Публикации > Просмотр публикации
Вечная мелодия

Праздник песни порождает споры.

В январе этого года в роскошном зале развлекательного комплекса "Пирамида" состоялся телевизионный фестиваль "Татарская песня - 2003". На сцене, расцвеченной лазерными лучами, броско одетые артисты в окружении обязательной нынче подтанцовки дали довольно яркое представление, исполнив известные и не очень известные песни, а также украсив современные ритмы узорами национальных мотивов. И песни, и сами исполнители были самого разного уровня. Сравнивать их друг с другом было бы неблагодарным занятием. Однако устроители сего действия нашли-таки способ сравнить их и выстроить в определенном порядке в соответствии с талантом и устойчивой популярностью. Со сцены звучали имена авторов песен, наиболее часто исполнявшихся весь год в эфире, и сами эти песни. Одним словом, праздник получился очень даже неплохой. А зрители, купившие билеты по довольно высокой цене, остались довольны от участия в таком престижном мероприятии. Они же знают правила игры современного шоу-бизнеса, а потому готовы платить деньги за сюрпризы и ожидаемое удовольствие.

Однако, друзья, есть одно "но"... Татарская песня, издавна поражавшая любую слушательскую аудиторию своей удивительной проникновенностью и способностью передавать широкую гамму чувств, постепенно теряет эту особенность. В связи с этим и ценность ее кардинально меняется. Для тех, кто пришел в "Пирамиду", заплатив за билет цену, равную месячному доходу рядового пенсионера, национальные песни и танцы - это замечательный способ поднять настроение. И именно эта - развлекательная функция татарской песни сегодня все чаще бросается в глаза.

В последнее время судьба татарской песни частенько становится предметом различных споров. Во всяком случае, после завершения нынешнего фестиваля в татарской прессе появился ряд статей и заметок, в которых резко критиковался и сам фестиваль, и артисты, получившие на нем те или иные награды, а также устроители этого праздника. Мол, татарская песня попала в руки каких-то бизнесменов, и вместо настоящих певцов и песен на сцене шумела невообразимая ярмарка пустозвонства и развязности. Примечательно, что главными пунктами обвинения стали дороговизна билетов, тот факт, что некоторым журналистам не прислали приглашения, и то, что среди победителей не оказалось того или иного певца. Одному критику нравится этот исполнитель, другому - тот, но, как выяснилось, организаторы конкурса оставили "за бортом", по крайней мере, половину любимых критиками певцов. А еще всеобщее негодование вызывало то, что кто-то зарабатывает деньги на устройстве подобных шоу.

Короче говоря, по поводу песенного фестиваля в прессе распространились крайне спорные, неоднозначные мнения и оценки. Несколько удивляет, что мероприятие, организованное силами и личными средствами группы бизнесменов, попало под столь дотошную критику. Ведь это не конкурс татарской песни имени Ильгама Шакирова, организованный Министерством культуры на бюджетные средства, а откровенный шоу-бизнес, специфическая форма использования экономического механизма и коммерческих методов в сфере современной масс-культуры. Если хочешь, то возьми и тоже организуй какой-нибудь фестиваль! Несколько лет назад и в самом деле появились было прекрасные проекты "Соловей", "Зимние мелодии". Зрителю они понравились. Но, к сожалению, желающих спонсировать национальную эстраду маловато. К примеру, местная пивоваренная компания и телеканал "Эфир" ежегодно собирают десятки тысяч молодежи и устраивают общегородской праздник. Мы же не упрекаем их: "Почему не поете по-татарски, забыли, где живете?" Нас возмутило только то, что пивной праздник оказался запланированным на день последнего звонка, когда молодежь встречает зарю, до утра прогуливаясь по набережной и улицам, прощаясь со школьной юностью, и негоже превращать эти романтические часы в рекламную акцию казанского пива.

Если бы нашлись фирмы, желающие в той или иной форме поддержать организацию праздника "Татарская песня" раз в квартал, то, возможно, и национальная молодежь потянулась бы к этому мероприятию. Но увы, что-то таких желающих не видно, торговцы бензином, водкой или пивом, банкиры и те, кто возводит ханские дворцы и коттеджи величиной с районный ДК, не спешат содействовать развитию татарского искусства. И еще меньше тех, кто, потеряв голову, отдал бы душу национальной песне.

