Публикации > Просмотр публикации
Депутат и аппарат
Комфортно ли им работается вместе?
Депутаты Государственного Совета Татарстана практически всегда на виду: средства массовой информации регулярно освещают заседания парламента, приводят мнения народных избранников по тем или иным вопросам, публикуют интервью с ними. Однако за депутатской деятельностью стоит большая, но незаметная широкой публике работа аппарата Госсовета. Между тем без него народные избранники как без рук. Как строится деятельность аппарата в связи с новым принципом формирования Госсовета? Об этом корреспондент агентства "Татар-информ" Ирина Бегимбетова беседует с Секретарем Госсовета Валентиной Липужиной.
- Валентина Николаевна, появились ли новшества в структуре аппарата Госсовета?
- Безусловно, причем серьезные. Мы задолго до избрания новых депутатов стали готовиться к реформированию. Предложения были готовы еще осенью, но решили дождаться прихода нового созыва. Реорганизацию провели уже после первого заседания Госсовета, согласовав многие изменения с парламентариями.
Прежде всего, видоизменился отдел по работе с парламентскими комиссиями. Теперь он называется отдел по работе с комитетами, в его составе семь секторов - по количеству комитетов. В каждом секторе - по три человека, за исключением сектора Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению, где одним сотрудником больше. Связано это с тем, что в нынешнем году Госсовету предстоит принять большое количество законов по местному самоуправлению. Заведующие секторами обязаны отслеживать работу комитетов по всем направлениям. Я думаю, это позволит усилить ответственность аппарата за прохождение законопроектов и он также сможет оказывать более действенную помощь депутатам. Дело в том, что по регламенту законодательная работа Госсовета осуществляется прежде всего в комитетах. Вопросы выносятся на заседание парламента только после предварительного рассмотрения на заседаниях комитетов.
Кроме того, мы объединили отдел по работе с местными Советами народных депутатов и сектор по работе с органами местного самоуправления, создав отдел по взаимодействию с местными представительными органами власти. Ему придается большое значение. Нам необходимо знать, чем живут люди на местах, какие у них проблемы, как реализуются наши законы, соответствуют ли они реалиям сегодняшнего дня.
Также сочли необходимым укрепить пресс-центр Госсовета. Сегодня он освещает мероприятия в парламенте, заседания комитетов и деятельность Председателя Госсовета. Но, мне кажется, это лишь малая толика того, чем должна заниматься эта служба, особенно если учесть, что в парламенте будут две фракции. Одна - в нее вошли депутаты от КПРФ - уже зарегистрирована, вторая, скорее всего, будет образована на ближайшей сессии, в нее войдут депутаты от партии "Единая Россия". Помимо этого, создана депутатская группа "Регионы". Так что пресс-центру придется освещать и деятельность фракций и депутатских объединений.
- При реорганизации аппарата вы руководствовались опытом других регионов?
- Во-первых, так работает Государственная Дума России. Правда, у нее свои особенности. Аппараты комитетов там создаются на время созыва. Может быть, с одной стороны, это хорошо, но с другой - люди социально не защищены, по окончании созыва все они могут быть уволены, потому что имеют ограниченный срок государственной службы. Мы по этому пути не пошли.
Во-вторых, несомненно, изучался опыт других субъектов Федерации, например, соседних республик. Оценивали в первую очередь то, как лучше построить работу аппарата в условиях многопартийности.
- Когда подходит к концу срок очередного созыва Госдумы, там практически всегда разгораются скандалы, вызванные нежеланием бывших депутатов освободить служебные квартиры. А как обстоит дело с депутатами Госсовета второго созыва?
- Пока не все из тех, кому были предоставлены квартиры, их освободили. Но по договору бывшим депутатам на это отводится два месяца: многим требуется время, чтобы определиться с дальнейшим местожительством, да и детям надо дать возможность спокойно закончить учебу в школе. Надеюсь, на сей раз конфликтов не будет: мы заранее всех предупредили, да и договоры с депутатами были составлены юридически выверенно. Полагаю, нам не придется обращаться в суд (а такие прецеденты были).
Проблема еще и в том, что депутаты регионального уровня не входят в перечень лиц, которым по закону может предоставляться служебное жилье. Именно поэтому Госсовет недавно внес соответствующую законодательную инициативу в Госдуму. Если нашу поправку примут, проблема отпадет сама собой.
