Публикации > Просмотр публикации
Выступление министра финансов РТ 30.01.2004г. на годовой коллегии Минфина РТ
Уважаемый Премьер-министр!
Уважаемый Президиум!
Уважаемые коллеги!
На сегодняшней совместной коллегии мы рассматриваем итоги исполнения консолидированного бюджета республики за 2003 год и пути решения задач, стоящих перед финансовыми, налоговыми и казначейскими органами республики по обеспечению качественного исполнения бюджетов всех уровней в текущем 2004 году.
Согласно данным Госкомстата республики за 2003 год, промышленностью республики произведено продукции, выполнено работ и оказано услуг в действующих ценах (без НДС и акциза) на сумму 252 млрд. рублей, что превышает уровень 2002 года на 33,4 млрд. рублей. Индекс физического объема произведенной продукции за 2003 год к уровню 2002 года составил 104,7%, при 101,9% уровня 2002 года к уровню 2001 года.
Таким образом, объективные экономические факторы оказали благоприятное влияние на объемы поступлений доходов в консолидированный бюджет республики.
В целом на территории Республики Татарстан в 2003 году собрано доходов, таможенных платежей и единого социального налога 133 млрд. рублей, что выше показателей прошлого года на 14%.
По оперативным данным налоговых и неналоговых платежей на территории Республики Татарстан (без учета возврата НДС) в 2003 году было собрано 87,3 млрд. рублей, из которых 44,9 млрд. рублей или 51,4% зачислено в федеральный бюджет, 42,4 млрд. рублей или 48,6% - в консолидированный бюджет. Без учета целевых бюджетных фондов доля зачисления налоговых и неналоговых платежей в федеральный бюджет составляет 56,2%, в консолидированный бюджет республики – 43,8%.
Таким образом, за последние 4 года в Республике Татарстан удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисленных в федеральный бюджет, возрос в 3,7 раза, а в консолидированный бюджет республики – снизился в 1,9 раза).
С учетом целевых бюджетных фондов и поступлений из федерального бюджета в рамках целевых программ доходная часть консолидированного бюджета в 2003 году фактически исполнена на 56,9 млрд. рублей или 101% к уточненному плану и 102,9% к уровню 2002 года (55,3 млрд. рублей). Выполнение плана сбора доходов обеспечено, как по бюджету Республики Татарстан, так и по местным бюджетам и целевым бюджетным фондам.
Плановые назначения консолидированного бюджета по собственным доходам за 2003 год выполнены на 101% (план 42 млрд. рублей, факт 42,4 млрд. рублей с ростом против 2002 года на 9,8%).
По налоговым доходам плановые назначения в целом выполнены на 100%, а по налогу на прибыль – только на 93% (план 7843 млн. рублей, факт 7317 млн. рублей) по налогам на совокупный доход – 90% (план 576 млн. рублей, факт 520 млн. рублей), по земельному налогу, зачисляемому в местные бюджеты, - на 98% (план 1117 млн. рублей, факт 1099 млн. рублей). По трем налогам сумма недобора доходов в консолидированный бюджет составила 600 млн. рублей. В пределах плана в сумме 14,4 млрд. рублей поступили средства из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы и федеральных фондов.
В 2003 году финансовыми органами республики совместно с Министерством земельных и имущественных отношений РТ проделана значительная работа по обеспечению роста поступлений в консолидированный бюджет республики неналоговых доходов.
Поступления по ним в консолидированный бюджет в 2003 году составили 1370 млн. рублей, при плане 1188 млн. рублей или 115%, в том числе в бюджет Республики Татарстан – 654 млн. рублей, в местные бюджеты – 716 млн. рублей. Из них, поступления от использования государственного имущества – 527,1 млн. рублей и 461,0 млн. рублей соответственно.
Кроме того, от реализации государственного имущества в качестве источников финансирования дефицита консолидированного бюджета поступило 1,9 млрд. рублей (в том числе республиканский бюджет – 1,2 млрд. рублей, в местные бюджеты – 671,0 млн. рублей).
Полностью в бюджет поступила арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения в размере 3,2 млрд. рублей. Эта сумма была направлена на финансирование жилищного строительства по программе ликвидации ветхого жилья.
Доходная часть местных бюджетов за 2003 год в целом по республике при плане в сумме 12,6 млрд. рублей фактически исполнена на 12,8 млрд. рублей или на 102%. Высокие показатели по выполнению уточненного плана доходов обеспечили Верхнеуслонский (126%), Тукаевский (120%), Пестречинский (119%), Сабинский (118%), Апастовский (113%), Лаишевский (113%) и Нижнекамский (112%) регионы.
Не выполнили план сбора доходов в местный бюджет 12 регионов республики. Их показатели составляют от 54 до 99 процентов. (Азнакаевский - 87%, Аксубаевский–67%,Актанышский– 82%, Бавлинский – 99%, Бугульминский – 82%, Лениногорский – 76%, Мензелинский – 85%, Муслюмовский – 90%, Новошешминский – 54%, Сармановский – 81%, Тюлячинский – 88%, Ютазинский – 75%).
Кассовые расходы по консолидированному бюджету за 2003 год составили 58,3 млрд. рублей или 99% к уточненному плану и 105% к уровню 2002 года (55,4 млрд. рублей).
Расходная часть местных бюджетов в целом по республике исполнена на 100,3% (план 24,3 млрд. рублей, факт 24,4 млрд. рублей). В плановых и сверхплановых назначениях исполнили свои бюджеты 17 регионов республики, а 28 регионов, или 65% от их общего числа, выполнение плана обеспечили только на 82-99 процентов.
Следует отметить, что среди не выполнивших план по расходам значатся 16 регионов республики, перевыполнившие доходную часть своих бюджетов.
Во многих районах республики не обеспечивается равномерное финансирование расходов в разрезе отраслей. При значительном перефинансировании по одним статьям расходов допускается недофинансирование по другим.
При напряженном исполнении доходной части местного бюджета во многих регионах республики допускается выделение хозяйствующим субъектам бюджетных кредитов. За 2003 год в целом по республике выделено кредитов на 1,9 млрд. рублей, а возврат с учетом погашения долгов прошлых лет обеспечен только на 1,6 млрд. рублей, то есть на 340 млн. рублей меньше, чем выделено, что стало одной из причин недофинансирования расходов отраслей социальной сферы.
По состоянию на 1 января 2004 года общая сумма задолженности по кредитам, выданным из местных бюджетов, составила 2 млрд. 285 млн. рублей, в т.ч.просроченной 1 млрд. 129 млн.рублей, из них по Елабужскому региону 69 млн. рублей, Азнакаевскому – 135 млн. рублей, по г. Казани – 848 млн. рублей.
В 2003 году Министерством финансов и в целом местными финансовыми органами обеспечена своевременная выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, контролировалось состояние расчетов бюджетных учреждений по оплате коммунальных услуг. Министерство финансов республики своевременно и в полном объеме выделяло местным бюджетам предусмотренные Законом о бюджете суммы дотаций и субвенций в размере 3,1 млрд. рублей. Кроме того, полностью выделены средства, предусмотренные по Федеральной Целевой Программе на текущие расходы и стимулирование регионов-доноров в сумме 2,4 млрд. рублей.
Проблемным регионам на выплату заработной платы и погашение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг была оказана дополнительная финансовая помощь на общую сумму 589 млн. рублей.