Лазерный диск как "черный ящик" самолета нации.

Есть еще один повод для того, чтобы снисходительно отнестись к организаторам конкурса, получившим порку от критиков по полной программе. На празднике в "Пирамиде" зрителям предлагался по очень невысокой цене, почти по себестоимости, новенький лазерный диск, на котором записаны народные песни в исполнении самых любимых, легендарных татарских певцов. Название диска само по себе многозначно - "Вечная мелодия".

Старинные песни, созданные и исполнявшиеся не ради денег или славы, а по велению сердца и для души, эти песни на суперсовременной сцене "Пирамиды" звучали немного странно и неуместно. Ведь родная для них среда - степь, лес, деревенский дом. И кажется, что здесь, среди металла и стекла, они поблекнут и потеряют свою прелесть.

Поговорим сегодня об этом странном маленьком предмете - пластиковом кружочке лазерного диска. Удивительно, но почти вся тысячелетняя "история души" народа - его грусть, горе и радости - поместились в этом кружочке. В это не хочется верить, касаться этой щекотливой темы - тем более вопросы типа "сколько стоит песня, откуда она появилась, кто ее хранит" наталкивают еще на одну мысль. Ведь это и есть суть твоего народа, это твое "татарство"! Это - наша основа, об этом мы спорим, на этом держимся, участвуя в больших политических маневрах. О Аллах, неужели это возможно? Прикосновение к "черному ящику", хранящему в себе тайну нации, немного пугает и наполняет сердце тревогой.

Если вы в детстве наблюдали, как покидает душа тело больного птенца или козленка (а может, больной бабушки?), то вы, вероятно, меня поймете. Человек, переживший минуты, когда какое-либо событие потрясает до глубины души, заставляя дыхание остановиться, знает, о чем я говорю. Вот такие же потрясающие мгновения я пережил, взяв в руки пластиковый кружочек, вместивший в себя звучание народной души.

Этот диск – особенный. В своем роде он бесценный. Его создатель - компания "Барс-Медиа", за время своего существования сделала записи сотен певцов и музыкантов, и распространила их миллионными тиражами. Не ошибусь, если скажу, что в упомянутом мною диске собраны самые ценные записи, которыми обладает компания.

Мелодии, которые делают нас нацией.

Старинные татарские песни... Услышанные когда-то в детстве и запомнившиеся на всю жизнь, звучащие порой в сердце, лиричные напевы, голоса исполнителей - известных татарских певцов, сохранились на патефонных пластинках, магнитофонных лентах, в фондах радио.

Сейчас, когда подрастает поколение, которое не знает в совершенстве родного языка, не понимает и не принимает близко к сердцу наследие предков, в том числе его музыкально-песенную культуру, значение старинных татарских песен неоценимо. Именно они делают татар татарами.

Что же это такое - быть татарином? Это значит быть не только трудолюбивым, мудрым, образованным, честным, терпеливым, но и человечным. Это значит ощущать себя татарином, разговаривать по-татарски, по-татарски плакать, смеяться, грустить, мечтать, любить татарскую песню до самозабвения. А еще петь по-татарски, хоть немного... Знают ли колыбельные песни современные татарские мамы? Не позабыты ли национальный дух, образ жизни, воспитание чувств? И не потому ли некоторые дети вырастают жестокими, бездушными, подлыми? Только в том поколении, которое впитало в себя красоту родного языка, духовное богатство народа, своеобразную систему восприятия цвета и звука, музыки, можно воспитать национальное самосознание и истинное татарство.

Татарские музыканты и певцы Файзулла Туишев, Рашит Вагапов, Фахри Насретдинов, Гульсум Сулей-манова, Фарида Кудашева, Зифа Басырова, Габдулла Рахимкулов, Ильгам Шакиров, Сара Садыкова, Альфия Авзалова, завоевавшие всенародную любовь, прошли и проехали десятки тысяч километров, чтобы вернуть народу его мелодии.