- Далеко не все из вновь избранных депутатов знакомы с процессом законотворчества. Какая-то учеба для них будет организована?
- Программа такой учебы готовится. Мы намерены провести семинар, на котором будут затронуты вопросы юридического и правового плана, а также связанные с организационной работой и законотворческой деятельностью. Надеемся, и депутаты внесут свои предложения.
- Поддерживаете ли вы контакт с руководителями аппаратов законодательных органов других субъектов России?
- Очень тесно сотрудничаю с коллегами, например, из Башкортостана, Нижнего Новгорода, Чувашии. Недавно к нам в гости приезжала парламентская делегация из Марий Эл. При Госдуме создан совет руководителей аппаратов, и я являюсь членом его президиума. Сообща можно решать многие задачи. Например, когда мы выступаем с законодательной инициативой, имеющей большое общественное значение, нередко звоню своим коллегам и прошу обратить на нее особое внимание. К нам, соответственно, тоже обращаются с разными предложениями.
- Валентина Николаевна, вы являетесь одновременно депутатом и руководителем аппарата, причем уже не первый созыв. Не тяжело ли это? В Госдуме, например, руководитель аппарата - чисто чиновничья должность...
- Мне это только помогает. Вопрос взаимоотношений аппарата и депутатов - непростой и очень важный. В прошлом созыве в некоторых комиссиях мы были вынуждены поменять и юриста, и секретаря в приемной, и референта, потому что работа не ладилась. Но менять кадры можно бесконечно, главное-то в другом: нужно, чтобы каждый понимал свою роль и был на своем месте. Безусловно, все решения принимают депутаты. Аппарат оказывает им в этом содействие, и для того, чтобы к мнению специалиста или референта прислушивались, он должен быть профессионалом. Когда возникают проблемы, мне их решать проще. Ведь и депутат не всегда бывает прав. Сотрудник аппарата может ему об этом сказать, но еще неизвестно, как депутат это воспримет. Я же, имея тот же статус депутата, спокойно могу указать коллеге на его неправоту.
Сегодня многие российские регионы тоже пошли по пути, когда главой аппарата становится депутат. Считаю такое совмещение достаточно удачным.
Комфортно ли им работается вместе?
Депутаты Государственного Совета Татарстана практически всегда на виду: средства массовой информации регулярно освещают заседания парламента, приводят мнения народных избранников по тем или иным вопросам, публикуют интервью с ними. Однако за депутатской деятельностью стоит большая, но незаметная широкой публике работа аппарата Госсовета. Между тем без него народные избранники как без рук. Как строится деятельность аппарата в связи с новым принципом формирования Госсовета? Об этом корреспондент агентства "Татар-информ" Ирина Бегимбетова беседует с Секретарем Госсовета Валентиной Липужиной.
- Валентина Николаевна, появились ли новшества в структуре аппарата Госсовета?
- Безусловно, причем серьезные. Мы задолго до избрания новых депутатов стали готовиться к реформированию. Предложения были готовы еще осенью, но решили дождаться прихода нового созыва. Реорганизацию провели уже после первого заседания Госсовета, согласовав многие изменения с парламентариями.
Прежде всего, видоизменился отдел по работе с парламентскими комиссиями. Теперь он называется отдел по работе с комитетами, в его составе семь секторов - по количеству комитетов. В каждом секторе - по три человека, за исключением сектора Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению, где одним сотрудником больше. Связано это с тем, что в нынешнем году Госсовету предстоит принять большое количество законов по местному самоуправлению. Заведующие секторами обязаны отслеживать работу комитетов по всем направлениям. Я думаю, это позволит усилить ответственность аппарата за прохождение законопроектов и он также сможет оказывать более действенную помощь депутатам. Дело в том, что по регламенту законодательная работа Госсовета осуществляется прежде всего в комитетах. Вопросы выносятся на заседание парламента только после предварительного рассмотрения на заседаниях комитетов.
Кроме того, мы объединили отдел по работе с местными Советами народных депутатов и сектор по работе с органами местного самоуправления, создав отдел по взаимодействию с местными представительными органами власти. Ему придается большое значение. Нам необходимо знать, чем живут люди на местах, какие у них проблемы, как реализуются наши законы, соответствуют ли они реалиям сегодняшнего дня.
