. Так, известный музыковед Сайдаш Гарифуллин, много лет проработавший в этой области, назвал состояние современной эстрадной музыки катастрофическим. "Мы слышим на татарской эстрадной сцене и ритмы Бразилии, и какие-то отголоски африканских мелодий, и влияние Скандинавии... Я уж не говорю о России, - говорил он. - Не хватает только своего, татарского, идущего из глубины веков". По его словам, нынешние татарские эстрадные песни похожи друг на друга, как инкубаторские цыплята, инкубатором же выступает московская и мировая эстрада.
С ним согласился и другой видный специалист в этой области Махмуд Нигметзянов. Сделав краткий обзор становления и развития татарского эстрадного искусства, он подчеркнул, что история татарской эстрады практически не изучена, теория разработана слабо. Между тем татарская профессиональная эстрада берет свое начало еще с выступлений Камиля Мутыги, состоявшихся почти сто лет назад, в начале XX века. Уже тогда К. Мутыги, обладавший приятным и сочным баритоном, пел в сопровождении инструментального ансамбля Саратовской консерватории. Дело в том, что выступать с концертами в Казани ему запретили, поэтому он был вынужден начать свои выступления в Саратове.
По словам М. Нигметзянова, современным эстрадным артистам есть у кого учиться, есть с кого брать пример. В числе народных кумиров и звезд татарской эстрады он называл таких певцов, как Рашит Вагапов, Джавахира Саляхова, Разия Тимерханова, Зифа Басырова, Галия Гафиятуллина, Альфия Авзалова, Ильгам Шакиров и др.
По мнению С. Гарифуллина, вся беда в том, что нашу эстраду захлестнула самодеятельность. Чуть ли не каждая вторая песня, звучащая на концертах, транслируемая по радио или телевидению, принадлежит самодеятельным композиторам, - говорил он.
Другая серьезная беда татарской эстрады, по мнению участников "круглого стола", в оторванности от национальных корней, исконных, идущих из глубины веков традиций татарской народной музыки. Как выразился известный певец Фердинанд Саляхов, между современной эстрадой и корневыми традициями народной музыки возникла бетонная стена. В погоне за "новаторством" иные композиторы, а вслед за ними и певцы-исполнители, берут лишь то, что лежит на самой поверхности, а по ту сторону "бетонной стены" даже не заглядывают.
С. Гарифуллин привел такой пример. На экзамене по татарской народной музыке в Казанской консерватории от студентов требуется знание 50-60 популярных народных мелодий. А между тем, тому, кто заканчивает отделение композиции, по его словам, надо знать как минимум 500-600 мелодий. И не просто знать, а впитать их всем сердцем, прочувствовать всей душой, жить в этой стихии.
Еще более яркий пример привела главный редактор телерадиокомпании "Новый век" ("Яна гасыр"), поэтесса Шамсия Зигангирова. По ее словам, в редакцию радиовещания нередко приходят так называемые самодеятельные композиторы и исполнители с записями своих песен. Послушаешь - уши вянут. Ни оригинальной мелодии, ни национального духа - одни спецэффекты. Начинаешь беседовать с ними, и тут выясняется, что у них нет ни специального музыкального образования, ни элементарного знакомства с татарской песенной культурой. Есть лишь неудержимое желание прозвучать на всю страну, прославиться, отхватить как можно больше "бабок". Завернут таких на радио, - глядишь, найдут спонсора и пролезут где-то на сцену, а то и свои диски выпустят.
В том, что резко упал уровень эстрадной культуры, виноваты не только композиторы и певцы-исполнители, но в первую очередь режиссеры-постановщики, считает М. Нигметзянов. Им лишь бы пооригинальничать и любым способом завлечь зрителя. Так, по словам М. Нигметзянова, один из режиссеров для пущей оригинальности перенес действие своего концертного шоу... на пляж. Соответственно, артисты и артистки выступали в пляжных костюмах, если можно назвать костюмами эти полоски ткани. Следуя этой логике, продолжал он, в следующий раз он может перенести выступление... в сауну. Тогда костюмов вообще не потребуется!
Журналист газеты "Ватаным Татарстан", поэтесса Асия Юнусова остановилась в своем выступлении на роли конферанса. Ведь конферансье задает тон действию, определяет его темп, готовит зрителя к восприятию следующих номеров. И в то же время выступает пропагандистом подлинно художественного слова. В качестве примера таких профессиональных, высококультурных конферансье она назвала Азаля Ягудина и Айрата Арсланова.