Говорят, если сядешь на чужую телегу, то и песню будешь чужую петь. Однако сам татарский народ, придумавший эту пословицу, в составе каких только государств и политических систем бы ни жил, иначе говоря, на чьей бы телеге ни сидел, свою песню не забыл. Сохранение родного языка, национальной песни стало для татарского народа смыслом и целью национально-освободительной борьбы. Глубоко в душе мы храним горькую истину: если мы потеряем свою неповторимую, своеобразную культуру, задушевные песни, язык, образ жизни, то государство и общество без них нам уже не будут нужны. Эту форму жажды по демократии, кстати, мало кто из современных политиков понимает.

Нельзя противопоставлять народную песню, классическую музыку, созданную профессиональными композиторами, и эстрадные мотивы. Они не должны соперничать друг с другом. Исторические песни, байты, мунаджаты, обрядовые песни, бытовые и любовные песни, тематические песни, романсы, марши, музыка к спектаклям, оперные арии, сонаты и прочие инструментальные произведения профессиональных композиторов - все это равноценные формы и направления развития татарской музыки.

Система музыкального образования, инструментальные ансамбли, симфонические оркестры, театры оперы и балета опираются на многолетний опыт и государственную поддержку. Они изучают, пропагандируют серьезную классическую музыку и фольклор, воспитывают поколения образованных и талантливых молодых музыкантов. И слушатель у них другой - с безупречным вкусом. Но, рассуждая о музыкальном фольклоре, явлениях и жанрах высокого искусства, нельзя забывать о значении и месте в обществе современных популярных песен. Ведь те и другие неразделимы, в сердце и восприятии слушателя они переплетены.

А массовая эстрадная песня притягивает к себе людей. Она понятна каждому, и каждый может попробовать ее спеть. И тех, кто в песне, длящейся несколько минут, находит созвучное своей душе, очень много, их сотни тысяч и даже миллионы. Они слушают песню, смотрят видеоклип, они одновременно отдыхают, развлекаются, ищут и находят на сцене, в зарубежных сверстниках чувства и переживания, созвучные их собственному состоянию, их молодости. Они оценивают, воспринимают песни, написанные сегодня или несколько дней назад. Они покупают кассеты, билеты на концерт, заучивают полюбившиеся песни, поют их, а потом, когда появляются новые, откладывают эти в сундучок памяти.

Этот удивительный процесс нельзя ни остановить, ни управлять им. С ним можно только считаться, постараться придать ему национальный оттенок, привлечь к нему народ и национальную молодежь.

Компания "Барс-Медиа" под руководством предпринимателя и мецената, энтузиаста развития национальной эстрады Марата Гараева, авторитетные телерадиоканалы, театры песни Салавата Фатхутдинова, Хании Фархи, Айдара Файзрахманова, Зайнаб Фархетдиновой и Зуфара Билялова, Габдельфата Сафина и другие музыкальные коллективы как раз и занимаются этим. Очевидно, что если бы зритель не нуждался в их деятельности, то проведение конкурсов и выпуск музыкальных записей не были бы распространены столь широко. В какой бы регион ты ни заехал, стремление к сплочению нации, к национальному образу жизни ощущается через отношение к татарской песне. Ведь часто на концерты ходит даже та молодежь, которая толком и языка своего не знает, а бывает, что некоторые поднимаются сами на сцену и завоевывают популярность при помощи той же татарской песни.

Ну скажите, какая еще нация, кроме татар, ходит в гости с песенником? И кто, кроме татар, сажая гостей за стол, наряду с угощением раздает тексты любимых песен?

Песня, музыкальная запись стали самым ценным подарком. Это касается и современных песен, и народных. Вошло в обыкновение дарить близким на день рождения песню, музыкально-поэтический привет. Вообще-то, это не так уж и плохо. Потому что чувства, которые запрятаны в глубине души, могут быть точно переданы при помощи песни.

Не понравившаяся тебе песня может пленить другого. Ему кажется, что она словно бы "написана с него", настолько точно она передает его внутреннее состояние. За последние 10-15 лет татарская эстрада активно развивалась, зрительская аудитория и количество исполнителей увеличились во много раз. Появились радиостанции различного диапазона, телевизионным передачам нет числа, налажен массовый выпуск аудиовидеокассет, организуются всевозможные концерты, фестивали, конкурсы.

География татарской песни.