Также сочли необходимым укрепить пресс-центр Госсовета. Сегодня он освещает мероприятия в парламенте, заседания комитетов и деятельность Председателя Госсовета. Но, мне кажется, это лишь малая толика того, чем должна заниматься эта служба, особенно если учесть, что в парламенте будут две фракции. Одна - в нее вошли депутаты от КПРФ - уже зарегистрирована, вторая, скорее всего, будет образована на ближайшей сессии, в нее войдут депутаты от партии "Единая Россия". Помимо этого, создана депутатская группа "Регионы". Так что пресс-центру придется освещать и деятельность фракций и депутатских объединений.
- При реорганизации аппарата вы руководствовались опытом других регионов?
- Во-первых, так работает Государственная Дума России. Правда, у нее свои особенности. Аппараты комитетов там создаются на время созыва. Может быть, с одной стороны, это хорошо, но с другой - люди социально не защищены, по окончании созыва все они могут быть уволены, потому что имеют ограниченный срок государственной службы. Мы по этому пути не пошли.
Во-вторых, несомненно, изучался опыт других субъектов Федерации, например, соседних республик. Оценивали в первую очередь то, как лучше построить работу аппарата в условиях многопартийности.
- Когда подходит к концу срок очередного созыва Госдумы, там практически всегда разгораются скандалы, вызванные нежеланием бывших депутатов освободить служебные квартиры. А как обстоит дело с депутатами Госсовета второго созыва?
- Пока не все из тех, кому были предоставлены квартиры, их освободили. Но по договору бывшим депутатам на это отводится два месяца: многим требуется время, чтобы определиться с дальнейшим местожительством, да и детям надо дать возможность спокойно закончить учебу в школе. Надеюсь, на сей раз конфликтов не будет: мы заранее всех предупредили, да и договоры с депутатами были составлены юридически выверенно. Полагаю, нам не придется обращаться в суд (а такие прецеденты были).
Проблема еще и в том, что депутаты регионального уровня не входят в перечень лиц, которым по закону может предоставляться служебное жилье. Именно поэтому Госсовет недавно внес соответствующую законодательную инициативу в Госдуму. Если нашу поправку примут, проблема отпадет сама собой.
- Далеко не все из вновь избранных депутатов знакомы с процессом законотворчества. Какая-то учеба для них будет организована?
- Программа такой учебы готовится. Мы намерены провести семинар, на котором будут затронуты вопросы юридического и правового плана, а также связанные с организационной работой и законотворческой деятельностью. Надеемся, и депутаты внесут свои предложения.
- Поддерживаете ли вы контакт с руководителями аппаратов законодательных органов других субъектов России?
- Очень тесно сотрудничаю с коллегами, например, из Башкортостана, Нижнего Новгорода, Чувашии. Недавно к нам в гости приезжала парламентская делегация из Марий Эл. При Госдуме создан совет руководителей аппаратов, и я являюсь членом его президиума. Сообща можно решать многие задачи. Например, когда мы выступаем с законодательной инициативой, имеющей большое общественное значение, нередко звоню своим коллегам и прошу обратить на нее особое внимание. К нам, соответственно, тоже обращаются с разными предложениями.
- Валентина Николаевна, вы являетесь одновременно депутатом и руководителем аппарата, причем уже не первый созыв. Не тяжело ли это? В Госдуме, например, руководитель аппарата - чисто чиновничья должность...
- Мне это только помогает. Вопрос взаимоотношений аппарата и депутатов - непростой и очень важный. В прошлом созыве в некоторых комиссиях мы были вынуждены поменять и юриста, и секретаря в приемной, и референта, потому что работа не ладилась. Но менять кадры можно бесконечно, главное-то в другом: нужно, чтобы каждый понимал свою роль и был на своем месте. Безусловно, все решения принимают депутаты. Аппарат оказывает им в этом содействие, и для того, чтобы к мнению специалиста или референта прислушивались, он должен быть профессионалом. Когда возникают проблемы, мне их решать проще. Ведь и депутат не всегда бывает прав. Сотрудник аппарата может ему об этом сказать, но еще неизвестно, как депутат это воспримет. Я же, имея тот же статус депутата, спокойно могу указать коллеге на его неправоту.
Сегодня многие российские регионы тоже пошли по пути, когда главой аппарата становится депутат. Считаю такое совмещение достаточно удачным.
Опубликовано в газете "Республика Татарстан", 16 апреля 2004 г.