К концу 2003 года 14 регионов республики полностью погасили кредиторскую задолженность - это: Альметьевский, Апастовский, Арский, Атнинский, Буинский, Верхне-Услонский, Высокогорский, Кайбицком, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Сабинский, Тюлячинский, Ютазинский районы.
Три района допустили рост задолженности на общую сумму 1,2 млн. рублей, из них Актанышский - на 700 тыс. рублей, Муслюмовский - на 474 тыс. рублей, Сармановский - на 74 тыс.рублей.
Несмотря на общую тенденцию снижения, в ряде регионов уровень кредиторской задолженности остается высоким.
Наибольшая величина долга - 223 млн. рублей (79% от всей суммы по республике) приходится на Нижнекамский регион, из них 200 млн. рублей накоплены за ряд лет по коммунальным услугам перед поставщиком, находящимся в настоящее время в процедуре банкротства. На сегодня, администрацией города подготовлен механизм урегулирования этих долгов, который предполагается реализовать в течение 1 квартала.
Об исполнении бюджетов целевых бюджетных фондов
Доходная часть 8-ми бюджетных фондов за 2003 год исполнена в сумме 7,4 млрд. рублей, что превышает утвержденный план на 3%. Расходы целевых бюджетных фондов исполнены в сумме 7,0 млрд. рублей или на 97%.
Качественное исполнение бюджета не обеспечено по Экологическому фонду: доходная часть исполнена на 75,6% (план 419,8 млн. рублей, факт 317,4 млн. рублей), расходная часть – на 74,7% (план 419,8 млн. рублей, факт 313,7 млн. рублей). Основной причиной невыполнения плана сбора доходов в Экологический фонд является то, что, несмотря на принятие Правительством Российской Федерации постановления N 344 от 12 июня 2003 года, сделавшее платежи за загрязнение окружающей среды легитимными, соответствующие министерства и ведомства не смогли во второй половине 2003 года организовать их сбор надлежащим образом.
Несколько слов об использовании средств, поступивших из федерального бюджета в общей сумме 14,4 млрд.рублей и составляющих четверть доходов консолидированного бюджета республики.
Средства федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" поступили в сумме 11,2 млрд. рублей. Они были направлены на развитие сельского хозяйства (2,4 млрд. рублей), на капстроительство (2,7 млрд. рублей), на оказание финансовой помощи местным бюджетам (3,7 млрд. рублей), на социальную сферу (1,3 млрд. рублей), на сохранение и развитие исторического центра г.Казани (1,1 млрд.рублей).
Кроме средств ФЦП в республику из федерального бюджета поступили 3,2 млрд.рублей на компенсацию расходов, связанных с реализацией федеральных законов и программ.
Вопросам эффективного и целевого использования этих средств мы должны уделять большое внимание.
Как свидетельствуют материалы проверок, произведенных в 2003 году, в использовании средств ФЦП допускаются существенные недостатки: выявлены случаи несвоевременного перечисления отдельными министерствами и ведомствами средств ФЦП на счета районных подразделений, нарушения по заключению договоров, проведению конкурсов (тендеров), по объектам капстроительства выявлено нарушений на 7,1 млн.рублей, в сроках освоения средств на 11,2 млн.рублей.
О работе Департамента казначейства
В 2003 году в республике исполнение бюджетов всех уровней производилось органами казначейства. Департамент казначейства Минфина РТ и его территориальные отделения свою работу осуществляли в тесном сотрудничестве с подразделениями управления Федерального казначейства, в течение всего года большое внимание уделялось вопросам оптимизации расходов бюджетных учреждений, целевого и эффективного использования бюджетных средств.
В ходе контрольно-ревизионных проверок казначейства и КРУ Министерства финансов РФ в Республике Татарстан были выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 151 млн. рублей, в том числе по средствам бюджета Республики Татарстан – на 89 млн. рублей, местных бюджетов – на 62 млн. рублей.
Реальным показателем эффективности контрольно-ревизионной работы служит объем восстановленных в бюджет средств, использованных не по целевому назначению. По результатам выявленных в 2003 году нарушений в бюджет восстановлено 36 млн. рублей или 24% всей суммы отвлечений, что крайне недостаточно. В 2004 году Департаменту казначейства необходимо принять более эффективные меры, обеспечивающие полное восстановление в бюджет отвлеченных средств, выявленных всеми контролирующими органами республики.
Необходимо отметить, что в связи с введением в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях новой главы 12 "Административные правонарушения в области бюджетного законодательства" ужесточена ответственность должностных и юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств, за нарушение срока их возврата.
Выполнение решений расширенных коллегий Министерства финансов РТ от 26.02.2003. и 02.08.2003
Несмотря на ряд недостатков, допущенных при исполнении бюджетов в 2003 году, анализ выполнения решений февральской и августовской коллегий свидетельствует, что намеченные плановые мероприятия, направленные на обеспечение качественного исполнения бюджетов всех уровней исполнены в установленные сроки.
При принятии бюджета отклонения от согласованного общего объема по расходам допустили 18 регионов, в том числе в сторону уменьшения – 4, в сторону увеличения – 14. Многие из них, увеличивая общие объемы расходов, допустили снижение расходов по отраслям социально-культурной сферы.
В наибольших суммах согласованные объемы расходов по отраслям соцкультсферы сокращены в городах Казань (на 15 млн. рублей при одновременном увеличении общего объема расходов на 671 млн. рублей), Набережные Челны (на 92 млн. рублей при сокращении общего объема расходов только на 733 тыс. рублей). В Нижнекамском регионе при увеличении согласованного общего объема расходов на 8 млн. рублей, объемы расходов по отраслям соцкультсферы сокращены на 78 млн. рублей. В Лениногорском регионе расходы на соцсферу сокращены на 49,5 млн. рублей.
Как и в предыдущие годы, первоочередной задачей финансовых органов остается обеспечение своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений и своевременной оплаты коммунальных услуг в полном объеме.
Для успешного решения качественного исполнения бюджетов всех уровней необходимо обеспечить поступления доходов в бюджет в прогнозных назначениях, для чего провести следующие мероприятия.
По доходам основными источниками остаются налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, на долю которых в налоговых доходах приходится 63%. Налог на прибыль принят в напряженной сумме 7,5 млрд. рублей и ставка возросла до 19 процентов, в связи с этим внимания этому налогу требуется уделить еще больше. По крупным плательщикам, как республики, так и каждого района необходимо проанализировать итоги 2003 года и на основании анализа заключить соглашения. По ряду налогоплательщиков республиканского уровня они уже заключены. Порядок этой работы был доведен до районов в прошлом году, он будет дорабатываться и необходимо вести постоянный мониторинг платежей, не допускать недоимки и переплат.
По налогу на доходы физических лиц особое внимание обращается на полноту его уплаты, обеспечение темпов роста налогооблагаемой базы, анализу льгот. Этот вид налога уже второй год занимает самый большой объем в консолидированном и местных бюджетах и принят в объеме 10,9 млрд. рублей.
Земельный налог с индексацией на 10 процентов становится базовым для местных бюджетов и Дорожного фонда.
Отдельный вопрос – недоимка по земельному налогу, особенно в сельских районах. По недоимке сельхозтоваропроизводителей работа должна проводиться совместно с сельхозуправлениями Минсельхозпрода.