Развитие национального музыкального искусства, эстрады наталкивается на материальные и психологические преграды. Находятся и те, кто заявляет, что национальная культура не конкурентоспособна и обречена на скорую смерть. Мол, в эпоху рыночной экономики, глобализации национальные культуры не выдерживают соперничества, страдает их качество, а значит, исчезает и потребность в них. Некоторое основание для подобных опасений есть. В распоряжении русских или некоторых других наций есть мощные телерадиоканалы, работающие круглосуточно, современные культурно-массовые проекты, созданные при участии талантливых режиссеров, продюсеров, артистов и привлекающие к себе миллионы зрителей, огромные творческие и материальные ресурсы, работающие на то, чтобы доставлять удовольствие публике.

Татарам и другим нациям, находящимся в несколько ином положении из-за своего количества и государственного статуса, нелегко соревноваться с русской эстрадой и песенным искусством. Однако татарская песня все-таки нашла своего зрителя и "твердую опору" под ногами. Когда выступают такие звезды, как Салават Фатхутдинов, Хания Фархи, Хамдуна Тимергалиева, Зуфар Билялов, Зайнаб Фархетдинова, Габдельфат Сафин, Айдар Файзрахманов, Идрис Калимуллин, а также Венера Ганеева, Зиля Сунгатуллина, Зухра Сахабиева и Зухра Шарифуллина, Идрис Газиев, Зульфат Хаким, Мирсаит Сунгатуллин, Римма Ибрагимова, Искандер Биктагиров, Фердинанд Саляхов, залы бывают переполнены. Их (не забудем также мастеров сцены, работающих в классическом жанре, и театральные труппы) с нетерпением ждут тысячи зрителей не только в Татарстане и Башкортостане, но и в других регионах России. А там, куда не добираются сами артисты, успешно продаются их аудио- и видеозаписи. Каждая семья имеет возможность смотреть и слушать концерты, транслируемые казанскими и местными телерадиоканалами. И если песня помогает поздравить с днем рождения или послать привет родителям, значит еще жив народный дух и нравственная основа жизни. Юбилеи организаций, политические мероприятия, предвыборные кампании сейчас даже трудно себе представить без концерта. Только песня, поэтические строки способны воздействовать на абсолютное большинство наших соплеменников. Потому что даже те, кто не знает родного языка и литературы, откликаются на татарскую мелодию, это значит, что живо еще национальное самосознание. Это особенно важно для татар, живущих далеко от Татарстана. Если даже татарский дух слабеет, остаются те, кто любит татарскую песню и создает ее.

В последние годы в татарскую эстраду пришли певцы, родившиеся и выросшие в других регионах России. Закир Шахбан из Новосибирска, Хайдар Гильфанов, родившийся в Сармановском районе Татарстана и нашедший свое певческое кредо в Екатеринбурге, музыкант и педагог Габдельхак Ахунзянов, привезший маленького Диаса из Семипалатинска, стали победителями очень серьезных конкурсов. Не случайно также появление на эстраде артистов - выходцев из Башкортостана, но получивших признание в Татарстане. Это Хамдуна, Салават, Хания, Гульнара Тимерзянова, Зульфия Шакирова, Айдар Габдинов, Малика, Ильшат Валиев, Ильдар Хакимов, Илюс Гильманшин и другие. Бардинский район Пермской области подарил нам Масгута Имашева, Санифу Рангулову, Гузель Уразову и многих других. Очевидно, это свидетельствует о том, что на Урале, Каме и в Сибири еще сохранились плотные островки татарского этноса. Конкурсы "Татарская песня" теперь проводятся не только в Казани, но и в Чувашии - в селе Урмай, Нефтекамске, Тюмени, Москве Сотни детей участвуют в фестивалях "Наследники Сююмбике", проходящих в Крыму. "Фанаты" национального искусства, такие как Мингол Галиев, Гульзада Сафиуллина, ныне покойная Вафира Гиззатуллина, заметно повысили общественный статус песни.

В том, что казанские парни Ренат Ибрагимов и Альберт Асадуллин, имеющие высокую профессиональную подготовку, стали яркими звездами российского песенного искусства, несомненно, сыграли свою роль неповторимое своеобразие и мощь татарской музыки и песни. Не случайно и Алсу Сафина, покорившая мировую песенную сцену в 18 лет, испытывает потребность петь на языке своих предков.