А что происходит сейчас? На фестивале татарской песни в "Пирамиде" прославленный артист Салават Фатхетдинов то и дело сыпал такими словечками, как "ишэк" (осел), "хайван" (скотина) и тому подобными. А от его плоских шуточек порою душу воротило. Так, обращаясь ко второй ведущей, Резеде Шарафеевой, он сострил: "Ты моя розетка, я твой штепсель". Р. Шарафеева густо покраснела, да и зрителям было неловко слушать подобные "шуточки".
А. Юнусова предложила открыть в театральных училищах и Академии культуры и искусств Татарстана подгруппы художественного слова, где готовили бы кадры настоящих, профессионально подкованных конферансье. Пока что за неимением таких кадров артисты вынуждены вести свои концерты сами. Между тем не секрет, что многие наши исполнители за кулисами выражаются, как докеры или грузчики. Теперь эти соленые выражения проникают и на сцену, а то и звучат по радио и телевидению.
О необходимости высокой сценической культуры говорил и талантливый певец Фердинанд Саляхов. По его словам, каждый настоящий артист эстрады создает свой музыкально-исполнительский мир, своеобразный и неповторимый. Таков, в частности, был песенный мир, созданный Рашитом Вагаповым. Его манера была до того своеобразной, национально-неповторимой, что после него другие певцы уже не решались исполнять его репертуар. Даже такой талантливый исполнитель, как Хайдар Бигичев, не брался повторять его песни, при всей их популярности.
Причину этого своеобразия Ф. Саляхов видит не только в природном таланте, но и в глубоком проникновении в музыкальную стихию татарского народа, опоре на многовековые традиции. Без такой опоры неизбежны легковесность, примитивизм. "Вот популярная певица Малика, - продолжил он. - Слов нет, талантливая певица. Она хорошо усвоила уроки русской эстрады, знакома и с мировой эстрадной классикой. А вот национальной самобытности ей не хватает. Между тем она - татарка. Тут, по-моему, требуется помощь хороших наставников, требовательных режиссеров-постановщиков".
Участники дискуссии пришли к единодушному мнению, что у татарской эстрадной песни должно быть свое национальное лицо. Бездумное следование современной моде, всяческие прыжки и кривляния на сцене далеко не всегда уместны. "Современность - это не отрицание традиций прошлого, а опора на них, - подчеркнул М. Нигметзянов. - Ну и что, что на Западе все так делают? Им это ничем серьезным не грозит, так как у Запада есть своя серьезная музыка, своя нетленная музыкальная классика. Нам надо поменьше обезьянничать и побольше думать об опоре на духовную культуру своего народа".
Асия Юнусова обратила внимание на то, что Министерство культуры Татарстана уже с начала 90-х годов тоже проводит ежегодный фестиваль татарской песни. Причем фестиваль этот проходит на гораздо более высоком уровне. Последний же фестиваль, хотя и носит то же название (чего следовало бы, конечно, избегать), проводился под эгидой телерадиокомпаний "Новый век" и "Татарстан" и закрытого акционерного общества "Барс-медиа". Собственно, роль первой скрипки в отборе номеров сыграла именно компания "Барс-Медиа". А она была заинтересована в пропаганде своих композиторов, своих певцов-исполнителей, рекламе производимых ими музыкальных дисков и кассет.
Почти все участники согласились с тем, что для выправления дел в татарской эстраде необходимо резко повысить роль художественных советов. Было даже предложение создать единый общереспубликанский художественный совет при Министерстве культуры Татарстана.
Без такой требовательности татарская песня не выйдет из сегодняшнего катастрофического состояния - с этим согласились все участники обсуждения.
В редакции журнала "Татарстан" состоялся "круглый стол", посвященный проблемам развития и современного состояния татарской эстрады. Поводом для обстоятельного и требовательного разговора послужил песенный фестиваль "Татар жыры - 2003" ("Татарская песня - 2003"), который прошел в развлекательном комплексе "Пирамида" 9-11 января 2004 года. В редакцию пришли известные музыковеды, певцы-исполнители, поэты-песенники, работники радио и телевидения, а также журналисты, пишущие на темы искусства.