Несколько слов о налоге на имущество организаций. Здесь вступило в силу новое федеральное законодательство, принят и наш Закон. Много обращений по дополнительным льготам, не решен вопрос по ЖКХ, сельским товаропроизводителям, бюджетникам и органам управления. Для подготовки предложений мы ждем вашей информации к 1 марта. Взаимосвязан налог на имущество и с единым сельхозналогом, который также вступил в силу с 1 января. Заявления о переходе на единый налог подали около 600 хозяйств. В каждом районе должен быть учет этих плательщиков и усилена работа сельхозуправлений, налоговых и финансовых органов с ними. Мы должны видеть реальную картину влияния новой формы налогообложения, как на бюджет, так и на экономику хозяйств различных направлений деятельности и величины.
В связи с передачей в бюджет Республики Татарстан полностью акцизов на алкогольную продукцию удельный вес акцизов вырос почти в 2 раза с 6 до 11 процентов в налоговых доходах. Кроме того, индексация алкогольных акцизов самая высокая – на 18 процентов. Хотя все виды акцизов зачисляются полностью в бюджет республики, но обеспечение их поступления дело каждого района. От их сбора зависит своевременное получение субвенций и дотаций в местные бюджеты. На республиканском уровне активизирована работа по сохранению и росту объемов производства и реализации продукции наших товаропроизводителей. Возобновлены межведомственные комиссии, в работе которых должны участвовать работники присутствующих здесь организаций.
Акцизы в бюджет РТ
Принято постановление Кабинета Министров РТ N 10 от 16 января по алкогольной продукции, которое вам роздано, аналогичное будет и по пиву. При обеспечении установленных показателей районы получат дополнительное финансирование объектов из бюджета республики в виде стимулирования.
Хотя по акцизам на нефтепродукты изменился порядок зачисления в Дорожный фонд, но 10 процентов в бюджете республики остались и необходимо не ослаблять налаженную в прошлом году работу по организации потоков реализации нефтепродуктов. По оперативным данным за январь в бюджет республики по нормативу 10% поступило 12,5 млн. рублей акцизов на ГСМ и в Дорожный фонд через федеральный бюджет взамен 50% - также 12,4 млн. рублей.
Для Дорожного фонда возрастает роль транспортного налога. Налоговым органам необходимо окончательно сформировать базу по этому налогу, а всем остальным организациям помочь им собрать его, ведь ставки увеличены в 1,5-3 раза, за январь поступило 24,2 млн. рублей.
По земельному налогу в Дорожный фонд поступило 65,9 млн. рублей и общая сумма доходов фонда в январе составила 105,2 млн. рублей.
Финансовым органам в текущем году необходимо приложить значительные усилия для выполнения напряженных заданий по поступлениям в бюджет средств от управления государственной собственностью республики, организовав контроль за окончательным перезаключением договоров аренды государственной недвижимости и переоформлением предприятиями прав постоянного пользования на земельные участки в собственность и аренду. Необходимо также организовать работу по контролю за прочими неналоговыми доходами в части установления администраторов платежей и изыскания резервов.
Платежи в Жилищный фонд всегда на контроле у Президента и Правительства республики. На 2004 год оформили документы 691 предприятие на сумму 2488 млн. рублей или на 93 процента от принятого в бюджете. За январь по этим плательщикам поступило 167 млн. рублей. Не все районы активно включились в эту работу, которую необходимо завершить в кратчайшие сроки, а затем постоянно работать по сбору платежей в Жилфонд.
В текущем году начинается реализация Республиканской программы развития жилищного строительства. В перечне источников ее финансирования присутствуют налог на имущество физических лиц, в части превышающей уровень 2003 года; половина платежей населения по найму жилья; доходы от продажи земли в Республике Татарстан.
Нам с вами предстоит обеспечить стабильное поступление этих средств для финансирования Программы.
Оптимизация и платные услуги
В связи с высокой напряженностью бюджета вопросы оптимизации бюджетных расходов и оказания платных услуг населению учреждениями бюджетной сферы наиболее актуальны в текущем финансовом году.
Нормативной основой работы по этому направлению стали два Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, подписанные 29 декабря прошлого года: "О мерах по оптимизации бюджетных расходов" и "Об утверждении показателей по объемам доходов, полученных бюджетными учреждениями от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".
На сегодняшний день аналогичные постановления Глав администраций приняты во всех районах, за исключением Арского, Бавлинского, Лениногорского и г. Казань. Им необходимо ускорить разработку и принятие постановлений. Вопросы оптимизации обсуждались на всех районных и городских сессиях народных депутатов при принятии местных бюджетов на 2004 год.
Нашей ближайшей задачей является завершение инвентаризации реестра бюджетополучателей Республики Татарстан. В этом направлении мы решили раздвинуть рамки, не ограничиваясь только реестром получателей средств по бюджету 2004 года, и хотим проанализировать все учреждения, имеющие статус государственных. Многие бюджетные учреждения в настоящее время имеют значительный объем внебюджетных средств, которые самостоятельно ими расходуются. Вместе с тем они находятся в реестре бюджетных учреждений, и по их обязательствам государство несет субсидиарную ответственность. Необходимо сохранить статус только тем бюджетным учреждениям, которые действительно нуждаются в административном контроле и сметном финансировании.
Следующий вопрос, требующий пристального внимания со стороны финансовых и казначейских органов – недопущение перекосов в себестоимости бюджетных услуг, оказываемых однотипными учреждениями. Мониторинг за себестоимостью будет осуществляться и в дальнейшем и мы совместно должны постоянно работать над ее снижением.
Напрямую с этой работой связана реализация программ оптимизации расходов.
Анализ исполнения в 2003 году местных оптимизационных программ показал, что от проведенных мероприятий за прошедший год получен экономический эффект 111,5 млн. рублей, на 2004 год планируется объем экономии 109 млн. рублей, при этом затраты на проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов составили 108,5 млн. рублей. Средний срок окупаемости программ оптимизации расходов местных бюджетов по итогам 2003 года составляет 1 год.
Основными направлениями оптимизации расходов местных бюджетов стали:
Оснащение объектов приборами учета. Ожидаемый в 2004 году экономический эффект от установки приборов учета составляет более 33,5 млн. рублей. Средний срок окупаемости затрат составляет 1 год.
Перевод учреждений на газовое отопление. По этим мероприятиям в 2004 году планируется получить эффект в объеме 10,2 млн. рублей, при затратах 27,1 млн. рублей. Таким образом, срок окупаемости составляет чуть менее 3-х лет.
Энергосберегающие мероприятия. Данный вид мероприятий является наиболее быстроокупаемым. При затратах на проведение всего 1,6 млн. рублей от данного вида в целом по республике мероприятий ожидается экономия более 6,9 млн. рублей.
Объединение учреждений "под одну крышу". Затраты по таким мероприятиям в 2003 году составили 16,7 млн. рублей, планируемая в 2004 году экономия 9,4 млн. рублей. Срок окупаемости – менее 2-х лет.
Также реализуются мероприятия по оптимизации численности работников бюджетной сферы, численности койко-мест в стационарах, развитию системы муниципального заказа, переводу автомобилей на газовое топливо и иные виды мероприятий.
Для крупных городов интерес может представлять опыт Набережных Челнов по переводу выплаты заработной платы на пластиковые карты. При полном отсутствии затрат на проведение данного мероприятия в 2003 году по городу получена экономия бюджетных средств в сумме более 1,2 млн. рублей.
К вопросу учета доходов от предпринимательской деятельности.
Все районы в Решениях местных советов о бюджете на 2004 год подтвердили ранее принятые намерения о казначейском учете доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.
