Публикации > Просмотр публикации
Инвесторов будут привлекать сервейингом территорий
Концепция сервейинга территорий, разработанная специалистами Поволжского антикризисного института и Комитета РТ по антикризисному управлению, вызвала серьезный интерес у жителей республики. О том, в чем суть этого проекта, мы попросили рассказать директора ПАИ Айрата ГИЗЗАТУЛЛИНА.
-В последнее время Казань охвачена настоящим строительным бумом. Как на дрожжах вырастают новые жилые кварталы, торговые центры, культурно-развлекательные комплексы. Из крупного, но провинциального города столица Татарстана постепенно превращается в современный мегаполис, уступающий лишь главным городам страны - Москве и Санкт-Петербургу. Не в последнюю очередь это связано с тем, что Казань является одним из наиболее инвестиционно привлекательных российских городов, на рынок которого рвутся многие столичные и иностранные компании.
Однако существует целый ряд проблем, тормозящих привлечение новых денежных средств и отпугивающих потенциальных инвесторов. Трудности с подключением объектов к инженерным сетям, крайне неудобная “нарезка” выставляемых на торги земельных участков, частое несоблюдение законодательства, несогласованность интересов собственников, органов власти и жителей города серьезно увеличивают инвестиционные риски и приводят к тому, что строительство ведется как Бог на душу положит. Вместо гармоничного городского ландшафта мы получаем архитектурный хаос, который к тому же еще и чреват конфликтами.
И основная причина, по которой это происходит, в отсутствии четкой концепции развития татарстанской столицы. Порой складываются ситуации, которым позавидовали бы классики сюрреализма. Ну например, купила фирма земельный участок под строительство, а потом выясняется, что там не только стоит ветхое строение, которого по всем документам давно нет, но в нем еще и люди живут. Или наоборот, снесли развалюху, а на ее месте ничего не построили. В результате в центре города красуется пустырь. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что выход - в комплексном решении всех проблем городского развития, когда и развитием, и управлением территориями будут заниматься профессионалы - сервейинговые агентства.
- С чего, согласно этой концепции, следует начать?
- Процесс сервейинга территорий мы условно разделили на четыре этапа. Вначале на основе генерального плана города и с учетом всех градостроительных ограничений определяется территория и формулируются цели ее развития. Скорее всего, в каждом административном районе их будет несколько. Затем на конкурсной основе выбирается сервейинговое агентство, которому и будет поручено развитие данной территории. Причем требования к претендентам предполагаются очень жесткие. Во-первых, это должна быть коммерческая организация, уже имеющая опыт в сфере управления недвижимостью и реализации инвестиционных проектов. Во-вторых, это жесткие требования к величине собственных средств сервейингового агентства, минимальную величину которых планируется привязать к стоимости земельных участков, находящихся на территории, передаваемой в управление сервейинговому агентству. В-третьих, претендентам необходимо представить свои предложения по инвестиционному развитию территории. После того как победитель определился, он на основе своих собственных предложений разрабатывает программу инвестиционного развития территории. И, наконец, на последнем, четвертом, этапе сервейинговое агентство, на рыночных принципах организовав взаимодействие с собственниками расположенной на территории недвижимости, приступает непосредственно к управлению.
- А не получится ли так, что управление городскими территориями окажется в руках одной-двух организаций и образуется своего рода монополия?
- Не думаю, что возникнет такая опасность. Все требования к участникам конкурса направлены на то, чтобы отсечь фирмы-”однодневки”, не имеющие серьезного опыта управления, но не напугают компании, давно работающие на рынке недвижимости. А кроме того, жизнь сама все расставит по местам. Согласитесь, что если какая-нибудь организация победила в конкурсе, а потом благополучно завалила работу, то в дальнейшем ей уже ничего не светит. И напротив - успешная компания всегда будет пользоваться популярностью. К тому же, учитывая, какую социальную функцию выполняют агентства, вряд ли кто-то решится рисковать.
- Что будет относиться к сфере деятельности агентств?
- Полномочия их очень широки. Правовая экспертиза прав собственности на объекты недвижимости и земельные участки, разработка проекта застройки территории, ее инженерная подготовка, вывод промышленных предприятий из центра города, маркетинг территории, привлечение инвесторов и содействие им в получении разрешений на строительство, реализация объектов недвижимости и земельных участков. И это только самые основные моменты. В реальности все будет гораздо сложнее. Одна стыковка интересов собственников чего стоит.
- С каких территорий, по мнению разработчиков проекта, было бы целесообразнее начать?
- Мы предлагаем два варианта: исторический центр Казани и незастроенные земли, недавно включенные в состав города. Разумеется, это будут совершенно разные проекты.
- В России есть примеры, когда сервейинговые агентства управляют территориями?
- Есть. Так, в Москве эту роль часто берут на себя крупные девелоперские компании, в Санкт-Петербурге - агентства по развитию территорий. Но мы больше ориентировались на зарубежный опыт, изучали аналогичные проекты в таких странах, как Франция, Соединенные Штаты Америки.
- Сервейинг территорий - это, в первую очередь, бизнес. Как будет оплачиваться деятельность агентств?
- Предполагается, что сервейинговые агентства будут получать вознаграждение из средств инвесторов, хотя в первых проектах, проводимых в порядке эксперимента, его должно выплатить государство.
- Какие могут быть последствия для республики, если не принять те меры, о которых вы говорите?
- Сейчас в Поволжье идет очень серьезная конкуренция между городами. Помимо Казани, динамично развиваются Самара, Нижний Новгород, Волгоград, Саратов. Если условия для вложений там окажутся лучше, то финансовый поток устремится туда. Ну, а деньги, как известно, тянутся к деньгам. Потом очень трудно будет перетянуть инвесторов назад.