В национальном песенном движении, как я уже сказал, участвуют не только казанцы, но и те, кто живет в самых разных уголках мира. Группа "Тумата" и ее солистка Гультан Ураллы в Турции, организованный в 1980-е годы в Финляндии ансамбль "Башкарма", финский татарин Дениз Бадертдин, сочиняющий современные европейские песни на татарском языке и с “татарским оттенком”, уроженка удмуртского города Сарапула Зульфия Камалова, ныне живущая в Австралии, и многие другие поют татарские песни и знакомят с ними весь мир. Татарская песня уезжает за границу и в качестве "невесты": в Финляндии ее поет Джамиля Низаметдин (уроженка Бардинского района), в Швеции - Гулюса Зиятдинова из Набережных Челнов, в Голландии - Гузель Ахметшина. Могли ли мы представить себе раньше, что наша песня может взять на себя некоторые функции Отечества, народа, нации?..

Яркие черты нашего времени.

Чем запомнится конец ХХ - начало XXI вв. в истории Татарстана и татарского народа? Исполнение 30 августа в День республики на Центральном стадионе Казани Салаватом Фатхутдиновым песни "Люблю тебя, Татарстан" (авторы - Роберт Андреев и Роберт Ракипов), ставшей гимном выдающимся представителям татарского народа, вызвало в душе чувство гордости и желание жить.

Сияние полумесяцев над Казанским Кремлем, минареты мечети Кул-Шариф, вознесшиеся рядом с куполами Благовещенского собора. Возросший благодаря терпеливым усилиям первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева авторитет республики и татарского народа, дружеское сотрудничество Татарстана с руководством РФ и народами, живущими на территории России, светлые надежды на будущее - все это вехи нашего пути…

И они, несомненно, останутся в истории.

Строительство метро в нашей 1000-летней Казани, величественного моста через Каму, благоустройство и обновление татарстанских городов и сел, реализация программы "Ветхое жилье", бесплатно обеспечившей тысячи людей новыми квартирами...

Открытие в центре столицы комплекса "Пирамида", активная деятельность Национально-культурного центра "Казань", новых школ, музеев, строительство мечетей, церквей... Первые шаги спутникового телевидения, татарской интернет-газеты, появление новых национальных радиостанций, сотрудничество с зарубежными странами и разными народами в материальной и духовной сферах, взаимопроникновение языков, лексики, обычаев и нравов - все это черты нашего времени.

Популярность татарского Сабантуя в десятках российских регионов, в зарубежных государствах, песня "Татары Башкортостана" (авторы - Роберт Миннуллин и Азат Имаев), отразившая судьбу полутора миллиона татар, живущих в регионе Урал-Кама-Белая, и ставшая значительным общественным событием, - явления того же порядка.

Прекрасными страницами истории народа стали всемирные конгрессы татар, международные фестивали имени Шаляпина, Нуриева, телевизионные фестивали "Татарская песня", организуемые компанией "Барс-Медиа" в сотрудничестве с телерадиокомпаниями "Новый век", "Татарстан", которые дают возможность молодым талантам проявить себя, а сотням тысяч татар и другим народам познакомиться с современной татарской песней.

У всех этих великих дел есть один общий духовный исток. Это - народное творчество, наши легенды и байты, мунаджаты, вечная песня, которая впитала в себя переживания, разочарования и надежды татарского народа. Неказистая народная мелодия, которая выстояла в грозных событиях истории, уцелела в эпохи катастроф. Однако думаю, судьба этого великого нашего достояния не будет легкой и в будущем.

Как-нибудь разберемся.

Колесо глобализации, ассимиляции способно раздавить народную песню и отторгнуть ее от подрастающего поколения. Если народные мелодии отдалятся от массовой культуры и "совьют себе гнездышко" в сердце очень ограниченного круга национальной интеллигенции и эстетов, истинная национальная песня в итоге может оказаться в музейном сундуке и в архивных фондах.