В этой связи хочу остановиться на ситуации в Казани. Несмотря на то, что последние три года указанная норма присутствует в решениях Казанского совета народных депутатов о бюджете на очередной финансовый год, Казань - единственный регион республики, в котором казначейское исполнение доходов от предпринимательской деятельности и расходование этих средств не организовано, остаются открытыми многочисленные счета учреждений в коммерческих банках.
Первоочередной задачей для Минфина РТ стал поиск путей расширения сферы предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Актуальность данной работы обуславливает значимость привлечения дополнительных источников доходов для повышения расходов учреждений бюджетной сферы, в том числе расходов на заработную плату.
С этой целью проведен анализ объемов доходов, получаемых учреждениями из внебюджетных источников, а также изучены возможности и потенциал развития предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.
По итогам работы, нами рассчитаны и утверждены уже упомянутым мной постановлением Кабинета Министров плановые показатели объемов доходов бюджетных учреждений на 2004 год. Установленные планом минимальные нормативы по министерствам и ведомствам преобразованы в индивидуальные планы для каждого бюджетного учреждения. В итоге, в текущем году мы планируем, что доход от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг по учреждениям, финансируемым из местных бюджетов, составит не менее 1015 млн. рублей и не менее 711 млн. рублей по учреждениям, финансируемым из бюджета Республики Татарстан. По итогам 2003 года этот показатель составил соответственно 959 и 544 млн. рублей. Таким образом, планируемый прирост объема доходов составит не менее 15%.
Особое значение имеет контроль за выполнением утвержденного плана по доходам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Это - задача финансовых органов и территориальных отделений казначейства.
В настоящее время приказом Министерства финансов утверждены соответствующие формы ежемесячной отчетности для предоставления данных в Департамент казначейства.
Не менее значимой для нас является задача постановки полной и прозрачной системы учета доходов от предпринимательской деятельности. Для этого нами разработана и утверждена приказом дополнительная классификация статей и подстатей доходов группы "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", которая позволит вести подробный аналитический учет по всем видам доходов. С целью дальнейшей реализации данной классификации, подготовлены разъяснения по ее применению, проведен обучающий семинар для руководителей и специалистов территориальных отделений казначейства, министерств и ведомств республики.
К настоящему времени завершается выдача генеральных разрешений на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, главным распорядителям и получателям средств бюджета Республики Татарстан.
Отсутствие разрешений блокирует все операции по внебюджетной деятельности учреждений, что недопустимо в условиях необходимости решения задачи повышения заработной платы бюджетникам за счет платных услуг. В этой связи финансовым отделам и казначейским органам следует держать на контроле этот вопрос, самым тщательным образом проверяя документы, предоставляемые учреждениями.
Хочу проинформировать, что нами подготовлены изменения и дополнения в Закон "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год", затрагивающие, в том числе, и статью 59. По данной статье снимается жесткое ограничение о направлении 50% доходов от предпринимательской деятельности на повышение заработной платы работников. В новой редакции вышеуказанной статьи Кабинету Министров будет дано поручение разработать типовой порядок распределения доходов, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности с учетом отраслевых особенностей. Это связано с высокой дифференциацией структуры себестоимости платных услуг в различных отраслях бюджетного сектора. Такое решение инициировано членами Межведомственной Комиссии по оптимизации расходов, в том числе и представителями профсоюзных органов.
На сегодняшний день все министерства имеют собственные программы оптимизации и реформирования отраслей. Все они в ближайшее время будут рассмотрены при работе вышеназванной Комиссии. После чего, с участием всех заинтересованных министерств, по графику будут приглашаться районы для рассматривания хода выполнения их оптимизационных программ.
В текущем году ужесточаются требования по получению и использованию федеральных средств. Для получения финансирования по стройкам и объектам, включенным в федеральные программы, требуется представление до 1 апреля 2004 Главным распорядителям кредитов федерального бюджета - государственным заказчикам Программ документов, подтверждающих наличие проектно-сметной документации на объекты, заключение Госэкспертизы России и государственной экологической экспертизы, утвержденный Сводный сметный расчет, титульный список стройки, основные технико-экономические показатели строек и объектов.
При отсутствии и несвоевременном представлении данных документов объекты будут исключаться из федеральных Программ.
В 2003 году по вышеуказанным причинам были исключены из федеральной адресной инвестиционной программы 9 объектов на сумму 18,7 млн. рублей, в основном объекты социальной защиты г.Казани (госзаказчик Минсоцзащиты РТ).
В ФАИП на 2004 год из 68 объектов, включенных в Программу по 48 объектам вышеуказанная документация в федеральные органы не представлена и должна быть доведена до 1 апреля 2004 года.
В целях предотвращения срыва выполнения программных мероприятий Министерству финансов РТ совместно с Минэкономпромом РТ необходимо подготовить проект нормативного документа, обеспечивающего свободный доступ к кредитным ресурсам предприятий, участников коммерческих программных мероприятий ФЦП. Кроме того, необходимо подготовить проект новой редакции ФЦП с учетом изменений объемов финансирования за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в 1 квартале 2004 года.
До 1 марта Дирекция ФЦП должна провести аудит всех документов по проектам, профинансированным из федерального бюджета в 2002 и 2003 годах.
О внедрении Автоматизированной системы управления бюджетным процессом Республики Татарстан
В 2003 году произошли позитивные сдвиги в процессе перехода на новое программное обеспечение казначейского исполнения бюджета Республики Татарстан.
Новый программный продукт - Автоматизированная система управления бюджетным процессом Республики Татарстан, разрабатываемый совместно Министерством финансов и московской компанией БСС ("Банкс Софт Системс"), позволит повысить эффективность управления государственными финансовыми ресурсами Республики Татарстан, контролировать движение бюджетных средств в режиме реального времени, тем самым блокируя любую возможность нецелевого использования средств.
В настоящее время завершен первый этап – стадия проектирования. Согласован перечень требований к разрабатываемой программе.
Следующий шаг – стадия разработки и тестирования. На данном этапе происходит создание программного продукта, разрабатывается нормативная база, регламентирующая процесс работы с программой.
В соответствии с утвержденным графиком, в конце апреля 2004 года, завершив стадию разработки и тестирования, мы планируем перейти непосредственно к реализации нового программного обеспечения – начать этап внедрения "пилотного" варианта программы.
Участие в "пилотном" проекте примут Министерство образования, РБК, Главное архивное управление, Войсковая часть и Зеленодольский район, отдел финансирования отраслей народного хозяйства Департамента казначейства Министерства финансов РТ.
На данной стадии специалистам будет дана возможность оценить преимущества и недостатки внедряемого программного продукта, чтобы, устранив замечания, до 31 марта 2005 года внедрить новую программу в рамках казначейской системы Республики Татарстан.
В конечном итоге работа, направленная на оптимизацию казначейских технологий, совершенствование операционных процедур казначейского исполнения и учета исполнения бюджета Республики Татарстан, позволит не только обеспечить более тесное взаимодействие бюджетных учреждений и органов, исполняющих бюджет, но и решить главную задачу – обеспечить строгое исполнение утвержденного бюджета.
В этой связи прошу вас, уважаемые коллеги, принять самое заинтересованное участие в реализации этапов внедрения Автоматизированной системы управления бюджетным процессом Республики Татарстан.
Заключение
В целях обеспечения качественного исполнения бюджетов всех уровней 2004 года требуется неукоснительное выполнение задач, поставленных в проекте решения сегодняшней коллегии. Этот документ вам роздан, прошу его внимательно изучить и внести в него свои замечания и предложения в установленный срок.
Уважаемый Премьер-министр!