Концепция сервейинга территорий, разработанная специалистами Поволжского антикризисного института и Комитета РТ по антикризисному управлению, вызвала серьезный интерес у жителей республики. О том, в чем суть этого проекта, мы попросили рассказать директора ПАИ Айрата ГИЗЗАТУЛЛИНА.
-В последнее время Казань охвачена настоящим строительным бумом. Как на дрожжах вырастают новые жилые кварталы, торговые центры, культурно-развлекательные комплексы. Из крупного, но провинциального города столица Татарстана постепенно превращается в современный мегаполис, уступающий лишь главным городам страны - Москве и Санкт-Петербургу. Не в последнюю очередь это связано с тем, что Казань является одним из наиболее инвестиционно привлекательных российских городов, на рынок которого рвутся многие столичные и иностранные компании.
Однако существует целый ряд проблем, тормозящих привлечение новых денежных средств и отпугивающих потенциальных инвесторов. Трудности с подключением объектов к инженерным сетям, крайне неудобная “нарезка” выставляемых на торги земельных участков, частое несоблюдение законодательства, несогласованность интересов собственников, органов власти и жителей города серьезно увеличивают инвестиционные риски и приводят к тому, что строительство ведется как Бог на душу положит. Вместо гармоничного городского ландшафта мы получаем архитектурный хаос, который к тому же еще и чреват конфликтами.
И основная причина, по которой это происходит, в отсутствии четкой концепции развития татарстанской столицы. Порой складываются ситуации, которым позавидовали бы классики сюрреализма. Ну например, купила фирма земельный участок под строительство, а потом выясняется, что там не только стоит ветхое строение, которого по всем документам давно нет, но в нем еще и люди живут. Или наоборот, снесли развалюху, а на ее месте ничего не построили. В результате в центре города красуется пустырь. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что выход - в комплексном решении всех проблем городского развития, когда и развитием, и управлением территориями будут заниматься профессионалы - сервейинговые агентства.
- С чего, согласно этой концепции, следует начать?
- Процесс сервейинга территорий мы условно разделили на четыре этапа. Вначале на основе генерального плана города и с учетом всех градостроительных ограничений определяется территория и формулируются цели ее развития. Скорее всего, в каждом административном районе их будет несколько. Затем на конкурсной основе выбирается сервейинговое агентство, которому и будет поручено развитие данной территории. Причем требования к претендентам предполагаются очень жесткие. Во-первых, это должна быть коммерческая организация, уже имеющая опыт в сфере управления недвижимостью и реализации инвестиционных проектов. Во-вторых, это жесткие требования к величине собственных средств сервейингового агентства, минимальную величину которых планируется привязать к стоимости земельных участков, находящихся на территории, передаваемой в управление сервейинговому агентству. В-третьих, претендентам необходимо представить свои предложения по инвестиционному развитию территории. После того как победитель определился, он на основе своих собственных предложений разрабатывает программу инвестиционного развития территории. И, наконец, на последнем, четвертом, этапе сервейинговое агентство, на рыночных принципах организовав взаимодействие с собственниками расположенной на территории недвижимости, приступает непосредственно к управлению.
- А не получится ли так, что управление городскими территориями окажется в руках одной-двух организаций и образуется своего рода монополия?
- Не думаю, что возникнет такая опасность. Все требования к участникам конкурса направлены на то, чтобы отсечь фирмы-”однодневки”, не имеющие серьезного опыта управления, но не напугают компании, давно работающие на рынке недвижимости. А кроме того, жизнь сама все расставит по местам. Согласитесь, что если какая-нибудь организация победила в конкурсе, а потом благополучно завалила работу, то в дальнейшем ей уже ничего не светит. И напротив - успешная компания всегда будет пользоваться популярностью. К тому же, учитывая, какую социальную функцию выполняют агентства, вряд ли кто-то решится рисковать.
- Что будет относиться к сфере деятельности агентств?
- Полномочия их очень широки. Правовая экспертиза прав собственности на объекты недвижимости и земельные участки, разработка проекта застройки территории, ее инженерная подготовка, вывод промышленных предприятий из центра города, маркетинг территории, привлечение инвесторов и содействие им в получении разрешений на строительство, реализация объектов недвижимости и земельных участков. И это только самые основные моменты. В реальности все будет гораздо сложнее. Одна стыковка интересов собственников чего стоит.
- С каких территорий, по мнению разработчиков проекта, было бы целесообразнее начать?
- Мы предлагаем два варианта: исторический центр Казани и незастроенные земли, недавно включенные в состав города. Разумеется, это будут совершенно разные проекты.
- В России есть примеры, когда сервейинговые агентства управляют территориями?
- Есть. Так, в Москве эту роль часто берут на себя крупные девелоперские компании, в Санкт-Петербурге - агентства по развитию территорий. Но мы больше ориентировались на зарубежный опыт, изучали аналогичные проекты в таких странах, как Франция, Соединенные Штаты Америки.
- Сервейинг территорий - это, в первую очередь, бизнес. Как будет оплачиваться деятельность агентств?
- Предполагается, что сервейинговые агентства будут получать вознаграждение из средств инвесторов, хотя в первых проектах, проводимых в порядке эксперимента, его должно выплатить государство.
- Какие могут быть последствия для республики, если не принять те меры, о которых вы говорите?
- Сейчас в Поволжье идет очень серьезная конкуренция между городами. Помимо Казани, динамично развиваются Самара, Нижний Новгород, Волгоград, Саратов. Если условия для вложений там окажутся лучше, то финансовый поток устремится туда. Ну, а деньги, как известно, тянутся к деньгам. Потом очень трудно будет перетянуть инвесторов назад.
Газета "Время и Деньги", 29 апреля 2004 г.