Исчезновение нации, национально-культурная трагедия начинаются с судьбы песни. Следовательно, сохранение и распространение народных мелодий в первую очередь связаны с шоу-бизнесом, шумными и "бестолковыми" эстрадными песнями и "безвкусными" телефестивалями. Без участия народа, особенно молодежи, наши песни будут забыты. Без них вообще нет будущего. А молодежную культуру, разумеется, нельзя представить себе без интеграции искусства разных народов, стандартных приемов аранжировки, модных телерадиоканалов, броских видеоклипов, хит-парадов.

Вот такой неожиданный и противоречивый вывод в конце заметок. Пусть будет как можно больше шумных мероприятий в "Пирамиде" и других залах, конкурсов и рекламных акций Может быть, беда как раз в их малочисленности и отсутствии активного духа соперничества? Пока мы осуждаем шоу-бизнес, не осознавая плачевного состояния татарской и даже русской эстрады, законы экономики мировой масс-культуры наводят свои порядки в нашем доме. Об этом я подумал уже в феврале 2004 года, когда американская певица Уитни Хьюстон, звучащая в эфире и в наших домах не менее 15 лет, устроила концерт в Кремлевском Дворце съездов и еще раз покорила россиян своей эстрадно-этнической (в духе американизированного негритянского фольклора) поп-музыкой. Хорошие места в этом огромном зале стоили 60-70 тысяч рублей. Неплохая цена за этническую музыку, когда ее исполняют на уровне и под приличную аранжировку. И никто не возмущается, терпит наслаждение своих сыновей и братишек чистейшей попсой - советской, русской, татарской. Что-то не так, ребята, не так. Надо хорошенько подумать. Я абсолютно уверен - самоустранение фольклора и национального песенного искусства от различных эстрадных конкурсов, попытка игнорировать реальную глобализацию, а значит, наша капитуляция перед ней, неумение подстраиваться под законы современной культуры и существовать в этой шумной сутолоке, по существу, преступно и равноценно тому, чтобы заживо похоронить нацию. Надеюсь, до этого мы не дойдем.

Римзиль Валеев

Журнал "Татарстан".- 2004.- №3.- с.54-59.



Автор этой статьи - известный журналист и общественный деятель Римзиль Валеев, член редколлегии и активный автор журнала "Татарстан". Читатели нашего журнала знают его по глубоким публицистическим размышлениям о межнациональных отношениях, федерализме, проблемах татар России, демократических процессах, идущих в Татарстане. Новая статья Римзиля Валеева написана на неожиданную для него тему - о народной музыке и современной эстраде. В ней он тоже остается верным своему стилю, привычке видеть глубинную связь между событиями различных времен и пространств - культурных и информационных. Во всем он видит политический и культурологический смысл. Публикуя заметки Римзиля Валеева, редакция журнала "Татарстан" обращает внимание на жизненную позицию и творческое кредо автора.

В этом году исполняется 40 лет, как он начал выступать в печати со своими публицистическими и поэтическими произведениями. 7 марта Римзилю Валееву исполняется 55 лет. Он не считает это юбилейной датой, резонно аргументируя тем, что он никак не отмечал даже свое 50-летие. В этом нет ничего удивительного - Римзиль Валеев, опубликовавший десятки прекрасных очерков в престижных российских и зарубежных изданиях, автор многих самобытных стихов, публицистики, литературных рецензий и критических статей, не нашел времени для издания книги из своих произведений. Это говорит о предельной насыщенности жизни Римзиля Салиховича Валеева - заместителя председателя исполкома Всемирного конгресса татар, председателя Совета федеральной национально-культурной автономии татар России, директора Казанского представительства радиокорпорации "Свободная Европа/ радио "Свобода". Кроме этого, как гласит первый том Татарской энциклопедии, Р. С. Валеев, родившийся в д. Дюсяново Бижбулякского района Республики Башкортостан, окончивший БГУ и Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ, успешно работал корреспондентом газет "Комсомольская правда", "Советская культура", первым главным редактором литературно-художественного, общественно-политического журнала "Идель", организатором и редактором татарской газеты на латинице "Денья", президентом общества "Ватан" по связям с соотечественниками за рубежом, руководителем радиостудии "Денья", вещающей на коротких волнах на регионы компактного проживания татар. В 1999 году он удостоен звания "Заслуженный работник культуры Республики Татарстан".

С днем рождения, Римзиль Салихович! Здоровья, успехов и удач Вам!