Уважаемый Президиум!
Уважаемые коллеги!
На сегодняшней совместной коллегии мы рассматриваем итоги исполнения консолидированного бюджета республики за 2003 год и пути решения задач, стоящих перед финансовыми, налоговыми и казначейскими органами республики по обеспечению качественного исполнения бюджетов всех уровней в текущем 2004 году.
Согласно данным Госкомстата республики за 2003 год, промышленностью республики произведено продукции, выполнено работ и оказано услуг в действующих ценах (без НДС и акциза) на сумму 252 млрд. рублей, что превышает уровень 2002 года на 33,4 млрд. рублей. Индекс физического объема произведенной продукции за 2003 год к уровню 2002 года составил 104,7%, при 101,9% уровня 2002 года к уровню 2001 года.
Таким образом, объективные экономические факторы оказали благоприятное влияние на объемы поступлений доходов в консолидированный бюджет республики.
В целом на территории Республики Татарстан в 2003 году собрано доходов, таможенных платежей и единого социального налога 133 млрд. рублей, что выше показателей прошлого года на 14%.
По оперативным данным налоговых и неналоговых платежей на территории Республики Татарстан (без учета возврата НДС) в 2003 году было собрано 87,3 млрд. рублей, из которых 44,9 млрд. рублей или 51,4% зачислено в федеральный бюджет, 42,4 млрд. рублей или 48,6% - в консолидированный бюджет. Без учета целевых бюджетных фондов доля зачисления налоговых и неналоговых платежей в федеральный бюджет составляет 56,2%, в консолидированный бюджет республики – 43,8%.
Таким образом, за последние 4 года в Республике Татарстан удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисленных в федеральный бюджет, возрос в 3,7 раза, а в консолидированный бюджет республики – снизился в 1,9 раза).
С учетом целевых бюджетных фондов и поступлений из федерального бюджета в рамках целевых программ доходная часть консолидированного бюджета в 2003 году фактически исполнена на 56,9 млрд. рублей или 101% к уточненному плану и 102,9% к уровню 2002 года (55,3 млрд. рублей). Выполнение плана сбора доходов обеспечено, как по бюджету Республики Татарстан, так и по местным бюджетам и целевым бюджетным фондам.
Плановые назначения консолидированного бюджета по собственным доходам за 2003 год выполнены на 101% (план 42 млрд. рублей, факт 42,4 млрд. рублей с ростом против 2002 года на 9,8%).
По налоговым доходам плановые назначения в целом выполнены на 100%, а по налогу на прибыль – только на 93% (план 7843 млн. рублей, факт 7317 млн. рублей) по налогам на совокупный доход – 90% (план 576 млн. рублей, факт 520 млн. рублей), по земельному налогу, зачисляемому в местные бюджеты, - на 98% (план 1117 млн. рублей, факт 1099 млн. рублей). По трем налогам сумма недобора доходов в консолидированный бюджет составила 600 млн. рублей. В пределах плана в сумме 14,4 млрд. рублей поступили средства из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы и федеральных фондов.
В 2003 году финансовыми органами республики совместно с Министерством земельных и имущественных отношений РТ проделана значительная работа по обеспечению роста поступлений в консолидированный бюджет республики неналоговых доходов.
Поступления по ним в консолидированный бюджет в 2003 году составили 1370 млн. рублей, при плане 1188 млн. рублей или 115%, в том числе в бюджет Республики Татарстан – 654 млн. рублей, в местные бюджеты – 716 млн. рублей. Из них, поступления от использования государственного имущества – 527,1 млн. рублей и 461,0 млн. рублей соответственно.
Кроме того, от реализации государственного имущества в качестве источников финансирования дефицита консолидированного бюджета поступило 1,9 млрд. рублей (в том числе республиканский бюджет – 1,2 млрд. рублей, в местные бюджеты – 671,0 млн. рублей).
Полностью в бюджет поступила арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения в размере 3,2 млрд. рублей. Эта сумма была направлена на финансирование жилищного строительства по программе ликвидации ветхого жилья.
Доходная часть местных бюджетов за 2003 год в целом по республике при плане в сумме 12,6 млрд. рублей фактически исполнена на 12,8 млрд. рублей или на 102%. Высокие показатели по выполнению уточненного плана доходов обеспечили Верхнеуслонский (126%), Тукаевский (120%), Пестречинский (119%), Сабинский (118%), Апастовский (113%), Лаишевский (113%) и Нижнекамский (112%) регионы.
Не выполнили план сбора доходов в местный бюджет 12 регионов республики. Их показатели составляют от 54 до 99 процентов. (Азнакаевский - 87%, Аксубаевский–67%,Актанышский– 82%, Бавлинский – 99%, Бугульминский – 82%, Лениногорский – 76%, Мензелинский – 85%, Муслюмовский – 90%, Новошешминский – 54%, Сармановский – 81%, Тюлячинский – 88%, Ютазинский – 75%).
Кассовые расходы по консолидированному бюджету за 2003 год составили 58,3 млрд. рублей или 99% к уточненному плану и 105% к уровню 2002 года (55,4 млрд. рублей).
Расходная часть местных бюджетов в целом по республике исполнена на 100,3% (план 24,3 млрд. рублей, факт 24,4 млрд. рублей). В плановых и сверхплановых назначениях исполнили свои бюджеты 17 регионов республики, а 28 регионов, или 65% от их общего числа, выполнение плана обеспечили только на 82-99 процентов.
Следует отметить, что среди не выполнивших план по расходам значатся 16 регионов республики, перевыполнившие доходную часть своих бюджетов.
Во многих районах республики не обеспечивается равномерное финансирование расходов в разрезе отраслей. При значительном перефинансировании по одним статьям расходов допускается недофинансирование по другим.
При напряженном исполнении доходной части местного бюджета во многих регионах республики допускается выделение хозяйствующим субъектам бюджетных кредитов. За 2003 год в целом по республике выделено кредитов на 1,9 млрд. рублей, а возврат с учетом погашения долгов прошлых лет обеспечен только на 1,6 млрд. рублей, то есть на 340 млн. рублей меньше, чем выделено, что стало одной из причин недофинансирования расходов отраслей социальной сферы.
По состоянию на 1 января 2004 года общая сумма задолженности по кредитам, выданным из местных бюджетов, составила 2 млрд. 285 млн. рублей, в т.ч.просроченной 1 млрд. 129 млн.рублей, из них по Елабужскому региону 69 млн. рублей, Азнакаевскому – 135 млн. рублей, по г. Казани – 848 млн. рублей.
В 2003 году Министерством финансов и в целом местными финансовыми органами обеспечена своевременная выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, контролировалось состояние расчетов бюджетных учреждений по оплате коммунальных услуг. Министерство финансов республики своевременно и в полном объеме выделяло местным бюджетам предусмотренные Законом о бюджете суммы дотаций и субвенций в размере 3,1 млрд. рублей. Кроме того, полностью выделены средства, предусмотренные по Федеральной Целевой Программе на текущие расходы и стимулирование регионов-доноров в сумме 2,4 млрд. рублей.
Проблемным регионам на выплату заработной платы и погашение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг была оказана дополнительная финансовая помощь на общую сумму 589 млн. рублей.
К концу 2003 года 14 регионов республики полностью погасили кредиторскую задолженность - это: Альметьевский, Апастовский, Арский, Атнинский, Буинский, Верхне-Услонский, Высокогорский, Кайбицком, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Сабинский, Тюлячинский, Ютазинский районы.