Тема для дискуссии была сформулирована так: что такое эстрада? Средство развлечения, веселого и беззаботного времяпрепровождения? Или же один из важнейших факторов, способствующих сохранению народного самосознания, духа нации, ее выживания в непростых условиях современной урбанизации?
Большинство участников разговора, не отрицая развлекательную роль эстрады, делало упор именно на второй фактор. Так, известный музыковед Сайдаш Гарифуллин, много лет проработавший в этой области, назвал состояние современной эстрадной музыки катастрофическим. "Мы слышим на татарской эстрадной сцене и ритмы Бразилии, и какие-то отголоски африканских мелодий, и влияние Скандинавии... Я уж не говорю о России, - говорил он. - Не хватает только своего, татарского, идущего из глубины веков". По его словам, нынешние татарские эстрадные песни похожи друг на друга, как инкубаторские цыплята, инкубатором же выступает московская и мировая эстрада.
С ним согласился и другой видный специалист в этой области Махмуд Нигметзянов. Сделав краткий обзор становления и развития татарского эстрадного искусства, он подчеркнул, что история татарской эстрады практически не изучена, теория разработана слабо. Между тем татарская профессиональная эстрада берет свое начало еще с выступлений Камиля Мутыги, состоявшихся почти сто лет назад, в начале XX века. Уже тогда К. Мутыги, обладавший приятным и сочным баритоном, пел в сопровождении инструментального ансамбля Саратовской консерватории. Дело в том, что выступать с концертами в Казани ему запретили, поэтому он был вынужден начать свои выступления в Саратове.
По словам М. Нигметзянова, современным эстрадным артистам есть у кого учиться, есть с кого брать пример. В числе народных кумиров и звезд татарской эстрады он называл таких певцов, как Рашит Вагапов, Джавахира Саляхова, Разия Тимерханова, Зифа Басырова, Галия Гафиятуллина, Альфия Авзалова, Ильгам Шакиров и др.
По мнению С. Гарифуллина, вся беда в том, что нашу эстраду захлестнула самодеятельность. Чуть ли не каждая вторая песня, звучащая на концертах, транслируемая по радио или телевидению, принадлежит самодеятельным композиторам, - говорил он.
Другая серьезная беда татарской эстрады, по мнению участников "круглого стола", в оторванности от национальных корней, исконных, идущих из глубины веков традиций татарской народной музыки. Как выразился известный певец Фердинанд Саляхов, между современной эстрадой и корневыми традициями народной музыки возникла бетонная стена. В погоне за "новаторством" иные композиторы, а вслед за ними и певцы-исполнители, берут лишь то, что лежит на самой поверхности, а по ту сторону "бетонной стены" даже не заглядывают.
С. Гарифуллин привел такой пример. На экзамене по татарской народной музыке в Казанской консерватории от студентов требуется знание 50-60 популярных народных мелодий. А между тем, тому, кто заканчивает отделение композиции, по его словам, надо знать как минимум 500-600 мелодий. И не просто знать, а впитать их всем сердцем, прочувствовать всей душой, жить в этой стихии.
Еще более яркий пример привела главный редактор телерадиокомпании "Новый век" ("Яна гасыр"), поэтесса Шамсия Зигангирова. По ее словам, в редакцию радиовещания нередко приходят так называемые самодеятельные композиторы и исполнители с записями своих песен. Послушаешь - уши вянут. Ни оригинальной мелодии, ни национального духа - одни спецэффекты. Начинаешь беседовать с ними, и тут выясняется, что у них нет ни специального музыкального образования, ни элементарного знакомства с татарской песенной культурой. Есть лишь неудержимое желание прозвучать на всю страну, прославиться, отхватить как можно больше "бабок". Завернут таких на радио, - глядишь, найдут спонсора и пролезут где-то на сцену, а то и свои диски выпустят.
В том, что резко упал уровень эстрадной культуры, виноваты не только композиторы и певцы-исполнители, но в первую очередь режиссеры-постановщики, считает М. Нигметзянов. Им лишь бы пооригинальничать и любым способом завлечь зрителя. Так, по словам М. Нигметзянова, один из режиссеров для пущей оригинальности перенес действие своего концертного шоу... на пляж. Соответственно, артисты и артистки выступали в пляжных костюмах, если можно назвать костюмами эти полоски ткани. Следуя этой логике, продолжал он, в следующий раз он может перенести выступление... в сауну. Тогда костюмов вообще не потребуется!