Три района допустили рост задолженности на общую сумму 1,2 млн. рублей, из них Актанышский - на 700 тыс. рублей, Муслюмовский - на 474 тыс. рублей, Сармановский - на 74 тыс.рублей.
Несмотря на общую тенденцию снижения, в ряде регионов уровень кредиторской задолженности остается высоким.
Наибольшая величина долга - 223 млн. рублей (79% от всей суммы по республике) приходится на Нижнекамский регион, из них 200 млн. рублей накоплены за ряд лет по коммунальным услугам перед поставщиком, находящимся в настоящее время в процедуре банкротства. На сегодня, администрацией города подготовлен механизм урегулирования этих долгов, который предполагается реализовать в течение 1 квартала.
Об исполнении бюджетов целевых бюджетных фондов
Доходная часть 8-ми бюджетных фондов за 2003 год исполнена в сумме 7,4 млрд. рублей, что превышает утвержденный план на 3%. Расходы целевых бюджетных фондов исполнены в сумме 7,0 млрд. рублей или на 97%.
Качественное исполнение бюджета не обеспечено по Экологическому фонду: доходная часть исполнена на 75,6% (план 419,8 млн. рублей, факт 317,4 млн. рублей), расходная часть – на 74,7% (план 419,8 млн. рублей, факт 313,7 млн. рублей). Основной причиной невыполнения плана сбора доходов в Экологический фонд является то, что, несмотря на принятие Правительством Российской Федерации постановления N 344 от 12 июня 2003 года, сделавшее платежи за загрязнение окружающей среды легитимными, соответствующие министерства и ведомства не смогли во второй половине 2003 года организовать их сбор надлежащим образом.
Несколько слов об использовании средств, поступивших из федерального бюджета в общей сумме 14,4 млрд.рублей и составляющих четверть доходов консолидированного бюджета республики.
Средства федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" поступили в сумме 11,2 млрд. рублей. Они были направлены на развитие сельского хозяйства (2,4 млрд. рублей), на капстроительство (2,7 млрд. рублей), на оказание финансовой помощи местным бюджетам (3,7 млрд. рублей), на социальную сферу (1,3 млрд. рублей), на сохранение и развитие исторического центра г.Казани (1,1 млрд.рублей).
Кроме средств ФЦП в республику из федерального бюджета поступили 3,2 млрд.рублей на компенсацию расходов, связанных с реализацией федеральных законов и программ.
Вопросам эффективного и целевого использования этих средств мы должны уделять большое внимание.
Как свидетельствуют материалы проверок, произведенных в 2003 году, в использовании средств ФЦП допускаются существенные недостатки: выявлены случаи несвоевременного перечисления отдельными министерствами и ведомствами средств ФЦП на счета районных подразделений, нарушения по заключению договоров, проведению конкурсов (тендеров), по объектам капстроительства выявлено нарушений на 7,1 млн.рублей, в сроках освоения средств на 11,2 млн.рублей.
О работе Департамента казначейства
В 2003 году в республике исполнение бюджетов всех уровней производилось органами казначейства. Департамент казначейства Минфина РТ и его территориальные отделения свою работу осуществляли в тесном сотрудничестве с подразделениями управления Федерального казначейства, в течение всего года большое внимание уделялось вопросам оптимизации расходов бюджетных учреждений, целевого и эффективного использования бюджетных средств.
В ходе контрольно-ревизионных проверок казначейства и КРУ Министерства финансов РФ в Республике Татарстан были выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 151 млн. рублей, в том числе по средствам бюджета Республики Татарстан – на 89 млн. рублей, местных бюджетов – на 62 млн. рублей.
Реальным показателем эффективности контрольно-ревизионной работы служит объем восстановленных в бюджет средств, использованных не по целевому назначению. По результатам выявленных в 2003 году нарушений в бюджет восстановлено 36 млн. рублей или 24% всей суммы отвлечений, что крайне недостаточно. В 2004 году Департаменту казначейства необходимо принять более эффективные меры, обеспечивающие полное восстановление в бюджет отвлеченных средств, выявленных всеми контролирующими органами республики.
Необходимо отметить, что в связи с введением в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях новой главы 12 "Административные правонарушения в области бюджетного законодательства" ужесточена ответственность должностных и юридических лиц за нецелевое использование бюджетных средств, за нарушение срока их возврата.
Выполнение решений расширенных коллегий Министерства финансов РТ от 26.02.2003. и 02.08.2003
Несмотря на ряд недостатков, допущенных при исполнении бюджетов в 2003 году, анализ выполнения решений февральской и августовской коллегий свидетельствует, что намеченные плановые мероприятия, направленные на обеспечение качественного исполнения бюджетов всех уровней исполнены в установленные сроки.
При принятии бюджета отклонения от согласованного общего объема по расходам допустили 18 регионов, в том числе в сторону уменьшения – 4, в сторону увеличения – 14. Многие из них, увеличивая общие объемы расходов, допустили снижение расходов по отраслям социально-культурной сферы.
В наибольших суммах согласованные объемы расходов по отраслям соцкультсферы сокращены в городах Казань (на 15 млн. рублей при одновременном увеличении общего объема расходов на 671 млн. рублей), Набережные Челны (на 92 млн. рублей при сокращении общего объема расходов только на 733 тыс. рублей). В Нижнекамском регионе при увеличении согласованного общего объема расходов на 8 млн. рублей, объемы расходов по отраслям соцкультсферы сокращены на 78 млн. рублей. В Лениногорском регионе расходы на соцсферу сокращены на 49,5 млн. рублей.
Как и в предыдущие годы, первоочередной задачей финансовых органов остается обеспечение своевременности выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений и своевременной оплаты коммунальных услуг в полном объеме.
Для успешного решения качественного исполнения бюджетов всех уровней необходимо обеспечить поступления доходов в бюджет в прогнозных назначениях, для чего провести следующие мероприятия.
По доходам основными источниками остаются налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, на долю которых в налоговых доходах приходится 63%. Налог на прибыль принят в напряженной сумме 7,5 млрд. рублей и ставка возросла до 19 процентов, в связи с этим внимания этому налогу требуется уделить еще больше. По крупным плательщикам, как республики, так и каждого района необходимо проанализировать итоги 2003 года и на основании анализа заключить соглашения. По ряду налогоплательщиков республиканского уровня они уже заключены. Порядок этой работы был доведен до районов в прошлом году, он будет дорабатываться и необходимо вести постоянный мониторинг платежей, не допускать недоимки и переплат.
По налогу на доходы физических лиц особое внимание обращается на полноту его уплаты, обеспечение темпов роста налогооблагаемой базы, анализу льгот. Этот вид налога уже второй год занимает самый большой объем в консолидированном и местных бюджетах и принят в объеме 10,9 млрд. рублей.
Земельный налог с индексацией на 10 процентов становится базовым для местных бюджетов и Дорожного фонда.
Отдельный вопрос – недоимка по земельному налогу, особенно в сельских районах. По недоимке сельхозтоваропроизводителей работа должна проводиться совместно с сельхозуправлениями Минсельхозпрода.
Несколько слов о налоге на имущество организаций. Здесь вступило в силу новое федеральное законодательство, принят и наш Закон. Много обращений по дополнительным льготам, не решен вопрос по ЖКХ, сельским товаропроизводителям, бюджетникам и органам управления. Для подготовки предложений мы ждем вашей информации к 1 марта. Взаимосвязан налог на имущество и с единым сельхозналогом, который также вступил в силу с 1 января. Заявления о переходе на единый налог подали около 600 хозяйств. В каждом районе должен быть учет этих плательщиков и усилена работа сельхозуправлений, налоговых и финансовых органов с ними. Мы должны видеть реальную картину влияния новой формы налогообложения, как на бюджет, так и на экономику хозяйств различных направлений деятельности и величины.
В связи с передачей в бюджет Республики Татарстан полностью акцизов на алкогольную продукцию удельный вес акцизов вырос почти в 2 раза с 6 до 11 процентов в налоговых доходах. Кроме того, индексация алкогольных акцизов самая высокая – на 18 процентов. Хотя все виды акцизов зачисляются полностью в бюджет республики, но обеспечение их поступления дело каждого района. От их сбора зависит своевременное получение субвенций и дотаций в местные бюджеты. На республиканском уровне активизирована работа по сохранению и росту объемов производства и реализации продукции наших товаропроизводителей. Возобновлены межведомственные комиссии, в работе которых должны участвовать работники присутствующих здесь организаций.
Акцизы в бюджет РТ
|
Принято постановление Кабинета Министров РТ N 10 от 16 января по алкогольной продукции, которое вам роздано, аналогичное будет и по пиву. При обеспечении установленных показателей районы получат дополнительное финансирование объектов из бюджета республики в виде стимулирования.
Хотя по акцизам на нефтепродукты изменился порядок зачисления в Дорожный фонд, но 10 процентов в бюджете республики остались и необходимо не ослаблять налаженную в прошлом году работу по организации потоков реализации нефтепродуктов. По оперативным данным за январь в бюджет республики по нормативу 10% поступило 12,5 млн. рублей акцизов на ГСМ и в Дорожный фонд через федеральный бюджет взамен 50% - также 12,4 млн. рублей.
Для Дорожного фонда возрастает роль транспортного налога. Налоговым органам необходимо окончательно сформировать базу по этому налогу, а всем остальным организациям помочь им собрать его, ведь ставки увеличены в 1,5-3 раза, за январь поступило 24,2 млн. рублей.
По земельному налогу в Дорожный фонд поступило 65,9 млн. рублей и общая сумма доходов фонда в январе составила 105,2 млн. рублей.
Финансовым органам в текущем году необходимо приложить значительные усилия для выполнения напряженных заданий по поступлениям в бюджет средств от управления государственной собственностью республики, организовав контроль за окончательным перезаключением договоров аренды государственной недвижимости и переоформлением предприятиями прав постоянного пользования на земельные участки в собственность и аренду. Необходимо также организовать работу по контролю за прочими неналоговыми доходами в части установления администраторов платежей и изыскания резервов.
Платежи в Жилищный фонд всегда на контроле у Президента и Правительства республики. На 2004 год оформили документы 691 предприятие на сумму 2488 млн. рублей или на 93 процента от принятого в бюджете. За январь по этим плательщикам поступило 167 млн. рублей. Не все районы активно включились в эту работу, которую необходимо завершить в кратчайшие сроки, а затем постоянно работать по сбору платежей в Жилфонд.
В текущем году начинается реализация Республиканской программы развития жилищного строительства. В перечне источников ее финансирования присутствуют налог на имущество физических лиц, в части превышающей уровень 2003 года; половина платежей населения по найму жилья; доходы от продажи земли в Республике Татарстан.
Нам с вами предстоит обеспечить стабильное поступление этих средств для финансирования Программы.
Оптимизация и платные услуги
В связи с высокой напряженностью бюджета вопросы оптимизации бюджетных расходов и оказания платных услуг населению учреждениями бюджетной сферы наиболее актуальны в текущем финансовом году.
Нормативной основой работы по этому направлению стали два Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, подписанные 29 декабря прошлого года: "О мерах по оптимизации бюджетных расходов" и "Об утверждении показателей по объемам доходов, полученных бюджетными учреждениями от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".
На сегодняшний день аналогичные постановления Глав администраций приняты во всех районах, за исключением Арского, Бавлинского, Лениногорского и г. Казань. Им необходимо ускорить разработку и принятие постановлений. Вопросы оптимизации обсуждались на всех районных и городских сессиях народных депутатов при принятии местных бюджетов на 2004 год.
Нашей ближайшей задачей является завершение инвентаризации реестра бюджетополучателей Республики Татарстан. В этом направлении мы решили раздвинуть рамки, не ограничиваясь только реестром получателей средств по бюджету 2004 года, и хотим проанализировать все учреждения, имеющие статус государственных. Многие бюджетные учреждения в настоящее время имеют значительный объем внебюджетных средств, которые самостоятельно ими расходуются. Вместе с тем они находятся в реестре бюджетных учреждений, и по их обязательствам государство несет субсидиарную ответственность. Необходимо сохранить статус только тем бюджетным учреждениям, которые действительно нуждаются в административном контроле и сметном финансировании.
Следующий вопрос, требующий пристального внимания со стороны финансовых и казначейских органов – недопущение перекосов в себестоимости бюджетных услуг, оказываемых однотипными учреждениями. Мониторинг за себестоимостью будет осуществляться и в дальнейшем и мы совместно должны постоянно работать над ее снижением.
Напрямую с этой работой связана реализация программ оптимизации расходов.
Анализ исполнения в 2003 году местных оптимизационных программ показал, что от проведенных мероприятий за прошедший год получен экономический эффект 111,5 млн. рублей, на 2004 год планируется объем экономии 109 млн. рублей, при этом затраты на проведение мероприятий по оптимизации бюджетных расходов составили 108,5 млн. рублей. Средний срок окупаемости программ оптимизации расходов местных бюджетов по итогам 2003 года составляет 1 год.
Основными направлениями оптимизации расходов местных бюджетов стали:
Оснащение объектов приборами учета. Ожидаемый в 2004 году экономический эффект от установки приборов учета составляет более 33,5 млн. рублей. Средний срок окупаемости затрат составляет 1 год.
Перевод учреждений на газовое отопление. По этим мероприятиям в 2004 году планируется получить эффект в объеме 10,2 млн. рублей, при затратах 27,1 млн. рублей. Таким образом, срок окупаемости составляет чуть менее 3-х лет.
Энергосберегающие мероприятия. Данный вид мероприятий является наиболее быстроокупаемым. При затратах на проведение всего 1,6 млн. рублей от данного вида в целом по республике мероприятий ожидается экономия более 6,9 млн. рублей.
Объединение учреждений "под одну крышу". Затраты по таким мероприятиям в 2003 году составили 16,7 млн. рублей, планируемая в 2004 году экономия 9,4 млн. рублей. Срок окупаемости – менее 2-х лет.
Также реализуются мероприятия по оптимизации численности работников бюджетной сферы, численности койко-мест в стационарах, развитию системы муниципального заказа, переводу автомобилей на газовое топливо и иные виды мероприятий.
Для крупных городов интерес может представлять опыт Набережных Челнов по переводу выплаты заработной платы на пластиковые карты. При полном отсутствии затрат на проведение данного мероприятия в 2003 году по городу получена экономия бюджетных средств в сумме более 1,2 млн. рублей.
К вопросу учета доходов от предпринимательской деятельности.
Все районы в Решениях местных советов о бюджете на 2004 год подтвердили ранее принятые намерения о казначейском учете доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.