Журналист газеты "Ватаным Татарстан", поэтесса Асия Юнусова остановилась в своем выступлении на роли конферанса. Ведь конферансье задает тон действию, определяет его темп, готовит зрителя к восприятию следующих номеров. И в то же время выступает пропагандистом подлинно художественного слова. В качестве примера таких профессиональных, высококультурных конферансье она назвала Азаля Ягудина и Айрата Арсланова.
А что происходит сейчас? На фестивале татарской песни в "Пирамиде" прославленный артист Салават Фатхетдинов то и дело сыпал такими словечками, как "ишэк" (осел), "хайван" (скотина) и тому подобными. А от его плоских шуточек порою душу воротило. Так, обращаясь ко второй ведущей, Резеде Шарафеевой, он сострил: "Ты моя розетка, я твой штепсель". Р. Шарафеева густо покраснела, да и зрителям было неловко слушать подобные "шуточки".
А. Юнусова предложила открыть в театральных училищах и Академии культуры и искусств Татарстана подгруппы художественного слова, где готовили бы кадры настоящих, профессионально подкованных конферансье. Пока что за неимением таких кадров артисты вынуждены вести свои концерты сами. Между тем не секрет, что многие наши исполнители за кулисами выражаются, как докеры или грузчики. Теперь эти соленые выражения проникают и на сцену, а то и звучат по радио и телевидению.
О необходимости высокой сценической культуры говорил и талантливый певец Фердинанд Саляхов. По его словам, каждый настоящий артист эстрады создает свой музыкально-исполнительский мир, своеобразный и неповторимый. Таков, в частности, был песенный мир, созданный Рашитом Вагаповым. Его манера была до того своеобразной, национально-неповторимой, что после него другие певцы уже не решались исполнять его репертуар. Даже такой талантливый исполнитель, как Хайдар Бигичев, не брался повторять его песни, при всей их популярности.
Причину этого своеобразия Ф. Саляхов видит не только в природном таланте, но и в глубоком проникновении в музыкальную стихию татарского народа, опоре на многовековые традиции. Без такой опоры неизбежны легковесность, примитивизм. "Вот популярная певица Малика, - продолжил он. - Слов нет, талантливая певица. Она хорошо усвоила уроки русской эстрады, знакома и с мировой эстрадной классикой. А вот национальной самобытности ей не хватает. Между тем она - татарка. Тут, по-моему, требуется помощь хороших наставников, требовательных режиссеров-постановщиков".
Участники дискуссии пришли к единодушному мнению, что у татарской эстрадной песни должно быть свое национальное лицо. Бездумное следование современной моде, всяческие прыжки и кривляния на сцене далеко не всегда уместны. "Современность - это не отрицание традиций прошлого, а опора на них, - подчеркнул М. Нигметзянов. - Ну и что, что на Западе все так делают? Им это ничем серьезным не грозит, так как у Запада есть своя серьезная музыка, своя нетленная музыкальная классика. Нам надо поменьше обезьянничать и побольше думать об опоре на духовную культуру своего народа".
Асия Юнусова обратила внимание на то, что Министерство культуры Татарстана уже с начала 90-х годов тоже проводит ежегодный фестиваль татарской песни. Причем фестиваль этот проходит на гораздо более высоком уровне. Последний же фестиваль, хотя и носит то же название (чего следовало бы, конечно, избегать), проводился под эгидой телерадиокомпаний "Новый век" и "Татарстан" и закрытого акционерного общества "Барс-медиа". Собственно, роль первой скрипки в отборе номеров сыграла именно компания "Барс-Медиа". А она была заинтересована в пропаганде своих композиторов, своих певцов-исполнителей, рекламе производимых ими музыкальных дисков и кассет.
Почти все участники согласились с тем, что для выправления дел в татарской эстраде необходимо резко повысить роль художественных советов. Было даже предложение создать единый общереспубликанский художественный совет при Министерстве культуры Татарстана.
Без такой требовательности татарская песня не выйдет из сегодняшнего катастрофического состояния - с этим согласились все участники обсуждения.
Рафаэль Мустафин
Журнал "Татарстан".- 2004.- №3.- с.52-53.
Журнал "Татарстан".- 2004.- №3.- с.52-53.