В этой связи хочу остановиться на ситуации в Казани. Несмотря на то, что последние три года указанная норма присутствует в решениях Казанского совета народных депутатов о бюджете на очередной финансовый год, Казань - единственный регион республики, в котором казначейское исполнение доходов от предпринимательской деятельности и расходование этих средств не организовано, остаются открытыми многочисленные счета учреждений в коммерческих банках.
Первоочередной задачей для Минфина РТ стал поиск путей расширения сферы предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Актуальность данной работы обуславливает значимость привлечения дополнительных источников доходов для повышения расходов учреждений бюджетной сферы, в том числе расходов на заработную плату.
С этой целью проведен анализ объемов доходов, получаемых учреждениями из внебюджетных источников, а также изучены возможности и потенциал развития предпринимательской деятельности бюджетных учреждений.
По итогам работы, нами рассчитаны и утверждены уже упомянутым мной постановлением Кабинета Министров плановые показатели объемов доходов бюджетных учреждений на 2004 год. Установленные планом минимальные нормативы по министерствам и ведомствам преобразованы в индивидуальные планы для каждого бюджетного учреждения. В итоге, в текущем году мы планируем, что доход от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг по учреждениям, финансируемым из местных бюджетов, составит не менее 1015 млн. рублей и не менее 711 млн. рублей по учреждениям, финансируемым из бюджета Республики Татарстан. По итогам 2003 года этот показатель составил соответственно 959 и 544 млн. рублей. Таким образом, планируемый прирост объема доходов составит не менее 15%.
Особое значение имеет контроль за выполнением утвержденного плана по доходам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Это - задача финансовых органов и территориальных отделений казначейства.
В настоящее время приказом Министерства финансов утверждены соответствующие формы ежемесячной отчетности для предоставления данных в Департамент казначейства.
Не менее значимой для нас является задача постановки полной и прозрачной системы учета доходов от предпринимательской деятельности. Для этого нами разработана и утверждена приказом дополнительная классификация статей и подстатей доходов группы "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", которая позволит вести подробный аналитический учет по всем видам доходов. С целью дальнейшей реализации данной классификации, подготовлены разъяснения по ее применению, проведен обучающий семинар для руководителей и специалистов территориальных отделений казначейства, министерств и ведомств республики.
К настоящему времени завершается выдача генеральных разрешений на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, главным распорядителям и получателям средств бюджета Республики Татарстан.
Отсутствие разрешений блокирует все операции по внебюджетной деятельности учреждений, что недопустимо в условиях необходимости решения задачи повышения заработной платы бюджетникам за счет платных услуг. В этой связи финансовым отделам и казначейским органам следует держать на контроле этот вопрос, самым тщательным образом проверяя документы, предоставляемые учреждениями.
Хочу проинформировать, что нами подготовлены изменения и дополнения в Закон "О бюджете Республики Татарстан на 2004 год", затрагивающие, в том числе, и статью 59. По данной статье снимается жесткое ограничение о направлении 50% доходов от предпринимательской деятельности на повышение заработной платы работников. В новой редакции вышеуказанной статьи Кабинету Министров будет дано поручение разработать типовой порядок распределения доходов, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности с учетом отраслевых особенностей. Это связано с высокой дифференциацией структуры себестоимости платных услуг в различных отраслях бюджетного сектора. Такое решение инициировано членами Межведомственной Комиссии по оптимизации расходов, в том числе и представителями профсоюзных органов.
На сегодняшний день все министерства имеют собственные программы оптимизации и реформирования отраслей. Все они в ближайшее время будут рассмотрены при работе вышеназванной Комиссии. После чего, с участием всех заинтересованных министерств, по графику будут приглашаться районы для рассматривания хода выполнения их оптимизационных программ.
В текущем году ужесточаются требования по получению и использованию федеральных средств. Для получения финансирования по стройкам и объектам, включенным в федеральные программы, требуется представление до 1 апреля 2004 Главным распорядителям кредитов федерального бюджета - государственным заказчикам Программ документов, подтверждающих наличие проектно-сметной документации на объекты, заключение Госэкспертизы России и государственной экологической экспертизы, утвержденный Сводный сметный расчет, титульный список стройки, основные технико-экономические показатели строек и объектов.
При отсутствии и несвоевременном представлении данных документов объекты будут исключаться из федеральных Программ.
В 2003 году по вышеуказанным причинам были исключены из федеральной адресной инвестиционной программы 9 объектов на сумму 18,7 млн. рублей, в основном объекты социальной защиты г.Казани (госзаказчик Минсоцзащиты РТ).
В ФАИП на 2004 год из 68 объектов, включенных в Программу по 48 объектам вышеуказанная документация в федеральные органы не представлена и должна быть доведена до 1 апреля 2004 года.
В целях предотвращения срыва выполнения программных мероприятий Министерству финансов РТ совместно с Минэкономпромом РТ необходимо подготовить проект нормативного документа, обеспечивающего свободный доступ к кредитным ресурсам предприятий, участников коммерческих программных мероприятий ФЦП. Кроме того, необходимо подготовить проект новой редакции ФЦП с учетом изменений объемов финансирования за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в 1 квартале 2004 года.
До 1 марта Дирекция ФЦП должна провести аудит всех документов по проектам, профинансированным из федерального бюджета в 2002 и 2003 годах.
О внедрении Автоматизированной системы управления бюджетным процессом Республики Татарстан
В 2003 году произошли позитивные сдвиги в процессе перехода на новое программное обеспечение казначейского исполнения бюджета Республики Татарстан.
Новый программный продукт - Автоматизированная система управления бюджетным процессом Республики Татарстан, разрабатываемый совместно Министерством финансов и московской компанией БСС ("Банкс Софт Системс"), позволит повысить эффективность управления государственными финансовыми ресурсами Республики Татарстан, контролировать движение бюджетных средств в режиме реального времени, тем самым блокируя любую возможность нецелевого использования средств.
В настоящее время завершен первый этап – стадия проектирования. Согласован перечень требований к разрабатываемой программе.
Следующий шаг – стадия разработки и тестирования. На данном этапе происходит создание программного продукта, разрабатывается нормативная база, регламентирующая процесс работы с программой.
В соответствии с утвержденным графиком, в конце апреля 2004 года, завершив стадию разработки и тестирования, мы планируем перейти непосредственно к реализации нового программного обеспечения – начать этап внедрения "пилотного" варианта программы.
Участие в "пилотном" проекте примут Министерство образования, РБК, Главное архивное управление, Войсковая часть и Зеленодольский район, отдел финансирования отраслей народного хозяйства Департамента казначейства Министерства финансов РТ.
На данной стадии специалистам будет дана возможность оценить преимущества и недостатки внедряемого программного продукта, чтобы, устранив замечания, до 31 марта 2005 года внедрить новую программу в рамках казначейской системы Республики Татарстан.
В конечном итоге работа, направленная на оптимизацию казначейских технологий, совершенствование операционных процедур казначейского исполнения и учета исполнения бюджета Республики Татарстан, позволит не только обеспечить более тесное взаимодействие бюджетных учреждений и органов, исполняющих бюджет, но и решить главную задачу – обеспечить строгое исполнение утвержденного бюджета.
В этой связи прошу вас, уважаемые коллеги, принять самое заинтересованное участие в реализации этапов внедрения Автоматизированной системы управления бюджетным процессом Республики Татарстан.
Заключение
В целях обеспечения качественного исполнения бюджетов всех уровней 2004 года требуется неукоснительное выполнение задач, поставленных в проекте решения сегодняшней коллегии. Этот документ вам роздан, прошу его внимательно изучить и внести в него свои замечания и предложения в установленный срок.